Город, который стоит на горе, не может укрыться от глаз.
В Группу «ВСТРЕЧА» входят все, желающие помочь детям-сиротам, согласные со всеми пунктами этой «ПАМЯТКИ» и признающие Руководство Группы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке Руководитель: Настоятель Храма священник Владимир ЛАПШИН Координатор: Юлия БАРАНОВА
На первых временах, действительно, нужна была ПОМОЩЬ МАТЕРИАЛЬНАЯ, но вскорости обнаружилось, что ДЕНЬГИ ЕСТЬ! и, в принципе, Интернат стал успешно расти, обустраиваться, благоустраиваться. Этим – он обязан, безусловно, одарённости, деятельности и призванности на это уникальное, сложное и чрезвычайно ответственное место своему бессменному ^ лидеру ^ – Директору МЕНЬШОВУ Вадиму Анатольевичу. Принципиальная наша позиция была – работать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО согласованно со всеми службами, установками, традициями, требованиями и потребностями Интерната. Вадим Анатольевич очень скоро сформулировал то, что нужно детям: общение со взрослыми, любящими их людьми. К тому времени уже существовала развёрнутая помощь Интернату: совместная молитва, воскресная школа, кружки, собирались деньги, на которые закупалось и доставлялось в Интернат то, в чём была необходимость и потребность.
Здесь я хотел бы вспомнить мысли-установки, которые мне дал отец Георгий ЧИСТЯКОВ, тоже рвавшийся там поработать, но из-за загруженности, в связи многочисленными его обязанностями этого не случилось: “ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ не должны быть ВЫДЕЛЕНЫ из контекста нашей общей, обыденной ЖИЗНИ! они должны стать НЕОБХОДИМОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ повседневной жизни ХРИСТИАНИНА, а те, кто является ОБЪЕКТОМ нашего внимания, не должны себя ОЩУЩАТЬ таковыми, они должны ОЩУЩАТЬ р а в н о с т ь ОБЩЕНИЯ! то есть, быть для нас с вами – ДРУЗЬЯМИ! ‘Друзьями’ называл Апостолов Христос ”. Надо сказать, что и сам отец Георгий, разрывающийся НА ЧАСТИ – для нас! за нас! из-за нас! – называл, считал, и подтверждал это своим отношением к нам – мы были ему его “ДУХОВНЫЕ ДРУЗЬЯ”. Друг – слово святое. Такую же установку давала и Координатор – Юля БАРАНОВА. Отношения – ИСКРЕННОСТИ и ДРУЖБЫ – были (и сохраняются ДО СИХ ПОР, что ВИДИТСЯ мне ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМ) основой ОБЩЕНИЯ: и внутри Группы, и с детьми, и с воспитателями, и с Администрацией Интерната, и с священниками, которых мы никогда не делили ' по приходам ' и ' духоводчеству ', а любили и слушали. Итог? – пятнадцать лет – беспрерывной работы ПОМОЩИ ДЕТЯМ – БЕЗ ЕДИНОГО КОНФЛИКТА. Ненавязчивое и очень тактичное РУКОВОДСТВО наших священников, полностью доверявших нам, – такая ШКОЛА! ДОВЕРИЯ и ЛЮБВИ! что САМО по СЕБЕ — Дарование Небесное нам и для нас...
Работа с детьми – вовсе перестала быть мне 'РАБОТОЙ', обязанностью, долгом! А превратилась в много дающее и плодотворное (в первую очередь, для меня) ОБЩЕНИЕ! Общение – вообще, СЛОВО СВЯТОЕ, а в Церкви – особо! Смысл ЖИЗНИ – в общении (обмене ЛЮБОВЬЮ) с Богом! братьями! сёстрами! МИРОМ!
«ВСЕ ДЕТИ ЗЕМЛИ – НАШИ ДЕТИ» буклет (сложенный пополам лист А3) на двух языках (русский и английский) – единственное ‘ ВНЕШНЕЕ ’, публичное свидетельство работы Группы — совершенно необходимое на тот момент истории Группы, так как предназначалось оно – для сбора ПОЖЕРТВОВАНИЙ детям-сиротам. Но одновременно существовала и была полностью выдержана договорённость, что всё то, что ВНУТРИ ИНТЕРНАТА,остаётся и останется навсегда ТАМ ЖЕ, никакая информация, которая была нам доверена, не нанесёт вреда... Именно это УСЛОВИЕ, выполненное ПОЛНОСТЬЮ всеми членами Группы, позволило вести работу напрямую с детьми БЕЗ СПЕЦИАЛЬНО ЧИНИМЫХ ЗАМЕТНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ с стороны кого-либо. Я ПРИВЕДУ текст буклета «ВСЕ ДЕТИ ЗЕМЛИ – НАШИ ДЕТИ» ПОЛНОСТЬЮ; он был издан очень малым тиражом и распространён среди тех, кто мог бы быть вовлечённым в будущую работу или оказать помощь:
«ВСЕ ДЕТИ ЗЕМЛИ – НАШИ ДЕТИ»
Дорогие братья и сёстры!
