Что же является целью науки?
Что такое научное мировоззрение?
В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке. Что же является целью науки? Бертран Рассел: «Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства “за” или “против” этих законов. География и история изучают те факты, которые представляют для них интерес, но ни одна отрасль человеческого знания, по крайней мере до сих пор, не считается наукой, пока в ней не открыты какие-либо общие законы. Нужно понять, что мы могли бы жить в мире, где нет общих законов, в котором сегодня мы будем есть хлеб, а завтра — камни, в котором вода в Ниагаре иногда будет падать вверх, а не вниз, а вода в чайнике будет замерзать вместо того, чтобы закипеть. Все это будет представлять трудности, но такой мир не является логически невозможным. К счастью, наш мир иной. Постепенно пришли к точке зрения, что все природные явления управляются общими законами».
Однако не сразу открываемый общий закон становится достоянием науки и общеобязательным для всех. Открытый закон проходит проверку временем и сохраняется в науке только тогда, когда ее выдерживает. Мы говорим о строгой логике фактов, о точности и универсальности научного знания, о проверке научных гипотез и утверждений экспериментальным путем, об их измерении, определении допустимых границ использования и возможных ошибках. Научное мировоззрение является результатом именно такой работы человеческого мышления.
И, тем не менее, «никогда логический вывод из религиозных, философских или художественных созданий или их рационалистическая оценка не могут быть общеобязательны. Искусство, религия и философия в их логическом развитии никогда не могут быть сведены к единству». Обязательность вывода для всех без исключения людей, как специально подчеркивал В. И. Вернадский, мы встречаем только в некоторых частях научного мировоззрения. «Все научные положения, формально совпадающие с действительностью, являются безусловно необходимыми для всякого философского или религиозного учения, для всякого проявления человеческого сознания в тех случаях, когда оно должно считаться с ними как с реальными явлениями». Наличие пространства, времени, энергии и многое другое общеобязательно для всех людей, и в этом нет места для согласия или несогласия. Какую же часть научного мировоззрения можно считать научно истинной, не зависящей от хода времени, не зависящей от частных точек зрения? Эту крайне сложную проблему невозможно решить на основе зыбких, «размытых» понятий, не имеющих прозрачного содержания, в том числе и мер-законов, без которых в принципе не существуют знания, удовлетворяющие принципу доказательности.
Научное мировоззрение охвачено борьбой с противоположными новыми научными взглядами, среди которых находятся элементы будущих научных мировоззрений; в нем целиком отражаются интересы той человеческой среды, в которой живет научная мысль. Научное мировоззрение, как и все в жизни человеческих обществ, приспособляется к формам жизни, господствующим в данном обществе. В этом смысле научное мировоззрение не есть научно истинное представление о вселенной — его мы не имеем. Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает его истинности. Нередко видно и обратное. Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых, придерживающихся господствующих взглядов. Но для того, чтобы доказательство было понято современниками, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных обстоятельств. Мы полагаем, что такие обстоятельства складываются в нашей стране и мире в целом. Идея синтеза наук и организация научно-исследовательской работы человечества, которой всю свою жизнь посвятил В. И. Вернадский, есть та путеводная нить, которая может сохранить развитие, ускорить духовное возрождение и объединить всех мыслящих людей (рис. 3).
«Глупость и мудрость каждой эпохи одинаково ценны для науки следующих эпох». (С.Е.Лец.)
«Новое» — это «хорошо забытое старое», — такое доказанное положение науки, которое может быть известно давно, но в силу невостребованности не было включено в состав доминирующего научного мировоззрения.
Выводы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|