Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь вывоза капитала и внешней торговли




• Вывоз капитала вместо экспорта товаров.

• Экспорт товара может быть заменен перемещением факторов производства в силу повышения цен на избыточные в стране факторы из-за снижения предельной полезности. Экспорт капитала – передвижение капитала из тех мест, где его предельная производительность низкая, в места, где она высокая (неоклассическая школа – Самуэльсон).

• Замещение товарного экспорта экспортом капиталов может быть вызвано завышенным курсом национальной валюты. Так, завышенный курс доллара до 1985 г. приводил к тому, что американские ТНК переводили производственную базу за пределы США, и в первой половине 1980-х гг. в американской экономике произошло самое значительное в истории образование «пустот» в индустриальной базе. Впоследствии с подобной проблемой столкнулась Япония.

• Прямые зарубежные инвестиции могут быть средством для обхода ограничений товарного экспорта. Введение по ряду товарных позиций «самоограничений» на экспорт из Японии в США спровоцировало ускоренный рост строительства японских заводов в самих США.


26. МЕЖДУНАРОДНЫЕ (ВНЕШНИЕ) МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

На численность населения оказывают влияние внешние миграции – иммиграция и эмиграция. Виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная, сезонная, маятниковая.

Трудовая миграция является типичным социально-экономическим явлением и охватывает все страны. Трудовая миграция играет основополагающую роль в миграциях населения. На конец XX в. насчитывалось 30 млн трудовых мигрантов. Причины миграции: национальные различия в уровнях зарплаты (более 1/2 международных мигрантов – выходцы из развивающихся стран), диспропорции на рынке труда, безработица.

Со второй половины XX в. мощным центром притяжения мигрантов стала Западная Европа (после Второй мировой войны). В 1970-е гг. усилилась миграция в район Персидского залива: 70 % нефтяников – мигранты из более бедных стран. По доле мигрантов в населении выделяется Израиль – 2/3 населения (1/3 из СССР). В Латинской Америке, в Аргентине и Бразилии численность мигрантов дошла до 8 млн человек. В последние десятилетия увеличилась миграция в Сингапур и Гонконг. В Африке выделяется ЮАР. Основными поставщиками рабочей силы являются: Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток рабочих из Мексики.

Влияние миграций: демографическое развитие регионов, экономический аспект. Выгодность принимающей стороны состоит в том, что эта страна экономит на подготовке специалистов, получает молодое, трудоспособное население. В группе трудовых мигрантов выделяются работники науки, врачи и пр., занятые интеллектуальным трудом. В 1950-1960-х гг. движение ученых происходило между развитыми странами – из Европы в Америку. Для 1970-х гг. характерна миграция различных специалистов из развивающихся стран в развитые. Около 2/3 «утечки мозгов» приходится на США (инженеры в США – на 40 % иммигранты). Чистый выигрыш для США от одного инженера-иммигранта в 1970-е гг. составил 250 тыс. долл. На проблему миграции влияют также социальные проблемы. В 1990-е гг. отток «мозгов» из СССР составил 150 тыс. человек. Миграция может способствовать частичному ослаблению социальных и экономических проблем. В Буркина-Фасо 31 % валовых поступлений составляют доходы от мигрантов в других странах.

С 1970-х гг стали предприниматься меры для ограничения миграции. Происходит селекция доступа мигрирующего населения в страну в соответствии с экономическими нуждами страны-импортера и ее внешней политикой.


27. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Международная (внешняя) миграция существует в формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.

Международный рынок рабочей силы – разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов современной международной миграции, она делится на пять основных типов:

1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например в сфере туризма;

2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов;

3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, странах Европы, Японии, Южной Америки и даже Африки;

4) переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на переезд в промышленно развитые страны;

5) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности.

Важный фактор международной трудовой миграции – вывоз капитала, функционирование международных корпораций.

Основа миграционных потоков – рабочие, в меньшей степени – служащие, специалисты и ученые.


28. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Международные валютные отношения – совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег. Деньги (в функции мировых денег) обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы.

Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС – часть денежной системы страны.

Национальная валютная система – форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Основные составляющие НВС:

• национальная денежная единица (национальная валюта);

• состав официальных золотовалютных резервов;

• паритет национальной валюты и механизм формирования валютного курса;

• условия обратимости национальной валюты;

• наличие или отсутствие валютных ограничений;

• порядок осуществления международных расчетов стран;

• режим национального валютного рынка и рынка золота;

• национальные органы обслуживания и регламентации валютных отношений страны.

Связующее звено между национальными валютными системами – паритет и валютный курс. Паритет – соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом. Валютный курс – соотношение между валютами отдельных стран или «цена» валюты данной страны, выраженная в валютах других стран.

Международная валютная система (МВС) – форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Основные элементы международной валютной системы:

• национальные и коллективные резервные валютные единицы;

• состав и структура международных ликвидных активов;

• механизм валютных паритетов и курсов;

• условия взаимной обратимости валют;

• формы международных расчетов;

• режим международных валютных рынков и мировых рынков золота;

• межгосударственные организации, регулирующие валютно-финансовые отношения (МВФ, МБРР и др.).

Международная валютная система включает и комплекс международно-договорных и государственных правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.


29. ЗАДАЧИ МВС. ЭКЮ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ

Главная задача международной валютной системы – регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран.

МВС – один из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение.

На Ямайском совещании МВФ в качестве коллективной резервной валюты были признаны «специальные права заимствования» (СДР). ЭКЮ в отличие от СДР не только обладает более широкими функциями, но и стало консолидирующей основой развивающегося и углубляющегося интеграционного альянса западноевропейских государств. Введение ЭКЮ стало важнейшим шагом на пути создания единой валютной Европы. В результате переговоров в рамках ЕС в марте 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).

ЕВС – международная (региональная) валютная система, представляющая совокупность экономических отношений, связанных с функционированием единой валюты в рамках европейской экономической интеграции. ЕВС – важная составная часть мировой валютной системы.

Механизм действия ЕВС и три составляющих: специальная расчетная денежная единица – ЭКЮ; механизм валютных курсов и интервенций; механизм кредитования. ЭКЮ (European currency unit) является основной составляющей ЕВС. ЭКЮ является счетной единицей для валютных механизмов, базой для расчета отклонений разных валютных курсов, механизма кредита между центральными банками, а также для экономической и финансовой жизни и учета в ЕС.


30. СОВРЕМЕННАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ямайские валютные соглашения и современная «трехполярная» валютная система. Поиски выхода из валютного кризиса – январь 1976 г. – соглашение стран – членов МВФ в Кингстоне (Ямайка).

Принципы:

1) стандарт СДР вместо золотодевизного;

2) юридически завершена демонетизация золота (отменены его официальная цена, золотые паритеты. Прекращен размен долларов на золото). Золото больше не служит мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов;

3) странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса;

4) сохранение МВФ для усиления межгосударственного валютного регулирования.

За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме. Ямайская валютная система должна более эластично приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов, но эта валютная система периодически испытывает кризисные потрясения.

Проблемы СДР: эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса, сферы использования СДР.

Нестабильность доллара как резервной валюты. Доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством из-за более мощного экономического, научно-технического и военного потенциала США. Привилегированное положение доллара, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой. Хотя США имеют самый большой запас золота, они с помощью евродолларов стали должниками, не платящими за кредит. США манипулируют долларом и ставкой процента для поддержания своей экономики за счет Западной Европы и Японии.

С 1985 г.: замедление экономического роста США, завышение курса доллара по сравнению с его покупательной способностью, понижение процентных ставок, растущий дефицит текущего платежного баланса США, дефицит государственного бюджета, опасность усиления инфляции.

