Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Мышление, речь, воображение»

Понятие языка и речи.

Следует различать такие сходные понятия как речь и язык.

Язык – система средств общения. Правил передачи мысли, система словесных знаков, средство существования и передачи общественно-исторического опыта.

Речь – это язык в действии, процесс общения с помощью языка. Речь свойственна только человеку. Речь – применение языка в процессе общения для передачи мысли и чувства. Речь – это только вербальная коммуникация.

Речь выполняет несколько взаимосвязанных между собой функций.

Функции речи:

1. Обозначающая функция речи (сигнификативная, семантическая). Слово обозначает предмет, действие, состояние и т.п. слово также обобщает существенные признаки целой группы сходных явлений. Значение слова формируется в процессе осознания употребления предмета, его реальных функций. Семантическая функция речи формируется в совместной общественной деятельности людей.

В данной функции речь предстает как средство мышления (общения человека с самим собой), как форма существования мысли.

Семантическая функция речи присуща только человеку, у животных отсутствует: их звуки выражают лишь испытываемые ими эмоциональные состояния (гнева, голода, довольства). Животные с помощью издаваемых звуков не могут сообщать о своих состояниях, а могут лишь заражать ими других животных. Речью звук становится лишь тогда, когда он перестает сопровождать соответствующее эмоциональное состояние, а начинает его обозначать.

2. Коммуникативная функция речи. Речь выступает как средство передачи знаний, мыслей (информационная сторона речи).

Речь выступает как средство выражения, передает чувства и отношения (выразительная сторона речи). Т.е. речь выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит и к тем, к кому он обращается. Это генетически первичная функция речи. Речь выражает больше, чем обозначает благодаря выразительным средствам – интонации, модуляциям голоса, ритму, паузам, жестам, мимике и т.п.

Речь выступает также как средство воздействия на других людей, на их поведение, мысли и чувства (побудительная сторона речи). Это также одна из первичных функций речи. Животные также с помощью звуков могут воздействовать на поведение других животных. Но делают они это неосознанно, нецеленаправленно (крик вырывается). Воздействие происходит в силу условнорефлекторной связи сигнала (крика) с определенной ситуацией (опасности) и способа реагирования (бегства). Человек же воздействует на другого человека осознанно, через значения слов.

Виды речи.

 
 


Все виды речи тесно связаны между собой. Общее для всех – использование слов.

Внутренняя речь – речь беззвучная. Это речь про себя и для себя. Это речь сокращенная (со значительными пропусками). Это речь предикативная – проговаривается то, что утверждается, и опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь. Внутренняя речь, например, типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя речь – форма существования мысли. Внутренняя речь происходит от речи внешней в процессе интериоризации.

Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Буквы письменной речи обозначают звуки устной речи (при альфабетическом письме). Письменная речь чаще используется как речь деловая, научная, предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника (а для отсутствующего или безличного). Направлена преимущественно на передачу отвлеченного содержания. Требует развернутого построения мысли, логически связного, систематического изложения.

В письменной речи ограничено использование выразительных средств, присущих устной речи (интонации, жесты, мимика). Отсутствует непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника. Пишущий должен самостоятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация. Типичные для нее синтаксические конструкции и стили. Письменная речь – речь контекстная.

Устная речь функционирует как разговорная речь в ситуации беседы. Устная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. В устной речи понимание возможно с полуслова в силу общности ситуации общения. Поэтому в устной речи многое не договаривается. Устная речь – речь ситуативная. Устная речь богата выразительными средствами. Для устной речи не обязательно планирование – слушатель сам помогает регулировать речь. Если говорящий обнаруживает непонимание слушателя, он тут же перестраивает свою речь – поясняет одно, подробнее останавливается на другом.

Устная речь может быть диалогической или монологической.

Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников (разговорная). Развернута не полностью. Такая речь будет малопонятной внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Многое в такой речи не проговаривается, подразумевается, т.к. заранее известно говорящим.

Монологическая речь - достаточно длительная речь. Не перебивается репликами слушателей, требует предварительного планирования. Подготовки. Обычно это лекция, доклад, выступление. Монологическая речь близка письменной по своей композиционной сложности, завершенности мыслей, логике и последовательности. Но при этом монологическая речь располагает всеми выразительными средствами устной речи.

