существенно отличающимися рынками, например в разных странах
(многонациональная модель)
С увеличением числа нововведений и сокращением жизненного цикла изделий увеличиваются взаимосвязи между функциями в цепочке «НИОКР — производство — распределение — маркетинг». Динамическому окружению больше соответствует организация типа «проект — функция». В этой модели фирмы наряду с временными проектными группами существуют функциональные службы, которые осуществляют методическую координацию и в которых сосредоточиваются специалисты, свободные от проектов. Наличие постоянных функциональных служб придает стабильность всей структуре (рис. 2.7). Ансофф считает, что идея матрицы является одной из основных в современной науке о формировании организационных структур. Поведение современных фирм можно структурировать по трем направлениям, т.е. выделить три основные стратегии: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области нововведений (рис. 2.8). В зависимости оттого, какая стратегия преобладает, выбирается тот или иной вид структуры. Использование нескольких стратегий требует образования матриц различных типов либо разумного сочетания разных видов структур в пределах одной компании. Одна из последних форм многонациональной структуры — матрица типа «продукт — рынок», в которой делается попытка сочетать рыночную политику с разработкой стратегии фирмы. Рассмотрев эволюцию организационных структур, Ансофф выделяет основные тенденции в их развитии (рис. 2.9).
Рис. 2.7. Модель фирмы в условиях динамического окружения (проектная матричная модель) Рис. 2.8. Трехмерность поведения фирмы в современных условиях
Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов. Наиболее важные из них перечислены на рис. 2.10. Большой набор указанных элементов представляет собой организационный потенциал. Изменение одного из перечисленных элементов не означает еще изменения организации. Изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с управляющих. Затем следуют изменение системы ценностей, действующей на фирме, перестройка информационных потоков, остальных элементов. Рис. 2.9. Основные тенденции в изменении организационных структур
Рис. 2.10. Элементы организационного потенциала и его изменение
Считается, что основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации (совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур1). Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы (рис. 2.11). Выделяются случаи, когда небольшое изменение стратегии может потребовать радикальной перестройки культуры организации (переход ^С, -^ £3С3) и когда изменение стратегии практически не требует изменения культуры организации, а, следовательно, организационного потенциала (переход 5,С, -» S2C2). Однако чаще всего изменения стратегии связаны с определенными изменениями организационного потенциала (переход SXCX —> S4C4). Сам же характер перехода существенно зависит от конкретных условий. В рамках рассматриваемой теории выявляется влияние жизненного цикла изделия на стратегию изменения организационного потенциала. Так, если продукт является нововведением, то Культура организации (С) с истемы и процедуры — это совокупность строго документированных принципов и методов решения проблем управления, таких, как составление планом, проведение учебы, осуществление контроля и т.п.
Рис. 2.11. Стратегии изменения организации
изменение организационного потенциала должно описываться кривой J, а если продукт близок к фазе своего морального устаревания — кривой 2. Изложенная выше теория применима лишь к организациям, чутко реагирующим на все изменения внешней среды. Для каждого конкретного случая должна устанавливаться оптимальная частота организационных перестроек. Сам процесс изменения определяется внешними условиями. Проведены эксперименты, когда в организации заранее отрабатывается несколько возможных структур управления и в зависимости от условий выбирается один из вариантов. Причем выбор того или иного варианта может осуществляться на ЭВМ с помощью формальных методов. Модель управления фирмой (табл. 2.5) показывает, что в зависимости от внешних условий и характера решаемых проблем высшее руководство должно концентрировать внимание на вполне определенных моментах, указанных в матрице.
Таблица 2.5 Модель управления фирмой
Примечание. Совокупности (1) и (2) представляют собой полный потенциал. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА С исследованиями и активной консультационной деятельностью Питера Дракера в 1940—90-е годы связывают целую эпоху в разработке и усвоении концепций, новых форм, методов, стилей и отношений управления, эпоху осмысления и обобщения многостороннего опыта менеджмента. Дракер выдвинул множество идей в области менеджмента. Несомненно, стержневой в его учении является идея об исключительной роли профессиональных менеджеров: управленческая элита, по его мнению, является основой предпринимательства и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и общества. Опираясь на эту идею, Дракер в своих работах основное внимание уделял подходам, методам и механизмам адаптации менеджеров к быстрым изменениям как жизненно важному свойству систем управления.
