Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные минимальныесоциальные стандарты




Государственные и муниципальные услуги — это общественно полез­ные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.

Государственные минимальные социальные стандарты — это государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмезд­ной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Система государственных минимальных социальных стандар­тов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. При разработке проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов начиная с 1997 г. ежегодно определяются финансовые норма­тивы их формирования на основе государственных минимальных социальных стандартов. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разра­ботке соответствующих проектов бюджетов применяют уточнен­ные Правительством РФ социальные нормативы и нормы.

При составлении бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функцио­нирования.

Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг разрабатывает и ут­верждает федеральный орган исполнительной власти. При состав­лении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых за­трат на единицу предоставляемых государственных или муници­пальных услуг и задания на предоставление таких услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого госу­дарственными, муниципальными унитарными предприятиями и другими юридическими лицами. В этой связи особое значение имеет разработка планов развития государственного и муниципаль­ного секторов экономики, в том числе бюджетной сферы.

Составной частью плана развития государственного сектора экономики федерального уровня является сводный план по глав­ным распорядителям бюджетных средств предоставления государ­ственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Формирование государственных минимальных социальных стандартов строится на следующих принципах:

• соблюдение конституционных прав граждан РФ;

• экономическая и социальная обоснованность;

• использование международных критериев их установления;

• ответственность органов государственной и власти и ме­стного самоуправления за их несоблюдение.

Классификация государственных минимальных социальных стандартов включает следующие основные типы:

1) номенклатуру объектов государственной социальной стандартизации, представленную в виде перечней организаций социальной сферы, ассортимента или набора материальных благ и услуг;

2) количественные нормы и нормативы объектов государст­венной социальной стандартизации в натуральном или стоимо­стном выражении;

3) нормативы времени предоставления услуг объектами государственной социальной стандартизации;

4) нормативные соотношения объектов государственной со­циальной стандартизации, выраженные в виде пропорций.

Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, посо­бия и другие социальные выплаты, льготные бесплатные соци­альные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты.

Государственные минимальные социальные стандарты включают:

• в области оплаты труда — минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;

• в области пенсионного обеспечения — минимальные размеры государственных пенсий;

• в области образования — набор общедоступных бесплатных ус­луг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бес­платными образовательными услугами; нормы и нормативы со­циальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;

• в области здравоохранения — перечень видов медицинской по­мощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бес­платно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой меди­цинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;

• в области культуры — набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финан­сируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и норма­тивы обеспеченности населения государственными и муници­пальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступ­ные и бесплатные услуги;

• в области социального обслуживания населения — набор бесплат­ных услуг государственных и муниципальных учреждений соци­ального обслуживания населения, финансируемых за счет бюд­жетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания на­селения;

• в области жилищно-коммунального обслуживания населения — набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые ор­ганами исполнительной власти.

Установлен единый методологический принцип: выделение образовательным учреждениям необходимых бюджетных средств осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающего­ся по каждому виду и типу образовательных учреждений.

Нормативный подход к определению бюджетных расходов на образование предполагает существенное снижение субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволяет обоснованно определить потребность учреждений в бюджетном финансировании и оптимально распределить выделяемые де­нежные ресурсы. Одной из задач, решаемых на этой основе, яв­ляется предоставление самостоятельности учреждениям образо­вания в распределении предоставляемых ресурсов с целью повышения заинтересованности в их эффективном использовании. В качестве базового показателя используется фонд оплаты труда. За основу расчета принимается нормативное соотношение меж­ду фондом оплаты труда и суммой других материальных расхо­дов — фондом материального обеспечения.

Реализация государственных минимальных социальных стан­дартов в регионах гарантируется государством путем закрепле­ния за ними доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюд­жетов, оказания им финансовой помощи из федерального бюд­жета, предоставления дотаций, субвенций и средств на возврат­ной основе. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют формирование и исполне­ние социальных стандартов в пределах закрепленных за ними финансовых ресурсов.

Государственные минимальные социальные стандарты ис­пользуются в качестве нормативной базы при определении раз­меров финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоя­щим. Реализация таких стандартов обеспечивается путем закре­пления за регионами адекватных доходных источников и оказа­ния финансовой помощи бюджетам по линии трансфертов из вышестоящих бюджетов.

В настоящее время система территориальных бюджетов не имеет способов обеспечения минимальных социальных стандар­тов. Для решения этой проблемы возможно использование сис­темы трансфертов либо прямой оплаты услуг на основе феде­ральных социальных программ.

Некоторые из действующих социальных норм и нормативов приведены в табл. 1.

