Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте текст и выполните задания 20-25




ВАРИАНТ 1

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) Чтобы не ка­зать­ся не­ле­пым и смеш­ным, сле­ду­ет пра­виль­но упо­треб­лять тер­ми­ны.

2) Пра­виль­ность упо­треб­ле­ния слов из од­но­го си­но­ни­ми­че­ско­го ряда обу­слов­ле­на ре­че­вой си­ту­а­ци­ей.

3) Не­об­хо­ди­мо верно ис­поль­зо­вать в своей речи из­вест­ные вы­ра­же­ния.

4) При­ня­тые в ме­ди­ци­не вы­ра­же­ния: орган обо­ня­ния, верх­ние ко­неч­но­сти и т.п. сле­ду­ет упо­треб­лять толь­ко в со­от­вет­ству­ю­щем кон­тек­сте.

5) При вы­бо­ре слов из од­но­го си­но­ни­ми­че­ско­го ряда не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать осо­бен­но­сти ре­че­вой си­ту­а­ции.

 

(1)Каж­дое слово или вы­ра­же­ние из си­но­ни­ми­че­ско­го ряда хо­ро­шо зву­чит толь­ко в опре­делённой си­ту­а­ции, а в дру­гих слу­ча­ях может ока­зать­ся не­ле­пым или смеш­ным. (2)<...> в ме­ди­ци­не и в био­ло­гии при­ня­то упо­треб­лять вы­ра­же­ния: орган обо­ня­ния (нос), верх­ние ко­неч­но­сти(руки) и т.п. (3)Но если кто-ни­будь вме­сто из­вест­но­го вы­ра­же­ния: «Не суйте нос в чужие дела» ска­жет «Не суйте орган обо­ня­ния в чужие дела», вы при­ми­те этого че­ло­ве­ка за шут­ни­ка или ино­стран­ца, плохо зна­ю­ще­го рус­ский язык.

2. Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

 

Од­на­ко

Чтобы

На­при­мер

В связи с этим

На­о­бо­рот

 

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЛОВО. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. СЛО́ВО, -а, мн. слова, слов, сло­вам, ср.

1. Еди­ни­ца языка, слу­жа­щая для на­име­но­ва­ния по­ня­тий, пред­ме­тов, лиц, дей­ствий, со­сто­я­ний, при­зна­ков, свя­зей, от­но­ше­ний, оце­нок. Зна­ме­на­тель­ные и слу­жеб­ные слова. Про­ис­хож­де­ние слов. С. в с. (о пе­ре­во­де, пе­ре­ска­зе: бук­валь­но). Не на­хо­жу слов или не хва­та­ет (нет) слов для чего-н. (не в со­сто­я­нии вы­ра­зить что-н. от вол­не­ния, воз­му­ще­ния). С. за с. (о по­сте­пен­ном раз­ви­тии раз­го­во­ра, спора; разг.). В одно с. (употр. в слу­ча­ях, когда двое или мно­гие ска­за­ли од­но­вре­мен­но одно и то же; разг.). Слова не до­бить­ся от кого-н. (труд­но вы­звать на раз­го­вор). Сло­вом не об­мол­вил­ся кто-н. (не про­изнёс ни слова, про­мол­чал; разг.). Двух слов свя­зать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет по­нят­но из­ло­жить свою мысль; разг. неод.).

2. ед. Речь, спо­соб­ность го­во­рить. Дар слова.

3. обыч­но мн. Раз­го­вор, бе­се­да, что-н. ска­зан­ное. По­нять друг друга без слов. Рас­ска­зать в не­мно­гих сло­вах. Спа­си­бо на доб­ром слове (за хо­ро­шие, доб­рые слова). Пе­рей­ти от слов к делу. Пе­ре­дать что-н. на сло­вах (устно). Взять свои слова об­рат­но (от­ка­зать­ся от ска­зан­но­го).

 

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.>

ис­чЕр­пав

включЁнный

ба­ло­вАть­ся

кУ­хон­ный

пОд­час (мы за­бы­ва­ем о чём-то, на­ре­чие)


5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

ДЛИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ка­шель у ребёнка не­ред­ко яв­ля­ет­ся симп­то­мом серьёзного за­бо­ле­ва­ния.

В БО­ЛО­ТИ­СТОЙ почве со­дер­жит­ся мало кис­ло­ро­да и пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых рас­те­ни­ям.