Развитие письменной и монологической речи требует специального обучения (в школе).

Мышление.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в существенных связях и отношениях. Мышление раскрывает связь единичного и общего. Мышление раскрывает законы действительности в отличие от восприятия, не раскрывающего общие закономерности, а отражающего единичные объекты. Восприятие приобретает св-во обобщенности благодаря включению в него мыслительной д-ти. В отличие от восприятия, мышление выполняет ф-ию планирования, поскольку позволяет предвосхитить решение задачи, которая появится только в будущем.

Следует отличать уровень понятийного мышления от уровня домыслительного познания (допонятийного).

1) На допонятийном ур-не ср-вом формирования мысли явл-ся практическое действие. При этом практическое действие не программируется мыслью, регулирование носит образный характер. Сведения о св-вах ситуации добываются методом проб и ошибок, случайного поиска. Регуляция носит первосигнальный, сенсорно-перцептивный характер.

2) На уровне мыслительного познания регуляция носит речевой хар-р. понятийное мышление возникает как рез-т совместного труда и включенного в него общения на начальных этапах первобытного об-ва.

Специфическое содержание мышления составляют понятия, суждения и умозаключения. Главным признаком понятийного мышления является родо-видовая структура, в которой расчленены и соотнесены более частные и более общие компоненты.

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Понятие обязательно имеет родо-видовую организацию.

Понятие следует отличать от представления. Представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Понятие не наглядно, оно преодолевает ограниченность явления, выражает общее, раскрывая существенные стороны и их взаимосвязи. Представление – это образ, возникший в индивидуальном сознании, понятие – образование, опосредованное словом, продукт исторического развития.

В дошкольном возрасте еще нет понятийных обобщений (родо-видовая стр-ра), элементами суждения являются представления (“Лошадь – это живот, спина, хвост, четыре ноги”, “Вилка – это палочка и зубчики на ней”). Первоначальные понятийные обобщения появляются на границе школьного возраста (“Вилка – это посуда”, “Лошадь – это животное”).

В реальном же пр-се мышления понятия и представления даны в единстве. Понятие и представление выражают разные, но взаимосвязанные стороны действительности. Нельзя утверждать, что в понятийном мышлении отсутствуют образы. Взаимосвязь понятий и представлений явственно выступает в моменты затруднений, когда ч-к обращается к представлениям, чтобы на них непосредственно проследить мысль.

Умение словесно определять понятие не свидетельствует о его усвоении и возможности оперировать им. С др. стороны, можно относительно хорошо владеть понятием, но затрудняться его словесно определить.

Суждение – рез-т мыслительного пр-са, устанавливающий отношение субъекта к предмету его мысли. Суждение истинно или не истинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект. Суждение правдиво, если субъект убежден в истинности выдвигаемого положения, и ложно, если субъект убежден в его неистинности.

Ни одно суждение не является безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в рассуждении – работе мысли над суждением, направленной на проверку его истинности. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, когда, исходя из посылок, оно раскрывает суждение, которое из них следует.

Генетически первичной формой мышления является суждение, элементами которого является представления, а вторичной – понятие. Аналогично этому у ребенка первоначально возникают фразы, а затем отдельные слова.

Если структурной единицей суждения является образ, то структурная единица мысли носит трехчленный характер: отображение соотносимых объектов (два компонента) и отображение отношения между ними (третий компонент). Речевой эквивалент мысли аналогично состоит из трех компонентов – двух предметных эквивалентов (подлежащее и сказуемое) и эквивалента их связывания или соотнесения (связка, которая может присутствовать также в скрытой форме). Т.о. мысль отражает не изолированные объекты, а отношения предметов.

Содержание представления м.б. выражено одним словом, а содержание понятия раскрывается лишь в суждении (“окружность есть геометрическое место точек, равноудаленных от центра”).

Образ также как и мысль обладает обобщенностью, но это разные обобщения. В образе отражаемое отношение между предметами неотделимо от ситуации в целом. Обобщенность же мысли заключается в том, что мысль отражает отношение между объектами независимо от того, видоизменяются ли сами объекты; существующее между ними отношение сохр-ся как неизменное.

