Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный строй русских княжеств периода феодальной раздробленности




После распада Древнерусского государства на территории Вос­точной Европы появилось множество феодальных государств — кня­жеств. Крупнейшими из них были: Киевское, Черниговское, Пере­яславское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Турово-Пинское, Галицко-Волынское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское.

Эти государства при значительной пестроте экономических усло­вий по политическому устройству можно разделить на два основных вида: феодальные монархии с сильной властью князя[21] и феодальные республики.

[24]

 

Политический строй феодальной республики сложился в Новго­роде и Пскове, чему способствовали рост ремесленного производства и оживленная посредническая торговля Новгорода и Пскова между Западной Европой и Востоком.

Кроме территории самого Новгорода, разделенной на пять «кон­цов», Новгородская земля включала другие города — «пригороды» (из них крупнейшим был Псков) и пятины в бассейне озер Ильмень, Ла­дожского и Онежского. Обширные земли Северо-Восточной Европы составляли «колонии» Новгорода.

С образованием Древнерусского государства Новгородская земля вошла в его состав, но Новгород ранее других княжеств стал прово­дить независимую от Киева политику. В 1015 г. новгородский князь Ярослав Владимирович отказался платить дань киевским князьям. Однако зависимость Новгорода от Киева сохранялась еще более 100 лет. Из Киева Новгород получал князя и посадника. Только в 1126 г. новгородцы выбрали на вече посадника из новгородских бояр. Воспользовавшись народным восстанием 1136 г., направленным про­тив непопулярного удельного князя Всеволода Мстиславича, новго­родские бояре окончательно установили политический строй боярской республики, в которой вече выбирало всех высших должностных лиц: новгородского «владыку» (епископа, а с 1165 г.— архиепископа), по­садника, тысяцкого.

Вече играло большую роль в жизни Новгородской республики. Формально оно являлось носителем верховной власти: разрешало во­просы войны и мира, заключало договоры с князьями, выбирало должностных лиц, осуществляло многие вопросы внутренней поли­тики: выдавало жалованные и иммунитетные грамоты, утверждало уставы и законы (в том числе новгородскую судную грамоту 1385 г.). Вече было и верховным судом республики (смертные приговоры веча приводились в исполнение немедленно — преступника сбрасывали в Волхов).

Вече собиралось на Торговой площади под звон вечевого коло­кола. С высокого помоста («степени») должностные лица республи­ки, и прежде всего посадник, оглашали повестку вечевого собрания, руководили прениями. Большинство решений принималось криком. Организаторам веча редко удавалось добиться единогласия. Иногда страсти разгорались и дело доходило до потасовки. Неудовлетворен­ные собирали свое вече на Софийской стороне. Противники сходи­лись к мосту через Волхов, на нем нередко споры сопровождались «большим гублением людям». Перепуганная феодальная верхушка в таком случае высылала владыку и все духовенство с иконами и хо­ругвями мирить противников.

Решения веча оформлялись в особой канцелярии — «вечевой избе», возглавляемой вечевым дьяком. Здесь же находилась и печать «великого Новгорода».

Буржуазная и дворянская историография идеализировала госу­дарственный строй Новгородской республики, считая его «народо-

[25]

 

правством». В действительности новгородская республика была фео­дальной, власть в ней принадлежала боярской верхушке. Всемогу­щим органом новгородского боярства был феодальный совет «господ», а председателем его был архиепископ — крупнейший феодал Нов­городской республики, хранитель государственной казны. Совет «господ» заседал в его покоях на Софийской стороне. Это был весьма многолюдный орган (число членов совета достигало 300 человек). В состав совета входили князь, степенные (т. е. находящиеся в дан­ное время в должности и выступающие на вече с помоста — «степе­ни») и старые (бывшие ранее в этой должности) посадские и тысяц­кие и наиболее знатные бояре; иногда приглашались низшие должностные лица (кончанские старосты). Совет «господ» подготавливал повестку вечевых заседаний, разрабатывал меры воздействия на ре­шения веча, осуществлял контроль за должностными лицами респуб­лики. Фактически совет «господ», а не вече являлся высшим государ­ственным органом республики.

Исполнительскую власть осуществляли посадник и тысяцкий. По­садник созывал вече, открывал его заседание, оглашал повестку, ис­полнял решения веча. Кроме того, посадник руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, которого сопровождал в походе, осуществлял судебные функции.

