Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Энергетическое обследование: законодательные основы и ключевые понятия

Энергетическое обследование: законодательные основы и ключевые понятия, итоги первой «трехлетки»

 

 

Выполнил: студент гр.5ГМ31

К.О. Василовская

Проверил: к.т.н., доцент

Ю.А. Краснятов

 

 

Томск 2013


Энергетическое обследование: законодательные основы и ключевые понятия

В статье 10 Федерального закона №28-ФЗ от 03.04.1996 г. "Об энергосбережении" (далее 28-ФЗ) в качестве одного из инструментов государственного управления энергосбережением рассматривается энергетическое обследование, которое должно проводиться для оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение. Закон 28-ФЗ не дал определения этому виду обследования. На практике комплексное энергетическое обследование получило название энергетический аудит (энергоаудит).

Федеральный закон №261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее 261-ФЗ), пришедший на смену 28-ФЗ, в статье 2 определил основные понятия, используемые в законе, и в том числе - " энергетическое обследование ".

Энергетическая эффективность является целью, энергосбережение - средством её достижения, а энергетическое обследование позволяет установить соответствие между первым и вторым. Место в системе мер энергосбережения, занимаемое комплексным энергетическим обследованием, чрезвычайно важно. Энергетическая эффективность (система показателей) зависит от энергосбережения (системы мер), но найти соответствие между комплексом показателей и комплексом мер и оптимизировать его (разработать программу) - суть отдельная и нужная задача. Поэтому считается, что с энергетического обследования начинается реальное энергосбережение.

На практике появление разрыва между просчитанной возможностью энергосбережения и действительностью может подорвать доверие к энергоаудиту, а энергоаудитор в этом случае рискует быть, по меньшей мере, обвинённым в недостаточном уровне компетенции. В этом контексте уместно заметить, что энергетическая эффективность зависит не только от технического аспекта энергосбережения. Неравномерность загрузки оборудования, недовыпуск и брак продукции, непредоставление (отсутствие реализации) услуг, колебания цен на энергоресурсы и материалы (например, покупка по ценам оптового или розничных рынков электроэнергии) - всё это влияет на энергетическую эффективность услуг, продукции и предприятия в целом.

В главе 4 261-ФЗ рассматриваются объекты, цели, виды энергетического обследования. Большое внимание уделяется лицам, которые вправе проводить энергетическое обследование, а также результатам энергетического обследования. Подробно рассматриваются и требования к саморегулируемым организациям (СРО), которые будут их проводить.

Однако существует ряд вопросов, на которые нельзя получить ответы непосредственно из текста Закона.

Сравним характерные признаки энергетического обследования по 28-ФЗ с учётом сложившейся практики и по 261-ФЗ (таблица). Периодичность обследования сохраняется: один раз в пять лет. Проанализируем содержание таблицы построчно, выделив то, что нельзя усмотреть непосредственно.

Цели (задачи) энергоаудита. Если в энергоаудите по 28-ФЗ решались задачи по схеме "П-П-П" (потребление-потенциал-программа), то теперь, согласно 261-ФЗ, схема изменилась. На начальных этапах (так же, как в 28-ФЗ) оцениваются потребление энергоресурса, показатели энергоэффективности и потенциал энергосбережения, однако на заключительном этапе программа энергосбережения не разрабатывается - разрабатываются типовые мероприятия энергосбережения и производится их стоимостная оценка. Представляется, что значимость энергоаудита в этом случае снижается. Программа, в отличие от перечня, предполагает обязательность реализации мероприятий. Перечень же может оказаться неполным, а его мероприятия могут быть не просто широко известны, но банальны.

