Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в специальном дошкольном учреждении

педагогической практики

в качестве учителя дефектолога (олигофренопедагога)

дошкольного учреждения

 

для специальностей:

1-03. 03- 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»

1-03.03-08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»

 

 

Минск 2011

СОСТАВИТЕЛИ:

Мамонько О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики

Оглоблина И.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой олигофренопедагогики

(протокол № 15 от 24.05.2011 г.)

 

Зав. кафедрой

____________Винникова Е.А.

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета

(протокол № 11 от 22.06.2011 г.)

 

 

Председатель

Совета факультета

_____________Гайдукевич С.Е.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика студентов 5 курса (дневной и заочной формы получения образования) в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога) дошкольного учреждения проходит в 10 семестре в течение 3 недель. В процессе данного вида практики студенты выполняют функции учителя-дефектолога, осуществляющего свою деятельность в условиях, предписанных особенностями функционирования данного учреждения системы образования.

Основная цель практики – формирование методической и научно-исследовательской компетентности будущих учителей-дефектологов при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью или трудностями в обучении.

Задачи педагогической практики:

- закрепить, углубить и обобщить теоретические знания студентов в процессе решения конкретных педагогических задач в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- закрепить умения выделять индивидуальные особенности детей с психофизическими нарушениями в зависимости от характеристик развития их познавательных процессов, личностной и деятельностной сферы;

- совершенствовать умения использовать разнообразные методы, приемы, средства коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- активизировать стремление студентов к поиску и использованию новых коррекционно-развивающих технологий;

- развивать умения вести консультативную работу с родителями, имеющими ребенка с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- совершенствовать умения проводить групповые и индивидуальные занятия, с целью развития основных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи); различных видов деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной, пространственного ориентирования, социально-бытовой и трудовой);

- ознакомиться с содержанием и организацией методической работы в специальном дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении;

- совершенствовать умения вести целенаправленную научно-исследовательскую работу в специальном дошкольном учреждении с применением методов наблюдения, анкетирования, изучения педагогической документации, продуктов деятельности воспитанников, педагогического эксперимента.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В течение первых трех дней практики студент, будучи в положении активного наблюдателя, обязан ознакомиться с деятельностью специального дошкольного учреждения.

Практиканту следует обратить внимание на особенности структуры и функционирования данного учреждения, изучить распорядок работы, ознакомиться с оборудованием и документацией.

Коррекционно-педагогическую работу студент строит с учетом запланированной коррекционной работы учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов специального дошкольного учреждения.

Число коррекционно-развивающих занятий, проведенных практикантом за весь период практики в качестве учителя-дефектолога должно быть не менее 12. Содержание занятий представлено в развернутых конспектах, оно должно соответствовать плану и программе коррекционно-развивающей работы с группой, подгруппой или ребенком, составленной практикантом.

При организации коррекционно-развивающей работы практикант учитывает психолого-педагогические особенности каждого ребенка, выявленные в процессе диагностики. В связи с этим практиканту необходимо посетить 2-3 занятия психолога и ознакомиться с протоколами обследования каждого ребенка группы.

Коррекционно-развивающая работа, организованная практикантом строится на основе взаимодействия с семьей.

Если на базе специального дошкольного учреждения организована коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, в ряду которых и нарушение интеллекта, то практикант принимает участие в ней. Его коррекционно-педагогическая деятельность направлена на приобретение ребенком необходимых знаний, умений и навыков, формирование его социально-бытовой компетенции, игровой деятельности, речи и т.д.

Практикант, проходящий практику в специальном дошкольном учреждении, обязан посетить не менее 4 коррекционно-развивающих занятий, осуществить их развернутый анализ (в письменном виде). Программой данной практики предусмотрено проведение практикантом 2 открытых занятий. Студент участвует в консультативной работе, проводимой работниками специального дошкольного учреждения.

Методическая работа студента в период практики включает в себя:

· изучить содержание образовательной среды специального дошкольного учреждения, содержание и структуру методической работы в учреждении образования (цели и задачи методической службы, функции методического кабинета, его материальное оснащение и информационные ресурсы), особенностей взаимодействия сотрудников;

· подготовить диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей;

· изготовить наглядные пособия для проведения занятий;

· создать картотеку методической литературы по одному из направлений работы учреждения (по выбору студента);

· разработать материалы для оформления информационного стенда в учреждении образования.

