строительства населенных пунктов
Анализ территории - комплекс исследований по выявлению особенностей данной территории, которые определяют направления ее перспективного использования и способствуют рациональному размещению всех отраслей хозяйства, наиболее эффективной эксплуатации природных ресурсов и охране окружающей среды. Цель оценки территории – установить степень пригодности природного или природно – технического комплекса территории для определенного вида их хозяйственного использования. Виды оценки – частная и общая (комплексная). Частная оценка – оценка территории с точки зрения интересов какого – то одного вида ее хозяйственного использования. Комплексная оценка – сравнительная планировочная оценка отдельных участков всей территории по комплексу природных и антропогенных факторов с точки зрения благоприятности этих участков для размещения основных видов хозяйственной деятельности (сельское хозяйство, градостроительство, массовый отдых, лесное хозяйство и т. д.). К природным факторам относят инженерно – геологические, почвенно – растительные, климатические условия, водные и минерально – сырьевые ресурсы, лесные ресурсы, полезные ископаемые. К антропогенным факторам относят обеспеченность территории транспортными и инженерными сетями и сооружениями, предприятиями стройиндустрии, транспортную доступность основных промышленных, административно – хозяйственных и культурных центров, гигиенические условия и требования охраны природы, архитектурно – эстетические достоинства природных и культурных ландшафтов. При комплексной оценке конкретной территории число факторов может меняться, так как оно зависит от конкретных природных и хозяйственных особенностей территории, наличия картографического материала.
Направления оценки – поиск новых резервных территорий либо изъятие площадей, занимаемых к моменту оценки другими землепользователями. При оценке территорию делят на оценочные районы и оценочные участки. Выделяют 3 категории оценочных районов (участков): благоприятные, ограниченно благоприятные и неблагоприятные. К благоприятным относят территории, на которых функционирование той или иной народнохозяйственной отрасли возможно без проведения значительных инженерных мероприятий и дополнительных капитальных вложений. К ограниченно благоприятным – территории, требующие для доведения до их уровня нормативных проведения инженерных мероприятий, связанных со значительными удорожаниями. К неблагоприятным – территории, освоение которых требует проведения серьезных инженерных мероприятий и очень больших капитальных вложений. Оценка выбранного под строительство участка по природным условиям осуществляется в процессе анализа постоянных характеристик элементов, составляющих природную среду. В случае если естественные (созданные природой) условия пригодности территорий для населенного пункта вызывают риск разрушения благоприятной среды для проживания, производства и отдыха их называют естественными ограничениями. К группе естественных ограничений относят определенные показатели: рельефа местности; инженерно-геологических условий (уровень залегания грунтовых вод, подтопление, затопление); климата (температурный режим, солнечная радиация, глубина промерзания грунтов, ветровой режим, влажность воздуха); почвы (таблица). Информация об естественных ограничениях собирается по фондовым материалам, материалам прошлых проектов, если таковые были, данным полевых и лабораторных исследований.
Таблица. Естественные условия пригодности территорий
2. Искусственные ограничения размещения строительства
Градостроительный регламент - совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских населенных пунктах, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой функциональной зоны. СНиПы вводят регламентацию по использованию земельных ресурсов для нужд строительства. Такая регламентация называется искусственными ограничениями для размещения строительства. К ним относятся следующие: - для строительства новых и развития существующих населенных пунктов предусматривают земли непригодные для сельскохозяйственного производства. Изъятие допускается в исключительных случаях в установленном законом порядке с возмещением убытков. Перечень земель, на которых запрещается строительство, устанавливают местные административные органы; - размещение зданий, сооружений, под которыми в недрах залегают полезные ископаемые, а также на землях заповедников, природных национальных парков и водоохранных полос (зон) не допускается; - изъятие под застройку земель Государственного лесного фонда допускается в исключительных случаях только в установленном законом порядке. В этом случае под застройку используют участки, не покрытые лесом, занятые кустарником, и малоценными в хозяйственном отношении насаждениями, если они не отнесены к землям государственного лесного фонда;
- вокруг населенных пунктов необходимо создание ветрозащитных, берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов, холмов, оврагов, балок. Ширина защитных полос для сельских поселков – не менее 50 м; - размещение зданий, сооружений на участках загрязненных органическими и радиоактивными отходами в опасных зонах отвалов угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков, снежных лавин, возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб, непосредственно примыкающих к активным разломам земной коры, в охранных зонах магистральных продуктопроводов не допускается.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ СНИП 2.07.01-89
3. Инженерная подготовка и защита территории
Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий. При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов. Проведение вертикальной планировки следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений. Поверхностные воды следует отводить со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы и с минимизацией объема земляных работ. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна, предусматривая в городах дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока. Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских населенных пунктах, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами. На территории населенных пунктов с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских населенных пунктов и на территориях стадионов, парков и других озелененных территориях общего пользования допускается открытая осушительная сеть.