Таблица 1. Характерные признаки энергетического обследования (энергоаудита)

Признак По 28-ФЗ и сложившейся практике По 261-ФЗ
Цели (задачи) 1.Получение сведений о потреблении энергоресурсов. 2.Выявление потенциала энергосбережения. 3. Разработка программы энергосбережения. 1. Получение объективных данных об объёме используемых энергетических ресурсов. 2. Определение показателей энергетической эффективности. 3. Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 4. Разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Объект Предприятия, процессы, объекты. Продукция, технологический процесс, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Виды обследования Обязательное, добровольное, технологическое, инвестиционное и др. (акцент - на обязательный энергоаудит). Добровольное, за исключением обязательных случаев.
Критерий для проведения обязательного обследования организации Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6000 т условного топлива (тут) или более 1000 т моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6000 тут, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов. Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством РФ. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц; 2) организации с участием государства или муниципального образования; 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; 4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год; 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Периодичность

1 раз в 5 лет.

Лицо, проводящее обследование Представитель ФГУ "Госэнергонадзор", организация-энергоаудитор, получившая аккредитацию в региональном управлении Госэнергонадзора. Аккредитация выдавалась бесплатно первый раз на 1 год, повторно - на 3 года. Документы, направляемые в ФГУ "Госэнергонадзор", для получения аккредитации: письмо-заявка; характеристика организации-аудитора; квалификационная характеристика персонала; наличие методик обследования; наличие измерительных приборов; информация о предыдущем опыте работы. Член саморегулируемой организации (СРО). Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями 261-ФЗ и ФЗ №315 от 01.12.2007 г. "О саморегулируемых организациях".
Надзор и контроль за проведением Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством РФ. Государственный надзор и контроль поручен ФГУ "Госэнергонадзор" [1] <http://www.kudrinbi.ru/public/30131/index.htm> Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определёнными Правительством РФ.  
Результат Отчёт по энергоаудиту, энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов (по ГОСТ Р 51379-99), паспорт котельной. Энергетический паспорт, паспорт здания, строения, сооружения; по соглашению с лицом, заказавшим обследование - отчёт, содержащий перечень мероприятий, отличных от типовых.
Содержание (структура) паспорта Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов по ГОСТ Р 51379-99 содержит следующие блоки (формы): 1) сведения о потребителе; 2) основные фонды и их характеристика; 3) топливно-энергетический баланс; 4) удельные расходы; 5) мероприятия по экономии ресурсов. Паспорт должен содержать информацию: 1) об оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов; 2) об объёме используемых энергетических ресурсов и о его изменении; 3) о показателях энергетической эффективности; 4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов); 5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; 6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.
Место хранения результатов ФГУ "Госэнергонадзор", организация-энергоаудитор, предприятие-заказчик Каждая СРО в области энергетического обследования один раз в 3 месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами СРО по результатам проведённых ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Подход к определению стоимости 1. В соответствии с трудозатратами (человеко-часы). 2. В соответствии с объёмом энергопотребления (до 1-3% от стоимости потреблённых ресурсов). 3. В соответствии с выявленным потенциалом энергосбережения. Не определен

 

 

Показатели энергоэффективности привлекают внимание не только сами по себе, а ещё и потому, что только на их основании может быть рассчитан (оценён) потенциал энергосбережения как разность между фактическим и нормативным потреблением энергоресурса.

В качестве нормы принимают известные отраслевые или эталонные (наилучшие) показатели потребления. Однако найти такие нормы непросто, а найденные показатели не решают проблему, поскольку условия работы и эксплуатации оборудования на разных предприятиях существенно отличаются друг от друга: трёх- или односменная работа, Заполярье или субтропики, лето или зима, постоянно меняющиеся условия энергоснабжения и тарифы - всё это влияет на величину энергопотребления даже при производстве одного и того же продукта или предоставления одной и той же услуги. Кажется, что в некоторых случаях могут помочь территориальные строительные нормы (ТСН), однако сфера действия этих документов ограничена, поскольку они ориентированы на строительство, а не на эксплуатацию объектов. Следует вспомнить, что нормативы потерь при передаче тепловой энергии, электрической энергии, удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных (приказы Минэнергетики РФ от 30.12.2008 г. №325, от 30.12.2008 г. №326, от 30.12.2008 г. №323) рассчитываются и утверждаются Министерстве индивидуально для конкретного предприятия.

