Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбалансированная вертикальная интеграция

Корпоративное управление

1.Корпорация, экономическая сущность, правовой статус

Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.

Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».

четыре признака корпорации:

· Юридическое лицо

· Ограниченная ответственность

· Свободная продажа акций

· Централизованное управление советом директоров

Юридическая независимость корпорации определяет ее стабильность и

продолжительное существование. Акционеры могут входить или покидать

компанию по собственному желаний. Кредиторы и клиенты имеют дело с одним

экономическим объектом, а не с рядом партнеров. Далее, корпорация обладает

собственностью и заключает контракты от своего собственного имени, а не от

имени совладельцев.

Ограниченная ответственность подразумевает, что акционеры не могут

понести ущерб больший, нежели сумма, вложенная ими в дело. Это наиболее

существенная защита акционера. У человека могут быть вложены средства в

дюжину корпораций, но он ничем не рискует.

2.Интеграционные процессы и внутрикорпоративный обмен. Горизонтальная и вертикальная интеграция

Корпорации создаются на основе интеграции организаций из различных областей деятельности. Различают следующие виды интеграционных процессов:

- поточный - из совокупности технологически взаимозависимых и вертикально объединенных производств;

- с разделением выходов из головной компании и горизонтально комбинированными производствами;

- с разветвлением входов и головную компанию и кооперацией субъектов по производству конкретной продукции;

- через объединение нескольких организаций и промышленных производств на основе жизненного цикла продукта;

- комбинированный из перечисленных структур.

В процессе создания многопродуктовой корпорации интегрируются производства неосновного профиля. Так достигается стабилизация и поддержаниена высоком уровне экономических показателей деятельности. В состав вертикальной многопродуктовой корпорации включают организации с разными этапами и стадиями жизненного цикла продукции и технологий. Такое объединение совершенствует и повышает уровень технического развития предприятии и создает предпосылки для возникновения крупных технических и научно-исследовательских комплексов специализированного и широкого профиля.

Крайне важна корпоративная интеграция по этапам жизненного цикла продукта в сфере сбыта. Она способствует созданию и поддержанию на высоком уровне на национальных и международных рынках реализации продукции.

Интеграция и объединение в одной корпорации множества связанных производств формирует и расширяет внутрикорпоративный обмен. Через систему внутренних расчетных цен распределяются затраты на промежуточное сырье и оптимизируются цены готовой продукции.Внутрикорпоративные расчеты по более низким ценам снижают для корпорации налоговое бремя и аккумулируют средства в материнской компании. В связи с этим корпорации всячески стремятся расширить внутренний обмен продуктов и полуфабрикатов по заниженным ценам.

Вертикальная интеграция — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.

В отличие от горизонтальной интеграции, при которой происходит консолидация нескольких компаний, производящих одни и те же товары или услуги, вертикальная интеграция направлена на захват одной компанией нескольких этапов производства товаров или услуг — например, производство сырья, собственно производство товара или услуги, перевозка к месту реализации, маркетинг и розничные продажи.

Вертикальная интеграция назад

Компания осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырьё, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании. Например, автопроизводители могут владеть компанией по производству покрышек, по производству автомобильных стёкол и автомобильных шасси. Контроль над такими компаниями обеспечивает стабильность поставок, качества и цены конечного продукта. Кроме этого это позволяет увеличить вертикально-интегрированному холдингу собственный объём прибавочной стоимости.

Вертикальная интеграция вперёд

Компания осуществляет вертикальную интеграцию вперёд, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят товар или услуги, которые находятся ближе к конечной точке реализации продукта или услуги потребителю (или даже последующему сервису или ремонту).

Сбалансированная вертикальная интеграция

Компания осуществляет сбалансированную вертикальную интеграцию, если она стремится получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и/или производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю.

Горизонтальная интеграция происходит тогда, когда одна фирма берет под контроль или поглощает другую фирму, находящуюся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства, что и поглощающая фирма.