Сейчас в России в одном из самых трагических положений находятся дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения. Хотя в нашей стране и существует целая сеть государственных учреждений для обездоленных детей, к сожалению, они не в состоянии решить все возникающие проблемы. Находясь на гособеспечении, дети сыты и одеты, но им катастрофически не хватает тепла, общения со взрослыми, любящими их людьми. Дети-сироты также лишены тех обычных контактов с внешним миром, который есть у их ‘ домашних ’ сверстников, а их духовные и творческие запросы остаются без ответов и не имеют выхода. Так называемых ‘ трудных детей ’ часто отправляют в психиатрические больницы без достаточных к тому медицинских показаний, что по свидетельству воспитателей отрицательно сказывается на состоянии ребёнка. Всё это приводит к трагическим последствиям, так как после окончания школ-интернатов многие сироты оказываются не готовыми вести нормальную жизнь и уходят в преступный мир или проводят остаток жизни в психиатрических больницах или домах для инвалидов.
К этим проблемам и было привлечено внимание прихожан Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине Настоятелем Храма священником Александром БОРИСОВЫМ, который выступил с призывом организовать Группу помощи хотя бы одной Школе-интернату для детей-сирот города Москвы.
Таким образом в 1995- ом году была образована наша Группа добровольцев «ВСТРЕЧА» для оказания помощи воспитанникам Вспомогательной школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, которые все фактически имеют лёгкую форму умственной отсталости.
Руководство Группой взял на себя Настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке священник Владимир ЛАПШИН. Координацию осуществляет Юлия БАРАНОВА. В настоящее ( Буклет был издан в 1998-ом году ) время наша Группа насчитывает 18 человек из обоих приходов ( Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине: Москва, Столешников переулок, дом 2; Храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке: Москва, Газетный переулок, дом 15 ) и опекает 100 сирот в возрасте от 7 до 15 лет.
Цель Группы «ВСТРЕЧА» – попытаться скрасить жизнь детей-сирот, живущих в Интернате, приобщить их к Духовным Ценностям и помочь им подготовиться к нормальной жизни за его стенами. Для осуществления этой цели добровольцы регулярно посещают детей в Интернате, проводят с ними праздники, навещают их в психиатрических больницах, берут детей на БогоСлужения, выставки, прогулки, для домашнего общения. Для развития творческих способностей (а многие дети очень способные) и улучшения их психического состояния с детьми проводятся занятия по живописи, рисунку, композиции, прикладному искусству, рукоделию, хореографии, многому другому.
Двадцать пять детей регулярно посещают Воскресную школу Прихода. По просьбе воспитателей отец Владимир проводит в Интернате беседы о духовных проблемах. Детям показывают видеокасеты с лучшими отечественными мультфильмами. Планируется организация занятий с детьми по обучению производственным навыкам для их будущей социальной адаптации после Интерната. Мы обнаружили, что многие проблемы сирот становятся разрешёнными при объединении усилий работников Интерната и Группы добровольцев «ВСТРЕЧА». Но решение этих материальных проблем требует значительных материальных затрат, которые Администрация Интерната не в состоянии покрыть, так как не имеет возможности тратить деньги сверх планового финансирования.
Поэтому, только благодаря вашим пожертвованиям, мы можем радовать детей книгами, мультфильмами, играми, подарками, а также приобретать материалы для проведения с ними занятий художественным и техническим творчеством. Мы призываем всех, кому не безразлична судьба наших обездоленных детей, помочь обеспечить финансовую поддержку для этих проектов.
__________________________________________________________________________
Опыт работы Группы В ЦЕЛОМ ещё подлежит изучению и осмыслению, что, надеюсь, будет сделано, но важно ТО, что это была одна из первых групп такого рода, деятельность которой была чрезвычайно разнообразна, успешна, эффективна, плодотворна, в связи с чем мне представляется ОСОБЕННО важным обратить внимание на некоторые моменты КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЗАДУМКИ организации Группы, её структуры, и то, насколько успешно, эффективно, плодотворно ЭТА МОДЕЛЬ была ВОПЛОЩЕНА и оказалась ДЕЕСПОСОБНОЙ. Побочно, как бы в процессе работы и наблюдения за её результатами, возникли и следующие темы для осмысления:
– насколько деятельность Группы можно назвать христианской; – что отличает Группу «ВСТРЕЧА» от других, подобных ей; – какой тип руководства можно считать оптимальным, приемлемым, подходящим?
