Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих лю­бую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профес­сии, желание своим трудом принести пользу людям, накоп­ление новых знаний и превращение их в навыки и прави­ла более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессио­нальной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими ус­ловиями ее содержательности, последовательности, успеш­ности и согласованности с другими видами труда. Эти ре­гуляторы являются системой правил и норм профессио­нальной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профес­сиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существу­ют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседнев­ных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее меж­ду этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуля­ции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль — особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определен­ным нормам общения и взаимодействия.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нра­вов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика — философская дисциплина, теория морали. Ее главной темой являются рассуждения о природе морали.

Заметим, что во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) под этикой понимали философское знание (наряду с логи­кой и физикой), которое распространялось на все явления культуры, включая законы и обычаи, которые регулирова­ли взаимоотношения людей.

Генетически мораль восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обос­нование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном общест­ве на стадии его разложения, когда стали сказываться про­тиворечия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не ча­стью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовля­ющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бес­страшный охотник). Именно мораль была призвана обеспе­чить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) по­ведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т. е. самопожертвова­ния ради выживания семьи, рода, упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам данного общества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, зако­нов и становятся обязательными для всех.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются по­рождением своего времени, т. е. сугубо историческим продук­том. Однако в силу укорененности в общественном сознании они могут не только существовать, но и оказывать свое регу­лирующее воздействие на нравственные отношения уже в со­вершенно иную эпоху. Очень интересные наблюдения в этой связи приводил немецкий теоретик Ф. Энгельс. Он отмечал, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традици­ях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве, которое столкнулось с неже­ланием свободных граждан идти служить в полицию. Нахо­дясь под сильным влиянием моральных представлений родо­вого строя, они считали недопустимым заниматься деятель­ностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочита­ли арест и штраф службе в полиции, их нравственный про­тест был настолько упорным, что власти оказались вынужде­ны формировать полицию преимущественно из рабов.

Следует иметь в виду, что на ранних этапах становле­ния цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за преде­лы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» строго соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обяза­тельного характера по отношению к «чужим».

Другой, не менее важный аспект развития нравствен­ного сознания заключается в том, что сложившаяся на оп­ределенном этапе развития общества система моральных норм — регуляторов — не остается неизменной. Усложне­ние социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общ­ности различаются не только по своему положению в соци­уме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушает­ся принцип общеобязательности господствовавших нравст­венных норм. Из курса всемирной истории известно, что в средневековой Европе мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

Последующие исторические эпохи также подтвердили верность вывода о различиях в моральных представлениях разных социальных слоев и групп. В то же время истори­ческий опыт развития человеческого сообщества свидетель­ствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей зна­чимости и в наши дни.

Яркими примерами являются «золотое правило» нрав­ственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.).

Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разде­ляет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими по­ступками бросает вызов общественному мнению и общест­венной морали. Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т. е. уровень этих отношений все­цело зависит от воли самих субъектов (участников), а не от специальных социальных институтов, например суда, церкви. Главный судья в нравственных отношениях — со­весть. Именно она не дает человеку покоя («муки совести») за совершенные неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно.

Главная особенность морали, отличающая ее от других общественных явлений (например, политики, науки, ис­кусства),— ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жиз­ни — в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже междуна­родных отношениях. Структура морали включает нравст­венные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории — понятия морали, кото­рые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и др.).

Принципы морали, подобно конституции государства, носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества (принципы счастья, любви, альтруизма, справедливости, гуманизма). Этим они отличаются от более специфичных (более конкретных) организационно-административных, технических, этикетных, бытовых и других норм. Принци­пы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием.

Нормы морали — это формы нравственного требова­ния, определяющие поведение людей в различных ситуа­циях. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, со­держащих указание на то, как должно поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумно­го, общечеловеческого.

Категории долга в морали отводится особенно важная роль. Не случайно этику довольно часто называют наукой о должном, подчеркивая ее нормативный характер. Нрав­ственный долг — это своеобразная точка пересечения мо­рального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определенном поведении не только не исключает, но и предполагает проблему его выбора. Имен­но выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уро­вень самосознания личности и ее нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного, гражданского, профессионального).

Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: со­вершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и общественном благе.