Научно-исследовательская работа студентов в период практики включает в себя:

· разработать и осуществить программу и методику констатирующего (формирующего) эксперимента в рамках выполняемого курсового (дипломного) исследования (разработать протоколы, необходимые для экспериментального исследования и провести его; разработать протоколы наблюдений, осуществить наблюдение за педагогическим явлением; разработать анкету (вопросник) и провести анкетирование и т.д.)

· подготовить и апробировать материалы для участия в студенческой научно-практической конференции;

· ознакомиться с содержанием и организацией экспериментальной либо инновационной деятельности в специальном дошкольном учреждении (при наличии такой деятельности).

Участие в указанной выше работе должно найти отражение в отчете практиканта.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

По итогам педагогической практики студент предоставляет

отчетную документацию:

1. Дневник практики с планом работы на каждый день, конспектами занятий, их самоанализом и замечаниями руководителя от учреждения образования, а также с анализом всех посещенных занятий.

2. Конспекты 2-х зачетных занятий на отдельных листах.

3. Конспекты 2-х посещенных коррекционных занятий с их развернутым анализом.

4. Психолого-педагогическая характеристика на одного воспитанника (приложить протоколы обследования), заверенная руководителем учреждения образования.

5. Запланированные темы бесед с педагогами и родителями, конспекты проведенных бесед (1 конспект).

6. Описание или образцы наглядных пособий, изготовленных студентом и использованных на коррекционных занятиях (по окончании практики пособия остаются в дошкольном учреждении).

7. Отчет о прохождении практики, заверенный руководителем учреждения образования заверенный руководителем учреждения образования.

8. Отзыв непосредственного руководителя от учреждения образования.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ КАФЕДРЫ:

1. Осуществлять непосредственное руководство практикантами.

2. Организовывать и проводить установочную и итоговую конференции по педагогической практике, участвовать в совещаниях с администрацией учреждения в начале и в конце практики.

3. Совместно с руководителем практики, заведующим учреждением и его заместителями распределять студентов по группам, утверждать их индивидуальные планы работы, контролировать выполнение программы практики, осуществлять анализ проведенных студентами занятий.

4. Проверять отчетную документацию студентов о работе за время практики и совместно с представителями кафедры, а также с педагогами группы выставлять дифференцированную оценку по итогам практики.

5. Проводить инструктивно-методическую работу с педагогами групп, в которых проходят практику студенты.

6. Составлять отчет о педагогической практике студентов.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Принимать участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, а также в совещаниях с администрацией учреждения в начале и в конце практики.

2. Организовывать посещение практикантами занятий, а также осуществлять их анализ.

3. Обеспечивать возможность для проведения студентом индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, прогулок, режимных моментов и т.д.

4. Консультировать студентов при подготовке к занятиям, проверять и утверждать конспекты перед проведением занятий, анализировать и оценивать сами занятия.

5. Представлять сведения об итогах проведенной практики руководителю практики от кафедры.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ

Каждый этап практики оценивается отдельно, посредствам дифференцированного зачета. При оценке учитывается не только уровень работы, выполненной в качестве учителя-дефектолога, но и качество отчетной документации, своевременность ее сдачи. На каждом этапе практики оценка выставляется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей практики, учителей-дефектологов, воспитателей и администрации учреждения образования.

 

10 – 9 баллов ставится студенту:

- выполнившему в полном объеме программу практики и проявившему при этом достаточно глубокое знание психолого-педагогической теории, инициативу и творческую самостоятельность в данном виде педагогической деятельности;

- умеющему обоснованно ставить и эффективно решать коррекционно-развивающие задачи, подбирать и изготавливать дидактические материалы, рационально применять разнообразные методы и приемы коррекционно-педагогической работы, направленной на профилактику и коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка;

- активно участвовавшему в методической работе: оказавшему содействие педагогам и родителям в разработке индивидуальных программ коррекции, пропагандировавшего знания по теории, практике обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью;

- имевшему по всем зачетным видам работ отличные отметки.