Решение все усложняющихся задач управления Дракер связывал с современными, профессионально подготовленными управляющими, умеющими находить нестандартные подходы к сложным проблемам, способными привлечь к разработке и реализации решений непосредственных исполнителей, а также эффективно использовать все ресурсы фирмы, и, прежде всего людские ресурсы. Еще в середине 1950-х годов он отмечал, что достижение экономических результатов связано только с людскими ресурсами. Все другие ресурсы (материальные, финансовые и пр.) подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их «выход» никогда не будет большим, чем сумма их «входов»1. По его убеждению, важнейшая задача менеджмента заключается в том, чтобы делать знания производительными. Компании становятся заинтересованными в управлении знаниями, потому что понимают, что они должны осуществлять значительные инвестиции в создание, сохранение и использование знаний, которые превратились в важнейший ресурс. Дракер ввел термин «работник по знаниям» и охарактеризовал знания как «единственное устойчивое конкурентное преимущество»2. Вот почему особое внимание должно уделяться человеку, обладающему знаниями. Такой работник должен стать основным ресурсом, главным объектом затрат в развитой экономике. Но чтобы сделать знания производительными, отмечал Дракер, необходимо осуществить решительные изменения в структуре организации. Изменились требования и к менеджеру. Успех фирмы ощутимо будет зависеть от его умения находить пути решения сложных управленческих проблем, и, прежде всего наиболее полно использовать потенциал каждого наемного работника и производственной группы и интересах собственника средств производства. Дракер не раз подчеркивал, что современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом и головной болью всех, кто связан с управлением, становятся изменения в менеджменте, необходимые для того, чтобы справиться с этим хаосом.
Ibmker P. The Practice of Management. — N.Y., 1954. P. 183. Пгшкег P. Planning for Uncertainty. — The Wall Street Journal, 1992, June 22. Еще в 1954 г. в монографии «Практика менеджмента» (имевшей подзаголовок «Исследование наиболее важной функции в американском обществе») он писал о том, что менеджер является динамическим, жизнеобразующим элементом любого бизнеса. В этой роли, по его мнению, деятельность менеджеров выходит за пределы стен офисов, так как управление является базовым, доминирующим институтом западной цивилизации. Согласно Дракеру, менеджеры, во-первых, выполняют задачу создания некоего единства, являющегося большим, чем просто сумма составляющих его частей, а во-вторых, гармонизируют в своих решениях и действиях требования будущего развития. В 1969 г. в своем программном выступлении на XV конгрессе Международного совета по управлению (CIOS), проходившем в Токио, Дракер заявил, что «экономическое и социальное развитие является результатом управления. Можно сказать без лишнего упрощения, что не существует «слаборазвитых стран». Есть только «слабо управляемые страны»1. В другом случае он отмечал новую роль управления, которое, по его мнению, становится центральным ресурсом развитых стран и основной потребностью развивающихся стран2. В течение последних четырех десятилетий значительное место в научных разработках проблем менеджмента занимают концепции целевого управления, на основе которых формулируются выводы и рекомендации методического и прикладного характера. Начало разработки этого фундаментального направления науки управления было положено в работах Дракера, и, прежде всего в его монографии «Практика управления». Он одним из первых выдвинул тезис о необходимости и доминирующей роли целевого подхода к организации и практике управления, объективной потребности целеполагания в управлении социальной системой. По Дракеру, целевое функционирование является основным признаком любой управляемой системы, что обусловливает как организационные формы, так и содержание процесса управления. Это общее, в достаточной степени научно обоснованное положение и лежит в основе большинства концепций и методик, относящихся к целевому управлению. Что касается их реализации, то она осуществляется в трех взаимосвязанных, но имеющих самостоятельное значение направлениях: 1) в выработке методологии целеполагания; 2) в целевой ориентации организационного механизма и процесса управления; 3) в мотивации исполнителей к достижению заданных целей.
Drucker P. Technology, Management and Society. — L., 1970. P. 35. Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. — L., 1974.
