Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует ли библейское подтверждение массовому елеопомазанию больных во время богослужения?

Массовое помазание

В Библии очень мало говорится о помазании больных. Вполне вероятно, что в ранней церкви этот обряд носил частный характер. Когда ученики Иисуса замечали больного человека во время проповеди Евангелия, они совершали помазание над ним и молились за его исцеление (Мк. 6:13). Но наиболее значимые тексты, посвященные этой теме, содержатся в послании Иакова 5:14,15.

1.Обряд елеопомазания. Единственное библейское предписание относительно елеопомазания находится в послании апостола Иакова, где говорится о молитве веры. Апостол описывает пошаговую процедуру помазания больных, подразумевая определенный порядок совершения подобной молитвы. Во-первых, больной призывает пресвитеров, церковных руководителей, чтобы они пришли и помолились за него. Как видите, этот обряд совершается в частном порядке в доме больного. Во-вторых, над больным произносится молитва. Хотя возложение рук над человеком здесь не упоминается, сочетание «помолятся над» подразумевает, что возложение рук все же имеет место. В любом случае помазание требует физического контакта с человеком (хотя бы прикосновения). В-третьих, совершение акта помазания сопровождается молитвой. Для елеопомазания используется оливковое масло. Значение оливкового масла до сих пор не совсем ясно, но очевидно, что использование оливкового масла в медицинских целях (см. Ис.1:6) могло указывать на то, что это была молитва об исцелении. Также использование оливкового масла указывает на присутствие Святого Духа как на представителя Небес (см. Ис. 61:1-3). Четвертый шаг — во время молитвы призывается имя Господа. Таким образом, подразумевается, что совершающие молитву полагаются не на себя, но на силу воскресшего Спасителя. Их обращение к Господу указывает на то, что сами они не способны восполнить нужды больного человека, и это исключает самовозвышение и самопрославление.

2. Значение обряда елеопомазания. Необходимо понимать некоторые важные моменты этого обряда. Во-первых, масло само по себе не имеет исцеляющей силы. Исцеление происходит благодаря Божьему воздействию в ответ на молитву. Призывание имени Божьего является обязательным в этом обряде. Тот, кто молится, молится с верой, доверяя мудрости и силе Божьей. Использование масла символически указывает на силу Христа, совершающего исцеление через Духа Святого. Иаков совершенно ясно говорит о том, что больной будет исцелен, и во многих случаях так оно и происходило. И все же остается тайна молитвы, которая требует доверия Божьему провидению и мудрости. Во-вторых, болезнь — это не обязательно результат греха в жизни человека. Иаков пишет: «...и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15), допуская, таким образом, возможность того, что болезнь имеет вполне естественные причины. В-третьих, упоминание о прощении указывает на то, что выздоровление, о котором молятся, имеет целостную природу, и молитва принесет как физическое, так и духовное исцеление. Духовная жизнь также преобразится через силу Святого Духа и через исповедание грехов. В-четвертых, молитва совершается не над человеком, который умирает, но над тем, который болеет. Практика совершения елеопомазания в экстренных случаях не поддерживается данным отрывком из послания Иакова 5:14,15.

3. Практическое применение. Исходя из сказанного выше, мы не находим библейского подтверждения массовой церемонии помазания какого бы то ни было количества больных людей во время богослужения. Иаков совершенно определенно говорит, что эта процедура носит частный характер. Неверное представление об обряде елеопомазания может легко привести к преувеличению эмоциональной стороны нашей веры, которая будет основываться на совершении чудес. В таких случаях истинность религиозного опыта верующего обычно определяется воздействием Святого Духа, независимо от свидетельства Священного Писания. Мы доверяем Слову Божьему, и нам по-прежнему следует отводить ему центральное место в жизни церкви. Вера и практика должны сверяться со Священным Писанием.