Указанные мероприятия должны обеспечивать понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки - не менее 2 м от проектной отметки поверхности; стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений - не менее 1 м. Территории населенных пунктов, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью; один раз в 100 лет - для территорий, настроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений. Для защиты существующей застройки в селеопасной зоне необходимо предусматривать максимальное сохранение леса, посадку древесно-кустарниковой растительности, террасирование склонов, укрепление берегов, сооружение плотин и запруд, строительство селенаправляющих дамб и отводящих каналов. На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов. Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков. В городских и сельских населенных пунктах, расположенных на территориях, подверженных оползневым процессам, необходимо предусматривать упорядочение поверхностного стока, перехват потоков грунтовых вод, предохранение оползневого массива от разрушения, повышение устойчивости откоса механическими и физико-химическими средствами (террасирование склонов, посадка зеленых насаждений). Противооползневые мероприятия следует осуществлять на основе комплексного изучения геологических и гидрогеологических условий районов. 4. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Территорию для строительства новых и развития существующих городских и сельских населенных пунктов в соответствии с земельным законодательством РФ следует предусматривать на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования. Изъятие сельскохозяйственных угодий с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях в установленном законом порядке.
Размещение застройки на орошаемых и осушенных землях, пашне, участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, на землях, занятых водоохранными защитными и другими лесами I группы, допускается в исключительных случаях, а на землях с высокими показателями их оценки - запрещается. Перечень земель, на которых запрещается строительство, устанавливается местными органами власти. Последним лесным кодексом вместо лесов 1, 2, 3 групп выделены леса защитные, эксплуатационные, резервные. Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других народнохозяйственных объектов до получения от соответствующей территориальной геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения органов управления государственным фондом недр и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается: на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков и водоохранных полос; на землях зеленых зон городов, включая земли городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства; в зонах охраны гидрометеорологических станций; в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией этих источников; в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных курортов. Во второй зоне округа санитарной охраны курортов допускается размещать объекты, связанные с эксплуатацией, развитием и благоустройством курортов, а также объекты обслуживания населения, если они не вызывают загрязнения атмосферы, почвы и вод, превышения нормативных уровней шума и напряжения электромагнитного поля. В третьей зоне округа санитарной охраны курортов допускается размещение объектов, которые не оказывают отрицательного влияния на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта. Не допускается размещение зданий и сооружений: - на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами (до истечения сроков, установленных органами Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора; - в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин; - в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий); - в сейсмических районах в зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам; - в охранных зонах магистральных продуктопроводов. Изъятие под застройку земель Гослесфонда (перевод лесных площадей в нелесные) допускается в исключительных случаях только в установленном законом порядке. Размещение застройки на землях Гослесфонда должно производиться на участках, не покрытых лесом или занятых кустарником и малоценными насаждениями. В пределах пригородных зон городов на землях лесного фонда следует предусматривать формирование зеленых зон. Территориальная организация зеленых зон городов должна предусматривать разделение на лесопарковую и лесохозяйственную части, выделение мест отдыха населения и охраняемых территорий, обеспечивающее выполнение оздоровительных и природоохранных функций леса. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Вокруг городских и сельских населенных пунктов, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание ветрозащитных и берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов и балок. Ширину защитных лесных полос следует принимать, м, не менее: для крупнейших и крупных городов - 500, больших и средних городов - 100, малых городов и сельских поселков - 50. В проектах планировки и застройки городов и их пригородных зон следует предусматривать рациональное использование ценных природных ландшафтов и их охрану, выделение ландшафтно-рекреационных территорий, ограничение рекреационных нагрузок на ландшафт в соответствии с его устойчивостью, соблюдение режимных требований в государственных заповедниках и заказниках, природных национальных парках, ботанических садах и дендрологических парках, а также на территории памятников природы - лесных, водных и геологических.
5. Защита атмосферы, водных объектов и почв от загрязнения
Жилые территории следует размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям - источникам загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха. Животноводческие, птицеводческие и звероводческие предприятия, склады хранения ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений и другие пожаровзрывоопасные склады и производства, ветеринарные учреждения, объекты и предприятия по утилизации отходов, котельные, очистные сооружения, навозохранилища открытого типа следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к жилой зоне и другим предприятиям и объектам производственной зоны. Жилые территории городских и сельских населенных пунктов, курортные зоны и места массового отдыха следует размещать выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Размещение их ниже указанных выпусков допускается при соблюдении СНиП 2.04.03-85, Правил охраны поверхностных вод, а также Правил санитарной охраны прибрежных вод морей, утвержденных и согласованных в установленном порядке. При проектировании населенных пунктов необходимо учитывать ширину водоохранных зон. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. 6. Регулирование микроклимата
Размещение и ориентация жилых и общественных зданий (за исключением детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов) должны обеспечивать непрерывную продолжительность инсоляции (освещение поверхности Земли солнечными лучами) жилых помещений и территорий для зон: севернее 58° с.ш. - не менее 3 ч в день на период с 22 апреля по 22 августа; южнее 58° с.ш. - не менее 2,5 ч в день на период с 22 марта по 22 сентября. Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, учреждений здравоохранения и отдыха должны обеспечивать непрерывную трехчасовую продолжительность инсоляции в помещениях.