Организационно-административное воздействие менеджеров на подчиненных основывается в первую очередь на распределении ответственности за достижение установленных целей и за контроль результатов деятельности. Базой для этого служат организационная структура управления и соответствующая регламентация процедур подготовки и принятия управленческих решений. Необходимость выполнения задач, поставленных перед каждым ответственным исполнителем, превращается в одну из наиболее острых и постоянных проблем организации. Разрешение этой проблемы связано с достижением соглашения между руководителем и подчиненным о задачах последнего, вытекающих из стратегических целей организации. Подчиненный несет полную ответственность за выполнение тактических задач, что служит основой всех форм мотивации и поощрения. Концептуально этот подход представляет собой симбиоз положений различных теорий: «целевого управления», «человеческих отношений», «организационного поведения» и др. В ряде работ Дракер развивал идею многоцелевого характера деятельности корпорации, взаимосвязи и взаимодополнения целей. Так, он отмечал, что «управление есть орган некоего института, который, будь то производственное предприятие или организация по обслуживанию населения, является, в свою очередь, ор-пшом общества, существующим для внесения определенного вклада в удовлетворение потребностей общества и выполнения определенных социальных функций»1. Само по себе представление о том, что большая социальная система, функционирующая в условиях сложного и динамичного окружения, рассматривается как многоцелевая, является объективным. Однако важно, чтобы эффективно функционирующая организация имела систему взаимообусловленных непротиворечивых целей. Еще в середине XX века Дракер выдвинул идею о самоуправляющемся трудовом коллективе. Суть этой идеи состояла в том, что в фирме создается демократически выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов деятельности предприятия. Участвуя в управлении, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство «ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал впоследствии, что это была его самая оригинальная и важная управленческая идея. При этом факт неприятия данной идеи обществом он рассматривал как серьезное личное поражение. В то же время нельзя не видеть, что сегодня многие ее положения находят применение в практике «социального партнерства». Ihmkvr P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. — N.Y., 1974. P. 37.
Дракер постоянно обращался к анализу теоретических основ инновационного менеджмента. При этом он полагал, что бизнес использует нововведения как средство защиты своих интересов, которое позволяет получать прибыль в изменяющихся условиях. Он отмечал, что «управляющие должны преобразовывать общественные потребности в благоприятные возможности для прибыльного бизнеса». Это, по его мнению, и есть определение нововведения. В современных концепциях управления используется определение нововведения как процесса внесения вытекающих из достижений науки и техники изменений в результаты и содержание всех видов производственно-хозяйственной деятельности, направленных на поддержание и расширение возможностей рентабельного производства и реализации продукции. Дракер классифицировал нововведения по следующим признакам: 1) производственные нововведения, к которым относятся изменения продуктов и услуг; 2) социальные нововведения, включающие изменения рынков сбыта, отношений с потребителями и цен; 3) управленческие нововведения, охватывающие все изменения в производственно-хозяйственной деятельности, обеспечивающей производство и реализацию продуктов и услуг1. Таким образом, классификация Дракера охватывает практически всю сферу приложения нововведений. В последние годы Дракер обратился к проблематике будущего. В книге «Задачи менеджмента в XXI веке» он, развивая взгляды о «внутрифирменном предпринимательстве», принципиально по-новому ставит вопрос о том, что организационных структур должно быть столько же, сколько бизнес-проектов и людей. Он, в частности, пишет: «Более ста лет — начиная с идей Дж.П. Моргана и Джона Д. Рокфеллера в США, Георга Сименса в Германии, Анри Файоля во Франции и Альфреда Слоуна в компании General Motors и заканчивая недавним всеобщим восторгом от командного подхода к организации работы — шел поиск единственно правильной формы организации компаний. Сегодня такой универсальный подход не возможен. Будут существовать только "организации", отличающиеся друг от друга примерно так же, как отличаются друг от друга различные "здания" — нефтеперегонный завод, кафедральный собор и жилой дом. Любая организация (и не только коммерческая) в развитых странах должна будет создаваться для конкретной задачи, времени и места (или культуры)». Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. — N.Y., 1974. P. 107.
