Содержание операций, технологические требования и нормы
6.1.
Общие требования
6.1.1. Проведение обхода с осмотром является основой технического обслуживания. Осмотры производятся тщательно с оценкой состояния каждого элемента выявляются их повреждения и неисправности, определяются виды и объемы работ по текущему и капитальному ремонтам.
6.1.2. При обходах пользоваться разработанными маршрутами, соблюдая порядок следования по путям в соответствии с Инструкцией по технике безопасности для электромонтеров контактной сети (ЦЭ-4816).
6.1.3. Осмотр вести по каждой трассе ВЛ последовательно из удобных и безопасных мест, откуда видны все узлы и элементы устройств, сосредоточив внимание на главных из них.
6.1.4. Все выявленные отклонения от технических норм фиксировать в блокноте с указанием их места нахождения (наименование ВЛ, перегона или станции, номер пути, опоры, пролета и т.п.).
6.1.5. При выявлении отклонений, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или в электроснабжении, через энергодиспетчера принять меры по их немедленному устранению.
6.2
Осмотр состояния трассы
6.2.1. Проверить состояние трассы ВЛ. В охранной зоне не должно быть посторонних предметов (стогов сена, штабелей леса, сложенных в кучи ветвей деревьев или других горючих материалов), деревьев, угрожающих падением на линию или с опасным приближением ветвей к проводам. Наименьшее расстояние до кроны деревьев должно быть для низковольтных проводов не менее 1 м, для ВЛ 6(10) кВ — не менее 2 м и ДПР 27,5 кВ — не менее Зм.
Ширина просек для одноцепной линии в естественных лесных массивах и зеленых насаждениях должна соответствовать проектной, просеки должны быть очищены от кустарников. Особое внимание следует обращать на отдельные деревья, растущие на краю просеки. Деревья, превышающие высоту основного массива, ослабленные в росте, а также пораженные болезнями (суховершинные, с дуплами, сердцевинной гнилью и т.д.) подлежат вырубке.
6.2.2. Оценить, по внешнему виду, переходы ВЛ через дороги и другие устройства и сооружения, определить Необходимость внеочередного осмотра с инструментальной проверкой.
6.3.
Осмотр проводов ВЛ
6.3.1. Оценить, визуально, положение проводов и выявить места с отклонением габарита подвески от установленных норм, где нужно провести инструментальную проверку. Расстояние от нижней точки подвеса проводов при наибольшей стреле провеса до поверхности земли и сооружений, а также расстояние между проводами линий при их взаимном пересечении и сближении должно быть не менее значений, приведенных в табл.2 ПУТЭКС. На мостах с ездой понизу провода должны располагаться на расстоянии в точке подвеса на кронштейне не менее 1,5 м от элементов главных ферм и не должны приближаться в середине пролета к >ним на расстояние менее 0,5 м при максимальном ветре. С обеих сторон моста проверить положение секционирующих разъединителей и наличие замков на их ручных приводах.
6.3.2. Проверить правильность выполнения транспозиций проводов и мест пересечения с естественными препятствиями. В пролетах пересечений не допускается соединение (стыковка) проводов. В населенной местности провода высоковольтных линий должны иметь двойное крепление, а в местах, где наблюдается автоколебания ("пляска") проводов — рессорное крепление.
6.3.3. Проверить состояние проводов: места стыковки, пайки, концевых заделок и ответвлений от проводов, подключений оборудования, креплений проводов на изоляторах. Не допускается применение не-
типовых узлов и зажимов, обрывы жил или наличие цветов побежалости на зажимах и проводах, что является свидетельством дефектности контактных соединений. Не допускается коррозия или подгары (оплавления) проводов, вызывающие снижение полного сечения более 15 %.
6.4.
Осмотр волноводных линий
6.4.1. Проверить состояние волноводного провода, проводов высокочастотных обходов тяговых подстанций и разъединителей, возбуждающих проводов, а также состояние элементов армировки их на опорах, включая изоляторы. При осмотре обратить внимание на: стрелы провеса проводов; отсутствие обрывов, срывов изоляторов со штыря или срывов проводов с изоляторов; наличие загрязнений изоляторов; ослабление крепления элементов армировки. Осмотр устройств высокочастотных обходов тяговых подстанций и разъединителей и схем сопряжения волноводных проводов с проводами линий продольного энергоснабжения, а также линейных устройств (запирающих контуров и высокочастотных заградительных дросселей), включаемых в отпаи к трансформаторам и во вводы на тяговых подстанциях, выполняется совместно с представителем дистанции сигнализации и связи.