Об­шир­ные тер­ри­то­рии Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка рас­по­ло­же­ны в зоне ВЕЧ­НОЙ мерз­ло­ты.

К не­га­тив­ным ЭКО­ЛО­ГИЧ­НЫМ фак­то­рам от­но­сят­ся хи­ми­че­ское за­гряз­не­ние воды и уни­что­же­ние зелёных на­саж­де­ний.

Не­яс­ный свет, ЗЛО­ВЕ­ЩИЙ и хо­лод­ный, то ути­хал, то раз­го­рал­ся.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

вкус­ные ТОРТЫ

по­смот­рел более СТРО­ЖЕ

ПО­ПРО­БУ­ЕМ по­мочь

не ЕЗ­ДИ­ТЕ быст­ро

ЧЕТ­ВЕ­РО уче­ни­ков

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ
А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. 1) Не при­зна­вая на­ше­го права на этот пруд, лишь маль­чиш­кам с буль­ва­ра было дано ло­вить в нём рыбу, ла­зать зимой по ле­дя­ным ва­лу­нам и стро­ить снеж­ные кре­по­сти. 2) Ин­те­рес­ным яв­ля­ет­ся и факт, ко­то­рый вошел во все мифы и ле­ген­ды мира, что ос­но­ва­те­ли всех воз­ник­ших после по­то­па ци­ви­ли­за­ций, по­яви­лись вдруг, при­плыв с ка­ко­го-то дру­го­го, ис­чез­нув­ше­го ма­те­ри­ка. 3) Песня зву­ча­ла всё силь­нее и силь­нее, по­кры­вая шум ба­ра­ба­нив­ше­го дождя по мок­ро­му ас­фаль­ту. 4) Счи­та­ет­ся, что ат­лан­ты, уце­лев­шие по окон­ча­нию ка­та­клиз­ма, раз­бре­лись по всему свету и пе­ре­да­ли свои зна­ния и егип­тя­нам, и майя, и ац­те­кам. 5) Язык и стиль ко­ме­дии «Горя от ума» за­слу­жи­ва­ют осо­бо­го рас­смот­ре­ния. 6) Пе­тер­бург­ский пе­ри­од в твор­че­стве А.С. Пуш­ки­на не толь­ко ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шей сти­ли­сти­че­ской сво­бо­дой, но и лом­кой жан­ро­вых гра­ниц. 7) Ми­сти­ка этого факта за­клю­ча­ет­ся еще и в том, что очер­та­ния Ат­лан­ти­ды, пред­став­лен­ные на ста­рин­ной карте 1665 года, пол­но­стью сов­па­да­ют с кон­ту­ра­ми Ан­тарк­ти­ды! 8) Еще дол­гое время в серд­цах людей будет теп­лить­ся на­деж­да, что найти «зем­ной рай» и раз­га­дать тайну ска­зоч­ной Ат­лан­ти­ды воз­мож­но. 9) При­тя­га­тель­ность и магия Ат­лан­ти­ды за­клю­ча­ет­ся как раз в том, что до­сто­вер­но не­из­вест­но, су­ще­ство­ва­ла пре­крас­ная стра­на во­об­ще, или это плод фан­та­зий Пла­то­на о не­сбы­точ­ном, но таком же­лан­ном мире.

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная чередующаяся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

спл..шной

б..ро­метр

прец..дент

бл..стать

пе­рес..кать


9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву

с..гла­сие, поз..вчера;

пр..об­ра­зо­ва­ние, непр..лож­ный;

чере..чур, бе..бо­лез­нен­ный;

без..ни­ци­а­тив­ный, вз..мать;

п..еса, об..езд­ной.

 

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 

вежл..вый

раз­гул..вать

об­на­руж..вает

крем­ни..вый

при­украш..вает

 

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

 

на­знач..вший

посе..шь

обид..вший

преду­смотр..нный

раз­мен..нный

 

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

Пут­ни­ки шли без при­ва­ла весь день, (не)чув­ствуя уста­ло­сти,

Пуб­ли­цист за­ост­рил со­ци­аль­ную про­бле­ма­ти­ку очер­ка, ука­зав на (не)спра­вед­ли­вость

су­ще­ству­ю­ще­го по­ряд­ка.

Мне (не)за что на вас сер­дить­ся.