К примеру, один автопроизводитель берет под контроль другого автопроизводителя; в данном случае они находятся на одной ступени производства и в одной и той же отрасли промышленности. Монополия созданная посредством горизонтальной интеграции называется горизонтальной монополией

3.Корпоративные формы организации бизнеса. Основные особенности корпоративного упр-ия собственностью.

Холдинг (холдинговая компания) — корпорация или акционерная компания, представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые, смешанные, или оперативные. Чистые холдинги ограничиваются выполнением контрольно-управленческих функций; смешанные, кроме контрольно-управленческих, могут брать на себя предпринимательские, торговые, транспортные и другие функции, связанные с развитием холдинга.

ФПГ – это совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных для реализации общих целей без потери юридической самостоятельности. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Среди них обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций

Концерн — это совокупность организаций, объединенных производственным циклом. Это могут быть объединения промышленных фирм, организаций транспорта, торговли, строительства или банковской сферы. Получили распространение в отраслях, связанных с добычей, и переработкой полезных ископаемых: например, бывший государственный концерн по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» (сейчас — акционерное общество).

Консорциум — временное объединение предприятий, создаваемое с целью реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных или коммуникационных проектов. В консорциум могут входить предприятия и организации различных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных объединений. Консорциумы создают единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка. В последние годы появляются международные консорциумы, в которых в качестве участников выступают государства.

Консорциумы {исследовательские) — организационная форма сотрудничества промышленных фирм и других организаций, используемая при проведении крупномасштабных НИОКР, временное объединение для осуществления крупных программ или проектов. За счет паевых взносов участников формируются средства для их реализации.

Конгломерат — это объединение разнородных предприятий в единую компанию. Тип компании определяется характером ее диверсификации. Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Другими словами, конгломератная диверсификация предусматривает выход компании в сферы деятельности, прямо не связанные с основной номенклатурой производства. Важнейшим инструментом конгломератной диверсификации является слияние и поглощение других компаний. Конгломератам свойственна децентрализация управления. Однако в настоящее время распространены конгломераты, имеющие единый финансовый контроль со стороны холдинга.

Картель — форма объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Нарушение соглашения ведет к штрафам.

Международные картели заключают соглашения о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении согласованных цен (картельных цен). В последнее время картельные соглашения предусматривают патентные соглашения, договоры об обмене научно-технической информацией, ноу-хау и т.п.

Синдикат — объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию. Создается для контроля над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли.

Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую контору, этим достигается монопольная цена. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др.Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ.

Трестом принято считать объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность.

Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста. Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Лучшая организационная форма треста — комбинат.

«Правильное» корпоративное управление возможно обеспечить высокую конкурентоспособность компании. Считается, что корпоративное управление страхует от злоупотреблений, но делает компании менее гибкими.В то же время, компании, соблюдающие стандарты корпоративного управления, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций (например через IPO). По мнению инвесторов, хорошее корпоративное управление обеспечивает честность менеджмента и прозрачность деятельности компании, поэтому риск потери средств существенно уменьшается.Для компаний из развивающихся стран К особенно важно, так как международные инвесторы особенно опасаются за честность и деловые качества их менеджмента. Капитализация компаний с хороших ку выше средней по рынку.

4.Интегрированные корпоративные структуры. Особенности финансово-промышленных групп. Конфликты в трудовом коллективе и методы их разрешения.

Интегрированная корпоративная структура - вертикальное или горизонтальное объединение имущесвенно,технологически,финансово и информационно связанных компаний,имеющие центр управления.

Целью создания ИКС является:
-Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности, минимизация производственных и трансакционных издержек;
-Рост капитализации общества за счет объединения активов нескольких организаций.Создание оптимальных технологических и кооперационных связей, свобода маневра ресурсами;

-Повышение экспортного потенциала и возможностей проникновения на международный рынок и закрепления на нем;

-Ускорение научно-технических разработок и их внедрения в производство (инновации);

-Повышению инвестиционной привлекательности в связи с ростом финансовой устойчивости, привлечение инвестиций.

Таким образом, экономической предпосылкой ИКС является стремление повысить конкурентоспособность участников (вошедших в ИКС единиц) путем объединения их активов (материальных, нематериальных и финансовых).

