Фольга, цветная подложка и окрашивание
Уже в античные времена ювелиры почти всегда под слабоокрашенные или бесцветные камни, обычно в глухой закрепке, подкладывали цветную фольгу или бумагу. Зеркальная подложка служила осветлению темного камня. Для получения эффекта звезды фольгу или зеркальную подложку иногда гофрируют или гравируют основание кабошона. Чтобы скрыть подложку, такие камни помещают в глухую закрепку. Другой сравнительно легкий путь улучшить или изменить внешний вид камня — окрасить или протравить его. Микрокристаллические и поликристаллические ювелирные материалы имеют слегка пористую поверхность, что делает их пригодными для такого вида обработки. Первоначально использовались органические красители, но они портятся с течением времени, В настоящее время широко применяются более устойчивые неорганические красители. Протравливая агаты, имеющие пористую поверхность, удается изменить их цвет и усилить контрастность их полос. Имитацию черного оникса можно получить кипячением халцедона в сахарном сиропе и последующей обработкой его серной кислотой. Протравливанием яшмы можно получить имитацию лазурита — так называемый швейцарский или немецкий лазурит. Белый или слабоокрашенный нефрит подвергают травлению для усиления его зеленого цвета и тем самым повышения его цены. Аналогичным образом улучшают цвет бирюзы. Большинство красителей можно удалить с помощью ватного тампона, смоченного каким-либо растворителем, например ацетоном. Жемчуг низкого качества окрашивают в черный цвет при помощи раствора нитрата серебра, из которого под действием УФ лучей на внешний перламутровый слой осаждается серебро. В скрещенных фильтрах такой обработанный жемчуг выглядит инертным в отличие от природного черного жемчуга, который выглядит розоватым.
Для улучшения цвета драгоценных камней применяется также окрашивание павильона. Нанесение тонкого полупрозрачного голубого или фиолетового покрытия на павильон желтых бриллиантов серии Кейп осветляет их желтый цвет (фиолетовый цвет является дополнительным к желтому). В то время как большинство красителей можно удалить, промывая камень в соответствующих растворителях, голубоватое фтористое покрытие (используемое при изготовлении линз) является более устойчивым. При обнаружении на павильоне бриллианта его можно удалить только механическим путем или кипячением в воде. Пропитывание Некоторые ювелирные материалы (такие, как бирюза), пропитывают бесцветным парафином (или пластиком, дающим более устойчивый результат) или того чтобы стабилизировать их и защитить от внешнего воздействия (такая пропитка является допустимым видом обработки). Менее допустима пропитка окрашенными веществами с целью повысить стоимость, напри мер, бесцветной или бледно-окрашенной бирюзы. Прожилки бирюзы имеют не правильную форму и бывают очень тонкими, и чтобы сделать из них кабошон, на обратную сторону камня наносят насыщенную металлом -эпокстдную смолу. Бирюза затем устанавливается в глухую закрепку Бесцветное масло также используется для заполнения поверхностных трещин, а применение окрашенного масла преследует две цели: 1. заполнение поверхностных трещин, 2. улучшение цвета изумрудов, рубинов и сапфиров (как ограненных, так и в сырье) В случае изумрудов масло вводят в вакууме, используя капиллярный эффект. В одном из методов обработки изумрудов трещины сначала промывают в соляной кислоте в вакууме. Затем камень подвергают ультразвуковой очистке (обычно это не рекомендуется делать, так как камень может треснуть), а потом помещают в сосуд с кедровым маслом, которое имеет показатель преломления, близкий к изумрудному 1,57. Масло нагревают, чтобы уменьшить его вязкость, и сосуд помещают в вакуумную камеру для удаления воздуха из трещин и введения в них масла. В некоторых случаях изумруды выдерживают несколько часов при температуре 83 °С для лучшего проникновения в них масла. В некоторых промышленных методах пропитка производится по трещинам в изумруде, достигающим поверхности. Для этого применяется канадский бальзам (природная смола), либо бесцветная или зеленая эпоксидная смола, например Оптикон, либо для заполнения трещин в алмазах— бесцветное стекло.
