Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение римского митраизма

Митра (божество)

Рельеф с изображением Митры, сасанидского царя Шапура II и Ахура-Мазды.

 

Митра (др.-инд. Mitrá-, авест. Miθra- «дружба, договор, согласие») — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом.

Как божество Митра упоминается в трёх аспектах:

1. митра индоариев, как ведийское божество;

2.митра древних иранцев, как божество зороастризма;

3.митра эллинистического периода, как главное божество митраизма.

Митра в Индии

Митра в Индии; др.-инд. Mitrá; авест. Miθra. бог Варун; др.-инд. varuṇa; в Ведах — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод; он имеет тенденцию к совмещению этих функций, но в то же время он в первую очередь Бог-Владыка. Варуна — старший из братьев-Адитьев — наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют «вседержителями».

 

Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов — Адитьев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти — Митре, как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы Митру и отличал его от его спутника. Адитьи, с Варуной и Митрой во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью; но вообще первоначальный солярный характер Митры значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Митре световое божество. Как бог солнца Митра уступил своё место богу Сурье, и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света — правды и добродетели.

Индра; санскр. इन्द्र; (или Ша́кра); Śakra IAST; Царь богов (дэвов) и повелитель небесного царства (Сварги) в ведизме и индуизме. Индра — один из главных богов ригведийского пантеона, громовержец (бог дождя) и змееборец; бог войны, возглавляющий девов в их противостоянии асурам. Гимны «Ригведы» прославляют его как демиурга, поднимающего небо. Он освобождает из мрака Валы зарю (Ушас) и побеждает дракона Вритру. Подобно Зевсу, Индра совершает проделки, за которые порой несёт наказание. У Индры множество эпитетов. Его оружие — ваджра, а вахана — слон Айравата. Агни; санскр. अग्नि; Индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.

 

Однако следы солярного значения Митры сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что Митре принадлежит день, а Варуне ночь, или что Митра создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается Митре приносить в жертву плоды (не животное) светлого цвета, а Варуне — темноцветные плоды. Уже в ведийском периоде культ Варуны и Митры и вообще богов Адитьев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов — громовника Индры и бога огня Агни.

Митра в Иране

Митра в Индии; др.-инд. Mitrá; авест. Miθra.
бог Варун; др.-инд. varuṇa; В Ведах — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод; он имеет тенденцию к совмещению этих функций, но в то же время он в первую очередь Бог-Владыка. Варуна — старший из братьев-Адитьев — наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют «вседержителями». Аху́ра Ма́зда; (также Аху́ра-Ма́зда; реже Ахурама́зда); авест. ahura- mazdā; др.-перс. Ahuramazdā; (Орма́зд или Орму́зд); (пехл. ʾwhrmzd'); Авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратуштрой — основателем зороастризма — Единым Богом.

 

Арьяман; санскр. अर्यमन्; Одно из ранних ведийских божеств.Арьяман — Адитья, солнечное божество. Его дорогой является Млечный Путь. Арьяман — форма Сурьи, бога Солнца. Он поддерживает сознательную природу Солнца в выполнении его дхармы — управления временем. Арьяман — это кульминация двух дхату: Аха и Ямы. Аха символизирует единицу времени, а Яма — это управляющий. Как создатель дня и ночи, Арьяман (Солнце) управляет движением времени. Это является примером полного выполнения своих обязанностей. Во время индуистской свадебной церемонии Арьямана призывают в свидетели. Арьяман упоминается в «Ригведе» около 100 раз (чаще всего с Митрой и Варуной). Арьяман — хранитель арийского общества, он следит за прочностью различных уз, которыми объединены члены обществ ариев. Он покровительствует бракам, гостеприимству, свободному движению по дорогам, ритуалам ариев, подаркам и взаимным подношениям. Позднейшая литература говорит о деятельности Арьямана в ином мире и его связи с ушедшими предками. Арьяман, как и Бхага, является божеством, очень близким к Митре, и даже берущим на себя часть его функций, с той лишь разницей, что Арьяман отвечает за общественное благополучие, а Бхага — за справедливое распределение благ.