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций:промышленные;торговые;кредитно-финансовые организации.

Отличительными признаками финансово-промышленной группы являются:

· Обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций

· Наличие главной, центральной кампании

· Государственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта

· Государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы; принадлежность участников финансово-промышленной группы к тем сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и экспортный потенциал Российской Федерации.

Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.

Конфликты «руководитель – подчиненный» по вертикали. Управленческие причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчинённых со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчинённых; нарушения в системе стимулирования труда. Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчинёнными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчинённому, и наоборот;

выделяются следующие трудовые конфликты между:

- трудовым коллективом и администрацией;

- трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;

- администрацией и профкомом;

- трудовым коллективом и руководством отросли;

- трудовыми коллективами разных организаций;

- трудовыми коллективами и органами управления государства.

три предмета конфликта.

- Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).

- Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.).

- Выполнение ранее принятых договорённостей (взаимные поставки, расчёты; погашение долгов и т.д.).

Причины трудовых конфликтов:

- бюрократическое отношение администрации к интересам работников; бездействие администрации в улучшении условий труда; попытки администрации незаконно уволить работников;незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства;девальвация ценностей трудовой культуры;снижение трудовых и социальных гарантий работающих;низкая заработная плата, несправедливые расценки;несвоевременная выплата заработной платы;нецелевое расходование руководителями финансовых средств;нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.;рост безработицы;

Коллективные трудовые конфликты (споры), бывают двух видов:1) конфликты, возникающие в связи с установлением и изменением условий труда; 2) конфликты по поводу выполнения уже заключенных коллективных договоров и соглашений.

Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия:психологический отбор специалистов в организацию; стимулирование мотивации к добросовестному труду; справедливость и гласность в организации деятельности; учёт интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение;своевременное информирование людей по важным для них проблемам;организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;уменьшение зависимости работника от руководителя;поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста;справедливое распределение нагрузки между подчиненными.

 

5.Финансовые рынки – основной источник финансирования развития корпораций. Рынки капиталов и ипотечных ценных бумаг, взаимосвязь и особенности.(уточнить вторую часть вопроса)

Финансовые рынки состоят из денежных рынков и рынков капитала. Денежные рынки есть рынки ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами, по которым рассчитаются в коротком сроке (обычно меньше чем один год). Рынки капитала есть рынки долгосрочного долга (со сроками более чем один год) и акций.
Финансовые рынки функционируют, как первичные, так и вторичные рынки для долговых ценных бумаг и акций. Срочный первичный рынок обращается к первоначальной продаже ценных бумаг правительствами и корпорациями. Вторичные рынки те, на которых эти ценные бумаги покупаются и продаются после первоначальной продажи. Акции, конечно, выпускаются исключительно корпорациями. Ценные бумаги, являющиеся долговыми обязательствами выпускаются как правительствами, так и корпорациями.
Денежный поток Мы думаем, что наиболее важная работа финансового менеджера - создание стоимости в процессе капитального бюджетирования, финансирования и текущей деятельности фирмы.

Основными преимуществами корпорации как формы организации бизнеса являются простота передачи прав собственности и сравнительно быстрое получение дополнительных денежных ресурсов с помощью эмиссии новых пакетов акций. Оба эти преимущества реализуются на финансовом рынке, который играет важную роль в корпоративном финансировании индустриально развитых стран. Финансовый рынок выражает совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от владельцев (инвесторов) к пользователям (заемщикам) с помощью финансовых инструментов (ценных бумаг). Он многообразен, но предмет купли-продажи один — деньги, предоставляемые в различных формах.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребностей в денежных ресурсах у хозяйствующих субъектов с наличием источников покрытия данных потребностей. На практике свободные денежные средства могут быть в наличии у одних владельцев (инвесторов), а инвестиционные потребности возникают у других субъектов рынка (эмитентов). Для перераспределения временно свободных денежных средств и предназначен финансовый рынок. Его функциональное назначение заключается в посредничестве движению денежных средств от владельцев к пользователям.

