Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы обеспечения экономической безопасности России




 

февраля 2010 г. Президентом России подписан новый федеральный закон «О безопасности». В этом законе определены следующие виды деятельности по обеспечению безопасности, непосредственно касающиеся проблем экономической безопасности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегического планирования в области обеспечения безопасности; применение социально-экономических мер в целях обеспечения безопасности.

Определение в федеральном законе указанных видов государственной деятельности по обеспечению безопасности предъявляет к проекту бюджета и к прогнозу социально-экономического развития страны требования по глубокому анализу наиболее вероятных угроз национальным интересам России, прежде всего, в области экономики.

В целях обеспечения системного анализа всех угроз экономической безопасности России осуществлено их структурирование и ранжирование по следующим блокам: угрозы первого уровня опасности, угрозы, им сопутствующие, и угрозы второго уровня опасности.

Угрозы первого уровня опасности затрагивают реальный сектор экономики. Опасность этих угроз состоит прежде всего в том, что они воздействуют на масштабы российской экономики, определяющей ресурсную обеспеченность страны, способность отечественного производства обеспечить себя и население необходимыми мощностями и качественными конкурентоспособными товарами и услугами.

К ним относятся: Угроза продолжающегося отставания России от развитых стран по масштабам экономики и конкурентоспособности. Несбалансированная структура экономики и товарных рынков. Отсутствие развитого машиностроительного и потребительского комплексов. Медленная диверсификация производства. Слабая активизация инновационных процессов. Неустойчивость роста добычи нефти и газа. Отсутствие мер, стимулирующих рост мелиорации земель, производства комбикормов, обеспеченности сельских товаропроизводителей современной техникой и т.д. Низкая инвестиционная активность предпринимателей, в том числе государства.

Государство, если оно всерьез озабочено модернизацией экономики, должно стать главным генератором активизации модернизационно- инновационных процессов.

Угрозы, сопутствующие угрозам первого уровня опасности:

Безработица. Замедление роста доходов населения, снижения бедности и имущественного расслоения населения. Медленное решение жилищной проблемы в стране. Медленное улучшение состояния отраслей социальной сферы. Деформированная структура экспорта и импорта.

Следует подчеркнуть, что блок угроз экономической безопасности, названных сопутствующими может быть преодолен только в результате достижения достаточно высоких темпов экономического роста и диверсификации производства на инновационной основе, в том числе и за счет крупных бюджетных инвестиций.

Угрозы экономической безопасности второго уровня.

В этот блок угроз экономической безопасности внесены угрозы, возникающие в финансовой сфере. Их возникновение связано с особенностями бюджетной политики 2012-2014 гг. ориентированной на максимальное сдерживание бюджетных расходов и необоснованное снижение дефицита бюджета, что замедляет темпы экономического роста и инновационного развития экономики.

Среди угроз второго уровня в настоящее время наиболее значимыми являются: Дефицит бюджета. Монетизация экономии. Инфляция. Низкая кредитная активность банков, высокая волатильность валютного и финансового рынков, внешний и внутренний долг, бегство капитала.

Принятие в декабре 2010 г. федерального закона «О безопасности» предъявляет особые требования к государственной деятельности по прогнозированию, выявлению, анализу и оценке угроз безопасности, применению социально-экономических мер в целях обеспечения безопасности, осуществлению стратегического планирования в области обеспечения безопасности и др.

В качестве наиболее востребованных мер по обеспечению экономической безопасности представляется целесообразным: закрепить за каждым министерством экономического блока правительства круг вопросов и показателей, по которым оно осуществляет прогнозирование, анализ, выявление и оценку угроз и стратегическое планирование в области обеспечения экономической безопасности; установить, что головным в области организации и координации государственной деятельности в области обеспечения экономической безопасности является Минэкономразвития РФ, что должно быть отражено в его Положении; восстановить разработку в составе ежегодных докладов о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации специального раздела об изменении уровня экономической безопасности; разработать и принять новую редакцию Стратегии или Доктрины экономической безопасности с включением в нее количественных параметров пороговых значений экономической безопасности. экономическая безопасность угроза

Разработка пороговых значений экономической безопасности России, включая финансовые индикаторы, индикаторы развития реального сектора экономики и социальной сферы, позволят давать более качественную оценку состояния российской экономики, а значит, и вырабатывать более действенные пути и меры по ее улучшению и модернизации.

Период 2012-2014 гг. знаменует собой вхождение российской экономики в посткризисный этап социально-экономического развития. Главной задачей бюджетного планирования в этот период и главной трудностью в этих условиях станет достижение оптимального баланса между финансовым обеспечением стоящих перед российской экономикой задач и снижением дефицита бюджета.

Федеральный бюджет и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2014 г. характеризуется некоторыми позитивными чертами. Однако эти позитивные сдвиги совершенно недостаточны, чтобы придать российской экономике новый облик. Прогнозируется плавно-инерционное развитие российской экономики, без заметных усилий государства по прорывному ускорению модернизационно-инновационных процессов.

В Федеральном бюджете продолжает использоваться ничем не обоснованный подход, ориентированный преимущественно на минимизацию бюджетных расходов и дефицита бюджета, а не на финансовое обеспечение насущных социально-экономических проблем, что снижает возможность активно влиять на темпы экономического роста и модернизационно-инновационные процессы. Предусматривается последовательное уменьшение бюджетного содействия решению социально- экономических проблем. Поэтому такой низкий рост в реальном выражении бюджетных расходов представляется преждевременным, не отвечающим современным задачам социально-экономического развития России, противоречащим курсу на ускорение экономического роста и модернизационно-инновационных процессов.