 

8 - 6 баллов ставится студенту:

- выполнившему в полном объеме программу практики, проявившему при этом хорошую теоретическую подготовку, самостоятельность в планировании и осуществлении всех видов работы данной педагогической деятельности;

- правильно определявшему задачи коррекционно-развивающей работы, но испытывавшему затруднения в их обосновании; при реализации задач коррекционно-развивающей работы, допускающему незначительные методические ошибки в построении коррекционных занятий и подборе приемов коррекционно-образовательного воздействия;

- привлекавшегося к методической работе и успешно ее выполнявшего;

- имеющего по всем зачетным видам работ преимущественно хорошие отметки.

5 - 4 балла ставится студенту:

- проявившему недостаточную теоретическую подготовленность и самостоятельность в планировании, проведении всех видов работ данной педагогической практики;

- испытывавшему трудности в самостоятельном определении и обосновании задач индивидуальной, групповой коррекционно-развивающей работы, допускающему значительные методические ошибки в построении коррекционных занятий, в подборе приемов и средств коррекционно-образовательного воздействия;

- имеющему по всем видам зачетных работ преимущественно отметку «удовлетворительно».

 

3 - 1 балл ставится студенту:

- проявившему низкий уровень активности при подготовке и осуществлении всех видов работ, предусмотренных содержанием данной работы;

- показавшему низкий уровень психолого-педагогической и методической подготовленности к проведению коррекционно-развивающей работы;

- проявившему несамостоятельность и профессиональную некомпетентность в процессе проведения методической и консультативной работы;

- имеющему по всем видам работ в большинстве своем неудовлетворительные отметки.

Приложение 1

 

Примерные вопросы к анализу занятий

в специальном дошкольном учреждении

1. Группа, возраст детей, фамилия педагога.

2. Тема, длительность занятия в целом, каждого этапа в отдельности.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

- соответствие мебели возрасту и росту, требованиям организации занятия;

- охрана зрения и слуха, учет индивидуальных особенностей слуха, зрения, моторики детей;

- забота о правильной осанке.

4. Наличие трех условий успешного проведения занятия:

- хорошее знание программы педагогом;

- научно-методическая подготовка педагога, творческое владение методикой обучения, воспитания, новые виды работы, методические приемы;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

5. Этап организации детей: создание психологической готовности к занятию.

6. Условия:

- длительность организационного процесса;

- степень готовности детей и оборудования к работе;

- требовательность, сдержанность, собранность педагога;

- отсутствие многословия или наоборот – многословность;

7. Тип занятия: сообщение новых знаний, повторение, закрепление, самостоятельное использование полученных знаний.

8. Программное содержание занятия:

- соответствие уровню развития и подготовки детей данной группы;

- соответствие конкретным дидактическим, коррекционно-воспитательным задачам;

- оптимальность объема содержания знаний;

- связь занятия с другими разделами программы;

9. Методы и приемы, используемые на занятии:

- какие использовались;

- их направленность на активизацию познавательной, речевой деятельности дошкольников;

- эмоциональный фон занятия;

- особенности речи педагога: доступность, немногословность, образность, ясность, логическая последовательность, общая культура речи, выразительность, научность;

- сочетание фронтальной и индивидуальной работы с детьми на занятии;

- приемы организации самостоятельной работы детей;

- создание нестандартных ситуаций при использовании, закреплении знаний;

- фиксирование внимания детей на практической значимости изучаемого материала и той деятельности, которой заняты дети;

- приемы актуализации чувственного опыта и опорных знаний детей;

- эффективность использования наглядности, степень реализации полисенсорного подхода к организации познавательной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, соблюдение правил реализации дидактических принципов;

- коррекционная значимость используемых методов, приемов, форм.

10. Виды и приемы анализа результатов занятия:

- анализ проводит сам педагог;

- к оценке результатов привлекались дети;

- на что обращено внимание при оценке работы детей, продуктов их деятельности (точность следования указаниям воспитателя; качество выполнения работы; эстетическая сторона работы; отношение детей к деятельности на занятии, к своей работе);

- сформированность приемов учебной деятельности.

11. Поведение детей во время занятий:

- внимательное отношение к указаниям педагога;

- берутся за работу самостоятельно или смотрят, что делают товарищи, спрашивают их, требуют дополнительных разъяснений у педагога;

- руководствуются указаниями педагога или не слушают их; сосредоточены или отвлекаются; проявляют ли активность; тщательно выполняют работу или небрежно; как обращаются с материалами и пособиями;

- умеют ли слушать друг друга, говорить по очереди, высказываться;

- как участвуют в обсуждении результатов работы на занятии; как оценивают работу товарищей, свою собственную, отмечают ли преимущественно недостатки или положительные качества;

12. Реализация сочетания воспитывающей, коррекционной и образовательной направленности занятия.


