Параллели в образной системе романа
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Четко выверенная, рассчитанная, расчерченная система образов романа строится на параллелях. Рубин – Сологдин – э ти герои – только кажущиеся антиподы. Что их отличает? Рубин западник, Сологдин (поначалу) – почвенник. Рубин – еврей, Сологдин – российский дворянин. Рубин – полиглот, Сологдин не признает никакого языка, кроме русского, очищенного от всех иноязычных элементов. Рубин – убежденный марксист, Сологдин – убежденный противник любых проявлений социализма и марксизма. Рубин – демократ, Сологдин – аристократ по рождению и убеждениям. Но соединяет их, пожалуй, большее, чем разъединяет. Оба они живут, ослепленные идеологией, – каждый своей. Оба иронически относятся к контактам Нержина с дворником Спиридоном, называя их «хождением за сермяжной правдой» – никакой правды у дворников, крестьян и т.п. простонародья, с их точки зрения, нет и не может быть никогда. «Сами же Рубин и Сологдин, – пишет Солженицын, – не искали этой сермяжной правды, ибо обладали Абсолютной прозрачной истиной». Следовательно, оба они осознают себя элитой, оба – «второэтажники». Оба делают выбор хотя и разный, но схожий. Рубин изобличает Володина, Сологдин создает проект «абсолютного шифратора». Оба остаются на «шарашке», чтобы и дальше их таланты были использованы для нужд режима. Для Солженицына Рубин – хуже, чем Сологдин, потому что и для него самого ничего хуже марксизма и социализма нет. Но параллели в этих фигурах очевидны, потому что Солженицын не просто антимарксист. Он отнюдь не «западник», как Сологдин. ОН не чурается «сермяжной» народной правды. А самое главное, он вообще антиидеологичен, он против любой идеологии, порабощающей человека.
Поэтому полярные по идеологической позиции герои (Рубин и Сологдин) им уравнены нравственно их выбором.
Выбор Глеба Нержина Не соглашаясь ни с позицией Рубина, ни с позицией Сологдина, alter ego Солженицына Глеб Нержин проходит к своему выбору через несколько искушений. Одно из них – правда и бунт дворника Спиридона. Этот человек в жизни своей испытал немыслимые страдания. Он и участвовал в деле безбожной власти, помогал ей, и пострадал от нее безмерно, и немецкий плен прошел, и в Гулаге после него оказался. Нержин спрашивает его: «Это мыслимо разве – человеку на земле разобраться: кто прав? Кто виноват? Кто это может сказать?» И Спиридон отвечает: «Да я тебе скажу! ВОЛКОДАВ – ПРАВ, ЛЮДОЕД НЕТ» В этой пословице – отнюдь не евангельская, не христианская позиция. Но именно ее развивает всем своим творчеством, всем своим литературным, жизненным и общественным поведением Александр Солженицын, хотя и декларирует постоянно свое христианство, в том числе и в этом романе. «А почему нет?» – отвечает он на вопрос жены Нади на свидании, не стал ли он верить в Бога. Но и он, и его герой Глеб Нержин не поддерживают самоубийственного, отчаянного выбора Спиридона. На семью свою, ради которой он только и переносил все муки, на «мильён людей», но – заодно «с Отцом Усатым и всем их заведением» накликает тот американскую атомную бомбу: «А ну кидай! Рушь!». Ради мести «людоеду» он согласен даже на такой исход. Нержин это искушение не принимает. Не принимает и другое – то, которое предлагает ему инженер Герасимович: заговор технической элиты. Создание своей бомбы, но направленной против Сталина и его бомбы. Военный переворот. Каков же выбор Нержина? Он отказывается от участия в деле поимки Володина. Отказывается работать на власть, отдать ей свой талант ученого. Добровольно выбирает лагерь, уход из теплой и сытой, относительно свободной «шарашки» во мрак и холод лагерной зоны.
Но это не только нравственный выбор, это одновременно и выбор метода борьбы. Этот метод – писательство. Такая ставка героя романа, конечно же, связана и с личной позицией автора, и с убеждением Солженицына в том, что только искусство в мире насилия может сказать истину. Писательство, художество тоже может идти разными путями и соответственно иметь разную ценность. В романе опять-таки математически рассчитанно противопоставлены три художника.. Один – писатель Галахов – приспособленец, отдавший свой талант на службу власти (прототипом его считают К.Симонова). Это пример «соцреалиста-ремесленника» Другой – живописец Кондрашев-Иванов, в картинах, в творчестве своем идущий мимо реальности, мимо обыденности, не замечая, игнорируя ее, – к возвышенному, поднятому над действительностью и не имеющему с ней ничего общего идеалу. Он противопоставляет свою живопись казенному и лживому «соцреализму». Поэтому он романтик. Но ведь и соцреализм был не только «казенный». Были и такие его разновидности, которые получали название «поэтического», «крылатого», «романтического» «соцреализма». Довженко с его «Поэмой о море», Лавренев с «Сорок первым», Фадеев с «Молодой гвардией»… Нержин, может быть, поэтому и шутит, говоря Кондрашеву-Иванову: «Да вы же стопроцентный соцреалист, слушайте!» И, наконец, сам Нержин, видящий свой путь в создании правдивого реалистического романа о революции и в другой миссии – правдивым писательским словом рассказать людям подлинную правду о России-Гулаге, о лагерях и «шарашках». Вот суть его выбора: «Пройдут годы, и все эти люди…, сейчас омраченные, негодующие, упавшие ли духом, клокочущие от ярости – одни лягут в могилы, другие смягчатся, отсыреют, третьи все забудут, отрекутся, облегченно затопчут свое тюремное прошлое, четвертые вывернут и даже скажут, что все это было разумно, а не безжалостно, - и, может быть, никто из них не соберется напомнить сегодняшним палачам, что они делали с человеческим сердцем! Но тем сильнее за всех за них Нержин чувствовал свой долг и свое призвание. Он знал в себе дотошную способность никогда не сбиться, никогда не остыть, никогда не забыть.
СЛОВО РАЗРУШИТ БЕТОН». Человеком, способным пройти сквозь все искушения, оказывается писатель. ОН сохранит и со временем пустит в ход самое сильное оружие – слово. Нержин выбирает лагерь и для того, чтобы познать ГУЛАГ до конца, и потому, что там легче продолжить, как ему кажется, его тайное писательство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|