Проблема многовалютного стандарта. Укрепление позиций ЕС и Японии, переход от стандарта СДР к многовалютному стандарту (марка, иена). Но Западная Европа не может противостоять засилью доллара, воздействовать на его курс, вытеснить его из международных расчетов.


31. МВФ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ВАЛЮТНУЮ СИСТЕМУ

МВФ возник в 1945 г. после ратификации договоров, разработанных на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944 г.). Начал функционировать в 1946 г.

Цели: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; • поддержание сбалансированного роста мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики; • поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; • участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансферт валюты; • предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

Функции: соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота); • финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса; • консультирование и сотрудничество 179 стран-членов.

Источники финансирования: взносы членов и займы МВФ у своих членов. МВФ предоставляет средства своим членам равными траншами, каждый из которых соответствует 25 % квоты государства-члена. В рамках программы расширенного финансирования может предоставляться среднесрочный кредит (3 года) для устранения внутри– и внешнеэкономических структурных перекосов.

Роль МВФ:

1. Создание безусловных ликвидных средств путем выпуска СДР.

2. Межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В Уставе МВФ легализован режим плавающих валютных курсов. Статья IV измененного Устава МВФ обязывает каждую страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам следующие возможности: а) сохранить плавающий курс валюты; б) установить и поддерживать фиксированный курс валюты; в) «привязать» валюту к другой национальной валюте или корзине валют.

3. Устранение валютных ограничений. Статья VIII – обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям ПБ, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов.

Валютные ограничения допускаются только на основании: а) ст. XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; б) официального заявления Фонда о дефицитности определенной валюты, что дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.


32. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МВФ. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА

Специальные механизмы: фонд системной трансформации предоставляет финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике. Фонд компенсационного финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет возможность оказывать помощь государствам-членам:

– в случае убытков (экспорт, значительный рост цен на импортируемое зерно), если эти убытки имеют временный характер и обусловлены причинами, лежащими вне сферы влияния этих стран;

– при необходимости поддержания темпов реформ, производимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.

С помощью системы финансирования буферных запасов МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья. Фонд структурной адаптации и расширенный фонд структурной адаптации предоставляют возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в PC с низкими доходами и для реализации среднесрочных макроэкономических программ. Техническая помощь – Институт МВФ организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов.

Валютный курс – пропорция, в которой обменивается одна валюта на другую.

Любая иностранная денежная единица имеет валютный курс – цену, выраженную в национальной валюте страны.

Теория паритета покупательной способности:

цена товара в одной стране должна соответствовать цене на такой же товар в другой стране, пересчитанный по текущему курсу. Так, при недооценке, допустим, иены, покупательная способность доллара за рубежом выше. С оттоком долларов за рубеж происходит падение цен на товары внутри страны и рост цен за рубежом с одновременным ростом спроса на товары внутри страны, который должен привести к росту цен внутри страны либо к росту курса иностранной валюты. Это будет происходить до тех пор, пока обе валюты не достигнут определенной пропорции.

Формула паритета ПС: Р (m) = SP (n), где Р (m) – цена на товар А внутри страны; S – курс спот, Р (n) – цена на товар А за рубежом. Следовательно, валютный курс определяется относительной стоимостью денег двух стран, которая зависит от уровня цен, а последний – от количества денег в обращении.

В количественной теории денег (MV = PY) валютный курс отражает равновесное состояние. Факторы, влияющие на валютный курс:

1) структурные: показатели экономического роста; • состояние платежного баланса (дефицит баланса по текущим операциям, рост внешней задолженности страны, снижение курса национальной валюты); • рост денежной массы на внутреннем рынке; • уровень инфляции и инфляционные ожидания (рост денежной массы, рост цен, рост импорта, рост спроса на валюту, падение курса валюты); 2) конъюнктурные (спекулятивные операции на валютных рынках, степень развития других секторов мирового финансового рынка (рынка ценных бумаг).


33. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕС. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВАЛЮТНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕС

Современный этап в развитии европейской интеграции имеет следующие особенности:

1) создание в рамках ЕС единого внутреннего рынка, превосходящего по своим масштабам рынки любых других развитых секторов мировой экономики;

2) формирование в рамках ЕС валютного и экономического союза с единой валютой и Центральным банком;

3) превращение региона в мощный технологический и научно-технический центр мирового хозяйства на основе реализации ряда многосторонних мероприятий в рамках концепции «технологическая Европа»;

4) достижение странами – участницами ЕС высокой степени политической общности в рамках созданного ими политического союза с совместной внешней политикой и политикой в сфере безопасности и обороны;

5) расширение численного состава ЕС за счет новых стран-участниц и интеграция их хозяйств в европейскую экономическую систему.

Создание Единого внутреннего рынка (ЕВР). Главная задача европейской интеграции – повышение конкурентоспособности европейской продукции. Для этого – снижение издержек производства за счет эффекта масштаба путем создания «пространства без внутренних границ, на котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц» (определение ЕВР согласно ЕЕА).

EBP обеспечит в наукоемких отраслях (аэрокосмическая промышленность, робототехника) снижение производственных затрат в среднем на 6 %, что должно привести в среднесрочной перспективе к увеличению ВНП, а также темпов роста до 4 %.

Нормативная база создания Единого внутреннего рынка. Еще ст. 8 Римского договора 1957 г. предусматривала создание Общего рынка к 1969 г. Однако договор предусматривал лишь более свободное перемещение факторов производства через границу. Концепция ЕВР подразумевает по существу ликвидацию границ.

1985 г. – «Белая книга» – план создания ЕВР (370 млн человек, 15 стран) – 300 положений; устранение физических (границы) и технических (стандарты, документация) барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства, единообразное регулирование налогов. «Белая книга» намечает очередность устранения различных барьеров.


34. ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

Единый Европейский акт был подписан 12 государствами в 1986 г. и вступил в силу 1 июля 1987 г. Впервые вносились масштабные изменения в договоры об образовании Европейских Сообществ. Дебаты шли три года, в некоторых странах (Дания, Ирландия) понадобились референдумы.

Содержание ЕЕА. Общие положения. Соединение экономического и политического сотрудничества. Долгосрочная цель – создание Европейского Союза. Изменения к Договорам о создании Европейских Сообществ. Новая система принятия решений. Ставится задача создания единого внутреннего рынка (ЕВР) к концу 1992 г. Активизация валютного сотрудничества и усиление координации экономической политики. Специально оговаривается намерение форсировать научно-техническое сотрудничество.

В сферу компетенции Европейских Сообществ включаются вопросы по защите окружающей среды.

Сотрудничество в области внешней политики. Задача выработки и проведения общей ВП. Координация подходов к экономической и политической безопасности. Общие положения о применении статей ЕЕА.

Ход формирования ЕВР:

1988 г – Соглашение о безусловной либерализации рынка ценных бумаг, валютных, финансовых и банковских операций, в том числе ктретьим странам.

1990 г. – либерализация цен в ЕС.

1993 г – объявление о создании ЕВР (план Жака Делора – с 1988 г.), полностью завершена подготовка плана Делора. Основные положения плана Делора:

1) создание единого рынка со свободной конкуренцией;

2) структурное выравнивание отсталых зон и регионов;

3) координация экономической, бюджетной и налоговой политики (для сдерживания инфляции и стабилизации экономического роста);

4) создание европейского валютного института;

5) проведение единой валютной политики.

Этот план был положен в основу Маастрихтских соглашений.

Проблемы, связанные с формированием ЕВР:

1. Стадия слабого экономического роста в момент создания ЕВР (около 2 %). Открытые вопросы:

единообразие стандартов и норм (принцип эквивалентности, специальные органы по разработке стандартов, признание сертификатов);

согласование НДС и потребительских налогов (иначе – феномен «серого импорта» – покупка в одних странах с целью продать в других с измененной маркировкой);

проблема единообразия цен.

