грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова и предложения)
Пример задания: «Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».» Ответ: 1234 • Задание направлено на нахождение вводных слов и вводных предложений. • Они не являются членами предложения, поэтому и «грамматически не связаны с членами предложения». Теория Вводные слова – специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. | Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.
Вводные слова обособляются всегда.
Не являются членами предложения. Мы можем проверить это, удалив их из предложения, если смысл предложения не изменился, то слово является вводным. | С одной стороны безмолвствовали горы, с другой стороны шумело море. Сравните: С одной стороны, автомобили полезны, а с другой стороны, всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.
Вводные слова имеют различные значения:
- Следует отличать вводное слово однако и сочинительный союз однако, который легко заменяется синонимичным союзом но. | Однако им удалось добиться справедливости. С вводным словом однако такой замены осуществить нельзя. | Вечером, однако, все собрались на даче.
- Так же можно различать вводное слово наконец и наречие наконец, которое можно заменить синонимичным наконец-то. | Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дождался. Вводное слово можно заменить выражением «и ещё». Сравните: Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания. - Слово вообще является вводным и выделяется запятыми, если употребляется в значении «вообще говоря»: Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. Если вообще имеет значения «в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях», то оно не выделяется: Ты меня вообще не жди. От приглашения твоего я вообще отказался. - Слово значит является вводным и выделяется запятыми, если его можно заменить словами «стало быть», «следовательно»: Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел?
Если значит заменить словом «означает» или оно стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми: Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. - Слова собственно, точнее, скорее, вернее являются вводными, если после них можно поставить слово говоря: Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия. Обратите внимание! Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми:
- От вводных слов следует отличать вводные предложения, у которых те же самые значения, но они имеют грамматическую основу. | Дождь, я думаю, скоро кончится. Особенности постановки знаков препинания при вводных словах - Между рядом стоящими вводными словами ставится запятая: Правда, по мнению твоего друга, ты вел себя не лучшим образом.
- Если вводное сочетание представляет собой неполную конструкцию, то вместо одной запятой ставится тире: По сведениям разведчиков, враги засели в местечке, по моим же — движутся в нашу сторону. Если вводное слово одним словом стоит после однородных членов перед обобщающим, то перед ним ставится тире, а после него — запятая: Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис — словом, его привлекало очень многое. - Между сочинительным союзом и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустить. Если это невозможно, то запятая не ставится. И, кстати, мной уже приготовлен ужин. Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь. Начались первые заморозки, а следовательно, речи о сплаве по реке уже не велись. Вводные слова. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.
«1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, не ровён час и др. Например: …Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов); Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная механическая мастерская (Катаев);
2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др. Например: После этого, по сути, и спрашивать об её отношениях к Григорию было незачем (Шолохов); А мечтал он, может статься, подойти путём другим, у окошка постучаться жданным гостем дорогим (Твардовский);
3 ) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др. Например: Вы, значит, предлагаете мне отказаться от матча и, следовательно, лишиться десяти тысяч долларов? (Билль-Белоцерковский);
4) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т. п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря. Например: …Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); А Клавдия ушла, вернее, убежала, смущённо укрыв шалью лицо (Ю. Лаптев);
5) вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам.., по сообщению.., по сведениям.., по мнению.., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать и др. Например: Фабричные здания, на мой взгляд, ничем не отличались от тех, что я видел по другим заводам округа (Бажов);
6) вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю, с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым мыслям, к приводимым фактам и т. д.: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста и т. д. Например: Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин); Мы, если хотите знать, мы требовать пришли (Горбатов);
7) вводные слова: а) указывающие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.; б) показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.; в ) выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. Например: Рина была, или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной (Л. Толстой); …Из ста с лишним учеников знало урок, случалось, только четверо (Помяловский); А Булычёв, надо прямо сказать, в плохом виде! (Горький).» Домашняя работа № 3720045 http://rus.reshuege.ru/test?id=3720045 ЕГЭ. Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Пример задания: «Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.». Ответ: 14
Сложноподчинённое предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми. [ Мелиховывыехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы! [Скоро пять лет], (как яработаю в институте). Придаточное предложение отделяется от главного или выделяется с двух сторон запятыми, если находится внутри главного: Из лесного оврага, (по дну которого тек ручей), доносилось воркование голубей.
1. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
2. При составных союзах:
Алгоритм действий 1. Подчеркнуть грамматические основы. 2. Выделить союз или союзное слово. 3. Определить границы главного и придаточного предложений. 4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится. 5. Проставить знаки препинания. 6. В ответы записать номера запятых без пробелов. Домашняя работа № 3720062 http://rus.reshuege.ru/test?id=3720062
Задание 19 ЕГЭ 2015 Так звучит это задание в демоверсии ЕГЭ 2015: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Вспомним, что сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.
Предложения этого типа могут иметь разные синтаксические конструкции:
В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания: 1) сочинительной и подчинительной связи, 2) сочинительной и бессоюзной, 3) подчинительной и бессоюзной, 4) сочинительной, подчинительной и бессоюзной В таких усложнѐнных предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи. Сложные предложения с разными видами связи Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трѐх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. 1)Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединѐнных с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинѐнное предложение, либо простое. Например: 1) [Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весѐлых много лет) (А. Пушкин). [ ]: [ сущ.], (с кем), (кому). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чѐм говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинѐнное предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. 2)) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потѐмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — сложноподчинѐнное предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
Как показывает практика, в заданиях ЕГЭ чаще всего встречаются предложения второго типа: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всѐ было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными Ловушка! Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается. [В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка). Его легко можно восстановить из контекста: В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка). Это предложение соответствует схеме: [ ], () И/ИЛИ (). 2. Запятая на стыке двух союзов. Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях: - когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
- при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.
На стыке между ними ставятся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но: По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. (Ответ: 1234) Сравним: По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) ТО все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. (Ответ: 134) Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. — Запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но. Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками. В этом предложении поставлена запятая, так как нет союза НО.
Ещѐ один приём, позволяющий выявить, нужно ли на стыке союзов ставить запятую. Попробуйте изъять часть предложения на стыке союзов: По небу слоились густые тучи(1) и (2 хотя шел только третий час дня(3) было уже темно- По небу слоились густые тучи(1) и (3) было уже темно. Изъятие возможно, значит запятая после сочинительного союза ставится, ответ 123. Изъятие невозможно, значит запятая после сочинительного союза НЕ ставится: Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) если начинался сильный северный ветер(З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. - Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) … (З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. Ответ: 134
Можно и так: Ставится запятая на стыке двух союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное: Ø По небу слоились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было уже темно; Ø По небу слоились густые тучи, и было уже темно, хотя шел только третий час дня. Ø По небу слоились густые тучи, и _ хотя шел только третий час дня, но было уже темно. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и но. Алгоритм действий 1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные. 3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос). 4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!). 5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы. 6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая, есть. – не ставится 7. Проставить все знаки препинания. Разбор задания Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всѐ было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные. [ Люсябыла мягко настойчива ] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала ] (как было дело). В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, его можно изъять из текста (Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала как было дело), поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ. Значит, [Люся была мягко настойчива], (1) и, (2) [(хотя вспомнить всѐ было трудно),(3) постепенно старушка рассказала], (4) (как было дело). Ответ: 1234 Домашняя работа № 3720088 http://rus.reshuege.ru/test?id=3720088
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|