Служение Помазания Герберт Кислер

I. Введение

Наша цель исследовать существующую практику совершения елеопомазания в контексте служения исцеления, совершаемого пасторами и пресвитерами в церкви АСД. Традиционно это служение проводилось в строгом частном порядке, хотя в большинстве случаев община, к которой принадлежал больной человек, уведомлялась о проведении подобного служения. С недавних пор, эта практика была изменена многими пасторами, перемещая это служение на общественную арену, чтобы сделать его доступным для более широкого круга людей.

До недавнего времени пасторы и пресвитеры выполнили елеопомазания в ответ на запрос самого болящего. Только в редких случаях служители сами предлагали больному совершение елеопомазания как средства божественного вмешательства ради его же пользы. С новым подходом теперь уже не больной человек призывает старших церкви помолиться за него и совершить елеопомазание. Теперь уже сами пасторы или пресвитеры берут на себя инициативу и обращаются к широкой аудитории, привлекая людей, чтобы воспользоваться этим обрядом и испытать опыт исцеления.

Каким образом это недавнее явление должно быть объяснено? Действительно ли такой подход будет способствовать духовному возрождению? Является ли это положительной практикой? С другой стороны, каждый пастор и пресвитер должны исследовать эту практику серьезно, надлежащим образом, чтобы установить реальное значение библейского совета. Это является единственным способом, чтобы избежать практики, которая корнями своими уходит в некую форму пятидесятничества или харизматического движения. Короче говоря, мы должны установить, является ли такая практика, массового совершения елеопомазания в гармонии с библейским советом.

II. Экзегеза Иакова 5:13-18

Поскольку елеопомазания болящего упоминается только в Иакова 5:13-18, то мы рассмотрим этот отрывок, сделав экзегезу текста, чтобы обнаружить ясные, главные принципы для нашей практики совершения этого важного обряда. Верно, конечно, что Новый Завет ссылается и на другие места Нового Завета, касающиеся божественного исцеления, но елеопомазание больного человека с последующей над ним молитвой, является уникальным в послании Иакова. Тщательное изучение всех историй об исцелении в Новом Завете было бы очень полезно, но это тема не для одной статьи. Поэтому, для текущей статьи мы ограничимся отрывком из Иакова 5:13-18. Отрывок из Иакова начинается и заканчивается молитвой. Кроме того, мы находим здесь наставление, чтобы молится за больного. Это увещевание проходит красной нитью через все послание Иакова. Уже из этого мы приходим к выводу, что автор послания Иаков, брат нашего Господа, был человеком молитвы.

 

Каково предписание Иакова болящему верующему в общине? Он просто заявляет: «Злостраждет [kakopathei] ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. (стих 13)». Злостраждет [kakopathei] ли кто из вас?

[1] «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (стих 14). Здесь мы обнаруживаем два предписания: Сначала больной человек должен взять на себя инициативу обратиться к пресвитерам церкви.

[2] В некоторых случаях пресвитер может предложить больному рассмотреть возможность совершить над ним елеопомазание, а затем больной должен принять решение и потом призвать пресвитеров церкви. Предписания, данные пресвитерам, являются очень определенными. Они должны сделать две вещи для больного человека: (1) молится за него и (2) совершить елеопомазание от имени Бога. Наставление Иакова, чтобы призвать пресвитеров, состоит из двух ясных требований к больному человеку. Во-первых, чтобы молитва пресвитеров была эффективной, больной человек должен исследовать свою собственную жизнь, и любой известный ему грех должен быть исповедан перед Богом. Фактически, прощение грехов, упомянутых в стихе 15б, предполагает раскаяние и прощение за совершенные грехи. Древние манускрипты и само Священное Писание говорят о том, что в уме еврея, жившем во времена Ветхого Завета, грех и болезнь и даже смерть идут вместе. Согласно евангелия от Марка 2:5, например, Иисус излечивает паралитика, говоря: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Из этого заявления мы можем сказать, что паралич человека, вероятно, был связан с его личным грехом. Поэтому признание греха было необходимо, чтобы молитва о больном была бы эффективной. Больной человек не только должен был сделать свое признание перед пресвитерами, но и друг перед другом, то есть, вероятно, перед теми, кого он мог обидеть. В контексте стиха 15б прощение грехов подразумевает тот факт, что исцеляющему процессу лучше всего могло способствовать исследование больным своей жизни на любой известный ему грех и кроткое признание в нем перед Богом (см. Псалом 66:18; 139:23, 24; Прит. 28:13).