Она от­ве­ча­ла ему, ни­сколь­ко (не)сму­ща­ясь.

Он ни­ко­гда (не)смот­рит прямо.

 

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

Труд­но пред­ста­вить, ЧТО(БЫ) слу­чи­лось с нами, если бы не по­мощь ро­ди­те­лей, а ТАК(ЖЕ) под­держ­ка дру­зей.

(НЕ)СМОТ­РЯ на веч­ную за­ня­тость, я от­пра­вил­ся (НА)ВСТРЕ­ЧУ со школь­ны­ми то­ва­ри­ща­ми.

(В)ВИДУ гу­сто­го ту­ма­на все рейсы были от­ме­не­ны, и нам при­ш­лось (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ двух суток до­жи­дать­ся лётной по­го­ды

(В)ЗА­КЛЮ­ЧЕ­НИЕ ора­тор по­вы­сил голос (И)ТАК тор­же­ствен­но за­кон­чил речь, что зал взо­рвал­ся ап­ло­дис­мен­та­ми.

ЧТО(БЫ) уве­рен­но чув­ство­вать себя во время вы­ступ­ле­ния, вам лучше вы­учить свою речь (НА)ИЗУСТЬ.

 

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

И гу­стое мо­ло­ко, лью­ще­е­ся из глиня(1)ого кув­ши­на, и пыш­ный ка­ра­вай в плетё(2)ой кор­зи­не, и спол­за­ю­щая сал­фет­ка вы­пи­са(3)ы ху­дож­ни­ком во всех де­та­лях и с осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью.

 

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

 

1) Ху­до­же­ствен­ная рос­пись тка­ней су­ще­ству­ет при­мер­но с 30-х годов XX века и за время сво­е­го су­ще­ство­ва­ния она по­лу­чи­ла ши­ро­кое при­зна­ние.

2) На пес­ча­ных от­ме­лях реки или озера при же­ла­нии можно найти дву­створ­ча­тые ра­ко­ви­ны мол­люс­ков.

3) Во время Крым­ской кам­па­нии Л. Н. Тол­стой видел ге­ро­изм на­ро­да и не­ис­чис­ли­мые беды и не­сча­стья войны.

4) Яр­ко­стью и мно­го­цве­ти­ем ак­ти­нии за­тме­ва­ют кра­со­ту тро­пи­че­ских рас­те­ний и пор­ха­ю­щих над ними раз­но­цвет­ных птиц и ба­бо­чек.

5) Мно­же­ство за­бав­ных и груст­ных при­выч­ных и не­ожи­дан­ных сцен от­пе­ча­ты­ва­лось в цеп­кой па­мя­ти маль­чи­ка.

 

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

Ста­ри­ка ра­до­вал и обнадёживал (1) рано проснув­ший­ся в де­воч­ке (2) ин­те­рес ко всем про­фес­си­ям (3) вхо­див­шим (4) в круг от­цов­ских дел и пред­при­я­тий.

 

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

В про­шлом мно­гим был (1) ко­неч­но (2) хо­ро­шо из­ве­стен дом Ак­са­ко­вых, где всё ды­ша­ло твор­че­ством, се­мей­ным сча­стьем и до­воль­ством. Дру­зьям семьи, мно­го­чис­лен­ным го­стям (3) ве­ро­ят­но (4) не раз до­во­ди­лось от­ды­хать в этом доме душой и телом от жи­тей­ских дрязг и тре­вол­не­ний.

 

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

Предъ­яв­лен­ный на про­ход­ной до­ку­мент (1) на пер­вой стра­ни­це (2) ко­то­ро­го (3) кра­со­ва­лась раз­ма­ши­стая под­пись ди­рек­то­ра кон­струк­тор­ско­го бюро (4) поз­во­лил нам без про­во­лоч­ки ми­но­вать охра­ну.

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

К остро­му за­па­ху кра­пи­вы при­ме­ши­ва­ет­ся душ­но­ва­тый запах ме­ду­ниц (1) и (2) когда вы по­гла­ди­те ру­ка­ми рас­ту­щие травы (3) чтобы ощу­тить их неж­ную бар­ха­ти­стость (4) то руки про­пах­нут хо­ло­дя­щим за­па­хом мяты.