Поскольку бесперебойный, пятнадцатилетний опыт работы группы «ВСТРЕЧА» оказался не только продуктивным и результативным, но ещё и – хорошо работающей МОДЕЛЬЮ организации подобных групп, удачно сработанной с х е м о й взаимоотношений внутри коллектива группы, а также общих и подчинённых этой схеме индивидуальных взаимоотношений с так называемыми ''контактёрами'', то есть со всеми, с кем члены-участники группы помощи детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечения, «ВСТРЕЧА» приходилось контактировать, общаться: администрациями интернатов, чиновниками, воспитателями, сотрудниками, детьми, – представляется важным и ценным рассказать о заложенных в самом начале организации нашей группы «ВСТРЕЧА» общих принципах ОБЪЕДИНЕНИЯ и договорённостях, которые мы совместно выработали, и тому, к чему мы пришли в неформальных беседах между собою. На протяжении всех прошедших лет эта организационная схема и модель поведения не давала сбоев, напротив, сложности начинались там, где от неё отходили волонтёры нашей Группы, проявляя принципиальность, – но личную, – достойную уважения, безусловно. Успешная практика Группы по выработанным принципам действия и взаимоотношений внутри Группы с внешним миром достойна того, чтобы быть изученной и трансплантированной, применённой и далее в работе подобных нашей группах.
Огромное влияние на формирование моего взгляда в отношении к участию в 'делах милосердия', как принято говорить, сыграло общение с нашим духовным наставником, ** ДУХОВНЫМ ДРУГОМ**, как он сам себя 'позиционировал' и называл по отношению к нам, его духовным детям, священником Георгием ЧИСТЯКОВЫМ, клириком Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, Настоятелем Больничного Храма во Имя Успения Пресвятой Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом группы помощи больным детям и их родителям, которой руководил отец Георгий, я тоже являлся многие годы. Как всякий человек, верующий человек, человек, работавший в таких православных группах помощи, и я не избежал полосы личных поражений, разочарований, духовных и человеческих потерь и кризисов (порой глубоких, затяжных, 'системных' — как сейчас говорят, драматичных...). Не избегать этого, а проходить ДОСТОЙНО... И тут — наставники наши ДУХА — опорою... ХРИСТА-БОГА.
Видимо — рвался! вон! — ИЗ (всех!!!!) этих групп. Вопреки ВСЕМУ! Ведь многое — в нас, в других, в Церкви, в Боге — не поддаётся НИЧЕМУ, нашему: ни объяснению, ни осмыслению, ни анализу: ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ меняет РАЦИОНАЛЬНОЕ так же легко и естественно, как НОЧЬ меняет ДЕНЬ. Мистика и случай — Язык Его! Божественный. Христианство — честный поиск ДОРОГИ: ТВОЕЙ, ' своей ', которая ложится только ПОД ТЕБЯ. Она — твоя! Только! Твоя! Тебе ИДТИ её! самому! — зачастую, никто не может помочь, НИКТО. Это — как невеста. Дорогу осилит идущий! Но никто не пройдёт её вместо тебя. Тебе падать и расшибаться на ней самому! Дорога... На пути — Христос всегда рядом. С тобою. Даже, когда тебе не кажется так. «Христос среди нас!» И это место, когда звучат эти слова, и люди приветствуют друг друга объятиями, поцелуями и рукопожатиями, ВСЕГДА! ВСЕГДА! — водораздел для меня в Литургии! И Она по-другому уже совершенно СЛЫШИТСЯ, свершается и течёт после этих слов и объятий и приветствий и поцелуев любови. “Не говорить, а являть, – другая ключевая фраза, которая сильно 'укоренилась' (такое **Георгиево** СЛОВО!) во мне, как верный принцип того, как должен вести себя член подобной группы – из моего личного разговора со священником Георгием ЧИСТЯКОВЫМ, которой он подытожил то, что я ему пересказывал об Общине «ТЭЗЕ», куда я был устремлён и куда попал летом 1995 -го, в поисках ответов, наверное, в пору очередного духовного кризиса, – Мы говорим, они – являют!” Дороги поисков приводят меня к Брату РОЖЕ в экуменический монастырь ТЭЗЕ. Позже – к его книге «НЕТ БОЛЬШЕЙ ЛЮБВИ. У источников Тэзе»:
<…> “ Прощать снова и снова – в этом и есть наивысшая точка любви ”. <…> “ Христос есть сопричастность ”. <…> “… Церковь излучает тайну материнства и прощения ”. <…> “ Прекрасное призвание экуменизма – есть и будет – примиряться без промедления ”. <…> “ Примирение – это весна сердца ”. <…> “ Вместо краткой вспышки энтузиазма решится ли твоё сердце быть верным до конца? ” <…> “ Господь зовёт тебя по имени. Огонь Его спалит в тебе корни горечи. И что бы ни произошло, Он не отвратится от тебя ”. <…> “ Тогда откроются тебе двери кротости и духа детства, изумления любви ”. <…> “ Если исчезает дух праздника… ” <…> “ Если мы потеряем детскую веру в Евхаристию и слово Божие… ” <…> “ Для того, чтобы начать, не нужно опыта целой жизни ”. <…> “ Им дано всё, чтобы создать новую эру доверия и примирения. Они жаждут, чтобы излечились раны, и встают среди людей, как знамение того, что ожидается. Их легко узнать. Они выросли во время непонятных испытаний. Они продолжают действовать, несмотря ни на какие трудности. Посвящая свою жизнь, они уже свидетельствуют о том, что человеческое существо не было создано для отчаяния ”. <…> “… никогда не отчаиваясь, ибо всегда чувствуешь себя прощённым ”. <…> “ Даже если в тебе останется только одно слово, но этого слова достаточно, чтобы открыть тебе новый путь ”. <…> “ Ты есть Тот, кто днём и ночью молится во мне. ” <…> “ Ты есть Тот, кто каждое утро надевает на палец мне, как блудному сыну, праздничный перстень ”. <…> “… ты подходишь к самым вратам пасхальной радости, в которую уходит корнями человеческая солидарность ”. <…> “ Мир твоего сердца украшает жизнь тех, кто тебя окружают ”. <…> “… и ночь светла, как день ”. <…> “ Ты призван к свободе ”. <…> “ Не бойся страдать ”. <…> “ Простота без огненного милосердия – это как тень без света ”. <…> “ Вот на пути твоём возникает луч света: когда живые силы зрелости встречаются с духом детства, тогда душа твоя приближается к светлой радости ”. “ Если бы ты потерял милосердие, сострадание, то всё бы потерял ”. <…> “ Любая дружба предполагает внутреннюю борьбу. И иногда крест освящает необъятную глубину любви ”. <…> “ Любовь, которая больше всякой любви, Христос, горит в тебе ”. <…> “ Не бойся ничего. Доверие близко, а с ним и счастье ”. <…>
У истоков этого нашего движения социального служения, как у истоков нашей духовности, церковности стоял отец Александр МЕНЬ, продолжающий дело, начатое Оптинскими старцами, приведение в Церковь людей, занимающихся творчеством: в нашем Храме раздавали различные памятки, где были самые важные вещи для христианина, на одной из таких — «Молитва последних Оптинских Старцев», которую так любил отец Александр; и я открыл для себя чрезвычайно важные вещи:
“Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, – что на всё святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым человеком, с кем встречусь сегодня, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.”
Всё, что мы ТВОРИМ, ДЕЛАЕМ, ИЩЕМ — в конце концов — Призыв, поиск: себя, Его, друга. Работа наша неразрывна была связана с нашей жизнью, в сердцевине которой всегда находился поиск Духа! – через тех людей, которых мы считали святыми, их послания, книги, их биографии, письма, молитвы. Одна из таких святых — Мать ТЕРЕЗА Калькутская:
***
“Мы нуждаемся в том, чтобы любить, не иссякая. Как горит светильник? Благодаря постоянному потреблению крохотных капелек масла. Что же это такое эти капельки масла в наших собственных светильниках? Самые незначительные вещи повседневной жизни: верность, доброжелательное слово, мысль о других людях, наша манера молчать, смотреть, говорить, действовать. Не ищи Иисуса далеко от себя. Он не где-то вне, Он в тебе. Храни светильник зажжённым, и ты узнаешь Его”.
***
Соделай нас, Господи, достойными служить нашим братьям, которые в этом огромном мире живут и умирают в нищете и голоде. Дай им на сей день, через наши руки, хлеб их насущный и через нашу сострадательную любовь – мир и радость. Соделай меня, Господи, живым знаком Твоего мира, дабы я смог принести туда, где ненависть, – любовь; туда, где зло, – милосердие; туда, где раздор, – согласие; туда, где заблуждение, – истину; туда, где сомнение, – веру; туда, где отчаяние, – надежду; туда, где мрак, – свет; туда, где скорбь, – радость. Господи, дай мне силы утешать, а не искать утешения; понимать, а не искать понимания; любить, а не искать любви; ибо, забывая о себе, – находим себя; прощая, – обретаем прощение; и умирая, – пробуждаемся в жизни вечной.
