Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символика жестов в иконе




Билет 1

1. Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка[1][2]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего[4] мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[5].

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной[6], так и в религиозной картине восприятия мира.

 

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области[7]. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному[8]. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.[9][10]

 

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[11], так и всего человечества[12], многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

Различные определения культуры

 

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как…

 

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]

«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

«общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);

«продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

«вся совокупность внебиологических проявлений человека»[3];

признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура[источник не указан 207 дней].

набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д

Связь: «Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» [1].

2. Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика). Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Германия

  • Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.
  • Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

Англия

  • Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства
  • Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне
  • Собор в Солсбери 1220—1266 гг.
  • Собор в Эксетере 1050 г.
  • Собор в Линкольне к. XI в.
  • Собор в Глостере XI—XIV вв.
  • Часовня Королевского колледжа в Кембридже 1446—1515 гг.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».

Билет 2

1.

2. Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н (фр. François-Auguste-René Rodin; 12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма[1]. Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»[fr].

Главным мотивом на протяжении творческого пути Родена было изображение человеческого тела в движении[62]. Стремясь передать движение, Роден рассматривал будущую скульптуру не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс, поэтому в замысле скульптуры у него особое место занимал торс как смысловой центр движения. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения[63]. Роден часто нанимал натурщиков для того, чтобы они отрабатывали определённые движения или просто ходили перед ним обнажёнными, и в это время рисовал или делал наброски из глины[64]. И напротив, он не работал с профессиональными натурщиками, которые просто воспроизводили традиционные позы античных статуй[62].

Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Герои Родена охвачены сильными эмоциями — любовью, болью, отчаянием,

Билет 3.

· Символ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета[1]; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений[2].

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма

А. Ф. Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи»[3]. Всякий символ включает в себя вещь (образ), но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций[4].

В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее еще Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер[5].

1. В России в 19 веке была принята необычная символика цветов и их сочетаний. Золотисто-желтый символизировал роскошь, блеск, богатство; красновато-желтый — недоверие; фиалково-голубой — дружбу, воспоминание, достоинство; белый и голубой — мудрость; белый и ярко-красный — поощерение, возвышение; белый и светло-желтый — отталкивающую гордость; белый и черный — твердость, постоянство; голубой и красный — ум и прочная любовь; голубой и черный — лукавство, лицемерие; лиловый — скромные желания; бледно-желтый — неверность.

Символика жестов в иконе

Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Символика вещей

Дуб – древо жизни.

Дом – символ домостроения, созидания.

Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.

Юноша с трубой – ветер.

Пеликан – символ чадолюбия.

Золотой венец – символ духовной победы.

Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

Два-три дерева символизируют лес.

Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

 

Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:

Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.

Книга – дух премудрости.

Золотой подсвечник – дух разума.

Евангелие – дух совета.

Семь золотых рогов – дух крепости.

Семь золотых звезд – дух ведения.

Громовые стрелы – дух страха Божия.

Лавровый венок – дух радости.

Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.

 

2. Жан-Батист Грёз (фр. Jean-Baptiste Greuze; 21 августа 1725, Турню, Бургундия — 4 марта 1805, Париж) — знаменитый французский живописец-жанрист.

Из многочисленных его произведений следует упомянуть:

  • «Отеческое благословение»,
  • «Проклятие»,
  • «Сельская невеста»,
  • «Счастливая мать»,
  • «Девочка с собакой»,
  • «Девушка, оплакивающая смерть своей птички»
  • «Разбитый кувшин»,
  • «Отцовское проклятие»,
  • «Наказанный сын».

В жанре семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской живописи. Он в совершенстве группирует фигуры; однако его сцены отчасти банальны, отчасти сентиментальны и театральны.

Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист. В его время французские портретисты мало заботились о сходстве, лишь бы изображаемые мужчины получали вид Марсов и Аполлонов, а женщины — Диан, Флор и Венер. Грёз понимал портретную живопись иначе: его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны.

Билет 4

1. Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам. Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например мифологический жанр, ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой, исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив)

Анималистика (произошло от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Ванитас (от лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Ведута - жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Иппический жанр (произошло от греч. hippos - лошадь) - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Карикатура (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов

Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).

Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Ню (произошло от фр. nu - нагой, раздетый) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Парсуна (искаженное лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие парсуна в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи предложено И.М. Снегирёвым в 1854 году.

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет.

Религиозный жанр, религиозная живопись - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг

Хуа Няо (в переводе с кит. птицы и цветы) - жанр китайской живописи, изображающий птицы и цветы

Шань шуй (в переводе с кит. горы и вода) - жанр китайской живописи, изображающий горы и водопады

2. Раннее Средневековье [1] — период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

3. 2ИСКУССТВО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

3.0.ВВЕДЕНИЕ. Великое переселение народов и вызванное им изменение этнической и культурной карты Европы. Сложение варварских государств. Их отношение к римско-античному прошлому, язык и культура. Соединительная роль церкви как хранителя языка и литературы Рима. Церковные школы и монастыри. Монастырская колонизация Западной Европы. Каролингская культура как первая самостоятельная и развитая культура средневековья.

3.1.ИСКУССТВО РИМА 7-9 ВЕКОВ. Распад античной традиции в римском искусстве 7-9 веков. Раннесредневековые постройки Рима. Деградация строительной техники и вырождение римско-античного понимания отношений конструкции и декора.

Мозаика в 6-9 веках. Постепенный переход ко все более плоскостной, линейной и схематической манере в 7 и 8 веках. Множественность и разнородность влияний. Начало иконоборчества в Византии и греческие мастера в Риме 8 века.

Пасхалиевский "ренессанс" и связанное с ним возобновление некоторых иконографических и стилистических приемов позднеантичного искусства.

3.2. ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 7-9 ВЕКОВ. Характеристика локальных школ и традиций. Эволюция искусства (по видам). Архитектура: распад типологической системы и выживание наиболее примитивных в архитектурном и наиболее важных в смысловом отношении типов. Базилика и баптистерий. Отношение конструкции и декора в новом их понимании. Неизменяемые остатки античности в архитектуре раннего средневековья. Памятники северной Испании начала 9 века как пример смешения разнородных влияний. Протороманские элементы в архитектуре северной Испании и проблема раннесредневековой истории базиликального храма. Скульптура: типологические изменения, новые жанры и места для скульптурной декорации. Общие свойства стиля: схематизм, линеарность, переход к объемному рисунку по камню. Скульптура малых форм как единственная область, относительно сохраняющая черты стиля 6 века.

Декоративные искусства: традиция варварских народов. Орнамент. Живопись: книжная миниатюра главнейших школ. Северная Италия, нортумбрийско-ирландская школа, меровингская Франция. Начало интеграции различных влияний в книжной миниатюре 8 века. Композиционно-иконографические схемы, сохраняющие черты позднеантичной традиции, и линейно-графическая культура, пришедшая с варварами и развитая нортумбрийско-ирландской школой. Итоги раннесредневековой художественной эволюции Европы.

Билет 5

1. В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...