Как показывает опыт, качество и сроки проведения энергоаудита существенно зависят от методического обеспечения. Кроме общих методов и приёмов организации и проведения обследования, у энергоаудиторов должны быть методики составления балансов, методики обследования отдельных систем электроснабжения, теплоснабжения, сжатого воздуха, методики для определения потенциала энергосбережения и определения удельных расходов различных энергоресурсов и др. По ограниченному объёму исходной информации нужно определить энергоэффективность оборудования, зданий, процесса, продукции. По самым оптимистичным прогнозам таких методик должно быть более 100.

Как отмечалось выше, теперь в рамках энергоаудита не требуется разрабатывать программу энергосбережения. Федеральная служба по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 г. №67 устанавливает требования к таким программам и контролирует их выполнение организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Энергоаудит же находится в сфере влияния другого министерства - Министерства энергетики РФ. Исходя из интересов дела и удобства потребителя, все обязательные обследования и разработки удобно было бы заказывать в "одном окне".

Объект энергоаудита. Согласно 261-ФЗ, к объектам энергоаудита добавилась продукция. Подчеркнём ещё раз - без утверждённых норм и нормативов энергопотребления энергоаудит продукции невозможен.

Обязательный энергоаудит. По сути, согласно 28-ФЗ, был один количественный критерий, разделяющий энергоаудит на обязательный и добровольный - годовое потребление энергоресурсов 6000 тут, что соответствует потреблению 48780 тыс. кВтч электроэнергии. В 261-ФЗ принято несколько качественных и количественных критериев. Энергоаудит должен быть проведён для органов государственной власти и местного самоуправления с правами юридических лиц, для организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, для субъектов естественных монополий, занимающихся транспортом энергоресурсов, для организаций, занимающихся энергосбережением, для организаций, годовое потребление энергоресурсов которых превышает 10 млн. руб. (что при тарифе 2 руб./кВтч соответствует потреблению 5000 тыс. кВтч электроэнергии). При такой постановке вопроса трудно найти предприятие, которое не должно проводить обязательный энергоаудит. И хотя промышленные предприятия номинально отсутствуют в перечне 261-ФЗ, их можно найти там под именем "предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности", поскольку многие из них утверждают тариф на производство и передачу тепловой энергии и на транспорт электрической энергии. Вызывает удивление и денежный критерий обязательного энергоаудита (в рублях), поскольку при ежегодном росте тарифов планка для него будет неуклонно снижаться.

Периодичность энергоаудита. Периодичность обязательного энергоаудита одинакова по 28-ФЗ и по 261-ФЗ - 1 раз в 5 лет, однако по 261-ФЗ все энергоаудиты должны быть проведены до 31.12.2012 г. Если разработка энергопаспорта для множества предприятий - не формальное заполнение таблиц, то реален ли этот срок?

Лицо, проводящее энергоаудит. Согласно 28-ФЗ, все вопросы, связанные с аккредитацией организации-энергоаудитора и проведением энергоаудита, замыкались на территориальном органе Госэнергонадзора; согласно 261-ФЗ, энергоаудит проводит член саморегулируемой организации (СРО). В настоящее время активно идёт процесс формирования СРО.

Количественные критерии СРО подробно прописаны в 261-ФЗ. Одной из первых проблем при их организации является вопрос о членских взносах. Вот пример системы взносов для членов одного из региональных СРО, объединяющего энергоаудиторов: вступительный взнос - 100 тыс. руб. с юридического лица, 20 тыс. руб. с индивидуального предпринимателя (физического лица); ежемесячный взнос - 8 тыс. руб. и 4 тыс. руб. с юридического и физического лица соответственно; взнос в компенсационный фонд - 10 тыс. руб.