Примечательно, что в Ветхом Завете также говорится о потребности исповедания теми, кто не здоров. Раввины для этой цели тщательно разработали продуманные формулы. Тексты, цитируемые раввинами, указывают на то, что посетители больного, согласно руководства "еврейского справочника по посещению больного" (bikkur holim), придя к нему, должны были подмести его комнату, напомнить ему о составлении завещания, затем, помолится за него и призвать его признаваться в своих грехах с верой на то, что он будет вылечен. "Велика сила раскаянья... это приносит исцеление" (b Yoma 86a). Церковь Нового Завета продолжила эту практику, как это и проиллюстрировано в 1 Иоанна 1:9 и отрывке из Иакова.

Во-вторых, когда человек просит, чтобы к нему пришли пресвитеры, он должен понять, что такое требование не должно быть прихотью. Он должен искренне попросить, чтобы Святой Дух дал ясное руководство в этом вопросе, и чтобы на это служение была воля Божья. Это могло означать, что это служение не всегда давало ожидаемый результат и могло закончиться для больного даже фатальным исходом. Но даже если это служение примет отрицательный оборот, то больной будет пребывать в уверенности, что в этом есть Божья воля. С другой стороны, если это служение проводится в харизматической манере, и не обращается должного внимания на духовную подготовку, то в таком случае у человека могут быть серьезные последствия. Что происходит, когда ожидаемого восстановления человека не происходит? Какой эффект это имеет на отношения человека с Богом? В свете этих размышлений желание елеопомазания, в первую очередь, должно быть продиктовано Святым Духом, Который в состоянии дать надлежащее руководство и помощь в этом вопросе, а не общественным призывом выйти вперед.

Указания для пресвитеров церкви являются простыми и прямыми. Они должны помолиться за больного человека и совершить елеопомазание во имя Бога (стих 14б). Здесь возникает вопрос относительно использования елея для этого служения. В существующем контексте елей не является священным или "средством передачи божественной силы", по крайней мере, ранняя церковь не придавала елею священного действия в церемонии помазания. Позже, однако, церковь использовала "святое миро" вместо языческого волшебства в попытке излечить больного. К восьмому столетию этот отрывок стал использоваться, чтобы поддержать католическую практику, теперь известную как соборование – это последние обряды, выполняемы уже для умирающего человека. Елей, использующийся при елеопомазании, не должен считаться как лекарство. В существующем контексте елей является символическим. Примечательно, что помазание в Священном Писании совершается, когда кто-то отделен для особого служения. Елей – также символ Святого Духа. Поэтому, применение елея к больному является символическим актом, посредством чего больной человек, отделенный для этого служения был под покровом Святого Духа.

Следующий стих 15a говорит: «И молитва веры исцелит болящего [исцелит, sosei], и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Этот стих утверждает положительно, что больной будет излечен и что его грехи будут прощены. Но это, кажется, создает некоторую напряженность для нас, потому что мы замечаем, что не каждый человек, над которым совершили елеопомазание и за которого молились пресвитеры церкви, будет излечен.

«В молитве за больного следует помнить, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8:26). Мы не знаем, послужит ли наибольшим благословением для больного то благо, которого мы для Него желаем. Поэтому необходимо, чтобы наши молитвы включали в себя такие мысли: «Господи, Ты знаешь все тайны души, Ты знаешь этих людей. Иисус, их Заступник, отдал Свою жизнь за них. Его любовь к ним больше, чем вся наша любовь, на какую мы только способны. Поэтому, если это для Твоей славы и блага немощных, мы просим во имя Иисуса, чтобы их здоровье вернулось. Если на то, чтобы они выздоровели, не будет Твоего [230] соизволения, мы просим, чтобы Твоя благодать утешила их и Твое присутствие поддержало больных в их страданиях».