Дракер утверждал, что структура управления международных корпораций будущего будет отлична от современных организационных структур. Он ратует за «политструктуру» как совокупность центров принятия решений, возглавляемых несколькими «группами управляющих» (managerial team), обладающих гибкостью и функционирующих в целях «наиболее выгодного использования рынков капитала»1. Формулировка Дракера не оставляет сомнений в истинных причинах организационных изменений и направленности теоретических рецептов для их проведения. Единственная цель — создание организации, обеспечивающей максимальное использование мировых ресурсов. Поиски организационной структуры, более адекватной внешним условиям функционирования международных корпораций, — это, прежде всего, попытка приспособить систему управления к новой ступени «всемирной концентрации капитала и производства», несравненно более высокой, чем предыдущие. Планирование, и особенно долгосрочное стратегическое планирование, относится к числу тех управленческих функций, которые рассматриваются теоретиками как один из факторов, составляющих основу успешной деятельности, и как одно из достижений менеджмента. Рассуждая о будущем, Дракер много внимания уделял проблеме лидерства, стремился как можно выше поднять значимость, авторитет и роль менеджеров-новаторов, руководителей нового поколения. Великие менеджеры, писал он в статье «Менеджер будущего», могут быть харизматичными и бесцветными, скупыми и щедрыми, интуитивными или рассудочными; объединяет их только одно — они все эффективны. ТЕОРИЯ ИНСТИТУТОВ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В конце 1980-х — начале 1990-х годов американский ученый Дуглас Норт, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал целую серию работ, имеющих непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирования организаций. По мысли Норта, рынок — это сложное и неоднозначное явление. Он представляет собой структуру, охватывающую различные институты: законы, правила игры и, что наиболее важно, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. Институты, согласно Норту, — это набор правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации дохода. Институты — это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные ограничения (договоры и добровольно принятые кодексы поведения), а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру общества и экономики. Институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые являются «игроками». Новые институты, согласно Норту, появляются, когда общество усматривает возможность получения дохода, который не может быть получен в условиях сложившейся институциональной системы. Иными словами, если производственные факторы предоставляют возможность увеличения доходов, а институциональные — этому препятствуют, то велики шансы возникновения новых институтов.
hmcker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. — N.Y., 1974. P. 761.
Норт показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие считающиеся важными факторы экономического развития рассматриваются Нортом как недостаточные: являясь составляющей процесса роста, сами по себе они не могут его объяснить. Ключом к экономическому росту является эффективная организация экономики. В своих работах Норт ставит фундаментальный вопрос: почему некоторые страны богаты, а другие — бедны? И отвечает, что институты создают базовые структуры, с помощью которых обеспечивается необходимый порядок в экономике, определяется стоимость операций и преобразований и, следовательно, рентабельность и обоснованность экономической активности. Крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям. Отсутствие возможности заключать контракты и вступать в другие обязывающие институциональные отношения является причиной экономической стагнации. Норт в своих работах выдвигает фундаментальные вопросы о связи экономических изменений, технического развития и институциональных условий. В книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики», опубликованной на русском языке в 1997 г., Норт, развивая свою теорию, пересматривает понятие рациональности. Он делает особый акцент на двух концептуальных проблемах: одна из них возникает при восприятии человеком мира с его множеством фактов, другая — при сортировке этих фактов по важности и расчете оптимального выбора. Анализ ведет к глубокому пониманию роли институтов в решении этих проблем. Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практически недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Суть выводов сводится к следующему. 1. Если законы могут быть изменены в течение короткого времени, то неформальные нормы меняются постепенно. Именно такие нормы создают легитимную основу для действия законов, а революционные изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, пригодные для других экономических условий, для других неформальных норм и побудительных факторов, приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда эти законы заимствованы. 