Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика тарифа 1891 года




История создания тарифа 1891

Протекционистский поворот в таможенной политике начался в 1877 году. С 1.01.1877 года началось взимание таможенных платежей золотом. Затем, уже в 80-е годы, усиления тарифа стали чуть ли не ежегодными: установили пошлины на суда, сельскохозяйственные машины, уголь, железо, руды, золото, серебро, повысили пошлины на цемент, шелк, полотна, пряжу, чай, вина, хмель, чугун, медь, кирпич, хлопок, вагоны. На уголь, чугун, железо, сталь, хлопок пошлины поднимали дважды, трижды. Не ограничиваясь всем этим, предпринимали и общие повышения тарифа.

Однако нарушилась цельность тарифа. К тому же изменились цены, курс, появились новые товары. Все это требовало общего пересмотра существующего тарифа, направление которого уже было очевидным: «Наиболее благоприятного результата можно достичь, когда все статьи тарифа будут отвечать духу новых тарифных изменений, которые уже оправданы действительностью»^ (Менделеев).

Пересмотр таможенного тарифа начался в 1887 году по распоряжению тогдашнего министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского. Следует отметить, что ни 1 тариф раньше не создавался с такой тщательностью!!!

Работами по созданию нового таможенного тарифа в 1887-1889 гг. занималась специальная комиссия из профессоров Технологического института, составившая 16 записок по отдельным группам товаров. К работам привлекались торгово-промышленные учреждения и научные общества, были собраны многочисленные замечания и ходатайства заинтересованных организаций и лиц, опубликованы своды данных о фабрично-заводской промышленности России, сведения о внешней торговле, обозрения тарифов за 50 лет и др. Однако эти работы носили предварительный характер, общего проекта нового тарифа, основанного на целостной концепции экономического развития страны, не существовало.

Менделеев был привлечен к разработке таможенного тарифа министром финансов И.А. Вышнеградским не позднее сентября 1889 г.

О начале своего непосредственного участия в работе по пересмотру тарифа Менделеев вспоминал так: "В сентябре 1889 г. заехал, по-товарищески, к И.А. Вышнеградскому, тогда министру финансов, чтобы поговорить по нефтяным делам, а он предложил мне заняться таможенным тарифом по химическим продуктам". Как указывал сам ученый, ему был поручен "разбор материалов, подготовленных для предстоящего пересмотра общего таможенного тарифа, с тем чтобы к январю 1890 г. представить свои соображения и заключения хотя бы по одному разряду товаров, производимых на химических заводах".

Ознакомившись с указанными материалами, Менделеев убедился, что рассмотрение тарифа какого-либо разряда привозных товаров в отдельности, без связи со всеми остальными, может не принести желаемого результата. У него возник замысел составления общего тарифа всех товаров, соответствующего состоянию и потребностям русской промышленности, что предполагало разработку принципов таможенной политики, а также системы распределения товаров, в которой выступала бы их взаимная связь. Казалось, что реализовать такой грандиозный замысел, к тому же в столь сжатые сроки, одному ученому, даже при наличии обширных знаний и необходимых материалов, - невозможно. Но Менделеев, понимая, что от предстоящего пересмотра тарифа во многом зависит промышленное будущее страны и ее экономическая независимость, "живо принялся за дело, овладел им и напечатал этот доклад к Рождеству" 1889 г.

Все они к 1890 году доставили собственные мнения по обсуждаемому вопросу. Промышленники выступили тогда далеко не как одно целое. Центр и Юг заняли охранительную позицию. (Московские фабриканты всегда охотно соглашались на обложение сырья пошлиной). Петербург и Польша выступили за более либеральную политику: географически они были близки к западным источникам сырья. В первой половине 1890 года Особое совещание из чиновников Министерства финансов и профессоров Технологического института занялось согласованием полученных мнений. Осенью проект тарифа поступил на рассмотрение специальной Тарифной комиссии.