Все энергоаудиторы должны пройти обучение (переподготовку), программа обучения формируется согласно требованиям РИЭР. На курсах освещаются вопросы нормативной базы повышения энергоэффективности и энергосбережения, теории и практики энергоаудита, использования приборов, применения методик и типовые мероприятия энергосбережения; рассматриваются и другие вопросы. В настоящее время оплата за обучение энергоаудиторов на "столичных" курсах по 72-часовой программе составляет 36 тыс. руб.; 12 тыс. руб. требуется уплатить успешно прослушавшим курс обучения для получения соответствующего сертификата. В организации, претендующей на проведение энергоаудита, должно быть не менее четырёх специалистов, прошедших подобное обучение!

Кроме того, организация должна иметь соответствующий инструментарий для проведения обследований. Только три прибора "приличных" фирм из фактически обязательного перечня (анализатор количества и качества электрической энергии, расходомер, тепловизор) оцениваются в сумму не менее 1 млн. руб.

В 261-ФЗ прописаны условия приобретения некоммерческой организацией статуса СРО и условия внесения в государственный реестр СРО в области энергетического обследования. Но из Закона не следует, что этот вид деятельности должен быть единственным для организации - члена СРО. Исходя из места, которое занимает энергоаудит в системе мероприятий, связанных с повышением энергоэффективности и энергосбережения, было бы крайне полезным, чтобы СРО в области энергетического обследования принимала участие в разработке программ и разработке нормативов, а для попадания в соответствующий государственный или добровольный реестр требовалась бы символическая плата.

Надзор и контроль над проведением энергоаудита. До 2004 г. надзор и контроль над проведением энергоаудита на подконтрольной территории осуществлял Госэнергонадзор. В 261-ФЗ за все мероприятии по повышению энергетической эффективности и энергосбережения, включая энергоаудит, должен отвечать уполномоченный федеральный орган. Один? Выясняется, что далеко не один. Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 г. №67 определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: Федеральная служба по тарифам устанавливает требования к программам и осуществляет государственный контроль за принятием программ в области энергосбережения; Ростехнадзор контролирует требования по оснащённости зданий и строений приборами учёта используемых энергоресурсов; Министерство регионального развития РФ вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергоэффективности зданий и сооружений, осуществляет соответствующий мониторинг; Министерство энергетики РФ вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование по вопросам проведения энергообследований, в том числе требования к энергопаспорту; Министерство экономического развития РФ вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергоэффективности бюджетными организациями. Кроме того, Министерство энергетики РФ курирует Систему добровольной сертификации РИЭР (рационального использования энергетических ресурсов).

В интернете можно найти единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований (энергоаудита), перечень организаций-разработчиков проектов программ энергосбережения хозяйствующих субъектов, реестр экспертных центров в области энергосбережения, реестр экспертных организаций в области нормирования, реестр уполномоченных методических центров в системе РИЭР. В представленном разнообразии контролирующих организаций и реестров настораживает как раз обилие форм и отсутствие центра, координирующего синхронность действий множества уполномоченных организаций.

Результат энергоаудита. В большинстве случаев в ходе энергоаудита промышленного предприятии, согласно 28-ФЗ, разрабатывались: энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов по ГОСТ Р 51379-99, отчёт по энергоаудиту, паспорт котельной. Отчёт рассматривался как своеобразная пояснительная записка к энергопаспорту. Теперь, согласно 261-ФЗ, необходимо разработать энергетический паспорт, паспорт здания, строения, сооружения. Отчёт, содержащий перечень мероприятий, отличных от типовых, делать необязательно - он разрабатывается по соглашению с лицом, заказавшим обследование. Актуален вопрос: сколько паспортов должно иметь предприятие после проведённого обязательного энергообследования?