 

Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминает иранского Ахурамазду; спутник Варуны — Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитьев: так, Митра собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьямана, имеет тоже значение «лучший друг». Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза ещё не имеет прочного основания.

В честь Митры в Иране отмечаются праздники Мехреган (именной день Митры) и Ялда (День Рождения Митры).

Михр (Митра) в Армении

Митра в Индии; др.-инд. Mitrá; авест. Miθra.

 

В Древней Армении Митра был известен как Михр (Mihr, арм. Միհր) или Мгер (Mher, арм. Մհեր) — бог Солнца, небесного света и справедливости. Михру, в частности, посвящён Храм Солнца I в. н. э. в Гарни, выстроенный в эллинистическом стиле, а также жертвенник Мхери Дур («дверь Мхера») в скале Агравакар (Вороньий камень) близ древнеармянского города Ван. Храмы Михра были разбросаны по всей Великой Армении. В дохристианскую эпоху при этих храмах проводился праздник Мехекан (25 декабря), символизировавший рожденье Михра из скалы.

Один из армянских дворянских родов — жреческий род Мехнуни, согласно родовым преданиям, вёл свое происхождение от дица (бога) Михра. Имена Мигран, Мгер происходят от имени бога Михра (Мигра) и означают солнечный, озарённый лик.

Митра у античных авторов

Митра; др.-инд. Mitrá; авест. Miθra.
Геродот Галикарнасский; др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς; Древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Афродита; др.-греч. Ἀφροδίτη; В греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница».

Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет:

«…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра)».

Страбон; греч. Στράβων; Греческий историк и географ.

 

Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце. Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура.

 

 

Ардвисура Анахита; (авест. Arədvī Sūrā Anāhitā); Богиня воды и плодородия в иранской мифологии. Божество-язат в зороастризме. В Авесте Ардвисуре посвящён отдельный гимн — Яшт V — Ардвисур-Яшт или Абан-Яшт. Собственно имя богини — Ардви (возможно, букв. «влага») — постоянно сопровождается эпитетами Сура «сильная» и Анахита «незапятнанная».

Все гипотезы, включая остроумные объяснения оговорок переводчика Геродота, де Йонг характеризует как сомнительные. Предполагалось также, что Геродот исходил из отождествления с планетой Венера. Чаще всего считают, что с Афродитой должна отождествляться Анахита.

 

Эдвин Арвидович Грантовский; англ.Edwin Arvidovič Grantovsky; Советский иранист и скифолог латвийского происхождения. Василий Васильевич Струве; англ.Vasily V. Struve; Крупнейший советский востоковед-марксист (египтолог и ассириолог), основатель советской школы историков Древнего Востока, академик АН СССР (1935), член Императорского Православного Палестинского Общества.

 

Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры. Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах.

 

 

Ксенофонт; греч. Ξενοφῶν; Древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.
Плутарх из Херонеи; др.-греч. Πλούταρχος; Древнегреческий философ, биограф, моралист.

 

В произведении Ксенофонта «Домострой» Митрой клянется Кир Младший, а также перс Артабаз. По Курцию, Дарий III перед битвой при Гавгамелах призывал Солнце, Митру и священный огонь. В передаче Плутарха Дарий клянётся «великим светом Митры». Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митру.

Аполлон; др.-греч. Ἀπόλλων; в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης)), предсказатель будущего, бог-врачеватель, также очищал людей, совершавших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну). Серапис; греч. Σέραπις; Эллинистический бог.

 

В надписи из Ксанфа Аполлон назван xšaθrapati (Митрой), а также Сераписом. В псевдо-Клементинах Митра также отождествляется с Аполлоном.

