Орфоэпия согласных в хоровом пении.
Дикция в хоре. От качества дикции в значительнойй степени зависит вокальная сторона исполнения. «Хорошо сказанное – наполовину спето», - говорил Ф.И.Шаляпин. Хорошее произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука - активизирует дыхание, помогает формированию звука в «высокой позиции», достижению яркого и близкого звучания, концентрирует его, позволяет достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Принято различать три вида произношения: бытовое, специфическое, певческое. Специфика певческой дикции: - полное единообразие в построении гласных; - произношение гласных в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования, чем в речи; - в быстром произношении согласных, с отнесением их внутри слова к последующему гласному; - в продолжительном выдерживании звука на гласных. Характер произношения литературного текста в пении: - распев; - декламация; - вокализация; - скороговорка. Работа над техникой правильного и отчетливого произношения литературного текста: - связь дикционных навыков с вокально-певческими; - роль артикуляционного аппарата; - значение и роль гласных и согласных звуков; - типы гласных, необходимость однотипного их формирования; - типы согласных, влияние их на формирование гласных, необходимость их отчетливого произношения («пропевания»). Случаи бестекстового хорового пения: - «закрытым ртом»; - на какой-либо гласный звук («а» и др.) или слог («ла» и др.). Связь с типом музыкальной фактуры (проблема дикционного ансамбля): одновременное произношение текста всеми партиями хора (аккордово-гармоническое изложение) и его разновременное произношение (при фактуре полифонической).
Характер певческой дикции при неизменном соблюдении четкости произношения зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности. 1.При исполнении быстрых произвелений следует облегчить силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно. 2. В драматических произведениях, торжественных гимнах, слова произносятся значительно, при более «крупной» артикуляции. 3.В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко, в маршевых – скандированно, твердо. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведет к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Наиболее частым недостатком является нечеткое произношение концов слов, «западание» заканчивающих слово согласных. Другой недостаток - низкое интонирование согласных - «glissando» в начале звука. В пении согласные нужно произносить на высоте гласных, к которым они примыкают. В целях достижения четкой дикции некоторые руководители хоров требуют утрированного произношения согласных. Однако при частом использовании этого приема исполнение утрачивает распевность, кантилену. На качество произношения текста влияют тесситурные условия и сила звука. В высокой тесситуре слова произносить труднее, чем в средней. Наилучшие условия произношения текста – умеренная сила звучности. Орфоэпия гласных в хоровом пении. Основные положения гласных в речи: 1. Под ударением все гласные произносятся ясно, как пишутся; 2. Неударные гласные произносятся редуцированно - неясно, сглаженно. Степень их редукции различна в зависимости от местонахождения неударного слога к ударному. В русском языке пять твёрдых гласных: А, О, У, Э, И; четыре иотированных: Я, Ё, Е, Ю. Редукция гласных в пении имеет различные формы: 1. Безударные а. и. э. Ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко и ясно, чем ударные.
2. Безударное О в большинстве случаев произносится как А, кроме слов иностранного происхождения. 3. Безударное Я, произносится как Яе – Гря е ДА, ПАМЯ е ТЬ, но на конце слово должно всегда звучать чисто. 4. Безударное Е с примесью И, принятое в разговорной речи, в пении допускается на очень кратких длительностях. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. 5. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А. 6. Два гласных внутри слова, а так же на стыках слов с предлогами и частицами произносится слитно. 7. На стыках слов, которые имеют самостоятельное ударение, два одинаковых гласных звука, находя щихся на одной высоте, поются раздельно. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных Я, Ё, Е, Ю, И – который рассматривается в фонетике как И дальнего образования, перед которыми добавляется полугласный звук Й. Звук этот произносится очень коротко, после чего артикулируется основной гласный. Орфоэпия согласных в хоровом пении. Одновременность произношения согласных помогает слушателю понять слово. Ведь именно согласные составляют «каркас» слова. Чёткое произношение согласных в пении, особенно в хоровом, представляет значительную трудность, потому что коллективность произношения согласных - одно из основных условий достижения ритмического ансамбля в хоре. При работе над произношением согласных в хоровом пении следует обратить особое внимание на две особенности: 1) произношение согласных при пении «legato», особенно в медленном темпе; 2) произношение звонких согласных в пении. Согласные прерывают поток звука голоса. Это происходит потому, что шумы, образующие согласные, получаются от препятствий, которые ставятся артикуляционным аппаратом на пути льющегося голоса. Поскольку без согласных обойтись нельзя, эти перерывы в звучании голоса должны быть минимальными. Следовательно, и согласные произносятся очень быстро, мгновенно. Гласные должны иметь максимальную протяжность, а согласные - произнесены в самый последний момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произношении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном стыке слов – к следующему слову.