6.5.
Осмотр кабельных вставок (линий)
6.5.1. Проверить внешним осмотром состояние трассы. При прокладке высоковольтных кабелей в земле ширина охранной зоны должна быть не менее 2 м. В этой зоне не допускаются просадки или размывы грунта, а также выполнение земляных работ, возведение каких либо сооружений или складирование материалов, конструкций и т.п. По пахотным землям, занятым посевами, кабель прокладывается без охранной зоны на глубине не менее 1 м. 6.5.2. Проверить внешним осмотром состояние кабельных линий при открытой прокладке (на стальных тросах, в тоннелях и в прочих доступных для осмотра местах). Обратить внимание на отсутствие деформаций оболочки в местах жесткого крепления (в конечных точках, непосредственно у концевых заделок, с обеих сторон изгибов у соединительных муфт), а при
горизонтальной прокладке в местах соприкосновения с опорными конструкциями (клипами, кронштейнами и т.п.). В местах жесткого крепления небронированных кабелей оболочка должна быть защищена от повреждений при помощи эластичных прокладок (листовая резина, поливинилхлорид и т.п.). В тоннелях кабели должны быть уложены на специальных конструкциях, закрепленных на стенках тоннеля, и на всем протяжении не иметь джутового покрытия; на участках переменного тока должны иметь заземление в начале и конце тоннеля. Не допускается разрушение внешней оболочки кабеля (разрывы, расслоения, сквозные раковины, трещины и т.п.).
6.5.2. Проверить, при прокладке кабеля в земле, состояние концевых муфт (целостность изоляторов, отсутствие подтеков кабельной массы, отсутствие сближения жил кабеля, выведенных из муфты); исправность заземления корпуса муфты, свинцовой оболочки и брони высоковольтных кабелей. На выходах из земли кабели должны быть защищены от механических повреждений.
6.5.3. Проверить при прокладке кабелей на каменных, железобетонных и металлических мостах наличие и состояние крышек кабельных каналов или защитных асбоцементных труб.
6.5.4. Проверить наличие в начале и конце кабельных линий бирок с указанием марки, сечения и напряжения кабеля, а так же номера или диспетчерского наименования линии. Обозначения на бирках должны быть хорошо видимыми (читаемыми).
Осмотр опор
6.6.1. Проверить состояние и положение отдельно стоящих опор. На опорах не должно быть птичьих гнезд и других посторонних предметов. Прогиб опор не допускается. Отклонение вершин опор от вертикальной оси не должны превышать для: - концевых и угловых опор — 1/120Н - прямых опор анкерного типа — 1/100Н - переходных опор всех типов — 1/140Н, где Н — высота опоры от земли (фундамента). Не допускается вспучивание, оседание или смещение фунта вблизи стоек опоры; повреждения фундаментной части стоек или приставок.
6.6.2. Проверить у металлических опор состояние сварных соединений и уголков (деформация не допускается)» оценить качество защитного покрытия и определить необходимость его возобновления. Особое внимание обратить на основание опоры в местах погрузки и выгрузки химических удобрений и других агрессивных по отношению к металлу грузов. Места разъема опор на фундаменте не должны быть засыпаны фунтом, щебнем или завалены другими материалами и конструкциями. Проверить состояние анкерных болтов. Проверить состояние надземной части фундамента. Не допускаются на поверхности продольные и поперечные трещины, нарушение гидроизоляционного покрытия. Проверить прочность бетона простукиванием молотком. Определить необходимость дополнительной оценки состояния или диагностирования.
6.6.3. Проверить у железобетонных опор и приставок состояние поверхности, в том числе состояние ранее отремонтированных мест: поверхность бетона должна быть гладкой, сколы, подтеки ржавчины, поперечные и продольные трещины, а также неровности и выбоины глубиной более 3 мм не допустимы. Проверить в нижней части опоры прочность бетона постукивая поверхность бетона молотком. Определить необходимость ремонта или дополнительного обследования с оценкой технического состояния или диагностирования.
6.6.4. Проверить у деревянных опор состояние древесины, приставок и бандажей их крепления. Выявить наличие местного или кругового поверхностного загнивания опоры, проверить путем простукивания молотком, загнивание сердцевины особенно на выходе из земли и в местах установки бандажей к приставкам. Не допускается наличие обгорания и расщепления, нарушения целостности или Ослабление крепления бандажей. Проверить в местах, где возможны низовые пожары, наличие защитных мероприятий от огня. Вокруг каждой стойки опоры должны быть на расстоянии 2-х м канавки глубиной 0,4 м и шириной 0,6 м, или стойки должны устанавливаться в фунте на железобетонных приставках (при этом расстояние от земли до нижнего торца стойки должно быть не менее 1 м).