7. Охрана памятников истории и культуры
В проектах планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует соблюдать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации. При этом следует устанавливать зоны охраны памятников истории и культуры, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Зоны охраны памятников истории и культуры предусматриваются для отдельных зданий и сооружений, их ансамблей и комплексов, а также других ценных историко-культурных градостроительных элементов. Проекты планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов не должны предусматривать снос, перемещение или другие изменения состояния памятников истории и культуры. Расстояния от памятников истории и культуры до транспортных и инженерных коммуникаций следует принимать, м, не менее: до проезжих частей магистралей скоростного и непрерывного движения, линий метрополитена мелкого заложения: в условиях сложного рельефа 100 на плоском рельефе 50 до сетей водопровода, канализации и теплоснабжения (кроме разводящих) 15 до других подземных инженерных сетей 5 В условиях реконструкции указанные расстояния до инженерных сетей допускается сокращать, но принимать, м, не менее: до водонесущих сетей - 5; неводонесущих - 2. При этом необходимо обеспечивать проведение специальных технических мероприятий, при производстве строительных работ.
8. Защита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей, излучений и облучений Допустимые уровни вибрации в жилых зданиях должны соответствовать Санитарным нормам допустимых вибраций в жилых домах, утвержденным в установленном порядке. Для выполнения этих требований следует предусматривать необходимые расстояния между жилыми зданиями и источниками вибрации, применение на этих источниках эффективных виброгасящих материалов и конструкций. При этом следует руководствоваться Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами, Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты и Правилами устройства электроустановок, утвержденными Минэнерго СССР и согласованными в установленном порядке.
9. Противопожарные требования Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл., а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76.
Таблица - Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий
Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, - 15 м. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8 - 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин. К рекам и водоемам следует предусматривать подъезды и места для забора воды пожарными машинами. Расстояния от границ застройки городских населенных пунктов до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселков и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских населенных пунктах для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м. Радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в населенных пунктах, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (ВСН-1-91 СПАСР), утвержденных МВД Российской Федерации.
Анализ природных условий осуществляют на территориях перспективных для планировки новых населенных пунктов и реконструкции существующих. Это необходимо осуществлять с целью оценки ресурсов территории для строительства населенных пунктов. Результаты анализа (перечисленные ограничения) накладывают на план с горизонталями, приступая этим к созданию опорного плана. Последовательность анализа естественных и искусственных ограничений при составлении опорного плана следующая. На топографической карте отмечают: - участки неблагоприятные для строительства (территории с уклоном менее 0,5 и более 8%, овраги, промоины, наиболее пониженные части долины – тальвеги, территории вдоль водоемов, где грунтовые воды залегают на глубину меньше 1,5 м от поверхности земли, участки засоленных почв, территории с расчетным сопротивлением грунтов менее 2 кг/см2); - показывают санитарно-защитные зоны вдоль существующих дорог в зависимости от категории последних, водоохранные зоны; - отмечают все существующие въезды в поселок и выезды из него и их направления; - показывают памятники истории, культуры и т.п.; - определяют опорный фонд жилых, общественных и производственных зданий, к которому относят здания, имеющие физический износ основных строительных конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, кровли) менее 80%. При разработке опорного плана изучают архитектуру существующего поселка и ландшафт окружающей местности, определяют благоприятные в эстетическом отношении сочетания зеленых насаждений, открытых и водных пространств. Такое изучение необходимо в целях достижения органического сочетания природных особенностей местности и планировки.
Вопросы для самопроверки 1. Перечислите факторы, определяющие естественные условия пригодности территорий для строительства или развития населенных пунктов. 2. Перечислите основные искусственные ограничения размещения строительства. Какой документ их определяет? 3. Мероприятия, осуществляемые для инженерной подготовки и защиты территорий. 4. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Их связь. 5. Как осуществляется защита атмосферы, водных объектов и почвы от загрязнения? Методы утилизации припоселковых мусорных свалок. 6. Перечислите мероприятия по регулированию микроклимата в помещениях, на придомовых участках. 7. Цель охраны памятников истории и культуры. Мероприятия по их охране. 8. Методы и способы защиты от шума, вибрации, электрических и магнитных полей, излучений и облучения. 9. Противопожарные мероприятия в населенном пункте, меры по защите населенного пункта от лесных пожаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|