Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

удовлетворении запросов потребителей региона

Ч

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения,-вёмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование регионального потребительского рынка -связям и: между потребностями населения региона и


 


производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров» и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потрсбдияиш И"" накоплением; пбобтцггтппгттптТтптшдпгпдуптпгпрпгпттттпп фпргпттттттптргбпгпттттп др. /^ Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональных потребительских рынках следует назвать монографии и статьи Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер и А.С. Новоселов пишут, что он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

с ^тг~

В целом же по своей экономической сущности региональный
потребительский рынок это совокупность высоколокализованных

социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально- административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.


По своей экономической сущности региональный потребительский рынок

- это совокупность высоколокализованных социально-экономических
процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под
влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-
административного образования, с учетом адекватных методов
регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При ' этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

Потребительский рынок региона - это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления. По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона.

Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом определяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.8

г^ Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, '"связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона

- производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация
(торговля) - потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей
в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на
определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является
важнейшим фактором формирования политики приоритетов в
производственной программе региона.

Каждая из указанных фаз процесса формирования и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Состыковка фаз формирования и конечного использования фонда

6 А.Г. Костерин. Практика сегментирования рынков. - СПб.: Питер, 2002. -288 с. ил. -(
Серия "Маркетинг для профессионалов"). - стр. 214

7 Ьир://л\г\\ау.еН1:апит.ги/2005/03/30/зе§теп1:у_гупка_о1:_аки1_(1о_р1гапщ.111:т1 - статья Барри
Пирсон «Сегменты рынка: от акул до пираний», 29.11. о8.

8 Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. Маркетинг: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.-стр. 44


в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.

Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.

Организационно региональный потребительский рынок представлен

• *»

сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального потребительского рынка.

Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион -это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. В России в качестве региональных правомерно, по мнению автора, выделять следующие потребительские рынки:

- экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно,
одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский,
Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того,
отдельно рассматривается Калининградская область);

- края, области, республики, округа (или их группы);

- города;

- района;


Как известно, платежеспособный спрос населения региона характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Следовательно, структура платежеспособного спроса находится в прямой зависимости от источников формирования доходов населения, в частности тех, которые принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты, дивиденды и др.).

Продолжающийся и усиливающийся кризис в российской экономике

\ /

приводит к нестабильности, перепадам в доходах и потреблении, их дифференциации в различных сферах и по различным социальным группам, что снижает стимулы к эффективному труду, нарушает равновесие между спросом и предложением. Чтобы выдержать принцип «рыночным ценам -

рыночные доходы», необходимо иметь в виду, что либерализация цен,

\

начавшаяся в России с 1992 г., имеет место при значительном спаде

производства товаров массового потребления.

Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:

- прямое директивное централизованное установление цен и тарифов
на продукцию и услуги общероссийских монополистов;

- установление федеральными и региональными органами предельных
посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;

- снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в
немонойолизированных секторах экономики и т.д.


"аким образом, региональный потребительский рынок -- это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.


потребления осуществляется через потребительский рынок. Именно сигналы, идущие от потребителей к производству, и отражают реальный спрос населения на товары нужного ассортимента.

Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. 9Им противостоят '• покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъектная •' предопределенность регионального потребительского рынка.


 


-^Региональный рынок средств производства.

'Региональный рынок средств производства - такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.

Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики - с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его. Потребительский спрос на рынке средств производства конкретного региона характеризуется рядом обстоятельств:. - специализацией развития региона;

платежной способностью как местных, так и иных покупателей регионального рынка;

состоянием структурной политики в производственном комплексе региона и степенью изношенности его основных фондов.

Предложение на региональном рынке средств производства определяется также совокупностью факторов, важнейшими из которых являются:

отраслевая, межотраслевая, региональная и межрегиональная специализация в производстве средств производства и удельный вес в ней предприятий региона;

изменение тенденций в потреблении средств производства и предметов труда, происходящих под воздействием научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда.

Функции регионального рынка средств производства состоят в удовлетворении потребностей хозяйствующих субъектов данного региона, а также других потребителей в необходимых для их хозяйственной деятельности средствах производства, обусловленных как технологической


9 Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. Маркетинг: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во
ТРТУ, 1999.-стр. 45

10 Лодин В. Региональные рынки и их взаимодействие. Материал интернет-сайта -
ЬПр://\у\улу.ЬиташПез.еёи.ги/(1Ь/т5§/42851, 29.11.08.


степенью их износа, структурными сдвигами в производстве, так и ростом масштабов производства и его техническим совершенствованиям.

Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.

В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:

1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования; '• 2) рынки цветных и черных металлов;

3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:

рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

рынок сельскохозяйственных машин;

рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

Несмотря на наличие определенных экономических свобод в рыночной экономике следует признать, что рынок средств производства нуждается в регулировании. Это связано с необходимостью поддержания сложившихся рациональных хозяйственных связей в регионе и установления новых, использования при этом современных экономических форм взаимоотношений, например, лизинг, региональный заказ и т.д.

