Задачи и виды учреждений и органов, исполняющих наказания
Введение
Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов деятельности, обуславливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная деятельность каждого из указанных государственных органов - необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы. Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образует уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения мер исправительного воздействия. В учебнике А.А. Игнатьева утверждается, что учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, составляет единую уголовно-исполнительную систему. [1] Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью, исполнение уголовных наказаний признается исключительно функцией государства, для осуществления которой нередко создаются специализированные государственные учреждения и органы. Так, исполнение лишения свободы согласно ст.16 УИК РФ возлагается на исправительные учреждения, объединенные в соответствии с Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему России. Исполнение наказания в виде направления военнослужащего в дисциплинарный батальон возлагается на дисциплинарные части МО РФ, особые органы создаются для исполнения наказания в виде исправительных работ при городских (районных) ОВД. На них возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственных органов не создается. Функция исполнения наказания для них - дополнительная. Так, исполнение наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия, в виде штрафа, увольнения с должности, конфискации имущества, лишение воинского или специального звания возлагается на суды РФ, а именно судебных исполнителей. В положении о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия на осужденных, на судебных исполнителей возложено исполнение наказания в виде штрафа (ст.31), конфискации имущества (ст.64). Применительно к иным наказаниям, не связанным с мерами исправительного воздействия, подобный орган не определен. Однако на судебных исполнителей возложен контроль за исполнением указанных наказаний. В качестве субъектов, обязанных выполнять требования приговора суда, указаны применительно к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, увольнению с должности, администрация предприятий, учреждений и организаций (ст.ст.16, 33, 34), применительно к возложению обязанности загладить причиненный вред, применительно к лишению воинского или специального звания - орган, присвоивший это звание (ст.61). Уголовные наказания, применяемые в РФ разноплановы. Одни из них связаны с мерами исправительного воздействия, другие - нет. Часть наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы осужденного, большинство же не имеют такого сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний можно выделить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.
В УК РФ в качестве целей наказания определяется исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. Выделяют четыре задачи, выполняемые учреждениями и органами, исполняющими наказания: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений. Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы (исправительные учреждения), образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется ИК, Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и другими нормативными актами. В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания. Данные цели наказания реализуются с помощью основных средств исправления осужденных, указанных в УПК РФ. Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними, поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения. Задачи и виды учреждений и органов, исполняющих наказания
Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.
На исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства. Задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст.18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч.2 ст.107 УИК).
Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст.9 УИК). Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания. Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права. Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений. Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существенно дополняются Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч.2 ст.9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждении основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.
Задача организации труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных. Для решения задач получения общего образования и профессиональной подготовки в исправительных учреждениях создаются необходимые условия. Наиболее интенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в воспитательных колониях. Закон дополнил, либо изменил редакцию, но сохранил содержание ряда уголовных наказаний. К ним следует отнести: - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (в прежней редакции - лишение воинского или специального звания); - исправительные работы (было - исправительные работы без лишения свободы); - содержание в дисциплинарной воинской части (было - наказание в виде направления в дисциплинарный батальон); - и, наконец, традиционный вид наказания - лишение свободы в новой редакции приобретшее два подвида: а) лишение свободы на определенный срок и б) пожизненное лишение свободы. Вместе с тем законодатель нормативно закрепил четыре новых вида наказаний. Это: обязательные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест. Все виды наказаний последовательно выстроены от более легкого к более серьезному: от штрафа до смертной казни. Уголовно-правовая классификация видов наказания приведена в ст.45 УК РФ и сводится к определению основных и дополнительных видов наказания. Следует отметить, что в УИК РФ нашли отражение все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст.44 УК РФ. Изложение системы уголовных наказаний не самоцель. Законодатель в зависимости от видов уголовных наказаний определил также учреждения и органы, их исполняющие. Обратимся к содержанию статьи 16 УИК РФ. Часть первая определяет, что наказание в виде штрафа и конфискация имущества исполняются судом, вынесшим приговор, а также судом по месту нахождения имущества и судом по месту работы осужденного. Для этого в составе судебных органов функционирует институт судебных приставов-исполнителей. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. В настоящее время такого органа не существует. Следуя правовой логике, эти функции будут возложены на инспекции исправительных работ с последующим их переименованием. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью законодатель возложил на шесть видов различных учреждений и органов, тем самым закрепив де-юре фактически сложившуюся ситуацию. Это такие учреждения и органы, как уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного в отношении осужденных, не лишенных свободы. Согласно ч.3 ст.16 УИК РФ, исполнение этого вида уголовного наказания на ряду с уголовно-исполнительной инспекцией возложено на администрацию организации по месту работы осужденного, а также органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (например, коммерческая деятельность). Кроме того, это наказание исполняется исправительными центрами, дисциплинарными войсковыми частями и исправительными учреждениями. В свою очередь исправительные учреждения исполняют этот вид уголовного наказания как меру дополнительную к лишению свободы. Данное обстоятельство наиболее актуально для решения вопроса трудоиспользования осужденных, содержащихся в колониях-поселениях. Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. Наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы. Лишение специального, воинского или почетного звания исполняется судом, вынесшим приговор. Наказания в отношении военнослужащих исполняются: - содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого воинскими частями; арест - гарнизонными гауптвахтами; - ограничение по службе - командованием воинских частей по месту прохождения службы военнослужащими. Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. Анализ ст.16 УИК РФ свидетельствует о попытке разработчиков кодекса сформировать систему правоохранительных органов и учреждений на базе существующих учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, наделив их дополнительными функциями. Вместе с тем следует иметь в виду, что в Постановлении Государственной Думы от 24 мая 1996 года о введении в действие Уголовного кодекса РФ специально отмечено: “Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ после создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|