Мораль охватывает все проявления добра и зла, сове­сти и бессовестности, долга и безответственности, достоин­ства и низости и т. д. Понятно, что общество поддержива­ет силой общественного мнения побуждение к полезной де­ятельности по позитивным критериям и одновременно осуждает негативные действия.

Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с об­разцами позитивного нравственного поведения, то он стре­мится найти поддержку в группах, следующих «переверну­тым» нравственным образцам. В таких группах, чаще все­го дистанцированных от остальных людей, достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисцип­лины, хорошее выдается за плохое, осмеивается, дискреди­тируется недоверием и прямым поношением.

РЕЛИГИЯ

Наши представления об обществе окажутся неполны­ми, если упустить из виду его дифференциацию по религи­озному признаку, т. е. деление на верующих и неверую­щих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в раз­личные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общи­ми представлениями о влиянии церкви на сферы полити­ки и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпыва­ется деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изу­чении этого явления чрезвычайно важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложиз-ненных, эстетических и других исканий людей, психологи­чески насыщенных, эмоционально острых и содержатель­ных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского озна­чает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превос­ходящей по своим возможностям и проявлениям возмож­ности обычных людей. Это — особый вид реальности. В на­уке такая реальность называется сверхъестественной, поту­сторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более есте­ственна, чем обычные способы и формы человеческой жиз­недеятельности.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в су­ществование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолю­том, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном су­ществовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человече­ства является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в рели­гиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Ко­ран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фа­вор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочелове­ка; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к вы­полнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному ис­торическому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светски­ми элементами культуры, а в определенных случаях и про­тивостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчи­вый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно ус­матривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разум­ной экологической политике, в планировании семьи и в других усилиях совместной сознательной деятельности объединения людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, даже интимным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от госу­дарства и школы, за укрепление позиций естественно-на­учных и исторических знаний в оценках места и роли ре­лигии в обществе.

Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди про­блем, которые интересуют научное исследование рели­гии,— сущность религии, ее значение в общественном раз­витии, ее возникновение, развитие и соотношение с други­ми явлениями культуры.

Религиоведение наряду с этикой, изучающей мо­раль,— наука философская. Ее не следует путать с теоло­гией (богословием), являющейся совокупностью религиоз­ных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основные со­бытия в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе — настойчивые усилия людей воспол­нять недостатки и пороки земной жизни верой в возмож­ность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях боже­ственного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древ­них индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом За­вете (религия древних иудеев), в религиях христиан и му­сульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их много, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения об­щих замыслов.

Еще одной особенностью религии является непосред­ственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловле­но тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рож­дения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

Наконец, большинство религий современного мира имеет особую организацию — церковь с четким распределе­нием обязанностей на каждом уровне ее иерархии (струк­туры). Например, в католичестве и православии это миря­не, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епис­копат, митрополии, патриархии и т. д.

Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуци­анство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. Так, моральные ценности хрис­тианства разделяют свыше 1,5 млрд его последователей и огромное количество неверующих; более 1 млрд лю­дей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.

 

 

Лекция № 10

 

Тема: Э кономическая культура.

1. Экономика как подсистема общества.

2. Экономика и уровень жизни.

3. Экономическая культура: сущность и структура

д/з. Доклады на темы:

1. Экономика и социальная структура общества.

2. Экономика и политика.

3. Экономические отношения и интересы.

 

Вопрос 1.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ. Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, об­разование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука и т. д.).

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования резуль­татов производства для удовлетворения определенных по­требностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влия­ние всех сторон общественной жизни (социальной, полити­ческой, духовной), в свою очередь, также существенно влия­ет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

— существование общества невозможно без постоян­ного производства материальных благ;

— общественное производство и прежде всего сложив­шиеся разделение труда и отношения собственности опре­деляют появление и развитие его социальной структуры;

— экономические отношения активно влияют на по­литическую жизнь общества (экономически господствую­щие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности полити­ческих партий и др.);

— в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни обще­ства (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали прежде всего следствием научно-тех­нической революции, реального превращения науки в непо­средственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производ­ства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефо­низация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет.

 

Вопрос 2.

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для ком­фортного и безопасного существования.

Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других на­родов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня бо­гатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами.