Поскольку нельзя провести энергоаудит промышленного предприятия без службы главного энергетика, то во всех конечных документах должны стоять фамилии и должности тех, кто оказывал консультационные услуги энергоаудиторам. Кроме торжества справедливости, эта мера будет способствовать скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, потому что консультанты сами будут принимать участие в реализации предложений энергоаудита.

Содержание (структура) энергопаспорта. Главные блоки энергетического паспорта, согласно ГОСТ Р 51379-99, состоят из таблиц с данными о топливно-энергетическом балансе, удельных расходах, мероприятиях по экономии ресурсов. Сегодня, согласно 261-ФЗ, паспорт должен содержать информацию о приборах учёта, объёме потребления, потерях энергоресурсов, о потенциале и типовых мероприятиях по энергосбережению. Но пока формы паспорта не опубликованы в печати, ГОСТ Р 51379-99 не отменён - нужно пользоваться им? Разъяснений нет.

Место хранения результатов энергоаудита. Одна из главных проблем, связанных с хранением энергетического паспорта - проблема конфиденциальности. Как правило, договор на проведение энергоаудита содержит требование о неразглашении сторонами информации об энергохозяйстве и потреблении энергоресурсов. Непонятно, как требование 261-ФЗ будет реализовано на практике - не каждое предприятие позволит передать сведения, не являющиеся общедоступными, третьей стороне без соответствующих гарантий. Таким образом, требование 261-ФЗ по сбору энергетических паспортов в одном месте и аккумулированию опыта энергоаудита противоречит законным требованиям предприятий по соблюдению конфиденциальности. Если же энергопаспорт будет представлять ряд общедоступных таблиц с выхолощенным содержанием, то он не будет иметь никакой ценности.

Подход к определению стоимости энергоаудита. Несмотря на существование определённых правил и сложившуюся практику, стоимость энергоаудита вызывает вопросы. Оплата за обследование, несмотря на требование проведения тендеров, существенно различается в зависимости от региона проведения, отрасли, к которой принадлежит предприятие, и др. Отсутствие нормативов на проведение работ не позволяет сформировать сметы на энергообследование. Различия в оценке стоимости энергоаудита объясняется различиями в понимании задач обследования, в квалификации работников, в сроках проведения и сложившихся традициях. Ясно и то, что на стоимость энергоаудита будет накладываться естественное желание членов СРО как можно скорее окупить затраты подготовительного этапа.

Здравый смысл позволяет сформулировать правило: энергоаудит должен стоить не больше, чем он сможет принести экономии. Наконец, организация-заказчик должна решить вопрос: из какой статьи затрат (из себестоимости или из прибыли) необходимо оплачивать проведённый энергоаудит? Этот вопрос не имеет ясного и чёткого ответа.

Вызывает интерес схема оплаты за выявленный и реализованный потенциал энергосбережения. Однако опыт энергосервисных договоров у нас практически неизвестен.

И ещё важные вопросы. Обязательный энергетический аудит - это новая форма отчётности? Или это способ помочь предприятию решить ряд важных вопросов, связанных с энергоэффективностью? Форм обязательной отчётности и так уже много. Может ли служба главного энергетика промышленного предприятия самостоятельно разработать энергопаспорт, состоящий из электронных таблиц, при условии, что энергоаудит на нём ранее уже проводился? Вне всякого сомнения - может. Нужно ли будет при этом оплачивать услуги экспертизы? И если да, то какова будет эта плата?

Ответы на эти и на ряд других вопросов 261-ФЗ не даёт. Имеющаяся практика энергоаудитов должна подсказать, какие дополнения и изменения нужно внести в существующие законы и регламенты.

Итак, чем тщательнее будет проанализирован опыт энергоаудитов, которые позволили упорядочить документацию энергетиков, обратить серьёзное внимание на управление в энергетике предприятий (энергоменеджмент), выявить потенциал и создать программы энергосбережения, тем выше будет эффект от нового этапа в проведении энергетических обследований.