*** Любовь
Любовь идёт, и край её платья Волочится по грязи, Отирая нечистоты С дорог и улиц.
И это потому, что она так может. И это потому, что она так должна.
Молитвы и стихи Матери ТЕРЕЗЫ можно было встретить, написанными на листочках, в комнатах различных служб нашего Храма, наряду с другими. (Цитаты взяты из книги МАТЬ ТЕРЕЗА «Нет больше той любви…», Издательство св. Петра, Санкт-Петербург, 2001, в переводах Юлия Куркина.)
Дети были включены в самый широкий КРУГ моей жизни: были в гостях у меня в семье, в семьях моих ближайших родственников, друзей, коллег, мы ходили на выставки, концерты, театральные представления, модные мюзиклы, кафе, в конце концов, просто гуляли! смеялись! общались… Действительно, нет большей радости, чем ОБЩЕНИЕ. И узнавание РОДСТВЕННОСТИ ДУШИ! Надо сказать, что от этих детей ИСХОДИТ исключительная БЛАГОДАТЬ! – они ИСКРЕННЕ ДОБРЫ. В них именно! Господь! Являет Себя! НАМ. Скажу искренне: именно на фоне такой вот мнимой ущербности и заметна вся фальшь и наша и НАШЕГО МИРА, отпечаток которой я ощущаю, чувствую, ношу в себе и на себе, фальшь, носителем которой являюсь и я! я! Дети – стали мне УЧИТЕЛЯМИ – непосредственности, веры, ДОБРА! – хорошими! учителями! О, если бы 'ученик' был НА УРОВНЕ... Для всех нас, моих друзей, которые участвовали в работе, а по сути, в дружеском общении, дети стали – объектом НЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, а привязанности, заботы, замешанной не только на искреннем взаимном интересе, но на глубинной симпатии, ЛЮБВИ! Никто никого ни о чём не спрашивал: Христос Был СРЕДИ НАС! Хочу искренне поблагодарить ВСЕХ СВОИХ ДРУЗЕЙ и РОДСТВЕННИКОВ! и сказать искреннее-искреннее СПАСИБО! – без них, без вас – не было бы НИЧЕГО…:
обоих моих ДРАГОЦЕННЫХ родителей (Царство Небесное ИМ!), моих замечательных всех многочисленных родных и неродных ( формально ) бабушек (Царство Небесное ИМ! ВСЕМ!), БЕСКОНЕЧНО ЛЮБИМУЮ МНОЮ СУПРУГУ ЛЕНУ! всех её друзей, родственников, многочисленный весь КРУГ наших общих друзей семьи, всех наших общих родственников, всех знакомых и их знакомых, а также совершенно незнакомых нам людей, принявших участие в нашем этом деле; низкий! низкий! низкий! ПОКЛОН – бессменному Деду МОРОЗУ! он же – бессмертный БАРМАЛЕЙ! – истинному ТАЛАНТУ! – известному ПРЕКРАСНОМУ ПОЭТУ Игорю ФЁДОРОВУ (из-за особой любви детей к Игорю его даже в июле ‘заказывали ’ ДЕТИ, “ Июльский Дед Мороз ” – так даже хотел назвать свой документальный фильм о поэте Игоре ФЁДОРОВЕ известный режиссёр-документалист, поэт Константин ГАДАЕВ ); всем артистам детского театра «АНТРЕПРИЗА» под управлением Павла ОСТРОУХОВА, в котором помимо Игоря ФЁДОРОВА и Павла ОСТРОУХОВА выступали: Ольга ОСТРОУХОВА и Елена БОГДАНОВА, а также – дочери Павла и Ольги ОСТРОУХОВЫХ – юной актрисе мюзиклов Александре ОСТРОУХОВОЙ; великолепному и очень доброму и по-настоящему ТАЛАНТЛИВОМУ и по-настоящему СМЕШНОМУ ДУЭТУ артистов-клоунов – Александру ЕФРЕМЦОВУ и Алёне АВЕРКИНОЙ; всему коллективу ВЕЛИКОЛЕПНОГО! ВЕЛИКОЛЕПНОГО! Московского театра музыки и драмы под управлением Стаса НАМИНА; моему другу, художнику, собирателю и галеристу Сергею МАЛЮТИНУ, а также его сыну-композитору Михаилу МАЛЮТИНУ-ЛАНГЕМАН; коллективам театров, музеев, концертных и выставочных залов и кафе, где нас так дружелюбно и искренне принимали.
