Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисы 40 лет, зрелого возраста, биографический кризис

Вопрос 38. ЗРЕЛОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся наивысшими достижениями в интеллектуальном, духовном и физическом развитии личности. Зрелость изучается в рамках такой комплексной науки как акмеология, которая изучает закономерности и механизмы развития чел на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Возрастные рамки зрелого возраста достаточно условны, так Борис Герасимович Ананьев выделил два этапа зрелости: 20-35 и 35-60 лет.

Эрик Эриксон выделял: раннюю взрослость (20-25), среднюю взрослость (25-65), позднюю взрослость (после 65).

Основным новообразованием является достижение личностной зрелости, производительность, генеративность (материализация чего-либо); продолжение рода; проф и соц-ая самореализация на основе ответственности и инициативы, независимости от внешнего контроля.

Ведущая деят-ть: проф деятельность.

Соц. сит. развития – активное включение в сферу общественного производства, создание семьи, проявление личности, индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе труда.

Специфика общения. Наиболее важными моментами в общении становятся супружеские отношения (проблема разводов-стабилизация семейной жизни), отношение со взрослыми детьми (перестройка отношений со вступившими в брак детьми, оказание им матер помощи, а так же оказание помощи престарелым родителям).

Основная задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность установление контакта с внешним миром.

Признаки зрелой личности: развитое чувство ответственности; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; способность к эффективному использованию своих знаний и способностей при взаимодействии с другими людьми; умение конструктивно решать различные жизненные проблемы, способность к наиболее полной самореализации в жизни.

В зрелом возрастё выделяют от 4-х до 5-ти возрастных кризисов:

• 20 лет - начало профессиональной деятельности, начало становления семейных отношений, относительная независимость от родителей; 30 лет - подведение первых итогов профессиональной и семейной жизни; 40-лет - середина жизни, подведение итогов профессиональной карьеры, оценивание позитива или негатива семейных отношений (осложняют кризис: желание все изменить или боязнь все менять; помогают преодолеть кризис: умение находить радость и получать удовольствие от любой ситуации, а также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и настоящим); 50 лет - предпенсионный синдром, подведение итогов профессиональной деятельности, ухудшение здоровья, смерть родителей, уход детей из семьи; 60 лет - значительное ослабление физического здоровья, проблемы зависимости от детей, одиночество.

Итог развития в зрелости непосредственно связан с продуктивными показателями личности: наличие семьи; профессиональный статус; социальный статус. В зрелом возрасте должно быть чувство неуспокоенности (Б.Г. Ананьев, Климов, Алексей Александрович Бодалев, Эрик Эриксон, Франкл и др.) Постепенно к завершению зрелости начинается процесс угасания физиологических функций: у женщин: угасание репродуктивной функции, уменьшение мышечной силы, снижение точности движений, повышение чувствительности к изменению температурного режима. У мужчин: в три раза увеличивается риск заболевания сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенная возбудимость, вспыльчивость, немотивированная грубость. Особая значимость периода взрослости заключается в многообразии общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя своё отношение к окружающему миру.

 

***********

ЗРЕЛОСТЬ. ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ЗРЕЛОСТИ

Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.

Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.

В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета.

В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).

Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответственность за других.

Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.

В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

КРИЗИСЫ 40 ЛЕТ, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, БИОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

В 40 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения нет.

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни.

К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента).

Супруги, связанные до этого момента заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения друг к другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.

Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказаться на человеке, его позиции и отношении к жизни. В этот период происходит становление новой «я-концепции».

В период молодости основными новообразованиями являются семья (отношение к ней и внутри нее) и профессиональное становление.

В период зрелости эти новообразования претерпевают изменения, но по-прежнему остаются весьма значимыми. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности.

Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать свое мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его профессиональной деятельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно, чтобы человек в это время нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.

*********8

Понятие зрелости

Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.