 

Итоги первой «трехлетки»

энергетический обследование энергоаудит паспорт

В конце 2012 года были подведены итоги первой «трехлетки» 261-ФЗ «Об энергосбережении…».

Согласно статистике Минэнерго, лишь 50% предприятий успели пройти обязательное энергетическое обследование или, по крайней мере, начали работу в этом направлении в срок. Но с другой стороны, энергоаудиторы располагают иной статистикой. Так, по мнению специалистов экспертной комиссии СРО НП «Три Э» только примерно 25% из общего числа компаний и организаций провели обязательное энергетическое обследование. Следовательно, за три года обязательные обследования не провели и половина компаний и государственных организаций. А продление сроков обязательного обследования, на которое уповали многие компании, Государственная Дума отклонила в первом чтении в ноябре 2012 года. Одновременно службой Ростехнадзора согласно с п.5.3.1.19 «Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» будут осуществляться контроль и надзор за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок. Проведение плановых проверок соблюдения требований проведения энергетического обследования, в установленные законом сроки организаций определенных в п. 1 ст. 16 261 - ФЗ должны начаться с 01.01.2013. И те компании, которые не успели провести энергоаудит к Новому Году, могут ждать инспектора Ростехнадзора с проверками. А за проверками незамедлительно последуют штраф: 15 тыс. рублей с руководителя и 250 тыс. рублей с компании (ст. 9. 16 КоАП). Но отделаться только штрафами организациям не удастся, помимо штрафа будет выдано предписание на устранение несоответствия действующему законодательству, что означает обязательность проведения энергообследования и разработку энергетического паспорта в 2013 году.

Но, несмотря на жесткие требования действующего законодательства наблюдаются проявления «политики пряника». Государство оказывает финансовую поддержку в виде субсидий организациям, которые в срок успели провести энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. В рамках текущей программы максимальный объем субсидии одному субъекту малого или среднего предпринимательства составляет не более 50 процентов документально подтвержденных затрат связанных с закупками энергоэффективного оборудования, но не более 1 млн. руб. для субъектов малого предпринимательства и не более 3 млн. руб. для субъектов среднего предпринимательства. Также на конец 2012 года стали предоставляться субсидии по возмещению затрат, связанных с проведением энергетического обследования. По данным специалистов экспертной комиссии СРО НП «Три Э», многие энергоаудиторские компании помогли воспользоваться этой программой своим заказчикам, которые соответствовали ее требованиям. В будущем программы КЭРППиТа планируют выделять субсидии не только субъектам малого и среднего предпринимательства, но и большому бизнесу, реализующему политику энергосбережения.

Что касается энергосервисной деятельности, то к большому сожалению за эти три года она так и не получила должного развития. Хотя с точки зрения реализации Федеральной программы энергосбережения Российской Федерации, энергосервисная деятельность является одним из источников привлечения внебюджетного финансирования, на долю которого приходится более 92% общих средств.

В существующих реалиях Энергосервисный контракт достаточно сложная «конструкция». Это частично и договор подряда, и договор оказания услуг. Само понятие «энергосервисный контракт» в нашей стране было закреплено на законодательном уровне еще в 2009 году. Законодательство позволяет заключать энергосервисные контракты любым организациям, независимо от формы собственности. Теоретически подобный контракт при желании может заключить даже частное лицо. На момент формирования рынка энергосервис, как и любое новое дело в стадии зарождения имеет как плюсы, так и явные минусы.

Но сегодня нормативная база недостаточно проработана, особенно в части выявления и оплаты полученной экономии со стороны бюджетных потребителей. В августе 2010 года вышло постановление Правительства РФ №636 о содержании энергосервисных контрактов. Пока мы находимся в самом начале пути. В России существует огромный потенциал энергосбережения, а значит, при правильном государственном подходе по формированию рынка энергосервисных услуг, энергосервисные компании будут востребованы, и количество контрактов будет расти.