Не бывает СВЕТА без ТЕНИ; и в нашей жизни были, бывают и будут ещё – многие и многие ещё БЕДЫ. Тяжело и очень серьёзно болела Юля, Юля и её мама. И это было НАПРЯМУЮ связано с детьми, с Интернатом. Отец Владимир (ЛАПШИН) все эти годы поддерживал Юлю и её маму, работа в Группе не угасала, а ширилась только. Стиль Владимира ЛАПШИНА в нашей Группе мне особенно импонировал: он ни разу не вмешался, не диктовал, не давил, давал ПОЛНУЮ СВОБОДУ, ПОЛНОСТЬЮ доверяя! – вот это дало свой сверхчувствительный результат! Христианство! ХРИСТОС! – это СВОБОДА! Свобода. И доверие! Полное! До смерти самой! Безусловно!
Интернаты развивались, многое менялось. В 11 -ом Интернате, куда ссылали детей за провинности и неповиновение, а по сути — попросту — неугодных — и вслед за которыми шли в 11 -ый и мы, полностью сменилось Руководство, он был преобразован из ` детского ` во ` взрослый `. Детей разослали в другие Интернаты, сменились воспитатели. Директора 8 -го Интерната Вадима Анатольевича МЕНЬШОВА заинтересовала вводимая новая программа «ПАТРОНАТНЫЕ РОДИТЕЛИ». Наша миссия на том этапе была выполнена, так казалось по ощущениям, и так оказалось – по фактам ЖИЗНИ, которая, как известно всем нам, верующим, в Божиих Руках. Всё в жизни заканчивается (как и жизнь сама — однажды закончится), так закончилась для меня и работа Группы: сменившая Юлю Ольга ПОЛЯКОВА сообщила мне об окончании организованной работы нашей Группы в 2009 -ом году. Для меня это было ещё и ОЧЕНЬ ЕСТЕСТВЕННО, так дети в двух интернатах, которые мы опекали, выпустились ПО ВОЗРАСТУ, и две совершенно замечательные воспитательницы Вальмира Афанасьевна СОКОЛОВА (8 -ой Интернат) и Раиса Дмитриева КОЗЛОВСКАЯ (11 -ый Интернат) вышли на пенсию. Как бы `НА ПЕНСИЮ` с ними вместе вышел и я, доведя их КЛАССЫ до выпуска. В 11-ом сменилось не только Руководство, но – стиль, условия, кадры, контингент. Работа была завершена – естественно и спокойно. Пришли новые люди, молодые, и в наши приходы: Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, Храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. И началась НОВАЯ ЖИЗНЬ.
Через личную и молитвенную связь со своими наставниками и их духовными друзьями мы возрастали и укреплялись в вере. Отец Георгий, возвращаясь с Запада, рассказывал о встречах с Иоанном-Павлом II -ым, который с теплом относился к отцу Георгию, любовно называя его, по словам Ирины Алексеевны ИЛОВАЙСКОЙ, “ БРАТ ЕЖИ ”, о митрополите Антонии СУРОЖСКОМ, книги которого я перечитал ВСЕ. Как это было и со многими нашими священниками (отец Александр МЕНЬ, отец Георгий ЧИСТЯКОВ, отец Александр БОРИСОВ), книги Митрополита АНТОНИЯ были расшифровками его устных бесед. Многие рассказы из жизни Митрополита АНТОНИЯ меня глубоко затронули, они, кстати, часто повторялись в его различных текстах, что подтверждает устное их первоначальное происхождение. Приведу его рассказ (по своей памяти), как будучи врачом во время Второй мировой войны во Франции, Митрополит АНТОНИЙ шестнадцать дней оперировал большой палец пленного немца, отказавшись уступить настоятельным требованиям коллег ампутировать его, пленный немец смог стать после войны отличным часовщиком, а в работе часовщика без большого пальца — никак... 4 августа 2003 -его в день своего рождения отец Георгий сорвался в Лондон: в день его рождения почил Митрополит АНТОНИЙ, у него был рак. 30 июля 2003-го года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит АНТОНИЙ освобождён от управления Сурожской епархией и уволен на покой. На ` покое ` Митрополит АНТОНИЙ прожил совсем недолго, 5 дней. “ Даты рождения и смерти теперь НАВСЕГДА связывают этих двух замечательных людей: Митрополита АНТОНИЯ и отца Георгия ЧИСТЯКОВА ”, – сказал нам отец Александр БОРИСОВ, объясняя отсутствие отца Георгия на Службе. Жизнь – встреча! Человека с человеком. Человека с Богом. Кому пришла первому мысль назвать нашу Группу «ВСТРЕЧА»? Открываю книгу-сборник Митрополита Сурожского АНТОНИЯ «О ВСТРЕЧЕ»:
<…> “ Если вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтёте его новыми глазами, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет. Каждый рассказ – встреча ”. <…> “ И вот эта встреча, мне кажется, очень важна, потому что, конечно, встреча продолжается, продолжается встреча с Богом, продолжается встреча между людьми, продолжается встреча людей перед Богом и людей вне Бога. И всё это – евангельская тема ”. <…>
(Беседа в Москве в 1968 -ом году. Напечатана в Журнале «Новый Мир» /1992, №2/. «О ВСТРЕЧЕ», страница 211 из Сборника ``Митрополита Сурожского АНТОНИЯ «О ВСТРЕЧЕ»``, Фонд `Христианская жизнь`, Клин, 1999.)