Умозаключение – новое знание, добытое опосредованно из знаний, содержащихся в посылках, без обращения к непосредственному опыту. Из исходного положения выводится новое положение, которое не дано в первом.

Специфическая хар-ка мышления – понимание (понятность мысли).Заключается в возможности выражения одной и той же мысли разными способами (логическими и грамматическими ср-ми). Субъект и предикат суждения могут меняться местами, но смысл (отношение между ними) сохр-ся – Солнце освещает Землю, Земля освещается Солнцем, Землю освещает Солнце. Чем больше понимания данного отношения, тем большим числом сп-бов оно м.б. выражено.

Мышление и речь.

Мышление всегда связано с речью и мышления без речи быть не может. Доказательством являются эксперименты Соколова, в которых у всех испытуемых отмечалась речедвигательная импульсация не только в пр-се вербально-понятийного мышления, но и наглядного. У глухонемых, владеющих жестовой и дактильной речью, мышление также осущ-ся в связи с языком. На мускулы их пальцев были помещены электроды, чтобы измерить их движения, когда эти люди думают. Задачи на абстрактное мышление вызывали такие движения в руке у 84% испытуемых (у слышащих – 31%).

Но отождествлять мышление с речью нельзя, т.к. мышление содержит помимо речевой, также неречевую фазу действия (взаимодействие первой и второй сигнальных систем, накопление сенсорной информации). Опыты Соколова с речевыми помехами, когда испытуемые должны были принудительно осуществлять проговаривание постороннего материала при одновременном выполнении мыслительных заданий. У испытуемых возникали мыслительные затруднения – они воспринимали лишь отдельные слова, но не понимали смысл фразы. Следовательно, мыслительный пр-с включает в себя как речевые, так и предметные компоненты. При затруднениях в понимнии смысла фразы нарушалось запоминание не только словесного, но и образного материала.

Основные фазы мышления.

1. Начальный момент мыслительного пр-са – осознание проблемной ситуации. Проблемная ситуация отр-ся в виде вопроса. Проблемная ситуация – отражение дефицита информации, необходимой для реализации к.-л. действия. Мыслить ч-к начинает, когда у него появляется потр-ть что-то понять. Мышление начинается с недоумения, удивления, противоречия. Эмоциональное состояние ч-ка в начале мыслительного пр-а явл-ся напряженным, а в конце – удовлетворенным. Сама постановка проблемы и умение сформулировать вопрос требуют сложной мыслительной работы. Возникновение вопросов – первый признак начинающегося понимания. Чем больше ч-к знает, тем лучше он знает, чего он не знает.

2. Разрешение задачи. Если задача носит наглядно-действенный хар-р, то для все данные для ее решения заключены в наглядном содержании самой задачи. Для решения такой задачи достаточно по-новому соотнести наглядные данные. По мнению Веккера, это не мыслительный ур-нь познания, а перцептивный (задача решается с опорой на восприятие, манипулирование предметами, например, обход препятствий; отр-ие межпредметных отношений осуществляется поср-вом действий с этими предметами). Манипулирование образами также не является мышлением (Веккер).

Если же содержание задачи выходит за пределы наглядной ситуации, для ее решения требуется привлечь теоретические знания. Специфика мыслительного разрешения задачи – постановка вопроса. Проблемный хар-р вопроса состоит не просто в нераскрытости отношений между объектами, но в их непонятности.

Первый шаг мысли заключается в отнесении возникшей проблемы к некоторой области знания. Происходит привлечение уже имеющихся знаний в качестве методов или средств разрешения проблемы.

Эти знания могут выступать в виде правил, и тогда решение задачи совершается путем применения правил. Использование правила для решения задачи включает две мыслительные операции: а) определить, какое правило д.б. привлечено для решения данной задачи; б) применение этого правила к частным условиям конкретной задачи.

Решение сложных задач происходит на основе гипотез – предполагаемых решений проблемы. Гипотеза нуждается в проверке (оценке вероятности каждого из возможных вариантов).. Проверка гипотез свидетельствует о критичности мышления. Некритичный ум первое подвернувшееся решение принимает за окончательное.

