Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партийная система и основные политические партии Франции

Понятие формы государственного устройства

Территория каждого государства всегда определенным образом ор­ганизована, разделена на части административного или политическо­го значения с целью управления социально-экономическими процес­сами и взаимодействия с населением, которое там проживает.

В науке конституционного права под формой государственного уст­ройства понимается способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, обусловливающий определен­ные взаимоотношения общенациональных институтов всего государ­ства с органами его составных частей. Эта категория также характеризует и объем прав, составляющих государственную террито­рию его частей (регионов). Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принци­пах строятся взаимоотношения центра и мест.

Применительно к странам с многонациональным составом населе­ния иногда используется также термин «форма национально-государ­ственного устройства».

Различаются три формы государственного устройства: федерация, унитарное государство и конфедерация. Конфедерация — это такая форма союза государств, при которой государства сохраняют свой су­веренитет практически в неизменном виде. Она, как правило, являет­ся переходной и временной формой, приводящей либо к распаду сою­за государств, либо к образованию федерации.

Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориаль­ной общности населения, а также исторические традиции, этносоци­альный фактор.

 

Президент: правовое и фактическое положение в различных республиках

Реальное значение полномочий президента и его место в системе государственных органов во многом определяется установленной в государстве формой правления — президентской, парламентской или смешанной.

При парламентской форме правления, определяющей преимуще­ственно представительский, церемониальный характер функций и ро­ди главы государства, президент только формально утверждает или подтверждает политические (государственные) решения парламента либо правительства, но почти всегда не принимает их самостоятельно.

В целом можно констатировать ограничение фактических полномо­чий главы государства при парламентских формах правления, сужение его компетенции в пользу парламента и правительства. Наиболее от­четливо это проявляется при формировании правительства, где глав­ную роль играет сам парламент, а не президент. Президент не может назначить правительство, которое не пользуется поддержкой парла­ментского большинства, иначе оно не получит вотума доверия пар­ламента. Как правило, премьер-министром становится лидер пар­тии, победившей на выборах. Если ни одна партия не имеет боль­шинства в парламенте, то создается коалиционное правительство (Италия, ФРГ, Израиль). При неудачной попытке создать такое пра­вительство президент с одобрения парламента назначает служебное (рабочее) правительство, задача которого — в короткий срок подго­товить и провести досрочные выборы в парламент, чтобы последний создал постоянное правительство. В этом случае главе государства принадлежит право досрочного роспуска парламента, назначения внеочередных выборов.

При президентской и смешанной формах правления, напротив, «сильный» президент контролирует правительство, осуществляя ис­полнительную власть самостоятельно. Для стран с такими формами правления характерны прямые выборы президента всеобщим голосо­ванием по мажоритарной системе, как правило, абсолютного боль­шинства (страны Латинской Америки, Египет, Франция и т.д.). При президентской форме правления возможны и косвенные выборы пре­зидента путем голосования выборщиками (в США, Аргентине). В ря­де стран переизбрание президента ограничивается для одного и того же лица двумя сроками подряд (США), в других подобные ограниче­ния отсутствуют (Египет, ряд государств Тропической Африки). При анализе компетенции главы государства в президентской республике следует учитывать, что система государственной власти построена на принципе разделения властей. Президент не может распустить парла­мент, а парламент в свою очередь не имеет полномочий отправить формируемое президентом правительство в отставку.

В смешанных республиках, как правило, президент по конститу­ции объявляется только главой государства, а не главой исполнитель­ной власти. Последняя согласно конституционным нормам принад­лежит правительству (Франция, Португалия), при этом существует должность председателя правительства (премьер-министра). Членов правительства назначает президент, в отношении назначения пре­мьер-министра могут действовать особые конституционные требова­ния (по согласованию кандидатуры с парламентом), «силовые» мини­стры и министр иностранных дел непосредственно подчинены главе государства. Иными словами, руководителем правительства фактиче­ски является президент. Однако правительство несет политическую ответственность перед парламентом, де-юре являясь самостоятель­ным органом. Президент рассматривается как арбитр в спорах с дру­гими властями, государственными органами.