Митрополит АНТОНИЙ – врач. И помимо того богатства духовного опыта, которое нам открывается в беседах-текстах Митрополита АНТОНИЯ, мы ещё учимся у него, как надо ПОДХОДИТЬ К ЧЕЛОВЕКУ – врачебно. Каждый человек – нуждается в лечении – любовью! пониманием! вниманием! Лекции-книги Митрополита Антония – это рассказы, зачастую с повторяющимися сюжетами в них. Из книги ``Митрополита Сурожского АНТОНИЯ «ЖИЗНЬ. БОЛЕЗНЬ. СМЕРТЬ» ``(Издательство ``Зачатьевский монастырь``, Москва, 1997, глава «Ещё личные воспоминания», страница 77):
<…> “ Мой отец встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошёл лагерь. `` Я боялся, – сказал он, – что с тобой что-то случилось ``. Я с лёгкостью юности спросил: `` Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею? `` И он ответил очень серьёзно, с присущей ему трезвою любовью: `` Нет, это не имело бы значения. Я боялся, что ты потерял цельность души.`` И затем добавил: `` Помни: жив ты или умер – не так важно. Одно действительно важно, должно быть важно и для тебя и для других: ради чего ты живёшь, и за что ты готов умереть `` ”. <…>
<…> “``…молчание, которое само – Присутствие ``. И я услышал собственные слова: `` А говорят, что есть смерть… Какая ложь! `` ” <…>
Из книги ``Митрополит Сурожского АНТОНИЯ «ЖИЗНЬ. БОЛЕЗНЬ. СМЕРТЬ» ``(Издательство ``Зачатьевский монастырь``, Москва, 1997, глава «Смерть отца», страница 79).
В частной беседе батюшка священник Георгий ЧИСТЯКОВ и Руководитель Службы МИЛОСЕРДИЯ в Детской республиканской клинической больнице, которую успел основать почти перед самой своей гибелью отец Александр МЕНЬ в 1989 -ом году, Лина Зиновьевна САЛТЫКОВА, и куда я влился в 1994 -ом году по призыву ставшего первым Настоятелем основанного в бывшем актовом зале Детской республиканской клинической больницы Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы священника Георгия ЧИСТЯКОВА, говорили мне, что отец Александр МЕНЬ считал, что работа в подобных группах и службах милосердия и взятые при этом волонтёром обязательства должны быть чётко оговорены и ограничены ПО СРОКУ, воспоминание об этом разговоре тогда, когда уже не было и самого отца (горячо всеми нами любимого) Георгия с нами (1953 – 2007) смягчило боль того, что наша Группа завершила свою работу: всё-таки, ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ – это срок. Мы пришли в Церковь – целым поколением – после гибели, убийства отца Александра, по свидетельству любви его учеников и рассказов о нём его друзей, родных и сподвижников; и это для нас – уже ЖИТИЁ… Многие из нас признавались, что если бы не было этой зловещей и одновременно такой жертвенной и светлой, абсолютно христианской смерти! – мы бы и продолжали жить так, как жили. ` Прорубить ` нас можно было только ТАК! – ЛИЧНОЙ ЖЕРТВЕННОЙ ГИБЕЛЬЮ. Не в этом ли 'отгадка' и *ОТВЕТ* гибели за нас, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, Христа, Бога? Ключи от Вечной Жизни – в смерти земной..? И Юля и я, и другие участники нашей Группы, как и многие, многие люди нашего поколения, мы можем сказать о себе – нас привела в Церковь – гибель, смерть, зловещее убийство, жертва – отца Александра МЕНЯ; и символично – что впервые мы сообщаем о наших делах Группы помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, «ВСТРЕЧА» (1994 – 2009) здесь, на месте его гибели, убийства, жизни и смерти. КРОВЬ НАШИХ МУЧЕНИКОВ – семя! христиан!