Схема дневника студента-практиканта

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

Кафедра олигофренопедагогики

 

ДНЕВНИК

педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

дошкольного учреждения

 

 

ФИО студента-практиканта

факультета специального образования

___курса ___ группы

заочной формы образования,

специальность

 

Практика проводится в ______________________________________________

(название учреждения)

с __________по __________г.

 

Руководитель практики

от кафедры олигофренопедагогики ______________________________

ФИО

Непосредственный руководитель

от учреждения образования ______________________________

ФИО

Руководитель

учреждения образования ______________________________

ФИО

 

Адрес учреждения _________________________

Телефон__________________________________

(Печать учреждения образования)

 

 

20_____ г.
Содержание дневника включает:

1. Место прохождения практики (подробный адрес учреждения образования, телефон, сроки практики).

2. Фамилии, имена и отчества руководителя учреждения образования, непосредственного руководителя от учреждения образования.

3. Список воспитанников группы, краткая характеристика её состава (диагноз, динамика развития, характеристика индивидуальных особенностей).

 

№   ФИО ребенка Год рождения   Диагноз   Примечания
         

4. Режим работы группы.

5. Расписание занятий.

6. Фрагменты календарно-тематического планирования по всем проводимым видам занятий на период прохождения практики.

7. Индивидуальный план работы студента на весь период практики.

Оформление и примерное содержание:

Основные направления работы Содержание работы Календарные сроки проведения мероприятий Отметки о выполнении
       

Основные направления работы:

§ Изучение детей в первые дни практики: наблюдение за ними на занятиях, режимных моментах, проводимых воспитателем, учителем-дефектологом и студентом и т.д.

§ Планирование работы: изучение планов работы учителя-дефектолога, планирование своей коррекционно-развивающей работы.

§ Посещение и анализ занятий, самостоятельное их проведение (предмет, тема, сроки проведения).

§ Общественно-педагогическая деятельность: изучение передового педагогического опыта, самостоятельная подготовка и проведение мероприятий, изготовление наглядных пособий, работа с родителями и т. д.

9. Содержание работы студента на каждый день (дата, план, конспекты посещенных и проведенных занятий и других видов деятельности). На полях студент ведет запись анализа своего занятия и тех, которые он посетил.

Завершать записи каждого дня практики рекомендуется выводами, критическим анализом проведенной работы.

Все виды педагогической деятельности студента должны быть оценены непосредственным руководителем от учреждения образования.


Примерная схема отчета студента о педагогической практике

ОТЧЁТ

о выполнении педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

дошкольного учреждения

в период с _______ г. по ________ г.

в _____________________________________________

(ДДУ, населенный пункт)

студента_____ группы

факультета специального образования заочной формы получения обучения

 

(Ф.И.О. студента)

1. Выполнение программы педагогической практики (краткая характеристика основных этапов). Какие имелись отклонения от плана, почему? Что выполнено сверх плана? Особенности учебно-воспитательной практики в учреждении образования. Подготовленность (достаточность теоретических знаний) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Количество проведенных занятий. Какие занятия проходили наиболее удачно? Какие вызвали затруднения, почему? Основные трудности при разработке конспектов занятий. Овладение анализом уроков. Как учитывался и использовался передовой педагогический опыт? Приведите конкретные примеры. Предметы, позволяющие наиболее полно реализовать принцип коррекционно-развивающего характера обучения. Какие основные воспитательные задачи решались на занятиях? Получили ли вы удовлетворение от работы? Как реализовывался на уроках принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам?

3. Объем и содержание общественно-педагогической деятельности.

4. Выполнение программы УИР и НИР. Экспериментальная работа, ее результаты. Степень овладения методами научного исследования.

5. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие задачи стоят перед вами в будущем?

6. Общие выводы о практике ее значение в вашем становлении как учителя-дефектолога; ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики (выбор мест для практики, методическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин, содержание практики, работа кафедры, непосредственных руководителей от кафедры и учреждения образования, администрации школ, учителей).

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи студента

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

руководителя учреждения образования

Печать учреждения образования


Примерная схема отзыва непосредственного руководителя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...