Данное понятие отождествляется с взрослость и совершеннолетия, хотя стать взрослым еще не означает достичь зрелости. При условии, когда человек научится реализовывать жизненные замыслы, перспективы, когда от самоопределения перейдет к самореализации, только тогда о нем можно сказать, что она является зрелой личностью. Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: профессиональную, семейно-бытовых отношений, сексуальных отношений, общения, воспитания детей, саморазвития и самосовершенствования.

Зрелость - это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет. На стадии ранней зрелости для индивида свойственны привлечения его ко всем сферам человеческой деятельности, стабилизация качеств личности, в том числе коммуникативных способностей, установления близких отношений с другим человеком, проявление первых творческих способностей, построение собственного образа жизни, психологическая кризис переоценки жизненного пути. Средняя зрелость - это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний.

Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться ее дальнейшую жизнь.

Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения: во-первых, отсутствие осознания кризиса, отсутствие оценки своих планов и притязаний, что приводит к рутинности жизни, во-вторых, осознание кризиса через восприятие и оценку реалий жизни и возникновению страха по поводу невозможности проявления дальнейшей активности и коррекции предыдущих планов, в-третьих, осознание кризиса через оценку и коррекцию планов, глубинное обновления и желание активно действовать в новых условиях.

С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты. Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то его напоминать. Р. Пекк выделяет четыре подкризиса: решения которых служит необходимым условием для развития аутентичные генеративности: во-первых, развитие у человека уважения к мудрости, во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что приводит к ослаблению социальных ролей); в-третьих, сохранение эмоциональной гибкости, что будет способствовать обогащению афективному в различных формах; в-четвертых, сохранение душевной гибкости, поиск новых форм поведения взамен старых. Считается также, что для ощущения удовлетворения периодом середины жизни человеку необходимо добиться выполнения следующих задач: достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижения и поддержания разумного жизненного уровня; выбор оптимальных способов проведения досуга; помощь детям в осознании ответственности перед взрослым жизнью; углубления личностного аспекта супружеских отношений; принятие физиологических изменений периода середины жизни и привыкание к ним; приспособления к взаимодействию с родителями, которые «входят» в старости.

Период поздней зрелости дает варианты поведения: озабоченность (человек пытается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности); отсутствие обеспокоенности (приводит к торможению развития и становления, причиной возникновения чувства ненужности, опустошение); чрезмерная забота о себе и т.п.

 

Можно вести речь о психологическую, личностную, социальную, социально-психологическую зрелость. В свое время американский психологической зрелости личности:

 

• широкие границы «Я», активное участие в трудовых, семейных, социальных отношениях;

 

• социальные контакты, дружеская интимность, сочувствие, терпимость в отношении разницы между собственным «Я» и «Я» других;

 

• демонстрация эмоциональной устойчивости и самосознания;

 

• восприятия мира таким, каким он есть - в реалиях, а не в желаниях;

 

• развита способность к самопознание, осознание своих сильных и слабых сторон;

 

• способность видеть целостную картину мира, чему способствует сложившаяся система ценностей.

 

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов J поставленных задач. Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый - ребенок» (речь идет о нормативной поведение и ее нарушение, связанное с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. Авто - сам; крайняя форма психологического отчуждения, что выражается в отходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Он является оптимальным вариантом для проявления социально-психологической зрелости индивида, основными показателями которого является его умение говорить правду, отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способность преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации и т.д.

Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели: развитое чувство ответственности; наличие социального интеллекта (развита способность к пониманию других людей, предвидение развития различных социальных ситуаций); потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; эффективное использование своих знаний и способностей; конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.

Важной характеристикой зрелого человеческой жизни является то, насколько эффективно и активно личность использует отведенный ей индивидуальный время для самореализации. К. Абульханова-Славска выделяет два типа людей: экстенсивные и интенсивные. Первые неразумно в количественном и качественном отношении тратят свое время, свою жизнь, а второй - удачно, разумно и оптимально приспосабливаются к обстоятельств социума, активно используя свои способности и возможности на этапах социализации.