2. Дополнительные проблемы: определение страны происхождения товаров сельского хозяйства; • национальный контроль продукции двойного назначения; • вывоз национального культурного достояния; • единые нормы статистической отчетности; • сохранение государственной монополии на транспорт.


35. ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Период 1974–1981 гг.: внешний долг (ВД) начал быстро расти с середины 1970-х гг. Широкомасштабный поток кредитов развивающимся странам.

Причины роста задолженности:

1. Избыток ссудного капитала, рост цен на нефть привел к тому, что у экспортеров нефти появились свободные средства.

2. Проведение инфляционной денежно-кредитной политики в развитых странах (инфляцию после нефтяного шока предпочли безработице), что также вело к наращиванию резервов в банках.

3. Неопределенность инвестиционной ситуации в развитых странах – банки стремились найти заемщиков в развивающихся странах, которые как раз были заинтересованы в получении новых средств.

4. Сопротивление развивающихся стран прямым частным инвестициям. PC наращивали приток внешних финансовых ресурсов в форме ссудного капитала. Доминирующей формой стали частные кредиты как частным, так и государственным заемщикам.

5. «Эффект толпы» – конкурентная борьба крупных западных частных банков за предоставление все новых кредитов заемщикам из развивающихся стран.

Кризис доверия 1982 г. Пик проблемы внешнего долга – 1982 г. Кредиторы, приостановившие новое кредитование, в массовом порядке и вне очереди требовали возврата долгов. Правительства 38 стран не смогли выдержать согласованные после 1975 г. графики выплат по долгам, большинство из них нарушило эти графики в 1983 и 1984 гг. К середине 1982 г. сумма «ненадежных» зарубежных кредитов, предоставленных девятью крупнейшими банками США, превзошла величину их собственного оплаченного капитала. МВФ вынужден был признать, что особых успехов рыночные реформы в развивающихся странах не принесли. В результате возник феномен «долговой дипломатии».

Причины кризиса:

1. Депрессия 1982 г.

2. Ужесточение монетарной политики развитых стран. В 1970-х гг. должники брали кредиты под высокий номинальный процент, который отражал всеобщие опасения роста долларовых цен. После 1982 г. сформировалась «новая эра» более жесткой монетарной политики, возглавляемой Федеральной резервной системой США, решившей остановить инфляцию, даже если это будет стоить сокращения рабочих мест в течение нескольких лет (что и произошло). В результате высокие номинальные процентные ставки превратились в высокие реальные процентные ставки, нанесшие заемщикам сильный удар.

3. «Эффект толпы» – массовое спекулятивное стремление прекратить кредитование.

Кризисы задолженности являются хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства. В случае аннулирования долга суверенным заемщиком или отказа от платежей по такому долгу невозможно добиться выплат по обязательствам, поскольку должником является (или его поддерживает) суверенное правительство.

Отсюда следствие: установление более высокой процентной ставки по кредитам зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране.


36. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

В 1985 г. банки отвергли план преодоления кризиса в развивающихся странах путем предоставления им многомиллиардных кредитов (министр финансов США Джеймс Бейкер). Начало массовой продажи долговых обязательств развивающихся стран: в 1986 г – за 73 % их номинальной стоимости, в 1987 г. – уже за 46 %. Однако реализовать полный объем долга не представлялось возможным. Над мировой банковской системой нависла реальная угроза банкротства в случае отказа должников платить по своим долгам.

В 1987 г американский банк стал первым из крупнейших банков, который нашел единственный выход из создавшегося положения и отложил 5 млрд долл. в резерв. Его примеру последовали и остальные международные американские банки, увеличив к концу года свои резервы на 19 млрддолл. Таким образом, банки застраховали себя от банкротства. Однако теперь все их деньги находились либо в безнадежных долгах развивающимся странам, либо в резервах. В таких условиях банки нормально функционировать не могли. И тогда международные кредиторы снова, на этот раз вынужденно, «поверили» развивающимся странам, надеясь на то, что эти страны, пусть и в отдаленном будущем, восстановят свою платежеспособность.