Наличие искусственного заполнения доходящих до поверхности трещин можно обнаружить, используя микроскоп с малым увеличением и рассеянным проходящим светом. Необходимо избегать ультразвуковой очистки изделий с изумрудами, так как это вредно для камней независимо от того, пропитаны они маслом или нет. И опалах тоже часто имеются поверхностные трещины, которые пропитывают маслом, чтобы улучшить вид камня. Для них применяют масло с показателем преломления около 1,41, но его вязкость ниже, чем масла, используемого для изумрудов, поэтому оно быстрее испаряется и трещины снова становя заметными.. Пропитыванию маслом подвергают также янтарь. При любом способе обработки масло имеет тенденцию высыхать, и тогда камень приобретает свой исходный вид, причем это может произойти быстрее если камень подвергать чистке. Промасливание камней, особенно рубинов, часто используется дилерами на месторождениях, и появление бутылочек с «красным рубиновым маслом» Термообработка В настоящее время все большее число драгоценных камней для улучшения или изменения их цвета подвергают термической обработке. Иногда при покупках и неоднократных перепродажах камней каждый владелец, чтобы повысить привлекательность камня и поднять его цену, подвергает их тепловой обработке, Веками термообработка применяется к кварцу, турмалину, топазу, циркону и корунду. Многие цитрины, например, представляют собой результат нагревания до 450 °С слабоокрашенных аметистов, и их называют «отожженные аметисты». Иногда такая обработка приводит к образованию зеленого кварца (называемого празиолитом).
Красновато-коричневый циркон из Камбоджи может стать голубым при нагревании его до 1000 °С в бескислородной атмосфере. Хотя это изменение считается необратимым, интенсивность полученного цвета с годами уменьшается, особенно при воздействии яркого солнечного света. Глубину окраски можно восстановить нагревом до красного каления. Зеленый и сине-зеленый берилл(аквамарин) нагревают до 450° для получения голубого аквамарина. Берилл оранжевого или абрикосового цвета нагревают до 400° получая розовую разновидность, называемую морганит. Синий цвет сапфира можно улучшить нагревом до 1600° в бескислородной атмосфере.(трехвалентное железо переходит в двухвалентное), при нагреве на воздухе камень обесцвечивается.. Некоторые темные австралийские сапфиры могут быть несколько осветлены при более низких температурах — около 1200 °С, тогда как аналогичный процесс проводится для улучшения цвета коричневато-красных тайских рубинов (или для удаления синею опенка у лиловатых рубинов и розовых сапфиров) путем нагревания их на но гдухе при температуре 1000 °С. Корунд, характеризующийся градациями от просвечивающего до непрозрачного из-за наличия рутиловых игл, можно сделать более прозрачным, нагревая его длительное время до 1600—1900 °С. Сапфиры «геуда» — это просвечивающие корунды молочно-белого цвета которые когда-то считались ничего не стоящими. Затем в начале 80-х гг. в Тайланде был разработан метод тепловой обработки, который превращал непривлекательные сапфиры «геуда» в прекрасные прозрачные сапфиры. Мутноватый вид материала «геуда» связан с присутствием нерастворенного рутила. Когда камень подвергают ступенчатому нагреву до 1200° и затем до 1700 °С в бескислородной атмосфере в течение 30 часов, получается прозрачный синий сапфир. Подвергались ли камни высокотемпературной обработке (до 1700 °С) часто можно определить по наличию ямок на рундисте и по результатам воздействия высоких температур на включения (увеличиваются и становятся белыми). Последит Другие остаточные признаки отжига — отсутствие «шелка» (рутиловые иглы в этом процессе растворяются), нерезкая цветовая зональность и белая флюоресценция при освещении коротковолновым УФ. Сапфиры Шри-Ланки, подвергшиеся отжигу до появления золотисто-желтого или золотисто-коричневого цвета можно опознать, если нагреть их в течение 15 минут под 150-ваттной лампой. Они потемнеют, но при охлаждении исходный цвет вернется. Поскольку отжиг сильно влияет на включения, наличие в корунде двух- или трехфазных включений доказывает не только, что камень природный, но и что он никогда не подвергался тепловой обработке.