Представляются недостаточными предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации инерционные темпы экономического роста. Эти темпы экономического роста делают проблематичным решение задачи выхода России даже к 2020 г. в пятерку наиболее экономически развитых стран мира.

Следует отметить, что приведенные в бюджете данные о диверсификации производства на инновационной основе не раскрыты должным образом, хотя именно это должно быть в центре внимания при разработке и рассмотрении перспективных направлений бюджетной политики. Необходимо существенно пересмотреть в будущем состав приложений к бюджету и прогнозу социально-экономического развития страны, дополнив их детальными данными о расходах на модернизационно-инновационные нужды и результатах этих расходов. В главных экономических документах страны, бюджет, прогноз необходимо четкое выделение модернизационно-инновационной составляющей.

Продолжает оставаться острой проблема недостаточно быстрого роста доходов населения. Упорное продолжение подсчета уровня бедности путем сравнения с величиной прожиточного минимума, который давно перестал отражать современные жизненные стандарты, затушевывает массу проблем, создает ложное, обманчивое представление о возможности ее решения в обозримом периоде обычными инерционными мерами.

Сильным социальным раздражителем продолжает оставаться состояние отраслей социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В то же время, весьма позитивными следует признать направления бюджетных расходов на развитие здравоохранения и образования.

Необходимо признать, что решение жилищной проблемы на минимально необходимом уровне, т.е. при доведении жилищной обеспеченности к 2020 г. хотя бы до 30-35 кв.м. на человека например, как в странах Восточной Европы, расселение коммуналок, ликвидация ветхого и аварийного жилья возможно только за счет бюджетных инвестиций в жилищное строительство. Необходимо дать принципиальную оценку управленческим решениям направленным на получение сиюминутной экономии в жилищной сфере, без учета будущих последствий.

Другим социальным раздражителем здесь является рост тарифов на услуги ЖКХ. Темпы их прироста сегодня в 2 раза выше инфляции. При этом качество этих услуг не улучшается, а порой ухудшается. Реформы, проводимые в ЖКХ, не удались. Потеряна управляемость отрасли и ответственность управленческих структур за стоимость, и качество предоставляемых в сфере ЖКХ услуг.


Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и. в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе.

Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичными продуктами. Ведь, несмотря на уход из науки и конструкторских бюро многих ученых и изобретателей. Россия все же сохранила свой внушительный научно-технический потенциал. В нашей стране работает 12 % всех ученых планеты (четвертое место после США. Японии и Китая), однако главная проблема заключается в том. что слабо развито инновационное предпринимательство. Мы включены в процесс глобализации и являемся частью этой целостной системы. Но это включение относится, прежде всего, к сырьевым отраслям, что позволяет характеризовать нас. как «сырьевой придаток экономики западных стран». Но, во-первых, Россия продает сырье не только на Запад, но и странам СНГ и Китаю. Во-вторых, масштабный экспорт сырья ещё не снимает перспектив индустриального и постиндустриального развития для страны.

Будущее место России в мире в целом и в евро-атлантическом регионе в частности, зависит, прежде всего, от политики, мер и действий российского руководства, общества и государства, от масштаба и интенсивности экономических реформ, от степени интеграции в мировое хозяйство в условиях грамотного сочетания рыночной среды, расширяют и углубляют которую научно-технический прогресс с инновационной экономикой и государственного регулирования.

Таким образом,главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование.

 


Список используемой литературы

 

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С.3.

2. Авдийский В.И. Национальная экономическая безопасность в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. 2012. N 2. С. 9 - 10.

.   Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы в условиях глобализации экономики: Автореф. дис.... докт. эконом. наук. М., 2011.

.   Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2002. - 384с.

.   Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2010.

.   Боташева Л.Э. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности на муниципальном уровне // Общество и право. 2010. N 4. С. 77 - 79.

.   Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2009.

.   Вардуль Н. Когда перестанут покупать газ // Новая газета. 2010. 17 ноября.

.   Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №2. - С. 16-17.

.   Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспент Пресс, 2006. - 319 с.

.   Данилов Р.В. Экономическая безопасность внешней торговли России в современных условиях (энергетический аспект) // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 15 - 17.

.   Иванов Н. Сланцевый газ и медный таз // Новая газета. 2011. 6 октября.

.   Кудров В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. 2008. № 7. С.137-156.

.   Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. - 1040с.

.   Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - 848с.

.   Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов / Под редакцией В.Г. Драганова -М.: Экономика, 2008. -С.687.

.   Официальный сайт издательства «Российская газета» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/

.   Официальный сайт Министерства экономического развития РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru

.   Петров В.И. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования ВЭД. - Ростов - на - Дону, Рост. Филиал РТА, 2009.

.   Промышленность России. 2008. Стат.сб. / Госкомстат «Hоссии». М., 2008. 381 с.

.   Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: монография / Т.Д. Ромащенко, Воронеж: Изд-во Воронежский государственный университет, 2009. 216 с.

.   Россия и страны мира: сб. стат. // Госкомстат России. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_39/Main.htm/

23. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Вильямс, 18-е изд., 2008. - 214 с.

.   Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 6-е изд., 2006. - 378 с.

.   Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".

.   Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2008. - 859 с.

.   Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. - Из-во: Экономика, 2008. - 543 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...