Исходя из этого признака (экстенсивность - интенсивность), можно спрогнозировать три варианта Акме личности

1-эксплуатация индивидом собственных потенциальных возможностей (с точки зрения продолжительности жизни, это - наименее удачный жизненный путь с точки зрения эффективности, пользы обществу, то он может быть самым удачным жизненным путем);

2 - равномерное проявление человеческих потенций с нарастанием силы и напряжением (жизнь складывается удачно);

3 - равномерное проявление человеческих потенций с минимальной затратой сил и возможностей (жизнь проходит зря для себя и людей).

 

Одна из самых сложных проблем в формировании личности заключается в том, как на разных этапах ее социализации достичь наиболее полного развития индивида, чтобы переход от одной стадии к другой происходил в результате качественно-природного самоотрицания, чтобы каждая стадия и каждый переход были безболезненным, особенно выразительными и способствовали проявлению потенциальных возможностей человека. Относительно всестороннего расцвета способностей личности на этапе достижения зрелости, то речь идет о гармоничное сочетание устремлений личности, ее возможностей и потребностей общества. На этот процесс влияет много субъективных и объективных факторов: особенности индивидуального развития, стадия социализации, социальное микросреда, традиции, «критический возраст» выбранной профессии, линия поведения индивида, социально-психологический тип личности, нормы и ценности социума, эпоха, состояние равновесия или напряжения в обществе, социально-психологические механизмы социализации и т.д. Истории известны имена «великих старцев», которые не ощущали старости и до последних своих дней продолжали активно, творческая жизнь: во французском художнике К. Моне ранняя творческая активность продолжалась до глубокой старости; писатели Л. Толстой, Б. Шоу, В. Гюю смогли создать шедевры литературы после шестидесяти; немецкий писатель И. В. Гете в 82 года окончил вторую часть трагедии «Фауст». Конечно, физическое старение организма происходило, но психологически этот процесс они не чувствовали как переход в новое качество, в новое состояние. А вот И. Мечников в 19 лет опубликовал несколько научных трудов по биологии, А. Пушкин в 20 лет написал поэму «Руслан и Людмила», Д. Россини в 24 годы - оперу «Севильский цирюльник». Короткую жизнь человека также может оставить вечный след: вспомните имена Леси Украинки, Н. Добролюбова, Н. Гоголя. Конечно, можно прожить сорок лет и остаться в памяти потомков, а можно - больше ста запомниться лишь тем, что так долго жил.

Сказанное позволяет предположить, что возраст достижения Акме личности, раскрытие своих потенциальных возможностей у каждого человека свой. Один индивид может прекратить свое самосовершенствование, свою самореализацию еще в начале жизненного пути, что и вызывает его финиш, другой не успокаивается и в глубокой старости, а это продолжает Акме. На зону Акме, зону наивысшего взлета творческой активности влияют совпадение стремлений, возможностей личности и потребностей общества. При этом распространенной с мысль о наличии у человека (речь идет прежде всего о этап зрелости) двух и более Акме.

В частности исследования болгарских ученых в области социального познания показывают, что таких периодов бывает даже несколько. Важной в этом контексте является проблема соотношение Акме личности с ее профессиональными возможностями и моральными принципами. Относительно профессионализма, то речь идет о том, что искусственное профессиональный рост человека, без учета его индивидуальных особенностей, может привести к получению ложного Акме. Например, иногда складывается впечатление, что хороший инженер автоматически может стать и хорошим руководителем, или известный ученый - администратором от науки.

Это не всегда так: перевод с одной должности на другую без учета потенциальных возможностей индивида приводит к тому, что предприятие на некоторое время теряет хорошего специалиста, вместе с тем не получая способного руководителя. Формально человеку дается возможность продвигаться выше по иерархической лестнице, а она вдруг оказывается не на своей дороге, на другой вершине, на ложном Акме и реальный расцвет ее таланта может или прекратиться, или пойти в неправильном (с точки зрения социальных норм и профессиональных требований) направлении.

