Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация двигательной коры и ее функциональное значение




 

Кора больших полушарий мозга связана со всеми органами тела через нижележащие отделы центральной нервной системы, с которыми она напрямую связана нервными путями.

С одной стороны до той или иной точки коры доходят импульсы, поступающие с периферии. С другой - посылает импульсы кора в нижележащие отделы мозга, а уже оттуда импульсы идут к различным органам.

Тончайшее равновесие между внешней средой и организмом обеспечивает и осуществляет кора головного мозга. Она регулирует и направляет физиологические процессы, проходящие внутри организма, и обеспечивает его сложное функциональное единство.

По представлению Павлова, каждый анализатор имеет в коре головного мозга ядро (центральную часть), в котором осуществляются высший анализ и синтез, а также широкую периферическую зону, в которой в элементарном виде совершаются аналитические и синтетические процессы.

Между ядрами отдельных анализаторов перемешаны и нервные элементы, которые принадлежат различным анализаторам. И если ядро анализатора выбывает из строя в силу каких-либо причин, то периферические элементы того же анализатора перенимают его функцию.

Современная физиология отвергает абсолютный, узкий локализационизм, и принцип равноценности, однородности всех участков коры мозга.

И.П. Павлов ещё много лет назад говорил о том, локализация имеет динамический, подвижный характер.

Любой центр коры головного мозга самым тесным образом связан со всеми другими отделами центральной нервной системы. В этом объединении и заключается ведущая роль в организме коры мозга.

Кора головного мозга отличается высокой пластичностью. Одни её отделы перенимают функции других, при расстройстве их деятельности от разных причин [6, с. 145].

Проведенные отечественными и зарубежными учеными исследования показали, что в центральной извилине мозга находится двигательная область. Раздражение этой области электрическим током вызывает сокращение определённых мышц на противоположной стороне тела. А удаление этой области хирургическим путем ведёт к расстройству координации, к ослаблению мышц. Ранение этой двигательной области у человека обычно сопровождается параличами.

Методом условных рефлексов доказано, что двигательные центры содержат чувствительные клетки, к которым приходят периферические раздражения от двигательного аппарата - от костей, мышц, суставов. Эта область - мозговой конец двигательного анализатора, так же как затылочная область - мозговой конец зрительного анализатора, а височная область - мозговой конец слухового анализатора. Импульсы рецепторов двигательного аппарата поступают в чувствительные клетки передней мозговой извилины, а оттуда передаются двигательным клеткам спинного и головного мозга.

Таким образом, каждое произвольное или волевое движение и каждый двигательный акт, обусловлен раздражениями, поступающими в кору головного мозга из внутренней или внешней среды.

Позади центральной борозды располагается чувствительная область коры, в которой заканчивается путь, начинающийся в рецепторах кожи и внутренних органов. Каждое полушарие мозга связано с противоположной половиной тела, но существуют связи полушария и с одноименной половиной тела. Разрушение задней центральной извилины приводит к нарушению чувствительности в соответствующих ей частях [6, с. 170].

Работы последних лет показывают, что интерорецепторы (рецепторы внутренних органов) имеют связь с корой. Только раздражение их не вызывает определённых ощущений и до сознания не доходит.

Переживания, психические волнения, напряженная умственная деятельность, сопровождаются изменениями со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно - сосудистой системы, мочевого пузыря и других органов.

Выключая хирургическими или фармакологическими методами некоторые области коры, по желанию можно изменять, перестраивать, ослаблять или усиливать работу сердца, почек, желудка и других внутренних органов. Действие коры головного мозга бесспорно на прямую кишку и мочевой пузырь. Также доказано её влияние на слюно- и потоотделение, на просвет сосудов, на состояние мышц и т.д.

Условные рефлексы образуются не только при внешнем раздражении. Но и при всяком раздражении интерорецепторов (рецепторов внутренних органов).

Это свидетельствует о том, что импульсы из внутренних органов обязательно проникают в кору головного мозга, потому что только в таком случае возможна выработка на них условных рефлексов.

В коре затылочных долей обоих полушарий находятся зрительные центры. Если они нарушены или удалены, начинаются отклонения со стороны зрения.

У людей иногда встречаются заболевания, которые называют "психической слепотой". При них люди видят предметы хорошо, но узнать их не в состоянии.

Эти ситуации возникают тогда, когда нарушена структура коры головного мозга. При этом разрушено только ядро зрительного анализатора - расстроена аналитическая деятельность коры головного мозга. А нервные окончания и проводящие пути остаются в полном порядке.

Общепринятым считается в настоящее время и то, что раздражение специфических нервных окончаний кожи, мышц и внутренних органов воспринимается корковыми клетками головного мозга, как болевое ощущение.

Кора больших полушарий играет в восприятии и осознании боли основную роль. Именно в коре формируется субъективное ощущение боли. В коре объединяются и связываются в одно целое все раздражения, поступающие по разным центростремительным путям с периферии. В коре происходит оценка поступившего раздражения, сопоставление его с предшествующим опытом. В коре принимается решение и вырабатывается действие.

Кора больших полушарий - это высший распорядительный отдел центральной нервной системы, в которой происходит осознание и дифференцировка болевого ощущения, при участии целого ряда подкорковых образований головного мозга [6, с. 156].

Зависимость точности и скорости произвольных движений от уровня развития в онтогенезе скелетно-мышечной системы, зрительно-двигательной функциональной системы, фронтальных областей коры больших полушарий мозга

 

Развитие движений в онтогенезе (греч. ontos - сущее + genesis - происхождение) представляет собой процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта, которая Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позо-тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем - по мере развития речи - происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам [7, с. 200].

Формирование двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка определяется появлением способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля, которая В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям [7, с. 204].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...