Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии коллективного творческого дела




КОС 5

Коллективно-творческое дело (КТД)

Методика коллективной творческой деятельности является частью «коммунарской методики» И.П. Иванова, разработанной им в 1957 г. в Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда и впоследствии развитой в ряде научных работ. Эта методика стала одной из самых распространенных форм организации совместной деятельности взрослых и детей. Идея КТД проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе.

Коллективные творческие дела (КТД) – способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Отличительными признаками КТД могут стать:

· совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

· его социальный характер (для кого это нужно?),

· высока мотивация создателей.

КТД - форма работы, которая направлена на:

· Развитие творческих способностей.

· Развитие интеллектуальных способностей.

· Реализацию коммуникационных потребностей.

· Обучение правилам и формам совместной работы.

 

Этапы подготовки и проведения КТД

Структура каждого коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества:

1. Предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? Кому быть организатором?)

2. Коллективное планирование. Планирование начинается в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы.

3. Коллективная подготовка. Создается совет дела, в который входят представители микрогруппы. Совет дела действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Каждый участник коллектива получает задание.

4. Проведение коллективно-творческого мероприятия. Мероприятие состоит из разбивки, хода, награждения.

5. Коллективное подведение итогов. Происходит на общем сборе, которому может предшествовать первичный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы, задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6. Ближайшее последствие КТД. На этой стадии воспитатели выстраивают дальнейшие перспективы развития и использования КТД.

Алгоритм КТД

1. Введение в игру: вступительное слово вожатого, творческая заставка, игровая установка, стимулирование деятельности.

2. Разбивка отряда на микрогруппы:

- по геометрическим фигурам;

- по цветовой гамме;

- по разрезанным изображениям;

- по предметам

- по условным обозначениям (звери, цветы, виды транспорта и т.д.)

- по симпатиям, используя вопросы;

- по ролям (кто бы мог исполнить роль снегурочки?)

- с помощью объединения по общему признаку (по именам, знакам Зодиака, по временам года или месяцам)

- по внешним признакам

3. Определение заданий для каждой микрогруппы

Задания должны:

- быть интересными, современными, доступными;

- соответствовать возрастным возможностям детей;

- выражать основную идею КТД;

- развивать потенциал детей;

- усложняться от одного к другому КТД;

- быть изложены в простой и обязательно письменной форме;

- быть красочно оформленными.

4. Выполнение заданий микрогруппами: необходимо помочь детям в восприятии задания, обратить внимание на каждого ребенка, его заинтересованность и возможности в выполнении задания, выделить лидеров в различных видах деятельности (творческой, коммуникативной, организаторской).

5. Демонстрация задания: вожатый – ведущий поддерживает общее настроение, позитивную реакцию детей на выступление микрогрупп, помогает правильно расположиться на импровизированной сцене.

6. Подведение итогов: любое КТД предполагает соревнование. Нужно подготовить общее табло результативности, знаки отличия, символические баллы, оценки каждой группы или ребенка.

7. Награждение: медали, почетные дипломы, оформленные воздушные шарики, поделки из природного материала, лавровые венки из трав.

8. Анализ можно начать с простого разбора о том, что «хорошо и плохо», затем выделить лучших организаторов и похвалить лучшую группу за сплоченность и дружбу, предоставить возможность детям высказать свое собственное мнение.

 

Стадии коллективного творческого дела

 

Стадии Педагогические целеполагания
Предвари­тельная работа воспитания (1 стадия) С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?
Коллективное планирование (2 стадия) Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим?
Подготовка дела (3 стадия) Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не подда­ваться соблазнам?
Проведение дела (4 стадия) Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредото­читься на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного поло­жения?
Подведение итогов (5 стадия) Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традици­ей?
Ближайшее последействие (6 стадия) Как научить ребят реализовывать выводы и предложе­ния? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

(по методике И.П.Иванова, разработал В.Т.Кабуш)

 

По видам КТД делятся на:

· Трудовые. Цель: обогатить представления ребят об окружающем мире, выработать стремление к улучшению действительности, а также умение и привычку на деле заботиться о людях и работать самостоятельно и творчески.

· Познавательные. Цель: развитие интереса к таким сторонам жизни, которые пока ещё недостаточно исследованы и полны своих тайн и загадок; формирование потребности в познании окружающего мира, а также сознательного, увлечённого отношения к его непосредственным источникам: книге, учению, различным средствам самообразования.

· Художественные. Цель: развитие художественно-эстетического вкуса, воспитание интереса к духовной культуре и искусству, потребности в прекрасном. Художественные КТД пробуждают желание попробовать себя в творчестве, раскрывая такие качества, как отзывчивость и благородство души и обогащая внутренний мир человека.

· Спортивные. Цель: развитие гражданского отношения к спортивно-оздоровительным мероприятиям и к физической культуре, желания видеть себя здоровыми и закалёнными членами общества, готовыми к труду и обороне.

· Организаторские. Цель: развитие чувства ответственности за свой коллектив


Особенности проведения

1. Для младшего возраста (6 - 9 лет) Лимит времени – 20-30 минут. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.