Что касается морального аспекта в социализации личности на этапе зрелости, то здесь также можно говорить о реальном и мнимое Акме. История, так же как и наша современность, дают немало примеров, когда один человек прославляется за счет другой, когда достижение одной личности приписываются другому (Иуда Искариота известен лишь тем, что предал своего учителя Иисуса Христа за ЗО серебряников; Ж. Дантес вошел в историю как убийца А. Пушкина). Итак, есть разные пути достижения вершин в профессии, в отношениях с другими, в соблюдении норм и правил поведения и т.д. Говорится о путях чести и долга и греховные, пути разрешенные и неразрешенные общечеловеческими моральными нормами и Основным законом государства - Конституцией.

А отсюда и вершины есть истинные и ложные. Своего Акме можно достичь собственными усилиями, а можно и с помощью обмана, манипуляций, угроз, убийства. В конце концов, у каждого человека есть свое Акме и не стоит захватывать другую вершину, ведь рано или поздно не станет понятным и самому человеку, и тем, кто его окружает, с кем она общается и вступает в социальные контакты и отношения. Всего актуализация морального фактора в социализации специалиста - закономерный процесс цивилизованного развития страны, ее экономики, культуры, традиций, науки.

В акмеологии уже сегодня ведутся поиски возможностей (в биологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом аспектах) для продления творческого, активного периода жизни человека за счет правильной организации и использования индивидуального времени (его темп, ритм, частота и т.д.); формирования этической и профессиональной культуры; изучение особенностей влияния социокультурного и етнопсихологичного среды на социализацию личности; создание условий для преодоления противоречий микросреды и личности, детерминирует поведение индивида; разработки научно обоснованного алгоритма продуктивного решения задач социализации зрелой личности; самосовершенствования личности, осознанию ею своих реальных возможностей, отношение к себе как творца собственной жизни и др. При этом очень важно найти в преклонном возрасте применение своим способностям и тем самым продлить период зрелости. Г. сель по этому поводу отмечает, что трудотерапии - лучший метод борьбы со старением. Труд наделена большой возможностью восстанавливать человеческие силы, она - основная потребность человека. Вопросы, утверждает Г. сель, заключается не в том, нужно или не нужно работать, а в том, какая работа больше всего подходит человеку на стадии старости.

Исходя из указанного, можно констатировать, что для акмеологии, которая опирается на достижения в области генетики, медицины, психологии, социологии, геронтологии, педагогики, важными являются все стадии социализации личности - старт (детство, школьные, студенческие годы, оптимум (зрелость, расцвет активности, профессиональных способностей), финиш, а также изучение гармоничного единства этой триады. При этом очень важно, чтобы на любом из этих этапов социализации человек имел широкий выбор для проявления своих способностей и возможностей. Личный выбор - это обязательно ответственность за процесс и результат деятельности.

Процесс выбора на различных стадиях социализации нередко сопровождается нестерпимым поисками, но именно он, главным образом, формирует личность, дает возможность проявиться собственным индивидуальными чертами, раскрыться таланту, достичь вершин творчества. В связи с этим психологу не следует ставить на человеке точку, если даже этот человек ограничен, неразвит или заплутался в жизненных лабиринтах и неурядиц. Человек всегда должен иметь возможность осознать себя личностью, у нее должен быть выбор, который бы помог стать субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни. Речь идет о том, чтобы каждый человек имел возможность как можно лучше познать себя, свой внутренний мир, собственное «Я», свои психофизиологические особенности, что даст ей возможность эффективно использовать личный потенциал, приспосабливаться к обстоятельств жизни, влиять на них, выстраивать собственную стратегию и линию поведения.