3. Вынесение окончательного суждения по данной проблеме (достигнутого решения). Это ответ на поставленный вопрос. Характеризуется феноменом понимания. Принятое решение испытывается на практике и в случае необходимости уточняется, исправляется или изменяется.

Мыслительные операции составляют взаимосвязанные и взаимопереходящие стороны мыслительного пр-са. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – это сопоставление предметов, явлений, их св-в и обнаружение сходства и различия между ними. Сравнение является первичной формой познания. На основе выявления тождества и различия становится возможной операция классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления и выявление составляющих его элементов. Анализ вычленяет познаваемые явления из тех случайных несущественных связей, в которых они даны нам в восприятии.

Синтез - мысленное воссоединение элементов в целостную стр-ру. Восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения его элементов. Анализ и синтез непрерывавно переходят др. в др. анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез невозможен без анализа, т.к отсутствуют части из которых необходимо восстановить целое.

Абстракция – это выделение и вычленение какой-нибудь одной стороны или св-ва предмета и явления (существенной) и отвлечение от остальных. Примитивная чувственная абстракция существует уже в пр-се восприятия (выделить форму, отвлекшись от цвета, выделить цвет, отвлекшись от формы). Это отвлечение одних чувственных сторон действительности от других. Абстракция, характеризующая мышление, означает отвлечение от чувственных св-в предмета и выделение его нечувственных объективных св-в, выраженных в отвлеченных понятиях. Это освобождение от единичных, случайных и поверхностных наслоений.

Обобщение (генерализация) – объединение предметов и явлений в единое целое на основе их общих существенных связей и закономерностей. Обобщение осуществляется в понятиях, в значениях слов. Обобщения могут носить простейший хар-р, когда объекты группируются на основе отдельного, случайного признака (синкретические обобщения). В случае комплексного обобщения, группировка объектов происходит по разным основаниям. Наиболее сложными являются понятийные обобщения, в которых дифференцируются родовые и видовые признаки объектов.

Конкретизация – операция, обратная абстракции и обобщению. Это возврат к индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Мыслительные операции обладают св-вом обратимости возможность возврата мысли к исходному пункту). Каждая операция обратна парной: анализ синтезу, абстрагирование и обобщение – конкретизации.

Виды мышления.

Различают разные виды мысли в зависимости от уровня обобщения: наглядное и отвлеченное (теоретическое). Теоретическое (словесно-логическое, абстрактное) мышление раскрывает закономерности познаваемого предмета. Это высший ур-нь мышления (в онтогенезе и истории). Это мышление оперирует абстрактными понятиями, логическими конструкциями.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования св-в объектов. Непосредственно связано с действием. У ребенка образует первую ступень развития мышления. Наглядно-образное мышление связано с представлением явлений и изменений в них. Когда наглядно-образное мышление устанавливает непривычные, невероятные связи между предметами, оно совпадает по своему содержанию с воображением.

Наглядные формы мышления и понятийное мышление не противопоставляются др. др. Во всякое мышление вкл-ся наглядные чувственные образы; с др. стороны ч-к не м. мыслить лишь образами, без понятий.

С развитием теоретического мышления генетически более ранние формы (наглядные) не вытесняются, а поднимаются на более высокую ступень развития. Наглядные формы мышления современного взрослого ч-ка опосредованы и регулируются понятиями.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление выделяют по времени возникновения в онтогенезе.

Генетически исходной формой мышления является мышление синкретическое (первобытное), в котором разнородные представления связаны между собой в нерасчлененное целое. Свойственно детям (дошкольникам) и “примитивным” народам. Например, синкретизм выражается в суждении ребенка о том, что “Солнце не падает, потому что жарко”. По мнению Пиаже, причиной синкретизма является нерасчлененность различных типов связей – причинно-следственных, части и целого, атрибутивных (приписываемых).

Первобытное мышление функционирует внутри восприятия и оперирует нерасчлененными данными наглядной ситуации. Это мышление сковано непосредственно данным содержанием. Такое мышление не выделяет опосредованных существенных связей.

