Международное сотрудничество в области окружающей природной среды
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные мировым сообществом принципы и нормы. Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны: – международные организации по охране природы; – международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции; – государственные инициативы по международному сотрудничеству. В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организации, занимающихся вопросами экологии. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединенных Наций (ООН). Одно из важнейших направлений ее деятельности – сотрудничество в области охраны природы. ООН рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции и декларации, проводит международные совещания и конференции. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). 1. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) – ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действии мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.
Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). 2. Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации. 3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в. Впервые главы государств и правительств разных стран договорились о путях решения важнейших глобальных экологических проблем, включая кардинальные изменения в экономике и социальной сфере. Впервые был общепризнан приоритет экологических интересов человечества над экономическими. На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня – XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается одновременное решение проблем экономики и экологии. Цель стратегии – не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры. На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы. Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на проблемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель развития должна создать больше экономических и экологических интересов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от потребительского отношения к природе. Оно должно реализовывать политику ресурсосбережения, а не бездарное ресурсопотребление ради охраны своего жизненного пространства – природы Земли. Наступило время, когда необходимо соизмерять свои потребности с ограниченными масштабами планеты и возможностями природы. Или мы сами ограничим себя в своих потребностях, или за нас найдет решение природа. 4. Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10» (Йоханнесбург (ЮАР), 2002 г.). На саммите были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития. По словам генерального секретаря ООН Кофи Аннана многие решения по охране окружающей среды, принятые в Бразилии, оказались не выполненными, глобализация не принесла пользы большей части человечества, несмотря на общий экономический подъем, помощь развивающимся странам сократилась. Одним из принятых на саммите итоговых документов стал «План борьбы с бедностью и сохранения окружающей среды».
Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), специальный орган Организации Объединенных Наций (ООН) в рамках «Программы ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды – глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды – земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, ею одобрены программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха.
Всемирная организация продовольствия (ФАО) занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира. Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в десяти томах). Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. В соответствии со ст. 81 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р, предполагает, что основной задачей в области международного сотрудничества является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества. Для этого необходимы: – участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране; – содействие экологизации положений действующих и планируемых международных договоров; – активное участие в международных экологических организациях, в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций; – обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы и экологического контроля всех международных программ и проектов, реализуемых на территории России; – упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде. Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие:
1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др. Важными направлениями сотрудничества с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) являются экологическая оценка состояния окружающей среды и воздействия на нее, экологическое образование, информирование населения. Продолжается реализация совместных с ЮНЕП проектов, в том числе проектов: «Комплексное управление окружающей средой Волго-Каспийского региона», «Модельный национальный план реагирования в чрезвычайных ситуациях», «Поддержка деятельности по борьбе с опустыниванием в странах СНГ», «Укрепление национальных органов управления в области контроля химических веществ в странах СНГ», «Гармонизация природоохранного законодательства», «Устойчивое развитие городов». СССР вступил в МСОП на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В 2000 г. в Аммане (Иордания) состоялся Всемирный конгресс охраны природы, в котором приняла участие делегация Министерства природных ресурсов России. Для России особенно важно, что на Конгрессе получили одобрение такие направления работ МСОП, как сотрудничество в Арктике и продолжение лесной программы. Одним из основных направлений взаимодействия с Арктическим Советом по Программе сохранения арктической флоры и фауны (КАФФ) является участие в программе мониторинга охраняемых территорий, названной Сетью циркумполярных охраняемых территорий, а также в работе по мониторингу биоразнообразия Арктики. Особенно важным для России является инициатива КАФФ, поддержанная арктическими странами, о подготовке международного проекта «Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению нарушений биотопов в Российской Арктике». Проект сконцентрирует усилия стран – участниц на улучшении управления экосистемами в районах Арктики, имеющих важное экологическое и культурное Сотрудничество с Арктическим Советом под эгидой Программы по арктическому мониторингу и оценке (АМАП) направлено на осуществление проекта по выведению из сферы использования полихлорированных бифенилов (ПХБ) и управлению ПХБ-содержащими отходами в Российской Федерации. В сотрудничестве с Рабочей группой по защите морской среды (ПАМЕ) проводится работа по совершенствованию правил охраны морской среды при освоении морских нефтегазовых месторождений арктического шельфа. Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды. Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами. К ним относятся постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1577 г. «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений»; постановление Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. №1668 г. «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии, Правительством Республики Молдова и Правительством Украины о сотрудничестве в области транспортирования ядерных материалов между Российской Федерацией и Республикой Болгарией через территорию Украины и территорию Республики Молдова»; постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. №968 г. «О мерах по выполнению рекомендаций 10-й Конференции государств, подписавших Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб», постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. №304 г. «Об утверждении Правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.» и др. Нашей страной выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, 1987 г.), по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, 1988 г.), по координации усилий в области зоологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1988 г.) Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии. В настоящее время проводится реализация ряда проектов, связанных с сохранением биоразнообразия, в частности, следующих проектов: «Комплексное сохранение биологического разнообразия полуострова Камчатка», «Сохранение и управление популяцией лососевых рыб на полуострове Камчатка», «Демонстрационный проект по устойчивому сохранению биоразнообразия на четырех охраняемых территориях Камчатской области», «Сохранение и управление запасами рыбы в нейтральных водах северной части Тихого океана», «Лесная радиационная сертификация и реабилитация загрязненных лесов», «Создание комплекса экологически безопасных лесохозяйственных технологий для зон радиоактивного загрязнения». Начат новый проект – «Сохранение глобально значимого биоразнообразия Таймыра и популяции дикого северного оленя как его главного компонента». Договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества в настоящее время составляют 57 соглашений различного уровня и типа (на уровне Правительства России и на ведомственной основе) с 31 государством. Наиболее динамично развивались природоохранные связи с северными странами Европы, Германией, Нидерландами, США.
Библиографический список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ. 2. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» от 5 ноября 1997 года №138-ФЗ. 3. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 1998 г. №1123 г. «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды». 4. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 1998 г. №1122 г. «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды». 5. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. №571 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды». 6. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225‑р «Экологическая доктрина Российской Федерации». 7. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. – М.: МГФ «Знание», 1999. 8. Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. – В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. Бекяшева К.А. – М.: Проспект, 1999. 9. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) – М.: Экон, 2000. 10. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|