Бог знает конец от начала. Он ведает, что происходит в сердцах всех людей. Перед Ним открыта каждая тайна души. Он знает, выдержат ли те, за кого возносится молитва, испытания, которые выпадут на их долю, если они останутся жить. Он знает, станет ли их жизнь благословением или проклятием для них самих и для мира. Это одна из причин, согласно которой, представляя наше прошение в горячей сердечной молитве, нам следует сказать: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). (Служение исцеления, с.230). В стихе 16 апостол дает следующие два увещевания: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». Далее он добавляет, что «много может усиленная молитва праведного». Другой возможный перевод следующий: «молитва справедливого человека очень сильна в ее действии».

Какова польза от взаимного признания? Взаимное признание, совершаемое в молитве, не только способствует физическому, но также и духовному выздоровлению. В стихах 17 и 18 апостол говорит об опыте Илии и о силе молитвы в жизни праведного.

 

III. Рекомендации

В свете нашего краткого рассмотрения отрывка из Иакова 5:13-18 как видится, что следующие моменты являются основополагающими:

«Совершение елеопомазания должно проводиться для верующих – для тех, кто принял весть третьего ангела и живет согласно этой вести. Стена разграничения между соблюдающими заповеди и теми, кто растаптывает их ногами, должна сохранятся». (Артур Л. Уайт, Елена Г. Уайт: Первые годы, 1827-1862 1 [Хейгерстаун, Мэриленд, 1985]: 404). В свете этого заявления становится ясно, что Елена Уайт ограничивает практику елеопомазания, сводя ее к внутреннему служению в самой Церкви и ее членов, а не публичному для всех желающих – вне нее.

В то время как больной человек, не колеблясь, может призвать пресвитеров, чтобы ходатайствовать в молитве о нем, в то же время он лично должен иметь внутреннее побуждение о елеопомазании, которое мотивировано Святым Духом. Поскольку этот опыт затрагивает самые сокровенные, личностные отношения человека с Богом, мы считаем, что это служение должно проводиться в атмосфере уединения, лишенной динамики группового собрания, на работе или больших собраниях. Наша глубокая обеспокоенность в том, чтобы современная тенденция группового елеопомазания не исходила своими корнями от харизматических церквей. Но так как всегда есть такая опасность, что такая практика может свестись к обычному служению, мы считаем, что пасторы и пресвитеры церкви Адвентистов седьмого дня должны соблюдать основополагающие принципы, данные нам в Священном Писании и в трудах Духа Пророчества. Как мы знаем, в одном из случаев тяжелой болезни, г-жа Уайт отсрочила обращение с просьбой о елеопомазании в течение продолжительного времени. Это указывает на ее уважение к святости этого обряда. Она относилась к служению елеопомазания только как последнему средству.

Поэтому, мы против практики публичных обращений к людям в больших собраниях, чтобы они приняли участие в служении елеопомазания. Это не соответствует библейскому образцу и Духу Пророчества. Вместо этого, мы предлагаем, чтобы пасторы, евангелисты и пресвитеры рассмотрели следующую процедуру служения елеопомазания: Пресвитеры встречаются в доме больного человека или у его кровати в больнице. После слов приветствия один из пресвитеров должен прочитать отрывок из Иакова 5:13-18. Будет правильно, когда один из пресвитеров очень нежно попросит больного человека, вкратце рассказать о значении этого отрывка, а также о природе его болезни и спросят его: примирился ли он с Богом и собратьями, включая исповедание перед ними и примирение. Больного нужно спросить, чувствует ли он, что Святой Дух направляет его в этом служении и что есть на это воля Божья. После этого над больным совершают елеопомазание, и пресвитеры полагают на него руки. Один из пресвитеров совершает молитву.

Матеріал підготував із видань Biblical Research Institute General Conference of Seventh-day Adventists 12501 Old Columbia Pike Silver Spring, MD 20904

Координатор спадщини Е. Уайт в УУК В.І. Корчук

Источник: http://www.adventist.org.ua/article/egw_massovoepomazanie/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...