Особо следует обратить внимание на обязательную краткость произношения певцам хора свистящих и шипящих согласных, они требуют значительного дыхания. Особое внимание обратить на звук «С». 1. Звонкие и сонорные согласные интонируются на высоте следуемой за ними гласной. Произношение звонких согласных в пении «б», «в», «г», «з», «ж», «л», «м», «н», «р» происходит при участии работы голосовых связок и должно иметь совершенно определённую высоту; 2. Произносить сонорные а пении следует утрированно, как ЛЛ, ММ, НН, РР; 3. Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие или глухие: Наш паровоз) с), вперёд)т); 4. Перед глухими согласными звонкие также «оглушаются»: параво)с) летит)ф)перёд. До)щщ) идёт; 5. Зубные: «д», «з», «с», «т» согласные перед мягкими смягчаются. (кА)зь)нь, го)сь)ть, ве)ть)вей; 6. «Н», «НН» перед мягкими согласными произносятся мягко: стра)нь)ник. «Н» перед «Л» обычно произносится твердо или полумягко – сонливый; 7. Удвоенное «ЖЖ» в пении смягчается: жужъжъит; 8. Возвратные частицы «ся», «сь» произносятся твёрдо: «са», «с»; 9. В ряде слов сочетание «чн», «чт» произносится как «шн», «шт»: коне/ш/но, скворе/ш/ник, /ш/то и т.д.; 10. Выпадение в речи одной из групп согласных сохраняются и в пении: здра/в/ствуй, сер/д/це, со/л/нце; 11. Сочетание «сч» и «зч» уподобляется долгому «щ»: /щщ/астье, и/щщ/е/с, изво/щщ/ик; 12. Большим недостатком произношения в пении будет проявление между согласными, стоящими рядом, неясного гласного звука, похожего на «Ы». Например, вместо «приди» поют «п/ы/риди, «люблю» - «лю/бы/лю, «с тобой» - «с/ы/ тобой; Два взрывных согласных звука, стоящих рядом, произносятся с задержкой на смыкании данного звука, следует прием «вымолчки» - язык как бы спотыкается, голос на мгновение прерывается: оттуда, отдохнуть – о/дохнуть, подтрунить – по/трунить. Культура речи и вопросы логики в работе над дикцией. Установление логики поэтической фразы и отдельного слова (выявление определяющих фраз, слов, слогов), культуры речи (правильное ударение).
Работа над выявлением и выражением смысла (содержания) и характера литературного текста: - знание и понимание общего содержания литературного текста; · - соотношение литературного текста и музыки; - связь стиля и фактуры музыки со значением литературного текста в хоровом произведении; - установление характера произношения литературного текста; - значение декламационного начала в работе над литературным текстом в хоровом пении. Классификация литературно-текстового материала, используемого в хоровой музыке: - силлабо-тоническая система стихосложения (наличие ритма и рифмы); - силлабическое стихосложение (характеризуется равным количеством слогов в строке); - тоническое стихосложение (единообразие ритма при отсутствии рифмы); - проза; - типы окончания фраз (мужское и женское). Основные размеры стихосложения (стопа): двухсложные - хорей (1-3-5-7 слоги под ударением (в траве сидел кузнечик)); - ямб (2-4-6-8 слоги под ударением (буря мглою небо кроет)); трехсложные - дактиль (1-4-7-10 слоги под ударением (жил-был у бабушки)); - амфибрахий (2-5-8-11 слоги под ударением (сижу за решеткой в темнице сырой)); - анапест (3-6-9-12 слоги под ударением (засветилась вдали, загорелась заря, ярко пышет она, разливается)). Существуют наиболее типичные правила: -в простом предложении может быть только одно ударение, которое падает, как правило, на имя существительное; -на глаголах ударение ставится тогда, когда глагол является основным смысловым словом. / Но пруд уже застыл/; -на других частях речи ударение ставится только в том случае, когда этого требует смысловое содержание фразы /Как здесь красиво/, /Так мог поступить только бесчестный человек/; -в пении часто смысловые акценты бывают предопределены музыкой, совпадая с сильной долей такта; -в основе протяжной лирической песни лежит широкая, плавная мелодия, долгий звук на большом, цепном дыхании (текст состоит из 1-2 строф); -в танцевальных, плясовых, игровых песнях всё подчинено ритму, темпу, движению, но переносить его нельзя, т.к. песня утратит тогда свою жанровую характерность. Некоторые соотношения литературного и музыкального текста: -Иногда при сочинении хорового произведения композитор использует лишь какой-то отрывок из стихотворения / «Осень» Калинникова/. -Ведущая роль в произведении принадлежит слову, это обычно встречается в хоровых оперных речитативах, в некоторых разделах кантат, ораторий. -Литературный текст слабее музыкального - чаще всего это связано с переводным текстом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|