Логическое (аналитическое) мышление сравнивают с мышлением интуитивным. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего ч-ка.

Различают мышление конвергентное (сфокусировано на решении определенной проблемы) и дивергентное (одновременный поиск решений во многих направлениях, разнонаправленность мысли).

Различают творческое и критическое мышление. Творческое мышление приводит к принципиально новым решениям проблем и задач. Связано с дивергентным мышлением. Порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление опирается на постоянный контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы. Требует критического отбора и оценки идей, не допускает их завышенной оценки.

Воображение.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе преобразования образов прошлого опыта. Это психическое отражение окружающей действительности в ее еще не существующих или фантастических аспектах.

Воображение выражается в:

1) построении образа предметной д-ти субъекта до ее начала, ее ср-в и конечного рез-та;

2) создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации;

3) создании образов, заменяющих д-ть (грезы);

4) создании образов, соответствующих описанию объектов.

Следует отличать функции образной памяти и воображения, похожих на первый взгляд тем, что оба процесса оперируют образами. Но если память воспроизводит прошлый опыт и призвана сохранить его в максимально возможной неприкосновенности, то функция воображения – преобразовать рез-ты прошлого опыта и создать что-то новое.

Воображение сходно с мышлением тем, что оба возникают в проблемной ситуации, и их результатом яваляются новые решения. Но в отличие от мышления, оперирующего понятиями, воображение оперирует образами. проблемная ситуация в случае воображения имеет более неопределенные исходные данные, чем в случае мышления.

Виды воображения.

Различают непроизвольное и произвольное воображение. Непроизвольное (пассивное) воображение означает, что трансформация образов происходит независимо от сознательного вмешательства субъекта. Целенаправленного оперирования образами здесь нет, они появляются сами собой. Движущими силами таких образов являются аффективные стороны неосознаваемых потребностей, влечений. Такая форма воображения встречается на низших уровнях сознания – в дремотных состояниях, в сновидениях, галлюцинациях. Образы непроизвольного воображения не направлены на воплощение их в жизнь. Такие образы выполняют аффективно-защитную функцию – ухода от реальности и трудностей, с ней связанных в мир фантазий. В выдуманном, иллюзорном мире ч-к удовлетворяет потребности, которые он не м. удовлетворить в действительности.

Произвольное (активное) воображение означает, что образы формируются и преобразуются сознательно в соответствии с целью д-ти ч-ка. Активное воображение включает в себя репродуктивное и творческое воображение.

Воспроизводящее (репродуктивное) воображение оперирует образами, пассивно воссоздающими реально существующие объекты, скрытые от прямого отображения в сенсорно-перцептивных образах. Строится по описанию. Эти объекты не могут быть восприняты, например из-за того, что относятся к прошлым историческим периодам. Репродуктивное воображение не тождественно памяти.

Творческое воображение создает образы несуществующих еще объектов или фантастические образы. Строит образы посредством умственных усилий, которые не восстанавливают, а перерабатывают сенсорно-перцептивный опыт. Ценность творческого воображения зависит от того, насколько его образы являются: а) объективно значимыми и осмысленными, б) оригинальными, отличными от непосредственно данного.

Приемы воображения.

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых, необычных ситуациях. Комбинирование – это не случайный набор, а подбор определенных черт. Комбинирование художник осуществляет сознательно, руководствуясь идеей, замыслом. Частный случай комбинирования – агглютинация (склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых частей – русалка, кентавр, танк – амфибия).

Акцентуирование – подчеркивание некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует его общий облик. Примером является карикатура, которая утрирует черты оригинала. Чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное, общезначимое. Акцентуирование может проявлять себя в гиперболизации – в уменьшении и увеличении размеров. К гиперболизации относится также изменение количества частей предмета или их смещение – дракон с семью головами, многорукая богиня. Акцентуирование может проявлять себя также в типизации – специфическом обобщении (одни черты выпадают, другие упрощаются, освобождаются от частностей, деталей).

Результатом деятельности воображения могут быть стигмы, изменения в протекании физиологических процессов, ятрогении и дидактогении, а также идеомоторные акты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...