Поверхностная диффузия Бледно окрашенные или бесцветные корунды могут стать рубинами и сапфирами с насыщенной окраской, если предварительно обработанные камни (ограненные, но не полированные) поместить в глинистую смесь, содержащую необходимое количество добавок переходных элементов. Для рубина — оксид хрома Сг2О3, а для синего сапфира — оксид железа FeO и диоксид титана ТiO2. Затем камни нагревают приблизительно до 1750 °С в течение нескольких дней. Используя смесь с диоксидом титана, можно получить поверхностный астеризм. В связи с тем что под воздействием высоких температур на поверхнос 11 камня появляются ямки, после диффузионного окрашивания необходим. • провести окончательную полировку. Малая толщина окрашенного слоя и возможное его удаление при переполировке делают поверхностную диффузию не самым удачным типом обработки. Ее можно выявить ь отсутствию нормальной цветовой зональности у камня (окраска распределена необычайно равномерно, либо вовсе отсутствует на тех гранях, которые подверглись переполировке). Другим признаком является наличие ямок на гранях (это видно на частично обработанных поверхностях. Методы облучения Механизм усиления или изменения цвета драгоценных камней в результате облучения связан с образованием центров окраски, которые при последующей термообработке могут трансформироваться. Одним из камней, на которые наиболее часто воздействуют облучением для улучшения их цвета, является голубой топаз. Многие виды облучения используются для такой обработки и превращают некоторые бесцветные материалы в коричневые. Чтобы возникла устойчивая голубая окраска, камни проходят термообработку при 250 °С. Если не остается некоторой остаточной радиоактивности (что может случаться при использовании излучения высокой энергии для получения более глубокой окраски, а также если камни попадают на рынок слишком быстро), нет возможности каким-либо простым способом отличить природноокрашенный голубой топаз от облученного.
Облучение также позволяет превращать бесцветный синтетический кварц в цитрин. Алмазы окрашивают, облучая их нейтронами высоких энергий в атомном реакторе. Таким образом получают однородный зелены и цвет в объеме камня, который можно изменить на желтый, золотисто-желтый или золотисто-коричневый (реже на розовый, красный или лиловый) и результате отжига при температуре около 800 °С. Сразу после обработки камни радиоактивны, но радиоактивность быстро пропадает. Изменение цвета может также происходить при бомбардировке электронами в электронном ускорителе. В этом случае некоторые алмазы приобретают бледно-голубую или голубовато-зеленую окраску. Окраска я и является поверхностной и может быть удалена при полировке. Алмазы, окрашенные в голубой цвет искусственно, можно отличить си природных голубых по электропроводности. Заполнение стеклом На гранях рубинов и сапфиров, в частности на камнях, имеющих большую стоимость, обычно присутствуют поверхностные полости и ямки. Их оставляют потому, что механическое удаление подобных дефектов приводит к значительной потере веса и соответственно уменьшению стоимости камня. В 1984 г. на рынке Таиланда начали появляться камни с поверхностными ямками, заполненными стеклом. Стекло, введенное в полости, делает их менее заметными, и внешняя привлекательность камня повышается. Из-за различия в отражательной способности стекла и корунда обман легко заметить, так как контраст между двумя материалами хорошо виден. Внутри заполняющего стекла часто видны газовые пузырьки. Аналогичное заполнение стеклом может быть обнаружено в сапфирах. Используется свинцовое оксихлоридное стекло с низкой температурой плавления, которое имеет показатель преломления, близкий к показателю алмаза. Этот способ обработки вызвал дискуссии в торговле, и некоторые лаборатории отказываются оценивать алмазы, чистота которых улучшена этим методом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|