Менделеев все это время был очень активен, доказывая необходимость высокого обложения. Но у него было много противников. Даже и заместитель Вышнеградского по министерству Тернер считал неразумным для достижения благоприятного торгового баланса «поднимать тарифы безмерно». Колоссальным считал предлагаемые тарифы еще один влиятельный чиновник -Скальковский. О Менделееве он вспоминал потом с раздражением: «Приготовление простого кирпича у него облагалось выше, чем дорогих фарфоровых ваз. Профессор исходил из того, что России надобно выучиться сначала выделывать у себя дешевые вещи». Некоторые предложения о снижении пошлин в комиссии принимались. (Разумно согласились, к примеру, снять обложение в два рубля с пуда на египетские мумии.)

В Государственном совете из-за значительности проект рассматривался по частям. По многим статьям и здесь возникали споры, но Вышнеградский соглашался только на незначительные уступки. Существенных изменений Государственный совет в проект не внес. Только не согласился с предложением Вышнеградского об изменении ставок тарифа при изменении курса рубля, высказавшись за соответствующие в этих случаях поправки отдельных статей.

В острых дискуссиях Менделееву удалось отстоять главные принципы своего проекта, они не затерялись в многочисленных замечаниях, поправках и легли в основу общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле. 27 мая общее собрание Государственного совета одобрило таможенный тариф, 11 июня 1891 г. он был высочайше утвержден и 1 июля введен в действие, став кульминационным пунктом протекционистской политики России (в 1891-1900 гг. таможенное обложение составило 33% стоимости ввозившихся в страну товаров. Современники и исследователи отечественной экономической истории не без оснований называли этот тариф "менделеевским".

Характеристика тарифа 1891 года

Тариф 1891 года носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т.е. от сырья и до изготовления готовых изделий.

Составители тарифа стремились к тому, чтобы в каждой группе товаров размеры пошлин для сырого материала, полуфабриката и готовых изделий были согласованы между собой, чтобы охранительные функции тарифа равномерно распределялись на все товары. Таким образом, были скоординированы пошлины в группе металлов: на руду, чугун, железо и на изделия из этих металлов.

Практически тариф положил начало новому подходу к таможенной политике. В нем заново была переработана редакция и номенклатура товаров. Весь тариф разделялся на 10 групп – 218 статей (в тарифе 1868 г. было 442 статьи).

По тарифу 1891 г. ставки пошлин по статьям тарифа были повышены в среднем до 25–30%. А по таким предметам, как керосин, – в 3 раза, на нефть – в 2 раза, на медь – от 6 до 8 раз, чугун – в 10 раз, железо – от 3 до 4,5 раза, паровозы – в 4 раза, рельсы – в 4 раза, хлопчатобумажные ткани – в 2 раза и т.д.

Тариф, в смысле охранительной политики, превосходил все существующие до этого в Европе запретительные пошлины.

По отношению к внутренним ценам некоторые ставки оказались действительно колоссальными: на нефть цена была 1,25-2,5 коп. за пуд, а пошлина 20 коп.; керосин 3-9 коп. - пошлина 1 руб.; железо 1,00-1,33 руб. - пошлина 50 коп. Отношение пошлин к ценности товаров превысило в тарифе 1891 года 30% (против 12,8% в 1868 г.), и казалось, что привоз в Россию товаров резко сократится, но этого не произошло. Вот его изменение по годам (в млн. руб.): 1891 - 371; 1892 - 400; 1893 - 450; 1894 - 554 и т. д. Соответственно росли и таможенные доходы: в 1888-1890 гг. их собиралось в среднем 122 млн. руб., в 1893 - 1895 гг. - 162 млн. Общее экономическое оздоровление страны привело и к увеличению доходной части бюджета с 896 млн. руб. в 1891 году до 1160 млн. в 1894 году.

Рост пошлин вызвал увеличение притока в страну иностранного капитала. Общий размер заграничных инвестиций вырос со 186 млн. руб. в 1890 году до 762 млн. в 1900 году. Вообще 90-е годы, годы действия нового тарифа, характеризуются в России мощным подъемом.

По официальным правительственным взглядам, принятие тарифа 1891 г. имело своей целью не конкуренцию на внешних рынках, где европейские страны достигали высокого уровня экономического развития, а введение защитных мер от экономической экспансии извне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...