 

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ и ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 20-25

(1)Ко­ли­че­ство «уни­вер­саль­ных» сим­во­лов с каж­дым годом растёт, ибо по­яв­ля­ют­ся новые на­уч­ные дис­ци­пли­ны, со­вер­шен­ству­ют­ся и вво­дят свою спе­ци­аль­ную сим­во­ли­ку такие науки, как био­ло­гия, пси­хо­ло­гия, линг­ви­сти­ка. (2)Не озна­ча­ет ли это, что наше пись­мо воз­вра­ща­ет­ся вспять, к пик­то­гра­фии, то есть ри­су­ноч­но­му пись­му?(3)В какой-то мере — да. (4)Но в то же самое время, со­зда­вая новые сим­во­лы-идео­грам­мы, че­ло­ве­че­ство не от­ка­зы­ва­ет­ся и от до­сти­же­ний ты­ся­че­ле­тий — от фо­не­ти­че­ско­го пись­ма. (5)Таким об­ра­зом, наша пись­мен­ность ста­но­вит­ся сме­шан­ной, «бук­вен­но-идео­гра­фи­че­ской». (6)На­при­мер, тек­сты на­уч­ных ста­тей по ма­те­ма­ти­ке или ядер­ной фи­зи­ке на­пи­са­ны имен­но таким бук­вен­но-идео­гра­фи­че­ским пись­мом. (7)Пре­иму­ще­ство его по срав­не­нию с ал­фа­ви­том оче­вид­но. (8)Во-пер­вых, идео­грам­мы по­нят­ны не­за­ви­си­мо от языка (хи­ми­че­ские фор­му­лы, ма­те­ма­ти­че­ские сим­во­лы), во-вто­рых, они не толь­ко со­кра­ща­ют за­пись, но и по­мо­га­ют на­уч­но­му мыш­ле­нию (про­гресс ма­те­ма­ти­ки обя­зан глав­ным об­ра­зом вве­де­нию спе­ци­аль­ной сим­во­ли­ки, со­зда­нию «языка ма­те­ма­ти­ки»). (9)А в-тре­тьих, такая сим­во­ли­ка ста­но­вит­ся по­нят­ной не толь­ко лю­бо­му че­ло­ве­ку, но и ком­пью­те­рам.

 

(10)«Ин­фор­ма­ци­он­ный взрыв» — так на­зы­ва­ют не­ве­ро­ят­но боль­шое ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции, ко­то­рое ла­ви­но­об­раз­но воз­рас­та­ет с каж­дым годом. (11)Со вре­ме­ни Гут­тен­бер­га до наших дней вышло более 35 мил­ли­о­нов книг, и цифра эта явно за­ни­жен­ная, так как огром­ное ко­ли­че­ство спе­ци­аль­ных из­да­ний не по­сту­па­ет на книж­ный рынок.(12)Не уди­ви­тель­но, что учёные не в со­сто­я­нии про­честь всю вы­хо­дя­щую ли­те­ра­ту­ру даже по их узкой спе­ци­аль­но­сти. (13)Вот по­че­му в на­сто­я­щее время един­ствен­ное спа­се­ние от этого по­то­ка ин­фор­ма­ции, ко­то­рый к тому же еже­год­но воз­рас­та­ет, — со­зда­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ло­ги­че­ских машин, по­стро­ен­ных на ос­но­ве элек­трон­но-вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ки.(14)С по­мо­щью «ма­шин­ной пись­мен­но­сти» можно, минуя пе­ре­вод с языка на язык, за­пи­сы­вать в элек­трон­ной па­мя­ти всю не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­цию. (15)Си­сте­ма уни­вер­саль­ной сим­во­ли­ки, меж­ду­на­род­ные знаки науки с каж­дым годом со­вер­шен­ству­ют­ся, но рань­ше это про­ис­хо­ди­ло, так ска­зать, сти­хий­но, без уча­стия спе­ци­а­ли­стов. (16)И толь­ко в по­след­ние годы XX века стало ясно, что не по­след­нее слово при­над­ле­жит здесь линг­ви­стам, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся не толь­ко при­ми­тив­ной идео­гра­фи­ей пер­во­быт­ных племён, но и со­вре­мен­ной на­уч­ной идео­гра­фи­ей.