В 1989 г. объявлен и в основном поддержан «план Брейди» (министр финансов США):

• возобновление кредитования развивающихся стран;

• восстановление роли МВФ;

• широкое применение долгосрочной реструктуризации части долга.

Современная ситуация:

• В числе кредиторов остались только правительства, международные финансовые организации и крупные банки, т. е. те, кто способен ждать (мелкие банки давно продали бумаги должников и вышли из игры).

• Кредиты предоставляются не только развивающимся, но и постсоциалистическим странам.

• Незаконный экспорт капитала из развивающихся стран на начало 1990-х гг. составил 700 млрд долл. (55 % общей суммы внешнего долга). Хотя тенденция вывоза капитала из развивающихся стран сменяется на противоположную.

• В качестве крупных заемщиков стали выступать развитые страны.

Пути урегулирования:

• Оперативное управление долгом (реструктуризация долга, новые структуры выплат).

• Списание части долга.

• Приватизация – трансформация долга в производительные инвестиции.

В ряде стран (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Нигерия, Филиппины, Чили) приватизация используется в числе мер по сокращению внешнего долга и осуществляется как конверсия долговых обязательств в акционерный капитал частных компаний стран-кредиторов.

• Совершенствование вторичного рынка внешнего долга.

• Стимулирование экспорта.

Debt service ratio – отношение доходов от экспорта товаров и услуг к обслуживанию долга.


37. ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ

В начале своего суверенного существования Россия обратилась к ряду международных организаций за финансовой помощью для проведения экономических реформ. Но встал вопрос о долге бывшего СССР (102,3 млрд долл.). Представители республик4 декабря 1991 г. (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Грузия) подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга, который разделялся между ними в зависимости от численности населения, НД, экспорта и импорта в СКВ. Но проценты в первые месяцы продолжала выплачивать только Россия, и она обратилась с предложением взять на себя ответственность за 100 % внешнего долга.

В апреле 1993 г. Запад признал Россию единственной правопреемницей СССР. Россия, открыв этим шагом себе дорогу в мировое хозяйство, получила все внешние авуары СССР и возможность получения кредитов.

Меры по уменьшению долга:

• развитие экспорта;

• репатриация валютной выручки;

• ограничение экспорта капитала;

• быстрый и полный возврат предоставленных другим государствам кредитов;

• дальнейшие переговоры и сотрудничество с западными кредиторами;

• изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежа к курсу на сокращение долга;

• обмен советских и российских долговых обязательств на акции приватизированных предприятий;

• обмен части долгов по рыночному курсу для вложений их в различные фонды;

• заключение соглашений об уменьшении долгов СССР и России.


38. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПЕРЕД РОССИЕЙ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ПАРИЖСКОМУ КЛУБУ

Задолженность развивающихся стран перед Россией. Крупнейшие должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Йемен, Ливия, Алжир, а также КНДР, Египет, Ангола и т. д. Значительная часть задолженности (50 %) считается безнадежной. Из 57 стран примерно 1/3 выполняет свои долговые обязательства. В настоящее время все больше говорится о необходимости продажи долга с использованием механизма международного вторичного рынка долговых обязательств, но, во-первых, котировка долгов многих интересующих Россию стран крайне низкая – иногда менее 10 % номинала, ликвидность их невелика, а, во-вторых, обязательства некоторых наших должников в последнее время стали повышаться в цене.

Пути решения проблемы задолженности:

1. Конверсия долгов в собственность, другие активы стран-должников. Конверсия долгов в инвестиции в странах-должниках. Этот путь позволит России укрепить и расширить свои позиции в государствах-должниках, причем в наиболее перспективных отраслях.