Помню, на первом «Вечере Памяти», посвящённом отцу Александру МЕНЮ, состоявшемся зимою 1990 -го в Государственном литературном музее (Москва, улица Петровка 25), завершая Вечер, на котором замечательно, проникновенно и до СЛЁЗ (неожиданно для меня) выступала и мой вузовский педагог, профессор ЗАВАДСКАЯ Евгения Владимировна, подытоживая сказанное, отец Александр БОРИСОВ сказал: “ Об отце Александре МЕНЕ будут судить не по тому, что мы тут сейчас о нём скажем, но по нашим делам, что мы успеем совершить ”. Поэтому – для нас ВАЖНО и СИМВОЛИЧНО здесь именно, на месте убиения, свидетельствовать. И на Юлю и на меня сильнейшее впечатление произвела ЛЕКЦИЯ отца Александра МЕНЯ «О ПЕДАГОГИКЕ», слова Александра привели нас, и меня в частности, и к работе в Группе и, позже, в профессию ПЕДАГОГА: мы оба сейчас с Юлей преподаём в художественных ВУЗ -ах Москвы. Мы считаем, что с отцом Александром связано всё то, что в нас, и с нами есть. Эта работа Группы – ЕГО работа, нам так кажется, мы считаем так. “ Всё, что мы делаем, и мы сделаем, в конце концов, – для себя, и для себя, ДЛЯ СПАСЕНИЯ СВОЕЙ ДУШИ! – Евгения Владимировна ЗАВАДСКАЯ (лично, мне), – мы поедем с тобою к отцу Александру МЕНЮ – креститься у него, я буду твоей крёстной матерью ”. Мы не успели… Я уехал в Карабах. Отец Александр произнёс «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ: Карабах или Вифлеем?» Отец Александр – убит!Встреча – годы спустя: уже ни отца Александра, ни Евгении Владимировны… По словам и свидетельству Юлии, отец Александр МЕНЬ вёл её по жизни, и провёл и через эти испытания. О себе могу свидетельствовать то же: отец Александр МЕНЬ – меня встречает и провожает – каждый всякий день – его фото – мои иконы. Входишь в Храм Детской республиканской клинической больницы, входишь в наш Храм – отец Александр, фото… Его молитва – всегда во мне, учит и настраивает, спасает и держит, я креплюсь и сражаюсь ею, она для меня – из самых глубоких человеческих БогоОбщений, которые были дарованы людям, выхватывает и ведёт, это не просто молитва, это – для меня лично – стержень какой-то, на который н|а|н|и|з|ы|в|а|е|ш|ь|с|я и проживаешь (можешь) (этот) день, от начала его – до конца его:
***
“ Люблю Тебя, Господи, Люблю более всего на свете, Ибо Ты – истинная радость души моей. Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя… ”
***
“ Господи, благослови молитву мою. Помоги мне всей душой и телом предстать без рассеяния пред Тобою. Научи меня молиться Тебе. Утверди меня в вере. Даруй мне пламенную любовь к Тебе. Освяти, Господи, все помышления мои, чувства и дела мои. Научи меня в каждом событии распознавать волю Твою и дай мне силы исполнять её. Замкни уста мои для слова злого и пустого и удержи руку мою от дурного дела. Если случится беда, дай силы принять её с твёрдостью и превратить в жертву Тебе. Источником добра сделай меня, Господи, для всех, с кем встречусь сегодня. Прими молитву мою за тех, кто не знает Тебя, и избавь их от неверия. Благодарю, Господи, за душу, за всё, что окружает меня: за близких и дальних, за небо и землю, и превыше всего – за животворящую любовь Твою. Дай мне, Господь, весь день помнить и благодарить Тебя”.
***
Иисусе кроткий и смиренный сердцем, услышь и помилуй меня! Отче Небесный, Боже, помилуй нас! Сыне, Искупителю мира, помилуй нас! Душе Святый Боже, помилуй нас! От желания избежать обиды – избавь меня, Иисусе! От желания утвердить своё мнение – избавь меня, Иисусе! От желания, чтобы мои советы принимались – избавь меня, Иисусе! От желания быть восхваляемым – избавь меня, Иисусе! От желания быть уважаемым – избавь меня, Иисусе! От желания быть первым – избавь меня, Иисусе! От желания быть любимым – избавь меня, Иисусе! От боязни быть забытым – избавь меня, Иисусе! От боязни быть подозреваемым – избавь меня, Иисусе! От боязни быть неизвестным – избавь меня, Иисусе!” От боязни быть неправильно понятым – избавь меня, Иисусе! От боязни быть отвергаемым – избавь меня, Иисусе! От боязни быть оклеветанным – избавь меня, Иисусе! От б Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|