Партийная система и основные политические партии Франции
Понятие формы государственного устройства Территория каждого государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения с целью управления социально-экономическими процессами и взаимодействия с населением, которое там проживает. В науке конституционного права под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, обусловливающий определенные взаимоотношения общенациональных институтов всего государства с органами его составных частей. Эта категория также характеризует и объем прав, составляющих государственную территорию его частей (регионов). Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства». Различаются три формы государственного устройства: федерация, унитарное государство и конфедерация. Конфедерация — это такая форма союза государств, при которой государства сохраняют свой суверенитет практически в неизменном виде. Она, как правило, является переходной и временной формой, приводящей либо к распаду союза государств, либо к образованию федерации. Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, этносоциальный фактор.
Президент: правовое и фактическое положение в различных республиках Реальное значение полномочий президента и его место в системе государственных органов во многом определяется установленной в государстве формой правления — президентской, парламентской или смешанной. При парламентской форме правления, определяющей преимущественно представительский, церемониальный характер функций и роди главы государства, президент только формально утверждает или подтверждает политические (государственные) решения парламента либо правительства, но почти всегда не принимает их самостоятельно. В целом можно констатировать ограничение фактических полномочий главы государства при парламентских формах правления, сужение его компетенции в пользу парламента и правительства. Наиболее отчетливо это проявляется при формировании правительства, где главную роль играет сам парламент, а не президент. Президент не может назначить правительство, которое не пользуется поддержкой парламентского большинства, иначе оно не получит вотума доверия парламента. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, победившей на выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в парламенте, то создается коалиционное правительство (Италия, ФРГ, Израиль). При неудачной попытке создать такое правительство президент с одобрения парламента назначает служебное (рабочее) правительство, задача которого — в короткий срок подготовить и провести досрочные выборы в парламент, чтобы последний создал постоянное правительство. В этом случае главе государства принадлежит право досрочного роспуска парламента, назначения внеочередных выборов. При президентской и смешанной формах правления, напротив, «сильный» президент контролирует правительство, осуществляя исполнительную власть самостоятельно. Для стран с такими формами правления характерны прямые выборы президента всеобщим голосованием по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства (страны Латинской Америки, Египет, Франция и т.д.). При президентской форме правления возможны и косвенные выборы президента путем голосования выборщиками (в США, Аргентине). В ряде стран переизбрание президента ограничивается для одного и того же лица двумя сроками подряд (США), в других подобные ограничения отсутствуют (Египет, ряд государств Тропической Африки). При анализе компетенции главы государства в президентской республике следует учитывать, что система государственной власти построена на принципе разделения властей. Президент не может распустить парламент, а парламент в свою очередь не имеет полномочий отправить формируемое президентом правительство в отставку.
В смешанных республиках, как правило, президент по конституции объявляется только главой государства, а не главой исполнительной власти. Последняя согласно конституционным нормам принадлежит правительству (Франция, Португалия), при этом существует должность председателя правительства (премьер-министра). Членов правительства назначает президент, в отношении назначения премьер-министра могут действовать особые конституционные требования (по согласованию кандидатуры с парламентом), «силовые» министры и министр иностранных дел непосредственно подчинены главе государства. Иными словами, руководителем правительства фактически является президент. Однако правительство несет политическую ответственность перед парламентом, де-юре являясь самостоятельным органом. Президент рассматривается как арбитр в спорах с другими властями, государственными органами.
Партийная система и основные политические партии Франции Франция имеет вековые традиции политического плюрализма я свободомыслия. В послевоенный период в политической жизни Франции конкурировали две основные политические доктрины — голлисткая и социалистическая, институциональными проводниками которых соответственно были правоцентристские политические организации и Социалистическая партия.
Продолжателем голлистких традиций, а именно основанного Ш, де Голлем в 1947 г общественного движения «Объединение французского народа», стал основанный ближайшими соратниками генерала в 1958 г. «Союз демократов в защиту Республики». Перед инициаторами стояла задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества под лозунгом «Быть везде». Партией последовательно отстаивалась идеология «великой и независимой Франции» и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности. Идеологическим и политическим наследником «Союза демократе» в защиту Республики» считается основанное Ж. Шираком в 1976 г. Объединение в поддержку Республики (ОПР). Эта авторитетная правоцентристская политическая партия в своей политической деятельности исходила из традиционных либеральных ценностей, выступала за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. В 1995 г. лидер неоголлистов Ж. Ширак был избран |на высшую должность Пятой Республики — Президента, а в 2002 переизбран, но уже как лидер новой правой партии «Союз за народное большинство». Учредительный съезд партии «Союз за народное большинство» состоялся в период подготовки к очередным президентским выборам 2002 г. Создание новой мощной правой и центристской партии, в которую объединились партии либерально-консервативного толка «Объединение в поддержку Республики», «Либеральная демократия» а также значительная часть членов правоцентристского «Союза за французскую демократию», имело ключевое значение для общественно-политической жизни Франции. Впервые в политической истории Республики произошло реальное слияние трех крупных партий, что обеспечило победу на выборах и соответственно статус правящей партии. Официальная политическая программа: активная внешняя политика, консерватизм, стимулирование развития регионов, интеграция в Европейский союз при обязательном учете национальных интересов. После принятия Конституции 1958 г. вплоть до 1981 г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельных правоцентристских партий, наследниц голлистских традиций. После победы популярного политика социалиста Ф. Миттерана на президентских выборах в 1981 г. и его переизбранием на второй срок (1988—1995 гг.) безусловное доминирование правых партий было прервано социалистами, победившими на выборах в Национальное собрание в 1997 г. В 2002 г на парламентских и президентских выборах победу одержали правые - «Союз за народное большинство», на сегодняшний день правящая партия.
Социалистическая партия является одной из старейших политических партий, ведет свое происхождение от Французской секции Рабочего интернационала. В послевоенный период практически до конца 1950-х; социалистические организации играли заметную роль в жизни страны. Традиционно выступая с левых позиций за социалистическое и демократическое преобразование общества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов, обновленная Французская I социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством Ф. Миттерана. ФСП выступает под лозунгами демократического социализма, за справедливое распределение под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. партия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на последнем президентских и парламентских выборах в 2002 г. На президентских выборах 2002 г. уже в первом туре лидер ФСП Л. Жоспен проиграл руководителю ультраправого Национального фронта Ж.М.Ле Пену На левом фланге действует Французская коммунистическая партия (ФКП), основанная в 1920 г. В 1930—1950-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Коммунисты сыграли важную роль в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве. ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влияние, уменьшается членская масса. В целом коммунисты полностью или частично солидаризуются со многими социал-демократическими лозунгами. В послевоенные годы они неоднократно входили в левоцентристские правительства, однако не занимали в них ключевые посты. В стране существует несколько активных буржуазных партий, блоков и движений — Центр социальных демократов, республиканская партия, республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, обновленный Союз за французскую демократию. На крайне правых позициях стоит основанный в 1972 г. Национальный фронт, пропагандирующий националистический лозунг Франция только для французов». Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой Республики. В стране отсутствует подробная законодательная регламентация партийной деятельности. Партии образуются свободно и не обязаны проходить государственную регистрацию однако должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|