2. Получение от заемщиков различных товаров для насыщения внутреннего рынка (сырьевые, потребительские, продукция тропического земледелия). Недостаток этого способа в том, что большинство наших должников просто не имеют подобной продукции, а если она и есть, то ее предпочитают продавать на мировом рынке за твердую валюту.

4. Аукционы по продаже обязательств иностранных должников России ее коммерческим банкам и фирмам, которые заинтересованы либо в приобретении товаров в этой стране, либо в длительном производственно-техническом сотрудничестве. Погашение части долга национальной валютой.

5. Установление путем договоров определенной доли от суммы долга, которую страна-должник обязуется выплатить, а остальная часть просто списывается.

Одна из основных проблем для России – участие в международных санкциях против ряда PC, которые являются нашими традиционными торговыми партнерами и должниками. Убытки от этого участия достигают 30 млрд долл. Другая проблема состоит в том, что члены Парижского и Лондонского клубов готовы списать самым бедным странам (их 47) их долги, среди которых много российских должников.

Страны СНГ должны России многомиллиардные суммы за поставки энергоносителей и другую российскую продукцию. Кроме того, что РФ является крупным должником, существует еще одна проблема: Россия является также кредитором. Из 57 стран-должников на 18 государств приходится 94 % общей задолженности РФ. Из них на Кубу приходится 18,4 %, Монголию – 11,4, Вьетнам– 10,6.

Пути решения:

1) приостановка поставок российских товаров в страны-неплательщики;

2) повышение штрафов до размеров, превышающих учетную ставку, за задержку банками перевода поступивших от клиентов средств;

3) расширение практики предоплаты поставок по заключенным договорам;

4) выплата задолженности имуществом стран-должников или оказание ими услуг России (строительство жилья на ее территории или возведение других объектов).


39. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН

Промышленно развитые стран (ПРС) характеризуются интенсивным развитием экономики, высоким уровнем развития производительных сил, капиталистическим способом производства (единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений), ростом производства, не владеющие средствами производства рабочие продают свою рабочую силу. До XIX в. существовала свободная конкуренция, потом был осуществлен переход к олигополии. Наблюдается централизация и укрупнение производства, развитая тенденции к монополизации, увеличение доли финансового капитала.

Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем по уровню экономического развития ВВП на душу населения, который почти в 5 раз превышает среднемировой уровень, наличием гражданского общества, характерными общественными отношениями, связанными с социальной структурой общества.

В конце XX в. доля 23 промышленно развитых стран с населением 14,1 % от населения мира составила 53,4 % в мировом валовом продукте и 67,6 % – в мировом экспорте товаров и услуг. Удельный вес Европейского союза (ЕС) в составе 15 государств несколько ниже доли США – 20,3 % мирового ВВП, в мировом экспорте товаров и услуг доля ЕС превосходила долю США в 2,8 раза и равнялась 39,3 % в том же году. В группе развитых стран можно выделить «Большую семерку» (G7) стран, занимающих ведущие позиции в мировой экономике, совместные решения которых в значительной мере влияют на ее развитие.

Доля «Большой семерки» ведущих стран мира в составе США, Японии, Германии, Франции, Италии, Великобритании и Канады в мировом валовом продукте и мировом экспорте товаров и услуг соответственно составила в 1999 г. 45,8 и 48,9 %. Сопоставление долей стран в мировом ВП и мировом экспорте позволяет определить уровень их участия в международном разделении труда и роль внешнего рынка в национальной экономике. Если страна имеет долю в мировом ВВП выше, чем в мировом экспорте, то это указывает на преобладание внутреннего рынка в ее экономическом развитии, как, например, в США и Японии. Что касается других стран «Большой семерки», то они более втянуты в международное разделение труда и более зависимы от внешнего рынка.


40. ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ ВМЭО

МЭО играют важную роль в промышленно развитых странах, так как капитал не может функционировать, не расширяя границ сво

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...