Владельцами выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя свободные денежные средства для последующего инвестирования в высокодоходные финансовые активы. Частные лица (домашние хозяйства) осуществляют вложения своих сбережений непосредственно (индивидуальным способом) либо через финансовых посредников — финансово-кредитные институты.

В роли заемщиков выступают хозяйствующие субъекты, вкладывающие полученные с финансового рынка денежные средства в различные объекты предпринимательской деятельности (в производство, торговлю, недвижимость и т. д.) с целью извлечения дополнительной прибыли.

Следовательно, средства, поступившие акционерным обществам с финансового рынка, повышают их финансовую устойчивость и платежеспособность, а также создают финансовую базу для экономического роста.

6. Национальные корпорации и ТНК и их роль в развитии мировой и национальных экономич. систем.

Отличительным признаком крупной корпорации являетсяее меж­национальная деятельность и выходна рынки и впроизводства дру­гих стран. В ТНК сосредоточена масса производственных и сбыто­вых дочерних компаний на большинстве национальных рынков стран с открытой экономикой. Современные национальные и транснациональные корпорации отличают громадные масштабы внутрифирменного (между материн­скими и дочерними компаниями) обмена продукцией. Часто эти отношения обмена шире национальных границ государств и распрост­раняются на область международных связей, через которые ТНК прямо воздействуют па социально-политическое развитие государств, в которых базируется бизнес. ТНК - это национальная по капиталу и контролю, но интернациональная по областям деятельности компания.

Образование дочерних компаний и филиалов происходит через экспорт капитала крупнейшими корпорациями, которые становятся главными субъектами мирового рынка и главными проводниками интернационализации хозяйственной деятельности. Функции:

1. ТНК стимулируют НТП, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.

2. ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению МРТ и вовлекая принимающие старны в международные экономические отношения.

3. ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места.

4. ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. они обладают высокой конкурентоспособностью.

Конкурентные преимущества ТНК:

§ Владение и доступ к природным ресурсам, капиталу и результатам НИОКР по всему миру.

§ Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.

§ Возможность выбора места размещения филиалов в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.

§ Низкая стоимость финансовых ресурсов, благодаря более широким возможностям их привлечения.

§ Экономия на масштабах предприятия

§ Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции

7.Бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия как источник исходной информации для оценки бизнеса.

Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период.

Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта.

Существует четыре главных вида финансовой отчётности:

1. бухгалтерский баланс группирует активы и пассивы компании в денежном выражении.

2. отчёт о прибылях и убытках содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты.

Отчет о прибылях и убытках — одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2-это название применимо только до 2011 года), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:

• прибыль/убытки от реализации продукции;

• операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);

• доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);

Также представлены:

• затраты предприятия на производство реализованной продукции по полной или производственной стоимости,

• коммерческие расходы, управленческие расходы,

• выручка нетто от реализации продукции,

• сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО(А)),

• чистая прибыль.

3. Отчёт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации. Отчёт об изменениях капитала (форма № 3) — отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Кроме того, в этой форме указывают корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок.[1]

4. отчёт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определённый отчётный период. Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода[1][2]. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании[3].

 

Бухгалтерский баланс — одна из основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале[5]. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.

Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес. Активы показывают какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи

 

8.Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления.

