Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о программах управления знаниями

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

 

Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие управленческие задачи, как получение, усвоение и передача знаний. Функция управления знаниями охватывает эти задачи и решает их поэтапно, руководствуясь базовыми принципами.

Выделяют следующие этапы решения задачи управления знаниями: определить, собрать, выбрать, хранить, распределить, применить, создать, продать.

На этапе «Определить» устанавливаются основные знания, имеющие решающее значение для успеха, то есть специализированные предметные области знаний, в которых признанные специалисты могут продемонстрировать наилучшие результаты.

Этап «Собрать» подразумевает приобретение существующих знаний для создания доменов выбранных базовых знаний.

На этапе «Выбрать» рассматриваются собранные упорядоченные знания и оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо добавить в память организации.

Этап «Хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память: в человеческую память, на бумагу и в электронную форму. Для того чтобы хранить знания, они должны быть четкими и упорядоченными.

На этапе «Распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования.

В пределах этапа «Применить» находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и при обучении.

На этапе «Создать» выявляются новые знания с помощью многих средств, таких как наблюдение за клиентами, обратная связь с потребителем и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование и др. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей.

Последний этап – это этап «Продать». В его рамках на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия.

 

Главным мерилом объема знаний и степени овладения ими является уровень компетенции. Компетенция – это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы.

На это направлена многообразная деятельность, связанная с выполнением функции управления знаниями на каждом из этапов.

 

Осуществление функции управления знаниями базируется на ряде принципов. Ими являются следующие три принципа управления знаниями: интегрирующий подход, структурная гибкость и простота, а также центр внимания.

Интегрирующий подход. Усилия по работе со знаниями одновременно относятся к человеку, процессам и технологиям. Они рассматриваются как единая система.

Структурная гибкость и простота. Крупные фирмы, пытающиеся создать и распространить знания, должны позаботиться о его структуре. Эти структуры в то же время должны быть достаточно гибкими, чтобы приспосабливаться к индивидуальным особенностям людей.

Центр внимания. Задачей управления знаниями, в конечном счёте, является создание материальных и нематериальных благ. Знание не является ценным, пока не используется. Важно использовать управление знаниями в тех процессах бизнеса, которые принесут существенную отдачу от инвестиций благодаря введенным усовершенствованиям.

 

Способы получения новых знаний

1. Покупка знаний. Существуют различные методы покупки знаний и опыта, включая наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом, образование партнерства с другой организацией, переход какой-либо функции из другой организации для постоянного функционирования в данной структуре. При этом прием на работу особенно привлекателен, так как появляется возможность получить знания немедленно.

2. Аренда знаний. Среди способов аренды знаний и мастерства можно назвать такие, как наем на работу консультантов, получение помощи от клиентов, поставщиков, со стороны научных учреждений и профессиональных ассоциаций, привлечение других организаций на субконтрактной основе.

3. Развитие знаний. Можно указать на такие способы развития знаний и мастерства, как направление работников на учебу на стороне; разработка и предоставление обучающих программ внутри организации; приглашение инструкторов со стороны для обучения внутри организации; распространение имеющихся знаний внутри организации.

 

Понятие о программах управления знаниями

В последние годы в ряде индустриально развитых стран осуществлялись программы управления знаниями в компаниях разного масштаба и разных отраслей экономики. Цель осуществления этих программ – реализация функции управления знаниями. Программы открывают новые возможности для повышения эффективности деятельности организации и удовлетворения динамично меняющегося потребительского спроса. Программы овладения знаниями и их использования на практике проходят через определенные этапы, каждый из которых соотносится с одной из трех стратегических задач: построение базы данных, занятие стратегического положения, инвестирование в бизнес.

Построение базы данных. Сюда входит научный поиск по всем аспектам отрасли. Индивидуальные проекты обычно некрупные и часто предусматривают взаимодействие с университетами и другими внешними источниками новых знаний.

Занятие стратегического положения. Чтобы обеспечить эффективность любой новой технической области, выявленной путем научного поиска, часто бывает необходимо направить в эту область значительные ресурсы. Цель – занять стратегическое положение и подобрать необходимый коллектив технических специалистов, а также ознакомиться с данной областью, чтобы разумно использовать потенциальные коммерческие возможности.

Инвестирование в бизнес. Данный этап является четко обозначенной задачей большей части проектной и технологически-производственной деятельности в крупных компаниях. Их программы обычно ориентированы на технические разработки и реконструкцию.

Оптимальным вариантом организации деятельности по программам использования внутрикорпоративных знаний является их стыковка с программами научных исследований и технических разработок, осуществляемыми как в корпорациях, так и за их пределами (в научно-исследовательских учреждениях, университетах, на межлабораторной основе).

Подобные программы часто создают дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, что выражается в:

· сокращении или минимизации затрат на производство продукции;

· сокращении разрыва между собственным внедрением и внедрением конкурентами новых продуктов и процессов;

· приведении конструкций и процессов в соответствие с изменениями в предложении товаров и стоимостью исходных затрат.

Для усиления конкурентоспособности организации создают программы научно-исследовательских работ (НИР). Формируя программы НИР, руководство должно рационально распределить ресурсы между целым набором проектов, осуществляемых на основе использования новых знаний.

Центральная задача функции управления знаниями при осуществлении программ состоит в том, чтобы выявлять и использовать ресурсы, имеющиеся в организации, распространять передовой опыт. Организации обычно используют такие виды знаний, как профессиональные знания и практический опыт работников, творческие решения и др. Чтобы стать компанией, основанной на знаниях, организация должна создать «спираль знаний», где неявные знания должны быть выявлены и распространены, чтобы стать частью индивидуализированной базы знаний каждого работника. Спираль возобновляется всякий раз для подъема на новый уровень, расширяя базу знаний, применимых к разным областям организации. Важную роль в этом играют современные информационные технологии. Отметим, что в отличие от информационного управления управление знаниями направлено на придание дополнительной ценности информации с помощью ее фильтрации, синтеза, обобщения и представления в необходимом виде. Этому должны содействовать открытость управления и доверие.

Руководящий принцип развития технологий управления знаниями должен состоять не в том, чтобы менять образ действия людей, а в том, чтобы понять их типичное поведение и использовать его во благо организации. Не человек должен искать информацию, а информация – своевременно находить его, так как оперативное представление данных влечет за собой оперативное решение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...