Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Амбивалентная этничность — тип с явно невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешанной этнической среде.




При таком подходе к рассмотрению природы этничности важное значение приобретают основания этничности. В этнологической науке принято выделять три типа оснований этнической идентичности: 1) порождающие механизмы; 2) признаки общности и 3) средства (условия) реализации идентичности.

о принадлежности к той или иной этнической общности имеет важное значение в жизни каждого человека, поскольку, осознавая себя членом какой-либо этнической группы, человек приобретает чувство психологического равновесия. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, с ними он не чувствует себя одиноким и беспомощным, а в массе людей, составляющих этническую группу, ему комфортно, так как он ощущает психологическую поддержку. Такое проявление этнического самосознания часто наблюдается у переселенцев, покинувших свою этническую территорию и находящихся среди представителей другого этноса. Для них чувство одиночества и неуверенности, возникающее в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что они не одиноки в мире и принадлежат к определенной этнической группе.

Понятие “идентичность” сегодня широко используется в различных науках, каждая из которых придает ему свое значение и дает собственную интерпретацию. Наряду с другими науками этот термин получил распространение в этнологии, где он довольно быстро приобрел статус аналитического понятия, поскольку стал активно использоваться в исследовании многих вопросов данной науки. Постепенно было конкретизировано его содержание, и идентичность в этнологии стала пониматься как осознание индивидом себя как представителя определенного этноса, чувство тождества с одной этнической группой и отделения от других групп.

Этническая идентичность представляет собой не только осознание своей тождественности с этнической группой, но и ее оценку. В зависимости от сочетания разных причин и условий этническая идентичность может иметь позитивный или негативный характер. Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса. Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных. Теоретические исследования этнической идентичности позволили ученым выделить семь ее основных типов, различающихся между собой устойчивыми чертами и признаками.

1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависят от типа личности индивида и от практической ситуации. Отклонения от “нормы” могут происходить как в направлении нарастания этничности, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность, предполагающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При данном типе идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами культуры, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д.). Иными словами, среди всех связей и отношений человека этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием “прав народа” выше “прав человека”, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности “этнических чисток”, стремлением “не смешиваться” с другими этносами.

4. Этнический фанатизм тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайне агрессивная форма идентичности.

5. Этническая индифферентность характеризуется практическим равнодушием к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к культурным ценностям своего и других народов. Этот тип независим от норм и традиций собственной этнической группы, а на жизненные поступки и поведение носителей этого типа никак нe влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других людей.

6. Этнонигилизм, более известный как космополитизм, представляет собой полное отрицание этничности, любых этнических и этнокультурных ценностей. Обычно этот тип идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими этническими группами. Следствием такого положения становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание любого другого типа этничности.

Амбивалентная этничность — тип с явно невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешанной этнической среде.

При таком подходе к рассмотрению природы этничности важное значение приобретают основания этничности. В этнологической науке принято выделять три типа оснований этнической идентичности: 1) порождающие механизмы; 2) признаки общности и 3) средства (условия) реализации идентичности.

Семинар 1

1. Межэтническое взаимодействие.

2. Национальная установка. Своеобразие проявления национальных установок.

3. Этнические нормы.

4. Дискриминация, сегрегация, этноцентризм, геноцид, ассимиляция.

 

Доклад: «Сущность и проявление национального стереотипа».

 

 

Тема 5. Национально-психологические особенности представителей разных народов России. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья

Лекции - 4 часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Русские как представители славянского этноса. Национально-психологические особенности русских. Тюркские и алтайские народы России. Национально-психологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов. Финно-угорские народы России. Национально-психологические особенности представителей финно-угорской группы народов. Буряты и калмыки. Национально-психологические особенности представителей монгольской группы народов. Национально-психологические особенности представителей тунгусо-маньчжурской группы народов. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

Национально-психологические особенности представителей народов Северного Кавказа. Национально-психологические особенности белорусов и украинцев. Национально-психологические особенности народов Прибалтики. Национально-психологические особенности народов Средней Азии. Национально-психологические особенности народов Закавказья.