Посадник избирался вечем на длительное время из бояр. За 1126— 1400 гг. было выбрано 275 посадников примерно из 40 наиболее мо­гущественных боярских фамилий.

Ближайшим помощником посадника был тысяцкий — предводи­тель городского ополчения, а в мирное время осуществлявший поли­цейский надзор за порядком в городе.

После изгнания последнего удельного князя в 1136 г. Новгород­ская республика сама приглашала князя. Это было закреплено фео­дальным съездом русских князей в 1196 г., признавшим право новго­родцев, «где им любо, дуже себе князя поймают». Приглашаемый вечем князь был простым военачальником, которого нанимала рес­публика; его роль в государственном управлении и суде была очень скромной. С каждым князем республика заключала договор, по кото­рому обе стороны обязывались исполнять взятые на себя обязатель­ства. Князь должен был «держать Новгород в старине, без обиды», защищать от врагов, не начинать войны без разрешения веча, судить только вместе с посадником и не заводить на территории республики земельных владений. Вече обязывалось выделить в пользу князя опре­деленные доходы. В случае нарушения князем принятых обязательств вече «указывало дорогу» князю из Новгорода, т. е. изгоняло его.

В Новгороде существовали и другие должностные лица — во главе «концов» Новгорода стояли кончанские, а улиц — уличанские ста­росты, которые выбирались на соответствующих (кончанских и уличанских) собраниях. В пригороды, пятины и «колонии» республика назначала посадников из новгородских или местных бояр. Вместе со своими агентами они «кормились» за счет населения. Города и во-

[26]

 

лости делились на сотни, потуги, погосты во главе с сотскими и ста­ростами.

Борьба московских князей за освобождение от татарского ига и их тенденция к «собиранию Руси» находила сочувствие и поддержку простых людей Новгородской республики. Воспользовавшись симпа­тиями низов и непопулярной внешнеполитической ориентацией новгородского боярства, великий князь «всея Руси» Иван III ликвидиро­вал независимость Новгородской республики в 1478 г.

Псковская республика недолго пережила Новгородскую. В 1510 г. ее территория также была присоединена к Русскому государству.

Государственное устройство феодальных монархий во многом от­личалось от устройства республик.

Земли Владимиро-Суздальского княжества находились в между­речье Оки и Волги. Именно здесь сложилось ядро будущего Русского централизованного государства. Возникновение этого княжества с центрами в Ростове и Суздале началось при сыне Владимира Моно­маха Юрии, по прозвищу Долгорукий (умер в 1157 г.), основавшем здесь ряд городов, в том числе и Москву (1147 г.).

Политическое обособление отдельных княжеств ограничило владе­ния киевского князя окрестностями Киева. Однако политическая роль Киева как центра всей Русской земли сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия. Великокняжеским столом стремились овладеть более сильные галицко-волынские и ростово-суздальские князья. Юрий Долгорукий принял участие в борьбе за великое княжение и к концу своей жизни занял Киев. Его сын Андрей Боголюбский окончательно обосновался в Ростово-Суздальском княжестве. Желая стать «самовластием в своей земле», Андрей Боголюбский перенес столицу из боярского Ростова в один из «младших» городов — Владимир. Андрей Боголюбский вел ожесточенную борьбу с боярством и погиб в резуль­тате заговора в 1174 г. После непродолжительной междоусобной борьбы великокняжеский стол занял его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212 гг.), который продолжал политику отца и брата по укреплению великокняжеской власти.

В связи с монголо-татарским завоеванием Восточной Европы по­литическое положение русских княжеств изменилось. Верховным сю­зереном русских князей и их арбитром в междоусобицах выступал татарский хан, который раздавал ярлыки (жалованные грамоты) на княжения по собственному усмотрению.

С начала XIV в. возвышается небольшое Московское княжество. Производительные силы окрестностей Москвы, расположенной на пе­рекрестке сухопутных и водных торговых путей, меньше пострадали от монголо-татарского нашествия. Пользуясь покровительством золотоордынских ханов, первые московские князья расширяли свои вла­дения за счет соседей.

В первой четверти XIV в. московские князья — внуки Александра Невского — Юрий и Иван Даниловичи ведут ожесточенную борьбу с тверскими князьями за политическую гегемонию среди русских кня-

[27]

жеств. С 1328 г. Иван Данилович (Калита) получил ярлык на вели­кое княжение с титулом великого князя «всея Руси». При нем же в Москву из Владимира переехал митрополит Феогност. Москва стала не только политическим, но и церковным центром русских княжеств.