Причем все методы регулирования регионального рынка средств производства можно подразделить на прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования регионального рынка средств производства можно отнести:

квотирование средств производства и сбыта отдельных видов продукции, предметов и средств труда;

госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства и прямое финансирование перспективных разработок новых видов средств производства.

К косвенным, или экономическим, методам регулирования регионального рынка средств производства относятся:

предоставление льгот производителям средств производства, дотаций на оплату потребительских ресурсов, разрешение ускоренной амортизации;

понижение ставки налогов или полное освобождение от них;

выдача государственных гарантий под кредиты коммерческих банков производителям средств производства;


регулирование цен в целях ограничения спроса на отдельные виды средств производства11.

.Региональный финансовый рынок.

Региональный финансовый рынок - сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.

Особенностью регионального финансового рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими.' решаются.

В этой связи принято различать региональный рынок краткосрочных кредитов, или денежный рынок; рынок капиталов, или среднесрочных и долгосрочных кредитов, т.е. рынки, сформированные по принципу обслуживания движения основного и оборотного капиталов.

Наряду с этим критерием к региональному финансовому рынку могут быть применены и другие отличительные признаки: характер оформления отношений субъектов финансового рынка (рынка банковских кредитов и рынка ценных бумаг); принцип возвратности кредита (облигации, векселя, закладные и т.п. — рынок возвратных финансовых ресурсов; акции, паевые вклады, доли и т.п. - рынок невозвратных ресурсов).

Региональный финансовый рынок, несмотря на свою экономическую определенность, имеет весьма условный характер, границы и сбережение, конкретность или определенность которым придают те цели и задачи, которые призваны решить сформированные в них финансовые отношения.

Наибольшее развитие в системе регионального финансового рынка получили рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

Региональный рынок банковских кредитов своим функциональным назначением имеет обслуживание денежной потребности субъектов хозяйственной деятельности региона. Выполнение этой функции возможно при условии наличия временно свободных денежных ресурсов в регионе.

Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.

Спрос на региональном рынке банковских кредитов определяется следующими обстоятельствами: деловой активностью; масштабами развития;

11 А.Г. Костерин. Практика сегментирования рынков. - СПб.: Питер, 2002. -288 с. ил. -(Серия "Маркетинг для профессионалов"). - стр. 219


I


мерой поддержки предпринимательской деятельности;

активной региональной инвестиционной политикой;

соотношением капиталоемких и трудоемких производств;

масштабами реструктуризации регионального хозяйства. Важную роль в функционировании регионального финансового рынка играют коммерческие банки, главным назначением которых является аккумуляция финансовых ресурсов предприятий, которая способствовала бы как их развитию, так и развитию экономики региона в целом. Решение коммерческими банками этой задачи возможно при условии использования ими прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, ускоряющих оборачиваемость оборотных средств и укрепляющих расчетную дисциплину.

Помимо коммерческих банков важную роль в развитии региональных финансовых рынков играет формирующаяся система небанковских финансово-кредитных институтов типа финансовых и инвестиционных компаний, брокерских фирм, способных обслуживать внебиржевой рынок ценных бумаг.

Региональный рынок ценных бумаг представляет собой относительно обособленную сферу финансового рынка, характеризующуюся движением различных форм фиктивного капитала на региональном рынке, определяемого финансовой политикой государства.

Предложение и спрос на региональном рынке ценных бумаг зависят от:

глубины приватизации государственных и муницпальных предприятий и соотношения частного и государственного секторов региональной экономики;

активности региональных органов власти в проведении эмиссионной политики, основанной на привлечении средств населения на рынок ценных бумаг;

способности региональных финансовых институтов аккумулировать и размещать ценные бумаги среди различных участников финансового рынка;

формирование в регионе так называемого устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в ценные бумаги.

Основными видами ценных бумаг, обращающимися на региональном рынке ценных бумаг, являются:

государственные ценные бумаги, включающие государственные краткосрочные облигации, облигации государственного валютного займа, казначейские обязательства;

акции приватизированных предприятий;

акции банков;

муниципальные облигации, выпуск которых ориентирован либо на
покрытие дефицита бюджета, либо на финансирование объектов жилья и
социально-культурного назначения^ /


/"*-

Аи,с^.-^1^..^^л-^^ г^> Р^ъ?т^х^2_ ^

/У г

>А^№** /4*4.<Л ^-^^ХЛч^^и^-^Ч) <С«э у&^гг*/

/^ а^ 0п^(>^ ' г\

м




 


При кедведенин итогов реализации Стратегии 2006 года оказалось,-вдо^а 2006—2008 гг. было при­нято 5 федеральных законов из 25 запланированных. Эти законы внесли изменения:

—в Федеральный закон «О рынке ценных бу­
маг», касающиеся установления порядка эмиссии и
обращения биржевых облигаций, а также российс­
ких депозитарных расписок;