Методические указания. Проблематика: национально-психологические особенности русских, национально-психологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов, национально-психологические особенности представителей финноугорской группы народов, национально-психологические особенности представителей монгольской группы народов, национально-психологические особенности представителей тунгусоманьчжурской группы народов, национально-психологические особенности представителей народов Северного Кавказа.
Информация к размышлению. В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и соответственно национальное сходство. Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны и предполагая, что на этой основе можно строить стратегию и тактику межнациональных отношений, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп:

представители славянских национальностей: русские, украинцы, белорусы;

представители тюркской и алтайской групп народов: татары, чуваши, башкиры, кумыки, тувинцы, хакасы, ногайцы, алтайцы;

представители финноугорской группы народов: мордва, удмурты, марийцы, коми и коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы;

представители монгольской группы народов: буряты, калмыки;

представители тунгусоманьчжурской группы народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удэгейцы, орочи; представители народов Северного Кавказа — адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутильцы и др.

Трудно рассмотреть национально-психологические особенности всех перечисленных народов (некоторые из них и не изучались психологами), поэтому основное внимание будет уделено характеристике лишь некоторых титульных национальных и этнических групп.
На психологию народов России, как и многих других этнических общностей земного шара, оказала большое влияние религия: на население нашей страны — православие, ислам и буддизм, на западно-европейские и северо-американские нации — католицизм и протестантизм, на этносы Ближнего Востока и Африки — ислам. Каждая из этих религий и конфессий формировала определенные особенности мышления, традиции поведения, но это предмет особого разговора, так как затрачивает множество проблем, выходящих за рамки этнопсихологии.

У каждого народа есть свои положительные и отрицательные качества. Русские в этом отношении не являются исключением. Русский характер обусловлен в определенной степени безжалостным авторитарным правлением в течение многих столетий, необъятными просторами России и суровостью ее климата. Под влиянием этих факторов сложились такие важнейшие черты русских, как человеколюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского характера, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в “состоянии души”.

Фактор климата особенно сильно сказался на русских крестьянах, которые вынуждены были бездействовать большую часть года, а затем в оставшийся короткий период лихорадочно работать до изнеможения. Отсюда, помимо отмеченных черт, у русских можно часто встретить и такие качества как леность, несобранность, прожектерство, неумение доводить начатое до конца. Это те черты, которые во все времена высмеивались на Руси и отмечались иностранцами. Вместе с тем последними всегда подчеркивалась высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

На протяжении многих столетий политическая власть в России имела авторитарный характер. Соответственно, деспотическое, циничное правление развивало в людях следующие черты характера: крайнюю подозрительность, скрытность, явную пассивность, готовность пойти на мелкое мошенничество, неуважение к законам, которые дополнялись традиционным русским пессимизмом и стоицизмом во время разного рода бедствий. Несмотря на то что русские вынуждены зачастую решать для себя проблему выживания и поэтому идти на крайние поступки, они остаются в основном душевными, заботливыми отзывчивыми людьми. Даже американцы, сравнивая свои черты с русскими, обнаруживают много общего с ними. Грубоватое русское гостеприимство очень похоже на американское, оно также возникло в результате того, что люди стремились освоить свой континент. Оба народа с подозрением относятся к аристократам и неудобно чувствуют себя, когда слышат изысканную речь в стиле некоторых европейских народов. Оба народа мыслят масштабно и считают, что на их долю выпала важная мессианская роль в отношениях с другими народами.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством, гостеприимством и трудолюбием. Профессиональное мастерство всегда было и остается среди русских мерой достоинства человека. В каждой русской семье родители всегда воспитывали у детей стремление жить в мире, любви к труду, человеку и осуждали лень, тунеядство, плутовство. Обладая такого рода положительными качествами, Русские в то же время могут легко поддаваться отрицательным влияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми, безответственными и халатными.

Наконец, представители русского народа довольно легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новым для Них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде и т.п. Они высоко ценят образование и успешно овладевают знаниями, быстро достигают необходимой профессиональной квалификации.