(17)«Ма­шин­ная пись­мен­ность», она же «уни­вер­саль­ный код науки», она же и «все­мир­ное пись­мо», будет со­зда­на. (18)Это будет идео­гра­фия, по­нят­ная лю­бо­му че­ло­ве­ку и вы­чис­ли­тель­ной ма­ши­не. (19)Но из этого вовсе не сле­ду­ет, что ис­чез­нет фо­не­ти­че­ское, бук­вен­ное пись­мо. (20)Ведь живая раз­го­вор­ная речь со­хра­нит­ся и будет раз­ви­вать­ся и со­вер­шен­ство­вать­ся, по-преж­не­му будут тво­рить на своём род­ном языке поэты и про­за­и­ки. (21)3начит, оста­нет­ся и ал­фа­вит — сред­ство за­пи­си жи­во­го слова. (22)Прав­да, и здесь тех­ни­ка может вне­сти су­ще­ствен­ные кор­рек­ти­вы: ав­то­ры сей­час за­пи­сы­ва­ют свои про­из­ве­де­ния на дик­то­фо­ны, любой роман может быть «на­го­ворён», су­ще­ству­ет уже мно­же­ство элек­трон­ных биб­лио­тек, со­сто­я­щих из «зву­ко­вых книг». (23)Од­на­ко зву­ча­щее слово может быть по­да­но в раз­лич­ных ин­тер­пре­та­ци­ях (вспом­ни­те чте­ние сти­хов в ис­пол­не­нии самих ав­то­ров и ма­сте­ров ху­до­же­ствен­но­го чте­ния). (24)По­это­му и ал­фа­вит, и книга, ве­ро­ят­но, будут жить века, толь­ко сфера их упо­треб­ле­ния зна­чи­тель­но сузит­ся. (25)На­уч­ная, спе­ци­аль­ная, тех­ни­че­ская ли­те­ра­ту­ра будет за­пи­сы­вать­ся «сред­ства­ми ма­шин­ной пись­мен­но­сти», а ху­до­же­ствен­ная — сред­ства­ми при­выч­но­го тра­ди­ци­он­но­го пись­ма. (26)В этом смыс­ле буквы умрут толь­ко вме­сте с живым че­ло­ве­че­ским сло­вом. (По А. Кон­дра­то­ву*)

* Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Кон­дра­тов (1937-1993) — рос­сий­ский линг­вист, био­лог, жур­на­лист и поэт.

 

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) «Ма­шин­ная пись­мен­ность» будет по­нят­на толь­ко ком­пью­те­рам.

2) Ис­поль­зо­ва­ние идео­грамм по­мо­га­ет пре­одо­ле­вать язы­ко­вой ба­рьер и спо­соб­ству­ет раз­ви­тию на­уч­но­го мыш­ле­ния.

3) Линг­ви­сты, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся раз­лич­ны­ми во­про­са­ми идео­гра­фии, не имеют от­но­ше­ния к раз­ра­бот­ке меж­ду­на­род­ных зна­ков науки.

4) Со вре­ме­нем буквы тра­ди­ци­он­но­го пись­ма умрут, усту­пив место новым сим­во­лам.

5) Идео­гра­фия будет по­нят­на лю­бо­му че­ло­ве­ку и вы­чис­ли­тель­ной ма­ши­не.

 

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) 20 пред­ло­же­ние тек­ста объ­яс­ня­ет при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 19.

2) Тезис, вы­ска­зан­ный в 7 пред­ло­же­нии, автор тек­ста до­ка­зы­ва­ет ар­гу­мен­та­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в 8 и 9 пред­ло­же­ни­ях.

3) В пред­ло­же­ни­ях 12—13 пред­став­ле­но опи­са­ние.

4) Пред­ло­же­ния 15—16 со­дер­жат эле­мен­ты по­вест­во­ва­ния.

5) В пред­ло­же­нии 5 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

 

22. Из пред­ло­же­ния 14-16 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

 

23. Среди пред­ло­же­ний 3—9 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи толь­ко при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Линг­ви­ста А. Кон­дра­то­ва бес­по­ко­ят из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в со­вре­мен­ном языке. Этим обу­слов­ле­но по­яв­ле­ние в тек­сте та­ко­го тропа, как (А)_____ («буквы умрут» в пред­ло­же­нии 26), в со­че­та­нии с таким лек­си­че­ским сред­ством, как (Б)_____ («пик­то­гра­фия», «идео­грам­мы», «бук­вен­но-идео­гра­фи­че­ское пись­мо»). (В)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 8, 9) и (Г)_____ («при­ми­тив­ной» — «со­вре­мен­ной» в пред­ло­же­нии 16) по­мо­га­ют ав­то­ру быть убе­ди­тель­ным».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) тер­ми­ны