Англо-американская (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия)   Японская Немецкая (Германия, Нидерланды, Скандинавия, частично Франция и Бельгия)
  Главные свойства  
Широко и растущим числом представлены индивидуальные, независимые акционеры(аутсайдеры). Важны роль рынка, фиктивного капитала. Законодательно определены права и обязанности участников. Высокий процент банков и корпораций в качестве акционеров. Акцент на банковский и межкорпоративный контроль и представительство. Банки играют ключевую роль в представительстве и контроле всех уровней корпоративного управления и являются долгосрочными акционерами корпораций.
  Ключевые участники  
Управляющие, директора, акционеры, биржи, правительство Банки, аффилированные корпоративные акционеры(члены кейрецу). Правление, правительство Банк. Правление, Наблюдательный совет. Широко представлены работники корпорации.
  Структура владения акциями  
Преобладают индивидуальные, институциональные инвесторы. В Великобритании – 65%, Америке – 60%(соответственно 20% первых). Отмечен рост за последние 10 лет до 50% институциональных инвесторов от совокупного акционерного капитала. Акции сосредоточены в руках финансовых и корпоративных организаций. Доля страховых компаний достигает 50%, корпораций – 25%, иностранных инвесторов – 5% Преобладание банков и корпораций, которые имеют доли и в неаффилированных корпорациях. Работники входят в состав управления. Институциональные агенты и отдельные инвесторы не играют важной роли.
  Мониторинг деятельности  
Рыночный, через сигнальные функции рынка фиктивного капитал. Акционеры голосуют по почте или по доверенности. Институциональные инвесторы контролируют деятельность Доминирует банковский и межкорпоративный(антикризисный) контроль. Корпорации предпочитают аффилированных долгосрочных акционеров. Годовые собрания формальные. Акции носят представительный характер. Банки распоряжаются активами единолично. Требуется личное присутствие на собрании или передача права голосования банку.
  Законодательство  
США: законы штата, федеральные, комиссия по ценным бумагам и биржам. Великобритания: акты парламента, коллегия по ценным бумагам и инвестициям Копирует законодательство США, Правительство влияет на корпорации через своих представителей. Федеральные и земельные законы. Национальное агентство по ценным бумагам.
  Акции, одобряемые акционерами, и раскрытие информации  
Акционеры не голосуют по размеру дивидендов (США), в Великобритании этот вопрос решается голосованием. Избрание директора, назначение аудиторов, выпуск акций, слияния и поглощения. США: квартальный и годовой отчет с информацией о владении акциями директорами и акционерами с пакетом Выплата дивидендов, выборы совета директоров, назначение аудиторов, изменения в Уставе, слияния и поглощения. Полугодовой отчет со сведениями: о структуре капитала, членах совета директоров и их зарплатах, поправках к Уставу, списком 10-ти крупнейших акционеров, о слияниях. Распределение доходов, утверждение решений наблюдательного совета и правления. Выборы руководящих органов. Полугодовой отчет, отражающий структуру капитала и акционеров, владеющих более чем 5% акций. Данные о слияниях и поглощениях.

В японской, независимые акционеры практически не в состоянии повлиять на дела корпорации. В результате этого действительно независимых акционеров, то есть директоров, представляющих независимых (внешних) инвесторов, мало.

В японской модели, как и в немецкой, банки являются ключевыми акционерами и развивают прочные связи с корпорациями в силу того, что они оказывают множество различных услуг и их интересы перекрещиваются с интересами корпорации. В этом состоит основное отличие этих моделей от англо-американской, где такие отношения запрещены антитрестовским законодательством. Американские и английские корпорации получают финансовые и другие услуги из разных источников, включая хорошо разработанные рынки ценных бумаг.

Немецкая модель. она предусматривает двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета) и наблюдательного совета. численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами. в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения прав акционеров в части голосования, т. е. ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и оно может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет. Корпорации могут иметь долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т. е. корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных между собой корпораций..Включение представителей рабочих (служащих) в состав наблюдательного совета является дополнительным отличием немецкой модели от японской и англо-американской.

 

 

9.Основные элементы модели корпоративного управления. Взаимоотношения собственников и менеджеров в корпоративном управлении.

Модель корпоративного управления – это система управления определенного типа, которая представляет собой определенный состав органов управления акционерного общества с особыми взаимосвязями, определенной подотчетностью, в которой воплощается определенный перечень полномочий и ответственности. Хотя структура управления акционерным обществом в каждой стране имеет специфические особенности, вместе с тем существует много общих черт корпоративного управления [133], что позволяет выделить две основные модели корпоративного управления: англо-американскую и континентально-европейскую.

элементы каждой модели:

- ключевые участники и учредители корпорации;

- структура владения акциями в конкретной модели;

- состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);

- законодательные рамки;

- требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;

- корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;

- механизм взаимодействия между ключевыми участниками.

 

На предприятиях б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...