Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие учебной деятельности школьника

Ведущей функцией школы во все времена была и остается функция образовательная. Ребенок приходит в школу, чтобы усвоить определенные знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. Однако процесс усвоения в школе отличается от любых других видов получения знаний. Ребенок может усваивать знания и в игре, и при неорганизованном взаимодействии со взрослыми и сверстниками. В этом случае усвоение-косвенный продукт какой-либо деятельности, который не лишен случайности и не может претендовать на системность. Человек живет в мире достижений науки и культуры. Все они абстрактны, теоретичны и могут быть освоены лишь в системе. Предметы науки и предметы культуры - это особые предметы, с которыми ребенку необходимо научиться действовать.

Обучение это происходит в специальном виде деятельности - учебном.

Учебная деятельность - это особый вид активности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, а также способов их приобретения. Она не дана ребенку в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, учебная деятельность еще не сформирована.

Научить детей учиться - в этом состоит основная задача образовательного учреждения. Чрезвычайно важным и общественно востребованным умением сегодня является умение учиться самому. Именно в формировании учебной деятельности заключается главная задача прежде всего начальной школы. Сегодня в начальной школе существуют альтернативные системы обучения.

Так, например, система обучения Д.В.Эльконина и В.В.Давыдова направлена в основном на формирование учебной деятельности. Ее реализация требует радикального изменения содержания и способов обучения. К этому сегодня готов далеко не каждый учитель. На наш взгляд, оптимальное формирование учебной деятельности возможно при сотрудничестве учителя и психолога.

 

Структура учебной деятельности, ее психологических и педагогических составляющие. Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Это деятельность, предметом которой является сам ученик, деятельность по самоизменению ученика. Самое главное в учебной деятельности – поворот человека на самого себя.

Оценка собственных изменений в процессе овладения знаниями – есть собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.

Первая составляющяя учебной деятельности (компонент) - мотивацию учения. По мнению Д.Б.Эльконина, это может быть только учебно познавательный мотив, направленный на овладение способами действия в сфере научных понятий. Формирование учебно-познавательных мотивов, следовательно, является первой задачей педагогов.

Вторым элементом учебной деятельности является учебная задача - то, что ученик конкретно должен усвоить. Научить детей выделять учебную задачу - второе направление деятельности педагога. Третьим компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия - это действия, которые ученик должен осуществить для усвоения учебного материала. При формировании учебных действий надо иметь в виду их педагогическийи психологический аспект. Психологический аспект подразумевает овладение ребенком базовыми познавательными действиями: анализом, сравнением, обобщением, классификацией, установлением закономерностей, абстрагированием, перекодированием информации из одной знаковой системы в другую, моделированием и прогнозированием, переносом. Педагогический аспект включает в себя формирование учебных умений: выполнять требования взрослого, действовать по образцу, а также основных навыков: письма, чтения, счета. Здесь необходима совместная деятельность психолога и педагога.

Следующая составляющая учебной деятельности - действие контроля - пределение правильности выполнения задания. Здесь необходимо обучить ребенка самопроверке, что и является четвертым направлением работы педагога по формированию учебной деятельности. И заключительный структурный элемент учебной деятельности – действие оценки -определение того, что достиг ученик в результате труда, соответствует ли результат цели. При адекватном построении учебной деятельности оценка рождает новый учебно-познавательный мотив. Следовательно, можно сказать, что именно умение оценивать, оценка является пусковым механизмом учебной деятельности. Работа по формированию учебной деятельности школьников начинается с оценивания их действий.

Школьнику любого возраста гораздо важнее видеть, что и почему (за счет чего) у него получается, чем убеждаться в том, что не получилось. Развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений помогает сориентироваться на результат своего труда, наметить дальнейшие планы, почувствовать уверенность в своих возможностях, понять, что именно нужно еще освоить, а значит - пробудить к жизни учебно-познавательную мотивацию. Это утверждение особенно актуально для школьников среднего и старшего возраста. Формирование мотивации зависит от содержания урока. Р.В.Овчарова предлагает следующий вариант формирования мотивации. На каждом уроке учителю необходимо организовать полный мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов:

I этап - возникновение мотивации.

Необходимо зафиксировать мотивы предыдущих достижений - “Мы (ты) хорошо поработали над проблемой”; подчеркнуть возможности справиться с трудностями - “Кое-что нам необходимо доработать, для этого нужно...”

II этап - подкрепление и усиление возникшей мотивации.

Здесь используется занимательный материал, чередование различных видов деятельности, преодоление трудностей с помощью учителя, организация поиска самих учащихся и т.п.

III этап - мотивация завершения.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на учение. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой содержательной оценкой учителя. Мотивационный компонент учебной деятельности тесно связан не только с оценочным, но и с компонентом учебных действий. Для школьника важна не просто положительная оценка, а оценка адекватная, реалистическая. Следовательно, учителю необходимо создавать прочную базу для реальных достижений учеников, то есть формировать учебные действия. Психологической основой успешного овладения учебными навыками школьника является сформированность произвольности познавательных процессов, мыслительных операций, действий кодирования, переноса и прогноза.

Основой развивающего обучения служит его содержание и методы организации обучения (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Выготский-«Обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний».

Давыдов отмечает, что «развивающий характер учебной деятельности как ведущей в млад.шк.возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания, которые познаются от абстрактного к общему».

Накопленные знания и культура усваиваются через учебную деятельность.

 

***************

Трактовки понятия "учебная деятельность"

В общей теории учения, основы которой, как отмечалось выше, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отчественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. (http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).
"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике (см. рис.1).
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...