2. Для среднего возраста (10 – 13 лет) 30-40 минут, вид любой. Совмещение спортивных и интеллектуальных конкурсов.

3. Для старшего возраста (13 – 16 лет) До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)

 

Задания:

1 вариант Младший школьный возраст Творческое КТД
2 вариант Средний школьный возраст Спортивное КТД
3 вариант Старший школьный возраст Познавательное КТД

Вопросы:

1. Как изменится разработанный Вами план подготовки и проведения КТД для другой возрастной группы? Приведите пример.

 

Методические рекомендации:

Возраст Особенности
Младший школьный возраст 7-11 лет Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождение социального «Я» ребенка) Причины: 1. Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. 2. Переход к новой социальной ситуации – позиции школьника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Проявления: 1. Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. 2. Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. 3. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». - Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). - Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. То есть если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. - Возникает острая борьба переживаний. Переживание – это внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. 4. Возникают такие образования как самолюбие, самооценка. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом семи лет. Базальная потребность – уважение: ребенок высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. 5. Феномен «горькой конфеты»: ребенок добивается своего, но не испытывает от этого удовольствие, потому что добился этого социально неодобряемым путем. 6. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Смысл (новообразования): 1. Возникновение внутренней жизни. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. 2. Переход от эгоцентризма к децентрации. 3. Формирование произвольного поведения. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности. Младший школьный возраст 6(7)-10(11) лет НовообразованияПроизвольность всех психических процессов, кроме интеллекта К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой, но специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующие и тормозящие влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Личностная рефлексия В возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Завершение развития самосознания. Рефлексия интеллектуальная; внутренний план действий Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания: ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. Социальная ситуация развитияРебенок – «общественный» субъект Новое место в социальном пространстве человеческих отношений («социальная роль школьника»). Больше проводят времени со сверстниками, чаще одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Ведущая деятельностьУчебная деятельность Результативность учения определяется активностью самого учащегося как субъекта учебной деятельности, что в первую очередь связано с его направленностью на процесс познания. Школьная направленность включает как познавательные, так и социальные мотивы учения. Ведущие функцииПамять, словесно-логическое мышление Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим.  
Средний школьный возраст 11-14 лет Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития) Причины: Переход от «детства» к «взрослости»: 1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала. 3. Выбор и подготовка к профессии. Проявления: 1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. 2. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. 3. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу. 4. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. 5. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. 6. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. 7. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде. 8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. Два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок». 2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им». И то, и другое - варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант. Смысл (новообразования): 1. Познание себя как такового, начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. 2. «Чувство взрослости». Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) – 14(15) лет НовообразованияЧувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» Появление вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе. Формирование «Мы»-концепции Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу. Формирование референтных групп Участники что-то делают сообща. Ценности и мнения референтной группы подросток признает своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено. Социальная ситуация развитияОсвоение норм и отношений между людьми Резкое возмужание организма, внезапное увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола. Ведущая деятельностьИнтимно-личностное общение со сверстниками Своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышление Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Творчество Выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).  
Старший школьный возраст 15-17 лет Отрочество: старший школьник (ранняя юность) 14(15) –16(17) лет НовообразованияПрофессиональное и личностное самоопределение Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации) Социальная ситуация развитияРеферентная группа Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим Ведущая деятельностьПрофессионально-учебная деятельность Освоение профессиональных знаний, умений Ведущие функцииАбстрактно-логическое мышление К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться. Кризис 17 лет (юношеский кризис) Причина: Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: 1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья. 2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. 3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. 4. Выбор профессии. Смысл (новообразования): 1. Выбор внутренней позиции. 2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне. 3. Профессиональное самоопределение.

2. С помощью каких диагностик можно отследить результативность данного КТД?

Для определения результативности КТД можно использовать следующие виды диагностик:

- Диагностики эмоционального состояния ребенка (цветовая диагностика эмоций ребенка, методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан);

- Диагностики по определению уровня развития коллектива и межличностных отношений в коллективе (Методика «Какой у нас коллектив», методика определения уровня развития самоуправления в коллективе М.И. Рожкова);

- Диагностики личностного развития ребенка (Методика измерения уровня коммуникативной успешности И.А. Гришанова, Тест Векслера)

 

При обследовании детей предъявляются требования морально-этического характера:

1. Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.

2. Психодиагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей.

3. Только родители не лишенные по закону родительских прав, могут знать результаты психологического обследования своих детей. Психолог обязан давать исчерпывающие ответы на вопросы родителей.

4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов. Без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут быть основанием для определения судьбы ребенка.

5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимыми знаниями о детях с которыми они работают.

3. В чем, на Ваш взгляд, особенности позиции социального педагога как возможного организатора КТД?

 

???????? Не знаю, на что дать ссылку??????И что порекомендовать?????

Может быть Методическое письмо, в котором раскрываются направления деятельности и особенности работы СП???????

 

 

 

 

КОС 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...