2) ри­то­ри­че­ский во­прос

3) эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова

4) ги­пер­бо­ла

5) оли­це­тво­ре­ние

6) кон­текст­ные ан­то­ни­мы

7) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8) срав­ни­тель­ный обо­рот

9) ввод­ные слова

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       

 

ВАРИАНТ 2

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) Со­крат, утвер­ждая, что оп­по­нен­ты, «ко­то­рые слы­вут муд­ры­ми», ни­че­го не по­ни­ма­ют в со­вер­шен­стве, ука­зы­ва­ет таким об­ра­зом на огра­ни­чен­ность вся­ко­го зна­ния.

2) Ве­ли­кий фи­ло­соф Древ­ней Гре­ции Со­крат, утвер­ждая, что «знает толь­ко то, что ни­че­го не знает», на­ме­рен­но ума­ля­ет свои зна­ния и стре­мит­ся по­ка­зать своё пре­вос­ход­ство над дру­ги­ми фи­ло­со­фа­ми.

3) Го­во­ря «я знаю толь­ко то, что ни­че­го не знаю», Со­крат имеет в виду, что он муд­рее тех, кто, ни­че­го не зная на самом деле, «ду­ма­ет, что что-то знает», так как Со­крат не сты­дит­ся соб­ствен­но­го не­зна­ния и приз­наёт его.

4) Стал­ки­ва­ясь с из­вест­ным вы­ска­зы­ва­ни­ем Со­кра­та, чи­та­тель при­хо­дит в не­до­уме­ние от того, что ве­ли­кий фи­ло­соф в этой фразе без­осно­ва­тель­но ума­ля­ет свои зна­ния.

5) Зна­че­ние фразы Со­кра­та «я знаю толь­ко то, что ни­че­го не знаю» за­клю­ча­ет­ся в том, что при­знать соб­ствен­ное не­зна­ние и не сты­дить­ся его—это есть при­знак муд­ро­сти, ко­то­рой ли­ше­ны те, кто, ни­че­го не зная на самом деле, «ду­ма­ет, что что-то знает».

 

(1)По сви­де­тель­ству Пла­то­на (диа­лог «Го­су­дар­ство»), ве­ли­кий мыс­ли­тель Древ­ней Гре­ции Со­крат ска­зал од­на­ж­ды: «Язнаю толь­ко то, что ни­че­го не знаю», и часто чи­та­тель, стал­ки­ва­ю­щий­ся с этой фра­зой, при­хо­дит в за­ме­ша­тель­ство, так как не по­ни­ма­ет, зачем фи­ло­соф на­столь­ко ума­ля­ет свои зна­ния. (2)Смысл дан­ной фразы, од­на­ко, про­яс­ня­ет­ся, если мы об­ра­тим­ся к дру­го­му труду Пла­то­на («Апо­ло­гия»): Со­крат после бе­се­ды с че­ло­ве­ком, «ко­то­рый слывёт муд­рым» и «не зная, ду­ма­ет, что что-то знает», при­хо­дит к вы­во­ду, что оба они на самом деле ни­че­го не по­ни­ма­ют в со­вер­шен­стве, и за­ме­ча­ет: «Ду­ма­ет­ся мне, я буду муд­рее, чем он, раз я, не зная чего-то, не во­об­ра­жаю, что знаю эту вещь». (3)<...> Со­крат про­во­дит раз­гра­ни­че­ние между мни­мой и под­лин­ной муд­ро­стью: под­лин­ная муд­рость не сты­дит­ся огра­ни­чен­но­сти сво­е­го зна­ния.

2. Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?

Имен­но

Таким об­ра­зом,

На­о­бо­рот,

Не­смот­ря на это,

Впо­след­ствии

 

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ТРУД. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. ТРУД, -а, муж.

1. Це­ле­со­об­раз­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, на­прав­лен­ная на со­зда­ние с по­мо­щью ору­дий про­из­вод­ства ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей. Ум­ствен­ный т. Фи­зи­че­ский т. На­уч­ная ор­га­ни­за­ция труда. Про­из­во­ди­тель­ность труда. Право на т. Люди труда (тру­дя­щи­е­ся; высок.). Об­ще­ствен­ное раз­де­ле­ние труда. Охра­на труда.

