Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права собственности, владения и распоряжения информацией





Для обеспечения четкой правовой базы применения к информации норм вещного права в Законе «Об информации…» (ст. 5,ч.1) вводится понятие «документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Разрешение различных конфликтов в области информационных отношений на базе действующего законодательства возможно только для документированной информации.

В ст. 2 Закона «Об информации…» определены три главных понятия имущественных прав в информационной области:

- собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

- владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом;

- пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

С правом собственности, владения и распоряжения информацией тесно связано понятие авторского права и сопутствующее этому понятию нарушение в форме «пиратства». Понятие авторского права впервые сформулировано и закреплено законом в Великобритании в 1709 году, когда английский парламент принимает Статут королевы Анны. В нем изложены основные принципы авторского права, не устаревшие до настоящего времени. В 1787 году, вскоре после провозглашения независимости, американская Конституция наделяет Конгресс властью «содействовать прогрессу науки и полезных ремесел, гарантируя на определенное время авторам и изобретателям исключительное право на их произведения. Программное обеспечение пополнило список объектов интеллектуальной собственности, и еще в 1964 г. США признали необходимым регистрировать его наравне с литературными произведениями в соответствии с Законом об Авторском праве. В 1980 г. Закон уже явно защищает компьютерные программы от любых форм самовольного использования, а в декабре 1990 г. Конгресс США вынужден ужесточить меры наказания за нарушения авторского права создателей программного обеспечения. Запрещается дублирование программного обеспечения для прибыли, перекачивание копий с сети или «бескорыстное» предоставление неправомочной копии другому индивидууму (единственное исключение - право пользователя на одну резервную архивную копию). Названные действия квалифицируются в США как федеральное преступление, подлежащее наказанию значительным штрафом и сроком тюремного заключения.



С 1993 г. не менее 45 стран пересматривали законодательство об авторском праве, повышая уголовную ответственность за нарушения и предоставляя соответствующие полномочия суду и исполнительным органам. Специально созданный союз BSA (Business Software Alliance) представляет интересы почти 20 компаний-производителей ПО: способствует продвижению продукции ПО на мировом рынке и координирует свои действия по защите авторского права в международном масштабе.

В 1988 г. США принимают решительные меры по защите своей ИС в других странах: Комиссия по торговле следит за соблюдением закона и готовит перечень из трех списков: страны, где допускаются самые грубые нарушения (именно в этом списке находим Россию, Китай, Южную Корею); страны, где возможны нарушения; страны, где достаточно простого наблюдения. В отношении стран, фигурирующих в первом списке, США могут применять различные санкции (увеличение пошлин, отмена льгот и т. п.), вынуждая совершенствовать национальную систему охраны интеллектуальной собственности, и не только чужой, но и отечественной.

В ежегодном обзоре BSA по результатам 1999 г. фигурирует рекордное число стран (77), уличенных в незаконном копировании программного обеспечения. Ущерб, нанесенный производителям программного обеспечения, составил в сумме более 15,2 млрд. долларов, считая убытки разработчиков, дистрибьюторов и продавцов, в том числе:

- европейские страны ответственны за 6 млрд. долларов (39% общемировых потерь) со средним уровнем пиратства около 58%;

- общие потери в Азии превысили 4,3 млрд. долларов (29% общемирового количества) со средним уровнем пиратства 68%;

- в странах Латинской Америки ущерб составил 1,3 млрд. долларов (9% общемирового количества) со средним региональным уровнем пиратства 78%;

- страны Ближнего Востока и Африки дают самый высокий средний показатель пиратства программного обеспечения, равный 81%, а долларовые потери в этом регионе около 392 млн. долларов, всего 2% от общемирового количества.

Наиболее значительный ущерб от «пиратства» (43%) понесли в основном три страны - США (более 2,8 млрд. долларов), Япония (больше 2 млрд. долларов) и Германия (больше 1,8 млрд. долларов).

Первый российский закон об авторском праве принят в начале XIX века, затем указом Николая I в середине века был увеличен срок охраны авторского права до 50 лет после смерти автора. Появление этого указа связывают с ходатайством вдовы А.С. Пушкина Натальи Николаевны.

Восстановление института авторского права в России, начиная с 1992 года, знаменовалось принятием ряда известных законов, унифицированных с аналогичными законами европейских стран (ЕЭС), США и Японии, что позволило России в 1994 - 1995 г.г. присоединиться к важным международным соглашениям в этой области - Бернской Конвенции и Римской Конвенции.

Степень открытости информации (необходимость или возможность ее отнесения к категории ограниченного доступа); правовой режим защиты информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику этой информации

«Закон об информации…» гласит:

- документированная информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, и КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ (ст.10, ч. 2).

- конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2);

- ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации (ст. 11, ч. 1);

- не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, а равно информации, нарушающей ЛИЧНУЮ ТАЙНУ, СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ, ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ и иных сообщений, физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (ст. 11, ч. 1).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.