Усиление экономических связей, рост городов и ремесел созда­вали условия для политического объединения русских княжеств в единое государство, что ускорялось борьбой за политическую незави­симость, за ликвидацию татаро-монгольского ига. В 1380 г. объеди­ненные силы русских княжеств во главе с московским князем Дмит­рием Ивановичем Донским нанесли решающий удар по татарскому игу, разгромив татарские войска на Куликовом поле. Эта победа за­крепила за Москвой политическую гегемонию среди русских кня­жеств. Москва стала центром объединения русских земель.

Великие князья (ростово-суздальские, владимиро-суздальские, мо­сковские) возглавили целую иерархию феодалов из удельных князей и бояр, взаимоотношения с которыми определялись договорными и жалованными грамотами, устанавливавшими различные степени вас­сальной зависимости.

В договорах князья признавали великого князя «братом старей­шим», обязывались действовать «заодин» против врагов (татар, нем­цев и др.) и определяли некоторые общие порядки внутри княжеств (выдачу беглых холопов, таможенную политику). Во многих грамо­тах подчеркивалась территориальная неприкосновенность каждой из договаривающихся сторон.

Жалованные грамоты выдавались великими князьями тем васса­лам, чьи земли входили в состав великого княжества (князьям, боя­рам, монастырям), и определяли феодальный иммунитет, т. е. право осуществления этими феодалами на своих землях некоторых государ­ственных функций (суда или сбора налогов, иногда и того и другого) без вмешательства великокняжеской администрации.

С усилением власти князей междуречья Оки и Волги, а также ослаблением городов после монголо-татарского нашествия вече поте­ряло какую-либо силу и исчезло во второй четверти XIII в. Большое значение при князе имел феодальный совет, состоявший из несколь­ких (10—15) наиболее знатных бояр. В первую половину XV в. из среды боярства выделялась особая категория «бояр введенных» — по­стоянных советников великого князя и исполнителей его поручений по всем вопросам государственного управления.

Большой вес в феодальном совете имели такие должностные лица, как тысяцкий, окольничий и казначей.

Должность тысяцкого в Московском княжестве превратилась в на­следственную; ее узурпировали определенные боярские фамилии (Хвостовы, Вельяминовы-Воронцовы и др.). Известная самостоятель­ность тысяцкого, который являлся начальником городского ополче­ния, ведавшим судебным и финансовым надзором, превратила его в главу боярской оппозиции возрастанию власти великого князя — пережиток феодальной раздробленности в управлении Москвой.

[28]

 

В 1373 г., когда «представился» тысяцкий Василий Протасьев, эта должность была упразднена. Оскорбленный нарушением своих на­следственных прав его сын Иван бежал в Тверь; впоследствии он был казнен Дмитрием Донским.

Должности окольничего и казначея были тесно связаны с ростом власти и единодержавия великого князя московского. Окольничий яв­лялся ближайшим советником и исполнителем поручений великого князя, особенно в области дворцового управления.

Особое место в государственном управлении Московского княже­ства стал занимать казначей — хранитель великокняжеской казны и архива (духовных, договорных грамот, ханских ярлыков и других до­кументов). Именно при казначее сложилось, по-видимому, еще до образования централизованного государства первое государственное учреждение — «казна» (впоследствии Казенный двор). Уже в 1450 г. впервые упоминается казенный дьяк, а в 1467 г. казенный подья­чий — должностные лица, ведающие несложным делопроизводством этого государственного учреждения.

Являясь главой важнейшего ведомства, сложившегося ранее дру­гих, казначей, помимо основных своих функций, выполнял и некото­рые другие общегосударственные задачи: ведал ямскими, поместны­ми, холопьими и посольскими делами; делопроизводство по этим де­лам велось также на Казенном дворе.

Феодальный совет вместе с князем осуществлял законодательные функции и верховное управление, был окончательной инстанцией суда. Личное хозяйство великого князя не входило в компетенцию феодального совета. Отдельные отрасли этого хозяйства — «пути» — поручались боярам, которые получили название «бояр путных». В ве­домстве каждого «пути» находились земли, села, деревни. Каждому «путному» боярину были подведомственны низшие должностные лица (ключники, посельские). Лицо, возглавлявшее «путь», получало право управления и суда над населением территории, подведомственной данному «пути»; кроме того, в его пользу поступала часть доходов от сборов с этого населения.