6.6.5. Проверить наличие и состояние нумерации опор и знаков высокого напряжения, определить необходимость их возобновления. Все опоры должны соответствовать утвержденным МПС чертежам с обозначением порядкового номера и года установки и иметь на высоте 2,5-3 м от уровня земли предупредительные плакаты. На деревянных опорах кроме того должна быть нанесена дата проверки на загнивание.
6.6.6. У опор, подлежащих заземлению, проверить состояние заземляющих проводников и их соединений, а также состояние их антикоррозионного покрытия.
6.7.
Осмотр кронштейнов и траверс
6.7.1. Осмотреть в бинокль места крепления на опорах кронштейнов и траверс, оценить их состояние и положение (по отношению к оси проводов они должны располагаться перпендикулярно).
6.7.2. Проверить надежность крепления и состояние бруса деревянных кронштейнов, особенно в местах соединений. Кронштейны не должны иметь видимых следов гниения, а металлические детали — защищены от влияния атмосферы (окрашены). На кронштейнах ВЛ 0,4, 6 и 10 кВ, установленных на металлических и железобетонных опорах, заземленных на тяговый рельс, должны быть ограничительные штыри высотой 200 мм (со стороны опоры).
6.7.3. Проверить у металлических кронштейнов и траверс состояние их элементов, места креплений и сварных соединений, определить необходимость во-зобновления окраски. Не допускаются прогибы и трещины, сползание кронштейна по опоре. У кронштейнов ДПР в ветровых районах должны быть предусмотрены ограничительные накладки или установлены зажимы по обе стороны от седла (для предупреждения разворота кронштейна).
6.7.4. Проверить на железобетонных опорах наличие соединения закладных деталей и хомутов ВЛ к заземляющему спуску.
6.8.
Осмотр изоляторов
6.8.1. Проверить соответствие типа изолятора проекту или нормативам. Для подвески волновода и ВЛ-0,4 кВ должны применяться изоляторы типа ТФ, устанавливаемые на деревянных кронштейнах. Провода ВЛ 6-10 кВ на металлических кронштейнах крепятся на
опорных изоляторах на напряжение 20 кВ (ШД-20, ШФ-20, ШЖБ-20 и др.), а на деревянных кронштейнах — на изоляторах опорного типа на напряжение 10 кВ (ШС-10, ШФ-10 и др.). На металлических кронштейнах или консолях допускается подвеска проводов на двух подвесных изоляторах тарельчатого типа. Провода ВЛ 27,5-35 кВ подвешиваются к металлическим кронштейнам (консолям) на подвесных изоляторах тарельчатого типа, количество которых должно соответствовать табл. 14 ПУТЭКС (в зависимости от степени загрязненности атмосферы)
6.8.2. Убедиться в отсутствии перекрытий и коро-нирования изоляторов по звуку (потрескивание) или по видимому свечению, разряду на поверхности (в сумрачную погоду).
6.8.3. Осмотреть в бинокль изоляторы, оценить надежность крепления, наличие на них механических повреждений (трещин, сколов), степень загрязнения и необходимость очистки. Изоляторы имеющие видимые трещины, сколы ребер более 3 см2, несоосность со штырем или смешение на нем — подлежат замене, а имеющие загрязнение, коронирование или следы перекрытия — подлежат очистке.
6.8.4. Убедиться в отсутствии изгиба соединительной арматуры изоляторов. Обратить внимание на возможность поджатия подвесных изоляторов (гирлянд) к заземленным конструкциям под воздействием низких температур воздуха или порывов ветра.
6.9
Осмотр ос-ветительных устройств
6.9.1. Проверить состояние прожекторных мачт, в т.ч. исправность лестницы для подъема и ограждения площадки с прожекторами, руководствуясь указания-ми п.6.2. настоящей Технологической карты. При использовании в качестве опоры железобетонные стойки контактной сети убедиться в отсутствии повреждений опоры и стаканного фундамента (коррозионных повреждений арматуры по выступающим пятнам ржавчины, продольных и поперечных трещин, раковин сколов и т.п. на поверхности бетона). Проверить состояние прожекторов (не допускаются отклонения (разворот) от проектного положения, повреждения защитного стекла или лампы).