2. Ра­бо­та, за­ня­тие. Тяжёлый т. Днев­ные труды. За­пла­тить за труды.

3. Уси­лие, на­прав­лен­ное к до­сти­же­нию чего-н. Взять на себя т. сде­лать что-н. Не дал себе труда по­ду­мать (не за­хо­тел по­ду­мать). С тру­дом уго­во­рил кого-н. Без труда не вы­ло­вишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти, ра­бо­ты, про­из­ве­де­ние. Т. всей жизни. На­уч­ный т. Спи­сок пе­чат­ных тру­дов.

5. При­ви­тие уме­ния и на­вы­ков в какой-н. про­фес­си­о­наль­ной, хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти как пред­мет школь­но­го пре­по­да­ва­ния. Уроки труда. Пре­по­да­ва­тель по труду.

 

4. В каком слове до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: не­вер­но вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук?

за­кУ­по­рить

за­гнУ­тый

оптО­вый

вли­лАсь

пО­гну­тый

 

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

Ин­но­ва­ци­он­ный тех­но­ло­ги­че­ский рынок в Рос­сии в бли­жай­шие три года может ОЖИ­ДАТЬ волна не­удач, вы­зван­ных цик­лич­ным ха­рак­те­ром его раз­ви­тия.

Стре­мясь до­ста­вить не­при­ят­но­сти дру­го­му, ЗЛОСТ­НЫЙ че­ло­век пре­жде всего вре­дит са­мо­му себе.

В те­че­ние по­след­них лет опыт­ные тре­не­ры под­го­то­ви­ли силь­ных иг­ро­ков, ко­то­рые в бли­жай­шее время будут го­то­вы ПО­ПОЛ­НИТЬ сбор­ную Рос­сии.

ДО­ВЕ­РИ­ТЕЛЬ­НАЯ бе­се­да де­ла­ет от­но­ше­ния в семье более глу­бо­ки­ми и проч­ны­ми, а самих чле­нов семьи — более счаст­ли­вы­ми.

 

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

МОКЛА под дождём

кос­вен­ных ПА­ДЕ­ЖОВ

ЧУ­ДЕС­НЕЙ­ШИМ об­ра­зом

здо­ро­вые ДЁСНЫ

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ в ма­га­зин

 

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ
А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем Г) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью. Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. 1) По окон­ча­нию га­стро­лей у му­зы­кан­тов было уже до­воль­но много идей для за­пи­си но­во­го аль­бо­ма. 2) Жизнь При­шви­на- до­ка­за­тель­ство того, что че­ло­век дол­жен все­гда стре­мить­ся жить по при­зва­нию, по ве­ле­нию сво­е­го серд­ца. 3) Ре­цепт на­ше­го лю­би­мо­го празд­нич­но­го пи­ро­га был когда-то вы­чи­тан ба­буш­кой в жур­на­ле «Огонь­ке». 4) Вы­сле­жи­вая до­бы­чу, в душе охот­ни­ка про­сы­па­ют­ся чув­ства пред­ков, рис­ко­вав­ших жиз­нью ради про­пи­та­ния. 5) Мы из­ме­ря­ем счётчи­ком Гей­ге­ра сте­пень ра­ди­а­ции, опре­де­ля­ем за­гряз­не­ние среды и об­ме­ле­ние озёр, но чем из­ме­рить ду­хов­ное об­ме­ле­ние, когда о Ка­ли­гу­ле или Мо­цар­те узна­ют лишь из ви­део­кас­сет при почти по­го­лов­ном не­про­чте­нии це­ли­ком «Войны и мира»?! 6) В этом сти­хо­тво­ре­нии Сер­гей Есе­нин го­во­рит, что я по­след­ний поэт де­рев­ни. 7) Эта про­бле­ма воз­ни­ка­ет при по­ис­ке ин­фор­ма­ции в сети Ин­тер­нет, ко­то­рая стала все­мир­ным хра­ни­ли­щем раз­но­тип­ных ин­фор­ма­ци­он­ных до­ку­мен­тов. 8) Алек­сей не мог по­до­брать слов, пе­ре­да­вав­шие всю глу­би­ну его чув­ства. 9) При­ро­да тре­бу­ет при­сталь­но­го глаза и на­пряжённой внут­рен­ней ра­бо­ты по со­зда­нию в душе пи­са­те­ля как бы «вто­ро­го»мира при­ро­ды, обо­га­ща­ю­ще­го нас мыс­ля­ми и обла­го­ра­жи­ва­ю­ще­го нас уви­ден­ной ху­дож­ни­ком кра­со­той.