Немаловажную роль в реализации политики энергосбережения играют и СРО в области энергетических обследований. Помимо основной деятельности СРО - регистрации энергопаспортов, представления интересов членов в Минэнерго, оказания юридической и методологической поддержки, постоянного повышения квалификации и компетенции Членов, а так же информационной поддержки - современная высококвалифицированная СРО должна обладать необходимыми компетенциями, а следовательно, специалистами по всем вопросам энергоэффективности и энергосбережения. Обладая этим набором качеств, СРО должны выступать коммуникатором и надежным партнером не только для своих энергоаудиторов, но и для всех участников этого рынка в целом. В частности, СРО может выступить консультантом и помощником в поиске энергоаудитора, проведении результативного энергетического обследования, тем самым снизить вероятность наложения штрафа на организацию, оказать помощь в подготовке и сборе документов, необходимых для получения субсидий за внедрение энергосберегающих мероприятий для возмещения затрат на проведение энергетических обследований. Также СРО должны стать ключевым центром в реализации энергосервисной деятельности - центром компетенции, концентрации и тиражирования положительного опыта. Но по оценке Министерства энергетики, многие СРО на данный момент до сих пор ведут лишь формальную деятельность по пересылке энергопаспортов, зачастую даже не проводя экспертизы на должном уровне. А что же может ожидать нас в будущем? Об этом можно поразмыслить, изучив проект Федерального закона №104515-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования в области проведения энергетических обследований.

Планируется, что Министерство энергетики утвердит минимальные требования к порядку проведения ЭО, к программе энергосбережения, разрабатываемой по результатам энергетического обследования, к отчету о проведении энергетического обследования, к порядку проверки качества проведения энергетического обследования саморегулируемой организацией в области энергетического обследования.

Будет введено требование обязательного составления отчета о проведении ЭО (требования утверждаются Министерством энергетики). На основании отчета будет составляться энергопаспорт. Будет установлена обязательность проверки в СРО энергопаспорта на основании данных отчета и его соответствие федеральным требованиям. Также планируется установить обязательность энергетических обследований для организаций, ответственных за содержание многоквартирных домов, по проведению экспресс-обследования многоквартирных домов.

Энергетические паспорта на основании проектной документации будут составляться в соответствии с градостроительным законодательством лицами, имеющими право на выполнение работ по подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям. Планируется также облегчить жизнь лицам, которые не имеют на балансе зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы. Такие лица вправе будут вместо проведения обязательного энергетического обследования заполнить и направить декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов.

Изменения коснутся и деятельности саморегулируемых организаций. Размер компенсационного фонда планируется повысить до минимальной отметки в 2 млн. руб. (на данный момент в рамках 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» минимальный размер компенсационного фонда составляет 75 тыс. руб. (25*3 тыс. руб.)). Физ. лица без статуса ИП не смогут быть членами СРО (на данный момент 261-ФЗ позволяет получить статус СРО при условии объединения в составе 25 юридических лиц или ИП, либо 40 физических лиц).

Планируется ввести конкретные требования к энергоаудиторам. Энергоаудитор - физическое лицо, сведения о котором внесены в государственный реестр энергоаудиторов (который будет вести Министерство Энергетики РФ), получившее квалификационный аттестат энергоаудитора (квалификационные категории будут утверждаться Министерством Энергетики РФ). Аттестат планируют выдавать по результатам сдачи квалификационного экзамена. Для допуска к экзамену необходимы: высшее профильное образование, опыт работы по специальности не менее трех лет, дополнительное образование в сфере ЭО.

На данный момент по-прежнему существует много спорных нерешенных вопросов в области регулирования и реализации политики энергосбережения, но процесс не стоит на месте. И хочется верить, что в ближайшем будущем рынок энергосбережения сформируется в надежный, стабильный и эффективный сегмент современной экономики.

 


Использованные источники

 

1. http://sro-enef.ru/attachments/article/198/3E.pdf

. http://gisee.ru/articles/stat_audit/19818/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...