Расцвет возможностей личности, достижения им вершин профессионального, нравственного совершенствования соотносятся с такими понятиями, как «жизненные планы», «жизненная перспектива», «цель», «идея», «идеал». Жизненные планы касаются перспектив профессионального роста, семейного благополучия, материального достатка, будущего детей и т.д. их отсутствие или же представление о невозможности реализации намеченных планов воспринимается личностью как безысходность.

Жизненная цель - это наличие направления, которым необходимо двигаться: это то, что нужно осуществить, чего следует достичь; тот результат, на получение которого направлены усилия человека. Отвечая на вопрос: «В чем смысл жизни?» Г. сель замечает, что необходимо стремиться к тому, что мы сами считаем достойным. Не стоит браться за непосильные задачи, ведь у каждого есть своя вершина. Для одних она близка к максимуму, для других - к минимуму человеческих возможностей. В пределах собственных потенциальных данных следует сделать все, на что способен человек. Достижение высокого мастерства - прекрасная цель. Наличие идеала является наиболее обобщенным представлением о максимально возможный уровень развития личности и реализации ее потенциала. Идеал - это не иллюзия, он имеет объективный характер. Национальный воспитательный идеал, следуя из народных традиций и верований, обычаев, из конкретных ценностных ориентаций и потребностей, не должен отрицать общечеловеческих ценностей (честность, порядочность, ответственность, любовь к Родине и т.д.). Подтверждая, поглощая общепризнанные ценности, национальный воспитательный идеал дополняет их теми чертами, которые прежде всего отвечают духовности конкретного народа.

Жизненная зрелость - это тот период, когда человек начинает отдавать обществу все, что в свое время от него получила. И здесь трудно сказать, где граница между полученным и вернуть, между умным потребителем и добросовестным производителем материальных и духовных ценностей. Никакими бухгалтерскими подсчетами НЕ проверить межличностные отношения, моральная сила которых в бескорыстности: взаимоотношения между людьми не смогут ярко проявиться, если постоянно быть озабоченным тем, кто от них что получит.

Вместе с тем, общаясь с другими, человек, бесспорно, меняется и сама. В связи с этим очень важно изучать те свойства взаимоотношений и проявления человеческой отдачи, которые обогащают саму личность (физически, интеллектуально, нравственно, эстетически, профессионально, эмоционально и т. п.). При этом, правда, стоит понять, чем является «помощь», которая ведет к взаимному запустения: можно так «помочь», что это умножит лень, беспомощность, одиночество и т.п. Следовательно, соотношение «полученного и возвращенного» в жизни человека должно быть сбалансированным таким образом, чтобы оно одновременно способствовало развитию общества и личности.

В течение жизни человек много раз себя утверждает или отрицает, достигая вершин самосовершенствования. Ни на миг не прекращается борьба между достигнутым и еще непознанной, между равновесием, творческим подъемом и личностного кризисом. Это закономерный процесс социализации индивида. И каким бы трудным, сложным был этап социализации, однако человек всегда имеет возможность остановиться, осмыслить смысл своего существования.

В процессе социализации человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения. От нее всегда ожидается («социальные ожидания») проявление нормальных реакций во взаимодействии с другими и социумом. Большинство индивидов социальные требования воспринимают как стимул для дальнейшего совершенствования и достижения гармонии ij социальным окружением. Зато часть людей проявляет отрицательную реакцию на требования общества, что приводит к отклонений в поведении.

Итак, в противовес социализации, которая показывает единство человека с обществом и его требованиям, возникает асоциализация, где приставка «а» означает антиобщественный характер такой связи. Речь идет о социализации с динамикой «минус», которая имеет место в масштабах иногда не меньших, чем социализация со знаком «плюс». Сущность ассоциализации состоит в усвоении личностью антисоциальной норм, ценностей, отрицательных ролей, стереотипов поведения, которые приводят к деформации общественных связей, к дисгармонии человека и общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...