Семинар 1

Темы сообщений:

1. Национально-психологические особенности представителей славянского этноса и своеобразие психологии народов ближнего зарубежья.

2. Национально-психологические особенности представителей тюркской и алтайской групп народов.

3. Национально-психологические особенности представителей финно-угорской группы народов.

4. Национально-психологические особенности представителей народов Северного Кавказа и Закавказья.

5. Национально-психологические особенности Национально-психологические особенности народов Средней Азии.

6. Национально-психологические особенности представителей монгольской группы народов.

7. Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

 

 

Тема 6. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья

Лекции - 2 часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Психологические особенности американцев. Национально-психологические особенности англичан. Национально-психологические особенности немцев, Национально-психологические особенности французов. Национально-психологические особенности испанцев. Национально-психологические особенности греков. Национально-психологические особенности турок. Национально-психологические особенности японцев. Национально-психологические особенности китайцев.

Методические указания. Вплоть до конца XIX в. Америка считалась культурной провинцией, перенимающей от просвещенной Европы передовые взгляды в науке, искусстве, идеологии. Американцы тогда полагали, что настоящее образование можно получить только в европейских университетах. Но со временем положение изменилось, в Америке сформировались собственные культурные и научные центры. А когда экономический рост стал превращать США в образцовую страну процветающего капитализма, тогда в американском сознании стали преобладать представления об особой исторической миссии Америки. Постепенно сложилась и утвердилась идеология американизма. Она включает в себя веру, убеждение в превосходстве американского общества над всеми другими, особый американский патриотизм, доходящий до национализма, признание Америки как спасительницы мира, цитадели демократии, гуманизма, гражданских и религиозных свобод.

Современный американец, как правило, уверен, что он живет в самом передовом государстве земного шара. Превосходство американской социально-политической системы, американского образа жизни, американской культуры есть для него самоочевидная аксиома. Поэтому он видит свой долг в их распространении по миру. Рост американского влияния на все остальные страны он считает закономерным и необходимым процессом, который приносит лишь благотворные для них результаты.

В этническом образе американцев одновременно сосуществует много противоречивых черт, что является результатом своеобразной истории страны и народа. Для них, как и для большинства представителей других этносов, характерно трудолюбие, которое, однако, имеет свои особенности. Американцы трудолюбивы главным образом тогда, когда им это выгодно. В этом случае они энергичны, напористы, полны неиссякаемого делового азарта. В иных случаях эти качества проявляются слабо. Поэтому работоспособность, усердие, целеустремленность американцев в повседневной жизни нельзя оценить однозначно. Но там, где эти качества проявляются, они дополнительно усиливаются предприимчивостью, изобретательность, смелостью, упорством.

Англичане относятся к категории народов, в характере которых преобладает репрессивность, т.е. самоконтроль и самообладание считают главным достоинством человеческого характера.

Темп жизни в Англии несколько замедлен, и поэтому англичане флегматичны и хладнокровны, им присуще невозмутимое спокойствие, выдержка, но никак не равнодушие и не отсутствие инициативы. Просто для англичан характерен хорошо выработанный механизм торможения эмоций, который обнаруживается в умении игнорировать беду. Именно тогда проявляется их окрашенный юмором оптимизм. При этом английский юмор весьма существенно отличается от французского остроумия, стремящегося показать тонкость ума в ярких, смешных, язвительных оценках различных событий и явлений. Для англичан характерно чувство юмора, направленное на самих себя либо на представителей их этнической общности. Они любят высмеивать свои отрицательные качества, однако не позволяют этого делать другим.

При встрече с препятствием их умение владеть собой трансформируется в упрямую одержимость. Они высоко ценят способность сохранять спокойствие и даже недооценивать степень опасности в экстремальных ситуациях. Их врожденное отсутствие демонстративности подкрепляется боязнью вторжения в личную жизнь. Близкие друзья человека, которых он знает по школе или университету, по спортивному клубу или по военной службе, могут быть совершенно незнакомы его жене. В этом смысле понятие “друг” имеет у англичан своеобразную трактовку, более близкую к тому, что мы понимаем под словом “знакомый”. Людей сближает определенный круг общих интересов. Личная жизнь чаще всего остается за пределами этого круга.