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная чередующаяся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву

к..рье­рист

р..дко­ле­сье

оз..рив­ший

(пред­вы­бор­ная) к..мпа­ния

с..поги

 

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

о..ку­сить, на..пи­сать;

пр..оста­но­вить, пр..лест­ный;

н..чего не надо; н..кого не бо­ял­ся;

под..емный, соб..ётся;

во..хож­де­ние, бе..жа­лост­ный.

 

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

вышаг..вая

эмал..вый

на­смешл..вый

на­крах­мал..вший

делов..тый

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Ю.

 

бре..тся

стро..щийся

кле..т

про­вер..т

пен..щееся

 

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

По­кла­жа была (не)легка, а очень тя­же­ла.

Алек­сандр со­вер­шил (не)об­ду­ман­ный, но край­не сме­лый по­сту­пок.

Гри­го­рьев и сам по­ни­мал, что по­сту­пил (не)по-дру­же­ски.

В кол­лек­ции ока­за­лось не­сколь­ко ни­ко­му (не)из­вест­ных ба­бо­чек.

План был (не)вы­пол­нен.

 

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

Нам при­ш­лось (ПО)НЕ­ВО­ЛЕ за­дер­жать­ся в де­рев­не ещё на сутки, (ПО)ТОМУ что до­ро­гу за­нес­ло.

(ИЗ)ЗА ра­не­ния Иб­ра­гим (В)МЕСТО па­ри­ка носил по­вяз­ку.

Брат слу­шал вни­ма­тель­но и в ТО(ЖЕ) время со­всем не по­ни­мал, (ОТ)ЧЕГО отец так суров с ним.

(В)ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ не­сколь­ких дней я думал, ЧТО(БЫ) по­да­рить на день рож­де­ния сво­е­му луч­ше­му другу.

(В)по­след­ствии не­ис­прав­но­сти были устра­не­ны, но сле­ду­ет во ЧТО(БЫ) то ни стало из­бе­гать по­доб­ных дей­ствий.

 

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

 

На празд­нич­ном ве­че­ре было сказа(1)о не­ма­ло тёплых слов, ад­ре­со­ва(2)ых юби­ля­ру, ко­то­рый рас­тро­га(3)о бла­го­да­рил при­шед­ших по­здра­вить его го­стей.

 

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 

1) Толь­ко слы­шит­ся за­вы­ва­ние ветра в сна­стях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были стран­но кра­си­вы груст­ны и ка­за­лись на­ча­лом чу­дес­ной сказ­ки.

3) Фёдору по­сто­ян­но ме­ре­щи­лись огни то спра­ва то слева.

4) В дви­же­ни­ях Анны не чув­ство­ва­лось вол­не­ния или стра­ха.

5) В го­сти­ной слы­шал­ся мер­ный звук ста­рин­ных часов и чей-то не­вы­ра­зи­тель­ный шёпот.

 

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

Боец (1) быст­ро под­хва­тив ружьё (2) и (3) вло­жив ногу в узкое стре­мя (4) сел в седло.

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

«Весёлое лу­кав­ство ума, на­смеш­ли­вость и жи­во­пис­ный спо­соб вы­ра­жать­ся» А.С. Пуш­кин (1) как из­вест­но (2) счи­тал не­отъ­ем­ле­мы­ми свой­ства­ми рус­ско­го ха­рак­те­ра. Эти свой­ства (3) ко­неч­но (4) от­ра­зи­лись в по­э­зии и прозе Алек­санд­ра Сер­ге­е­ви­ча.

 

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

Имен­но (1) в Таш­кен­те (2) от ко­то­ро­го (3) остал­ся на всю жизнь не­за­бы­тый ужас хо­ло­да (4) мы про­ве­ли труд­ные годы эва­ку­а­ции.

 

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Давно было из­вест­но (1) что (2) если бро­сить в море кусок не­све­же­го мяса (3) акулы в этом месте не по­яв­ля­ют­ся (4) ведь их от­пу­ги­ва­ет запах ук­сус­ной кис­ло­ты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...