2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. При этом существует объективная необходимость соблюдения определенных условий: а) политические институты сохраняют стабильность, если их поддерживают организации, заинтересованные в их неизменности; б) для успешного осуществления реформ необходимо изменение институциональной системы; в) модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не может быть стабильным; г) в долгосрочной перспективе экономический рост требует разработок законов и правил; д) неформальные ограничения иногда (но в краткие периоды) могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных или нестабильных законах. 3. Эффективные политикоэкономические системы формируют гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития. Однако формирование этих систем является результатом длительного процесса; создание же эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом случае специальных исследований и разработок. РЕСУРСНАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Первоначально ресурсная теория появилась как одна из концепций, объясняющих происхождение фирмы. С позиций этой теории «фирма — больше чем административная единица; она — также совокупность производительных ресурсов, распределенных между различными пользователями с помощью административных и экономических решений»1. Это означает, что разнородные и малоподвижные ресурсы создают возможности для фирмы получить экономическую ренту из различных источников. Ресурсная теория отдает приоритет анализу нематериальных ресурсов, таких, как человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал и знания. Культивирование ресурсов определяет так называемую компетентную фирму. Культивирование подразумевает постоянный поиск, приобретение, производство, развитие и получение экономической ренты от использования ресурсов. Применительно к стратегическому управлению цель ресурсной теории состоит в том, чтобы объяснить создание, использование и возобновление конкурентных преимуществ фирмы. Ресурсная теория призвана выявить связи и объяснить факторы конкурентных преимуществ, их динамику в категориях ресурсов фирмы. Выдвинутая в работе К. Вернерфельта теория была развита Р. Румельтом и другими исследователями (Д. Аакером, Р. Амитом, П. Шумахером, С. Монтгомери, Дж. Дэйем, А. Дириксом, К. Кулом, Р. Грантом, С.К. Прааладом и Дж. Хэмеллом, М. Петерафом). Отдельные аспекты ресурсного обмена непосредственно изучают такие отрасли знания, как общий менеджмент и его разделы (производственный, финансовый и т.д.), маркетинг, логистика, правоведение, информатика, экология, лингвистика, деловая этика, психология. Синтез этих направлений в единую непротиворечивую научную систему осуществляет ресурсная теория организации, которая призвана, с одной стороны, расширить рамки традиционных теорий, а с другой — исследовать имеющиеся «белые пятна».
Penrose E. Theory of the Growth of the Firm. 3 ed. — Oxford: Oxford University Press, 1995.
Существуют систематические различия между фирмами, вызванные различиями в ресурсах, которыми они управляют и которые необходимы для реализации их стратегии. Данная теория предполагает, что ресурсы неравномерно распределены среди фирм, что и является причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании. Если конкурентное преимущество фирмы основано на владении каким-либо ресурсом, то другие фирмы предпринимают попытки блокировать или замедлять распространение таких ресурсов, создавая различные барьеры. Фирма представляет собой совокупность ресурсов, которые включают все входящие потоки, обеспечивающие работу фирмы, и позволяют осуществлять ее стратегии. Современная практика побуждает расширить границы ресурсного обмена, считая его началом момент (период) изготовления (а не передачи), а концом — момент (период) потребления (а не получения товара). Ресурсная теория организации должна охватывать все аспекты связей и воздействий, включая: • активное воздействие на экономических партнеров; • эквивалентность объемов обмениваемых ресурсов; • активные управляющие воздействия; • организацию физического перемещения товаров и денег во времени и пространстве; • защиту от неблагоприятных воздействий; • достижение стратегических и оперативных целей организации; • институциональность передачи и получения прав на обмениваемые ресурсы. Ресурсы фирмы могут быть материальными (осязаемыми) и нематериальными (неосязаемыми), внутренними (получающими развитие внутри фирмы) и внешними (приобретаемыми на рынке). Обычно в ресурсной теории выделяют следующие категории: основные ресурсы, активы, способности, стратегические активы (отличительные способности), устойчивые конкурентные преимущества, источники указанных преимуществ. Основные ресурсы — это ресурсы, которые могут быть приобретены на рынке. Например, ресурсы, связанные с обеспечением логистики, включают материальные ресурсы (автомобили, материалы, инвентарь) и навыки (навыки погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, операций на компьютере). В процессе преобразования и применения эти ресурсы становятся частью активов и способностей организации, внося непосредственный вклад в производство продукции. Активы являются совокупностями доступных факторов, которыми организация владеет или управляет. Активы могут быть осязаемые или неосязаемые, но