Характерной национальной чертой англичан считается их “холодность”. Как считают исследователи, формирование этой черты произошло под влиянием двух причин. С одной стороны, это культивирование в течение большого исторического промежутка времени таких качеств, как максимальная сдержанность, рассудительность, выдержка и самообладание, а с другой — проявление преимущественно флегматичного и сангвинического темпераментов. Англичане не столько избегают иностранцев, сколько не проявляют к ним особого интереса, относясь к ним снисходительно. Жители Британских островов издавна тяготели к двум стереотипным образам иностранцев. В одних они привыкли видеть соперников, которых необходимо победить, в других — дикарей, которых надлежало усмирить и приобщить к цивилизации, подчинив их британской короне. В обоих случаях англичане не проявляли желания знакомиться с языком и образом жизни иностранцев, с которыми вступали в контакт.

Жители современной Англии прославились своим нежеланием разговаривать с незнакомыми людьми в транспорте. Их оскорбляет, если случайный сосед заглянул в газету, которую они держат в руках. Разговор о семейной жизни или о доходах считается у них неприличным. Темы для разговоров традиционно ориентированы на беседу о погоде или на увлечения (хобби). Такая тематика может показаться на первый взгляд бессодержательной, лишенной смысла, однако это является заблуждением. За внешней сдержанностью англичанина скрывается эмоциональная, восприимчивая натура.

Японцы. Вплоть до середины XIX в. Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на диктатуре феодальных правителей — сёгунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Автократический тип отношений способствовал возникновению строгой иерархии моральных и социальных обязанностей как по вертикали, так и по горизонтали. Это породило в свою очередь специфические особенности национальной психологии японцев — подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям.

Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекли простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, высокий прирост населения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальные возможности: условия для существования. В результате в национальном характере японцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского народа и императорской власти, превосходство японцев над другими народами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания, как приверженность “культуре предков”, чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом. Для современных японцев также характерна ксенофобия, японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностранцы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях. Однако их национализм не агрессивен, а скорее амбициозен.

Французы. Отличительными чертами этнического образа этого народа является повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие. Французский народ живет в собственном мире, центром которого является Франция. Французы поглощены своей историей и склонны верить в то, что их страна определила стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, науки, изысканной кухни и “умения жить”. Другие страны имеют нормы, отличные от этих, и они должны многому научиться, прежде чем станут правильно понимать эти вещи. Французы в общем довольно мило относятся к иностранцам — ни положительно, ни отрицательно. Они будут вести с вами дела, если у вас есть хорошие товары или если вы покупаете что-то у них, но их позиция всегда будет несколько снисходительной.

Современные французы отличаются аналитическим умом, богатством воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов находится постоянно под влиянием их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя при этом своей интуиции, французский ум принимает решения слишком быстро — заниматься рациональной оценкой действий для него очень утомительно. Поэтому они легче, чем другие народы, подвергаются внушению идей — ведь идеи для них предпочтительнее фактов.

Чувствительность и легкая эмоциональная возбудимость — главные характеристики французского темперамента. Жизнь французов построена на чувствах. Их чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полную противоположность флегматичным и сдержанным англичанам. Подвижный темперамент определяет их склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов. Вследствие постоянной смены эмоций внешнее проявление чувств воспринимается со стороны как искаженное “эго”, как каприз. Это проявляется и в преувеличенном выражении чувств.

Во Франции землячество является одним из самых распространенных способов установления контактов между незнакомыми людьми, случайно столкнувшимися в обществе или на работе. Это связано с тем, что уроженцы различных провинций Франции пользуются в народе определенной репутацией благодаря конкретным отличительным чертам своего характера.

Семинар 1

Темы сообщений:

1. Психологические особенности американцев.

2. Национально-психологические особенности англичан, немцев, французов, испанцев.

3. Национально-психологические особенности греков, турок.

4. Национально-психологические особенности японцев, китайцев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...