—в Федеральный закон «Об инвестиционных
фондах» и отдельные законодательные акты, на­
правленные на перестроение системы инвестиро­
вания с использованием паевых инвестиционных
фондов, обеспечение широкого привлечения в эко­
номику стратегических инвестиций, в том числе
путем создания венчурных фондов, введение поня­
тия «квалифицированный инвестор», защиту не­
квалифицированных инвесторов, повышение про­
зрачности деятельности управляющих компаний,
специализированных депозитариев и негосудар­
ственных пенсионных фондов, а также усиление
надзора за их деятельностью со стороны ФСФР Рос­
сии;

—в Федеральный закон «Об ипотечных ценных
бумагах», направленные на совершенствование ре­
гулирования эмиссии и обращения ипотечных цен­
ных бумаг;

- в Гражданский кодекс РФ, послужившие им­пульсом для качественного роста объемов сделок с производными финансовыми инструментами, и на­правленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам. /

а


*альной Прааителыгвсшюй комиссией.

Каждая задача, содержащаяся в Стратегии, предполагает реализацию ряда конкретных мер, ос­новными из которых являются:

1. Внедрение механизмов, обеспечивающих участие
многочисленных розничных инвесторов на финансовом
рынке и защиту их инвестиций.
Предполагается создать
обязательную и добровольную компенсационные
системы (компенсационные фонды) для граждан,

'; • инвестирующих средства на финансовом рынке. Эти

системы (фонды) будут формироваться за счет взно­сов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам. Планирует­ся рассмотреть вопрос о наделении ФСФР России полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке для своевременного выявле­ния организаций, имеющих признаки «финансовой пирамиды», а также определить условия и правовые рамки для формирования института инвестицион­ных консультантов (инвестиционных советников), которые помогут инвесторам выбрать наиболее под­ходящую для них инвестиционную стратегию.

2. Расширение спектра производных финансовых
инструментов и укрепление нормативной правовой базы
срочного рынка.
Предполагается решить налоговые
проблемы на срочном рынке в основных направле­
ниях налоговой политики, а также закрепить за
ФСФР России право утверждать примерный пере­
чень производных финансовых инструментов и тре­
бования к базисным активам производных финан­
совых инструментов, устанавливать требования к
публичному предложению производных финансо­
вых инструментов. Планируется наделить биржи и
саморегулируемые организации участников финан­
сового рынка правом квалифицировать производные
финансовые инструменты, установить требования
обязательного мониторинга биржами нестандартных
срочных сделок, усовершенствовать ценообразова­
ние на товарных рынках.

3. Создание возможности для секъюритизации широ­
кого круга активов.
Предполагается ввести залоговые
и номинальные банковские счета, институт общего
собрания владельцев облигаций, расширить возмож­
ности использования субординации выпускаемых
ценных бумаг не только для облигаций с ипотечным

1 6 ФИНАНСЫ № 2, 2009


.

покрытием, но и в отношении других видов облига­ций, а также стимулировать инвестирование в ин­фраструктурные облигации, выпускаемые для при­влечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетичес­кой, жилищно-коммунальной и социальной инфра­структуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства.

4. Повышение уровня информированности граждан
о возможностях инвестирования сбережений на финансо­
вом рынке.
Планируется проведение анализа для вы­
явления причин недоверия широких слоев населе­
ния к инструментам финансовых рынков, а также
подготовка и реализация мер, направленных на ши­
рокое информирование граждан об их правах и воз­
можностях на финансовых рынках для инвестиро­
вания личных сбережений.

5. Унификация регулирования всех сегментов орга­
низованного финансового рынка.
Предстоит унифика­
ция стандартов раскрытия информации о заключа­
емых сделках, обеспечения защиты интересов
участников, прозрачности осуществляемых опера­
ций и предотвращения недобросовестных сделок с
финансовыми инструментами на всем организован­
ном финансовом рынке.

6. Создание нормативно-правовых и организацион­
ных условий для возможности консолидации биржевой и
расчетно-депозитарной инфраструктуры.
В Стратегии рас­
смотрена возможная вертикально-интегрированная
модель объединения путем создания биржевого хол­
динга с широким представительством в его капитале
банков, небанковских институтов и, возможно, госу­
дарства и иностранных институтов, в котором могут
быть объединены локальные торговые площадки, в том
числе специализирующиеся по видам торгуемых ин­
струментов и активов, расчетные депозитарии и кли­
ринговые организации.

7. Создание четких правовых рамок осуществления
клиринга обязательств, формирования и капитализации кли­
ринговых организаций финансового
рынка, а также функ­
ционирования института центрального контрагента.
В на­
стоящее время ФСФР России ведет активную работу
по подготовке федерального закона «О клиринге и
клиринговой деятельности», в котором планируется
отобразить правовые условия эффективного функ­
ционирования института центрального контраген­
та и повышения эффективности клиринга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...