Именно эффективное использование производ­ственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эф­фективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосо­стояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения дохо­дов в обществе, доступность культуры, прожиточный ми­нимум и др. Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показа­тель — индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжитель­ность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степе­ни зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при реше­нии задач жизнеобеспечения. К таким экономическим ме­ханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тор­говля.

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень ква­лификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ве­дет к снижению потребления. Чтобы больше потреблять, на­до больше производить. Таким образом, уровень экономиче­ского развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Вопрос 3.

Культурное развитие предполагает выделение куль­турного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, об­щественных отношений и т. д. Именно от человека зави­сит, выберет ли он путь развития в соответствии с куль­турным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от самого выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфе­ре деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества — это система цен­ностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий че­ловека, а также содержание традиций и норм, регулирую­щих экономические отношения и поведение. Экономичес­кая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она опре­деляет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опере­жать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозна­чить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организа­ции деятельности, нормы, регулирующие отношения и по­ведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания — его важным компо­нентом. Эти знания представляют собой совокупность эко­номических представлений о производстве, обмене, распре­делении и потреблении материальных благ, влиянии эко­номической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отно­шения требуют от работника большого и постоянно возра­стающего объема знаний. Экономические знания формиру­ют представление об экономических взаимосвязях в окру­жающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотно­го, нравственно обоснованного поведения, значимые в со­временных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляю­щей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономиче­ских явлений и процессов, оперировать усвоенными эко­номическими понятиями, анализировать конкретные эко­номические ситуации. Познание современной экономичес­кой действительности представляет собой анализ эко­номических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических яв­лений (например, причин и последствий инфляции, безра­ботицы и т. п.), экономических отношений (например, ра­ботодателя и наемного работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффектив­ность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономи­ческой деятельности. Среди них необходимо выделить та­кой важный элемент экономической культуры, как эконо­мическая направленность личности, компонентами ко­торой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социаль­но значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способ­ствует предоставление экономической свободы хозяйствую­щим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении раз­личных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентации личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное от­ношение к любой форме собственности, коммерческому ус­пеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в разви­тии экономической культуры личности. Человек, у которо­го сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддержи­вает новаторские проекты, внедряет технические достиже­ния и т. д. Таких результатов не даст сформированная ус­тановка на формальное отношение к труду. (Приведите из­вестные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреб­лять больше, чем производить, то он и свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается че­рез совокупность его личностных свойств и качеств, кото­рые являются определенным результатом его участия в де­ятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально орга­низовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения мо­гут быть как положительные (бережливость, дисциплини­рованность), так и отрицательные (расточительство, бесхо­зяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупнос­ти экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

 

Культуры мира

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветка­ми и веточками, которые переплетаются между собой и те­ряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, со­единяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков ис­торические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры мо­гут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возь­мите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.В обществе они могут делиться, скажем, по половозраст­ным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возра­ста отличаются друг от друга, так же как отличается куль­турно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культу­ру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный ди­алог культур. Особенно наглядно это видно на примере вза­имопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их раз­личия обусловлены индивидуальным историческим разви­тием. Но история перешагивает национальные и региональ­ные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нуж­но постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в со­прикосновении с другими культурами, вырастают на бога­той культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мо­жет! — но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолирован­ных культурных общностей, разве только где-то в малодо­ступных экваториальных лесах. Научно-технический про­гресс, связанные с ним информационные технологии, раз­витие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда — все это влечет за собой интер­национализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения тех­ники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художест­венного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми ли­тературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь,испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечелове­ческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возника­ют сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются но­выми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывает­ся для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным при­мером может служить судьба североамериканских индей­цев, которые все больше и больше растворяются в амери­канском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры — к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в ми­ровую культуру, ему нечего будет положить в общую ко­пилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве по­требителя.

Народная культура — это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть,, ис­точник развития и хранилище традиций. Это культура, со­здаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее про­изведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авто­ров. И именно поэтому она — плод коллективного творче­ства. Даже если ее достоянием становятся авторские про­изведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, ар­хитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное ис­кусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей на­родной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фра­зеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних тради­ций регулярно использует в своем обиходе,— это народнаякультура. Ее отличительная особенность в том, что она на­ходится в постоянном употреблении. Пока бабушки расска­зывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. На­родная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бе­режного и внимательного отношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...