6.9.2. Проверить состояние жестких поперечин с прожекторами (светильниками) наружного освещения
. Тщательно осмотреть в бинокль все элементы конструкции, ограждения и лестницы для подъема. Оценить качество защитного покрытия (окраски) и определить необходимость его возобновления. Убедиться в надежности крепления ригеля на стойках поперечины. Проверить состояние прожекторов (светильников), не допускается их повреждение или смещение (разворот) от проектного положения. Убедиться в отсутствии соприкосновения питающих кабелей с металлическими элементами ригеля (кабели должны укладываться на деревянных клицах).
6.9.3. Проверить состояние светильников и их крепление на отдельно стоящих опорах и продольных тросах гирляндного освещения. Не допускаются механические повреждения ламп» отражателей, плафонов, ослабленные крепления, коррозия поддерживающих и крепительных элементов.
6.10
Осмотр оборудования силовых опор КТП, ТП и пунктов обогрева стрелочных переводов
6.10.1. Проверить состояние высоковольтного оборудования (разъединителей и предохранителей или разъединителей-предохранителей типа ПКН-6(10) кВ; вентильных иди трубчатых разрядников), а также низковольтных шкафов или кабельных ящиков. Обратить внимание на их крепление на опорных конструкциях, на состояние внешней изоляции (не допускаются на изоляторах трещины, повреждения глазури, механические повреждения или сколы ребер более 3 см2, следы перекрытия, коронирование. Оценить степень загрязнения поверхности и необходимость, очистки изоляторов. У трубчатых или роговых разрядников проверить состояние рогов (подгары и оплавления недопустимы), а также оценить величину искрового промежутка. При осмотре силовых точек основного и резервного питания автоблокировки, оборудованных сигнальными лампами накаливания, выявить погасшие лампочки.
6.10.2. Проверить состояние трансформаторов, обратив внимание на: состояние кожухов и отсутствие течи в местах уплотнений; уровень масла (при наличии маслоуказателя); состояние термосифонных фильтров или влагопоглашающих патронов, целостность мембраны выхлопной трубы и маслоохлаждающего устройства (при их наличии); наличие постороннего неравномерного шума и потрескивания внутри трансформатора.
6.10.3 Проверить состояние, ошиновки оборудования, питающих шлейфов и выводов низковольтных фидеров, низковольтных шкафов иди кабельных ящиков, убедиться в отсутствии нагрева контактных соединений (разъемных и неразъемных) по изменению цвета металла.
6.10,4. Проверить расстояния от токоведущих частей оборудования и проводов (шин) до заземленных конструкций. В местах их сближения не должно быть следов перекрытия;
6. 10.5. Проверить целостность и состояние аппаратуры и напольных устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега
6.10.6. Проверить исправности фундаментов или опорных кронштейнов на опорах, состояние площадок вокруг трансформаторов, КТП, или пунктов обогрева.
6.10.7. Проверить состояние защитного покрытия оборудования шкафов и металлических конструкций, оценить необходимость ее возобновления.
6.10.8. Осмотреть цепи рабочего и защитного заземлений, убедиться в их исправности.
6.10.9. Проверить наличие замков на шкафах приводов и дверях ограждений, надписей с указанием назначения устройства и его диспетчерского наименования, а также наличие предупреждающих плакатов установленного образца., На предохранителях присоединений (или на предохранительных щитках) проверить наличие надписей, указывающих номинальные токи плавких вставок. Все надписи должны быть хорошо видимыми (читаемыми).
Окончание работ
7.1. Уведомить энергодиспетчера об окончании и результатах обхода, возвратиться на производственную базу ЭЧК.
7.2. Результаты наблюдений при обходе перенести в Журнал осмотров и неисправностей (форма ЭУ-83). Особо выделить неисправности:
- подлежащие устранению немедленно, с указанием сроков выполнения;
- подлежащие включению в план текущего ремонта очередного месяца;
- подлежащие включению в план капитального ремонта очередного года.;
Технологическая карта № 1.1.4.
ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ОБХОД С ОСМОТРОМ
ЛИНЕЙНЫХ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
НЕТЯГОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Состав исполнителей
Электромеханик или электромонтер 5 разряда..................................... 1
Условия выполнения работ
Внеочередные обходы с осмотром проводятся:
2.1. В период резкого изменения температуры (на 20 °С и более), при образовании на проводах гололеда, при "пляске" проводов, во время затопления трассы ВЛ водой, при пожарах в зоне прохода ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, после ряда коротких замыканий по невыясненным причинам, а так же в других случаях производственной необходимости. Район проведения внеочередного обхода с осмотром ограничивается зоной предполагаемых опасных изменений.
2.2. По распоряжению, с уведомлением энергодиспетчера о времени и месте обхода.