Показатель Единица Измерения Количественная величина Примечания
       
Культура
Норматив обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам     Нормативы обеспеченности объектами культуры на г. Москву и Санкт-Петербург не распространяются
Библиотеки      
1. Населенные пункты с числом жителей от 500 чел. До 3 тыс. чел. Учреждений культуры   На территории РФ могут создаваться и действовать библиотеки, различающиеся по формам собственности, целевому назначению, контингенту пользователей, возрастным группам, тематическому и видовому составу фондов и по др. основаниям.
2. Населенные пункты с числом жителей свыше 3 тыс. чел.     Количество библиотек определяется исходя из расчета: 1 библиотека 3-5 тыс. человек
Парки культуры и отдыха      
1. Населенные пункты с числом жителей от 10 тыс. чел. До 100 тыс. чел. Учреждений культуры    
2. Города с числом жителей свыше 100 тыс. чел. 1 парк культуры и отдыха на 100-200 тыс. жителей  
Кинотеатры и киноустановки      
1. Населенные пункты с числом жителей свыше 50 тыс. чел. Мест на 1 тыс. жителей в постоянно действующих кинотеатрах   Киноустановка действует в каждом клубе
2. Населенные пункты с числом жителей свыше 100 тыс. чел. Видеосалонов и видеозалов на 100 тыс. жителей    
Здравоохранение
Норматив обеспеченностибольничными учреждениями Коек на 10 тыс. жителей 134,7 В том числе: больничных – 102; полустационарных – 14,2; в домах сестринского ухода – 18; хосписах – 0,5.
Норматив обеспеченностиамбулаторно-поликлиническими учреждениями Посещений в смену на 10 тыс. жителей 181,5 Снижение норматива связано со снижением реальной обращаемости за последние 5 лет с 12 до 9 посещений на 1 жителя в год
Норматив обеспеченностиаптеками      
В том числе:      
В сельской местности учреждений 1 на 6,2 тыс. жителей  
В городах с числом жителей до 50 тыс. чел. 1 на 10 тыс. жителей  
В городах с числом жителей от 50 тыс. до 100 тыс. 1 на 12 тыс. жителей  
В городах с числом жителей от 100 тыс. до 500 тыс. чел. 1 на 13 тыс. жителей  
В городах с числом жителей от 500 тыс. до 1 млн. чел. 1 на 15 тыс. жителей  
В городах с числом жителей более 1 млн. чел. 1 на 20 тыс. жителей  
Нормативы обеспеченности врачами Человек на 10 тыс. жителей   Снижение норматива связано со снижением реальной обращаемости за последние 5 лет с 12 до 9 посещений на 1 жителя в год
Норматив обеспеченностисредним медицинским персоналом Человек на 10 тыс. жителей 114,3  
Норматив оснащениясанитарным транспортом:      
Станция скорой неотложной медицинской помощи Санитарных автомобилей на 1 учреждение или на 1 тыс. жителей 1 (с носилками) на 10 тыс. жителей  
Медицинская помощь на дому 1 (без носилок) на 4 тыс. жителей  
Кожно-венерологические диспансеры 1 (без носилок) на 1 учреждение: дополнительно 1 на 500 тыс. жителей  
Психоневрологические диспансеры 1 на 75 тыс. жителей; 1 на учреждение или отделение; дополнительно 1 на 500 тыс. жителей диспансеров  
Травматологические пункты 1 на 1 пункт  
сельские участковые больницы, поликлиники, врачебные амбулатории 1 (с носилками) на 1 учреждение  
Больницы, госпитали на 200 коек 1 (с носилками) на 1 учреждение; дополнительно 1 (с носилками) на больницы, имеющие отделение длягрудных детей  
На 300 коек 1 (с носилками) на 1 учреждение дополнительно 1 (с носилками) на больницы, имеющие отделение для грудных детей  
Больницы, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации 1 (с носилками) и 1 без носилок на 200 тыс. жителей  
Физическая культура и спорт
Норматив обеспеченностиспортивными сооружениями      
По их видам:      
Спортивные залы Тыс. кв. м. На 10 тыс. чел. 3,5  
Плоскостные сооружения Кв. м. На 10 тыс. чел.    
Норматив единовременной пропускной способностиспортивных сооружений Чел. 1,9  
Норматив производства товаров туристского и спортивного назначения(в ценах 1993 г.) год    
Норматив охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах Процентов от числа детей и подростков в возрасте 6-15 лет    
Норматив охвата занимающихся в системеподготовки спортивных резервов Процентов от числа молодежи в возрасте 16-20 лет 0,25  
Норматив численноститренерско-преподавательского состава Человек на 10 тыс. чел.    
Норматив потребности всанаторном обеспечении Коек на 10 тыс. чел. 58,7  
  Коек на 10 тыс. детей 30,65  
Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях
1. норматив числа мест вдошкольных учреждениях     Установлен Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677
В группах детей: от 2 месяц3ев до 1 года человек    
От 1 года до 3 лет    
От 3 лет до 7 лет    
В разновозрастных группах при наличии в группе детей:      
Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет)    
Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет)    
Любых двух возрастов от 3 до 7 лет)    
2. норматив наполняемости классов и групп вобщеобразовательном учреждении     Установлен Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008
Наполняемость классов человек    
Наполняемость групп продленного дня   При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения
Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений
Нормативы удельных показателей общей площади основных видовдошкольных учреждений:     Утверждены Приказом Министерства образования РФ от 22 апреля 1994 г. № 110
1. Норматив удельных показателей общей площади основных видов дошкольных учреждений для городского строительства:      
На 4 группы (до 80 мест) Кв. м. 15,99 (23,49)  
На 6 групп (до 120 мест) 15,37 (20,91)  
На 8 групп (до 160 мест) 14,51 (19,06)  
На 10 групп (до 180 мест) 15,12 (19,06)  
На 12 групп (до 200 мест) 13,89 (17,22)  
2. Норматив удельных показателей общей площади основных видов малокомплектных дошкольных учреждений с разновозрастными группами:      
На 1 группу (до 10 мест) Кв. м. 15,86 (14,76)  
На 1 группу (до 15 мест) 14,02 (12,66)  
На 2 группы (до 25 лет) 13,15 (12,42)  
На 2 группы (до 35 мест) 14,96 (13,77)  
На 3 группы (до 45 мест) 15,81 (14,88)  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...