«Пути» как зачатки отдельных дворцовых ведомств в форме по­ручений — «кормлений» — появились довольно рано. Уже в договор­ной грамоте сыновей Ивана Калиты (50-е годы XIV в.) упоминались сокольничий, конюший и ловчий «пути». Впоследствии встречаются стольничий и чашничий «пути». «Путные бояре», возглавлявшие эти «пути», имели соответствующие наименования: сокольник, конюший, ловчий, стольник, чашник.

Местное управление Владимиро-Суздальского и Московского кня­жеств первоначально было несложным. В городах находились намест­ники, в сельских местностях («волостях») —волостели.

С ростом территории Московского княжества в XIV — первой по­ловине XV в. административно-территориальное деление усложнилось. Княжество подразделялось на обширные уезды. Каждый уезд пред­ставлял собой большой округ, состоявший из города и окружающих

[29]

его земель. Уезд делился на волости и станы. Иногда это были рав­нозначные территориальные единицы, иногда волости делились на станы.

Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя из бояр, а волостями — волостели из более мелких феодалов. Волостели часто выступали вполне самостоятельно, только имели меньше прав в области суда и расправы по сравнению с намест­никами.

Местное управление строилось на системе «кормлений». Назначе­ние на «кормление» было средством вознаграждения князей, бояр и более мелких феодалов за их службу великому князю.

В период образования Русского централизованного государства власть назначенных великим князем на «кормление» наместников и волостелей была более прогрессивной, чем власть удельных князей; она способствовала централизации государства.

Каждый из наместников и волостелей за управление уездом или волостью «вместо» великого князя (отсюда термин «наместник») жа­лованья не получал, а «кормился» за счет населения. Приехавшего на «кормление» наместника население встречало «выезжим кормом». Два-три раза в год, на Рождество, Пасху и Петров день[22], население обязано было поставлять наместнику основной «корм» в форме раз­личных продуктов: хлеба, мяса, фуража для лошадей и т. п. Если жи­тели забывали платить «корм», то наместник направлялся собирать «корм» сам, осуществляя его в форме своеобразного полюдья. В поль­зу наместника поступала известная часть различных пошлин с торгов и лавок (половочные, таможенные, судебные, брачные), Значительным источником доходов для наместников был суд.

Взимаемые с населения «корма» были настолько велики, что ими «кормились» не только наместник или волостель с их семьями, но и их многочисленная челядь. Административному персоналу намест­ника полагался особый «корм». Этот персонал состоял из тиунов, су­дей, доводчиков (лиц, осуществлявших вызов в суд) и праветчиков (судебных исполнителей). Все эти должностные лица были чаще всего дворовыми людьми наместника или волостеля.

Наместники и волостели имели очень широкие полномочия по управлению населением «судом и расправой», т. е. имели админи­стративно-полицейские, судебные и прочие функции, кроме тех слу­чаев, когда отдельные лица имели особую грамоту, освобождавшую их от наместничьего суда.

Наместники ведали служилыми людьми в городах, имели нередко военные функции.

Система «кормлений» первоначально ничем не ограничивалась. Кормленная грамота, выдаваемая наместнику, была довольно лако­ничной и содержала стереотипную фразу — призыв к населению: «И вы, все люди тое волости, чтите его (т. е. наместника или воло-

[30]

 

стеля.— Н. Е.) и слушайте, а он вас ведает и судит и ходит у вас по всем по тому, как было преж сего»[23].

Феодальный иммунитет, система «кормлений» и «путей» были ха­рактерны для государственного строя всех русских княжеств периода феодальной раздробленности.

С середины XV в. начался процесс постепенного изживания осо­бенностей государственного строя периода феодальной раздроблен­ности: иммунитетные права феодальных владетелей стеснялись, функ­ции наместников ограничивались, а их права и доходы регламенти­ровались. При казначее складывается государственное учреждение (казна, казенный двор с прежними общегосударственными функция­ми — зародыш ряда будущих приказов). Формирование системы го­сударственных учреждений — государственного аппарата — относит­ся к периоду Русского централизованного государства.

[31]

 

ГЛАВА II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...