 

Партийная система и основные политические партии Франции

Франция имеет вековые традиции политического плюрализма я свободомыслия.

В послевоенный период в политической жизни Франции конкури­ровали две основные политические доктрины — голлисткая и социа­листическая, институциональными проводниками которых соответ­ственно были правоцентристские политические организации и Со­циалистическая партия.

Продолжателем голлистких традиций, а именно основанного Ш, де Голлем в 1947 г общественного движения «Объединение французского народа», стал основанный ближайшими соратниками генерала в 1958 г. «Союз демократов в защиту Республики». Перед инициаторами стояла задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества под лозунгом «Быть везде». Партией последовательно отстаивалась идеология «великой и независимой Франции» и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности.

Идеологическим и политическим наследником «Союза демокра­те» в защиту Республики» считается основанное Ж. Шираком в 1976 г. Объединение в поддержку Республики (ОПР). Эта авторитетная правоцентристская политическая партия в своей политической деятельности исходила из традиционных либеральных ценностей, выступала за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. В 1995 г. лидер неоголлистов Ж. Ширак был избран |на высшую должность Пятой Республики — Президента, а в 2002 переизбран, но уже как лидер новой правой партии «Союз за народное большинство».

Учредительный съезд партии «Союз за народное большинство» состоялся в период подготовки к очередным президентским выборам 2002 г. Создание новой мощной правой и центристской партии, в которую объединились партии либерально-консервативного толка «Объединение в поддержку Республики», «Либеральная демократия» а также значительная часть членов правоцентристского «Союза за французскую демократию», имело ключевое значение для обществен­но-политической жизни Франции. Впервые в политической истории Республики произошло реальное слияние трех крупных партий, что обеспечило победу на выборах и соответственно статус правящей пар­тии. Официальная политическая программа: активная внешняя поли­тика, консерватизм, стимулирование развития регионов, интеграция в Европейский союз при обязательном учете национальных инте­ресов.

После принятия Конституции 1958 г. вплоть до 1981 г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на приви­легированном положении влиятельных правоцентристских партий, наследниц голлистских традиций. После победы популярного поли­тика социалиста Ф. Миттерана на президентских выборах в 1981 г. и его переизбранием на второй срок (1988—1995 гг.) безусловное доми­нирование правых партий было прервано социалистами, победивши­ми на выборах в Национальное собрание в 1997 г. В 2002 г на парла­ментских и президентских выборах победу одержали правые - «Союз за народное большинство», на сегодняшний день правящая партия.

Социалистическая партия является одной из старейших политиче­ских партий, ведет свое происхождение от Французской секции Рабо­чего интернационала. В послевоенный период практически до конца 1950-х; социалистические организации играли заметную роль в жиз­ни страны. Традиционно выступая с левых позиций за социалистиче­ское и демократическое преобразование общества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов, обновленная Французская I социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством Ф. Миттерана. ФСП выступает под лозунгами демократического социализма, за справедливое распределение под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. пар­тия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на последнем президентских и парламентских выборах в 2002 г. На президентских выборах 2002 г. уже в первом туре лидер ФСП Л. Жоспен проиграл руководителю ультраправого Национального фронта Ж.М.Ле Пену

На левом фланге действует Французская коммунистическая пар­тия (ФКП), основанная в 1920 г. В 1930—1950-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Коммуни­сты сыграли важную роль в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и парт­строительстве. ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влияние, уменьшается членская масса. В целом коммунисты полностью или частично солидаризуются со многими социал-демократиче­скими лозунгами. В послевоенные годы они неоднократно входили в левоцентристские правительства, однако не занимали в них ключевые посты.

В стране существует несколько активных буржуазных партий, бло­ков и движений — Центр социальных демократов, республиканская партия, республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, обновленный Союз за французскую демократию. На крайне правых позициях стоит основанный в 1972 г. Нацио­нальный фронт, пропагандирующий националистический лозунг Франция только для французов».

Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой Республики. В стране отсутствует подробная законодательная регламентация партийной деятельности. Партии образуются свободно и не обязаны проходить государственную регистрацию однако должны уважать принципы национального суверенитета и де­мократии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...