в любом случае это «видимые» ресурсы. Примерами активов могут быть оборудование, патенты, торговые марки, знания, складские и информационные системы, телекоммуникационные системы и др. Ресурсы организации, которые обеспечивают компанию устойчивым конкурентным преимуществом, называются стратегическими активами. Выделяются следующие признаки стратегических активов: они должны быть ценны для организации; для них не должно быть заменителей; их должно быть сложно воспроизвести или скопировать; они должны быть редкими среди конкурентов. На основе стратегических активов организация создает устойчивые конкурентные преимущества. Они могут быть определены как конкурентные преимущества, которые сложно устранить или копировать (воспроизвести) и которые предопределяют более высокую эффективность фирмы. Это объекты, доступ к которым или способности которых по отношению к фирме позволяют создать стратегические активы и на их основе устойчивые преимущества. Наиболее часто выделяют следующие источники конкурентных преимуществ: национальный или региональный институциональный контекст; среда рынков ресурсов; внутренняя организационная среда; среда рынка товаров и услуг; стратегическая траектория фирмы. В периоды экономического спада и нестабильности более важными для фирмы являются организационные (нематериальные) активы и способности, а в периоды стабильности — материальные активы. Для всех отраслей в целом на результаты деятельности фирмы более существенное влияние оказывают нематериальные активы и способности. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В современных условиях потенциал и весь инструментарий стратегического управления оказывают непосредственное воздействие на экономический рост, создание конкурентных преимуществ компаний и преодоление неопределенности будущего. По своей роли, значимости и результативности стратегическое управление не только становится в один ряд с кардинальными переменами в технологии, информатизации, наукоемкое™ производства и продукции, использовании интеллектуальных ресурсов, но и в решающей степени влияет на их наиболее полное освоение. И все это в условиях, когда на первый план выдвигается инновационный процесс, обеспечивающий превращение нового знания в продуктовые или технологические нововведения. Вместе с тем для проблем самого стратегического управления характерна необычайная сложность и неоднозначность, вытекающая из того, что не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как и не существует единого универсального курса действий. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Именно с учетом всех этих обстоятельств следует рассматривать и оценивать развивающуюся теорию стратегического управления. Новой стратегической задачей для компаний становится развитие предприятий в областях, имеющих характеристики, отличающиеся от традиционных. Общество с относительно устойчивыми потребностями превратилось в общество потребителей с неопределенными и изменчивыми потребностями. Масштабный характер приобретает становление экономики знаний: растет наукоемкость производства и продуктов, доминируют «прорывные» технологии и использование интеллектуальных ресурсов. Настойчиво и неотвратимо национально замкнутые экономики уступают место экономике глобальной. Все это дало толчок к многоаспектному рассмотрению феномена стратегического управления. Перечень теорий, относящихся к последним десятилетиям, достаточной большой и впечатляющий. Это теории «стратегии фирмы», «корпоративной стратегии», «стратегического планирования», «экономической эффективности стратегий» и «типовых конкурентных стратегий». Здесь и теоретические разработки «внешнего контроля фирмы», •ресурсной базы фирмы» и «организационных способностей». К новейшему периоду можно отнести и современные теории предпринимательства, экономическую эволюционную теорию, теорию сетевой организации и т.п.
Таблица 2.6. Эволюция проблем и методов стратегического управления
Составлено no: Aaker D.A. Managing Assets and Skills//California Management Review, 1989, 31(2). P. 91-106; Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis: Concepts, Techniques, Applications. 4 ed. — Maiden
Эволюция теорий стратегического управления характеризуется переходом от трактовок «стратегии как искусства» к «стратегии как научной дисциплине» и многообразием концепций — от А.Д. Чандлера и И. Ансоффа до Д.Дж.Тиса и Г.У. Чезборо, от P.M. Гранта и К.М. Кристенсена до С.К. Праалада и Дж. Хэмелла. Названные исследования и разработки, относящиеся во многом к сложившимся научным представлениям XX века, и поныне не утратили своего значения как в теоретических модельных построениях, так и на практике. Поэтапное рассмотрение эволюции различных теорий, систематизация «школ стратегий» позволили подойти к обоснованию статуса стратегического управления как самостоятельной научной дисциплины, развивающейся на собственной основе. Из этого и выводится понимание фирмы как основной единицы анализа природы и механизмов устойчивых конкурентных преимуществ. Доказана необходимость установления общих закономерностей «соответствия» фирмы и ее с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|