Аху́ра Ма́зда (также Аху́ра-Ма́зда, реже Ахурама́зда) авест. ahura- mazdā; , др.-перс. ahuramazdā- (Орма́зд или Орму́зд) пехл. ʾwhrmzd'; Авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратуштрой — основателем зороастризма — Единым Богом. Митра; др.-инд. Mitrá; авест. Miθra. А́нгро-Ма́йнью (А́нхра-Ма́нью) в некоторых источниках встречается под именем Ахрима́н древнеперсид. Ahriya mainyus зендское añhro-mainyus, т. е. «всеуничтожающий дух») Олицетворение зла в зороастризме.

 

По изложению Плутарха, Митра занимает середину между Ормаздом и Ариманом, и потому его называют посредником. Де Йонг предлагает оригинальный перевод этого места: «Вот почему персы называют посредника Митрой», ссылаясь на пехлевийское migāncīg («посредник») — эпитет Митры. Та же функция посредничества с Друдж в яштах приписывается Сраоше. По Бенвенисту, она первоначально принадлежала Митре. В парфянских и согдийских текстах Третий Посланец манихейской религии также носит имя Митры.

Езник Кохбаци; арм. Եզնիկ Կողբացի; Армянский богослов и философ, один из основоположников древенармянского литературного языка, один из отцов Армянской Церкви.

 

Армянский автор Езник Колбский приводит такой рассказ: Ареман пригласил Ормазда на праздник, Ормазд отказался, пока их сыновья не сразятся. Сын Аремана победил, духи искали посредника и не находили, и тогда создали Солнце, чтобы оно судило их.

Флавий Клавдий Юлиан; лат. Flavius Claudius Iulianus; (известный также в истории христианства как Юлиан Отступник) лат. Iulianus Apostata; (Также иногда упоминается как Юлиан II); Римский император в 361—363 годах из династии Константина. Последний языческий римский император, ритор и философ.

 

Юлиан, ссылаясь на гипотезы мистерий, упоминает о мнении, по которому Гелиос движется в области выше неподвижных звёзд, посредине между тремя мирами, причем срединность Солнца у Юлиана восходит к персидской доктрине, равно как и мнение о его астрономическом положении, хотя и использует аристотелевский термин «месотес».

Дионисий Ареопагит; греч. Διονύσιος ο Αρεοπαγίτης; афинский мыслитель, христианский святой. Первым епископом г. Афины. В 95 г. он был послан апостолом Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 96 года. Езекия (ивр. חִזְקִיָּהוּ‎, Хизкияу или Хизкиягу); сын Ахаза — царь иудейский, один из лучших представителей дома Давидова. Библия повествует, что Езекия воцарился на третий год правления израильского (самарийского) царя Осии, то есть в 727 году до н. э. Езекии было 25 лет и правил он Иудеей 29 лет (4Цар. 18:2). Таким образом, он родился в 752 году до н. э. и умер в 698 году до н. э., а прожил 54 года.

 

Дионисий Ареопагит, рассуждая об упомянутом в Библии дне остановки Солнца при царе Езекии, ссылается на персидские священные рассказы и празднования, которые маги совершают тройному Митре.

Вымышленный портрет Лукиана, XVII век. Лукиан из Самосаты; греч. Λουκιανὸς ὁ Σαμοσατεύς; лат. Lucianus Samosatensis; древнегреческий писатель. В сатирических сочинениях Лукиан высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Нонн Панополитанский; (также Нонн из Пано́поля, Нонн из Хми́ма) др.-греч. Νόννος; лат. Nonnus; древнегреческий эпический поэт, выходец из египетского города Панополь. Создатель объёмной (самой крупной в поздней античности) эпической поэмы «Деяния Диониса» (или «Дионисиака», др.-греч. Διονυσιακά) в 48 книгах, длиною более 25000 стихов (впервые издана в 1569 году в Антверпене).

 

Лукиан упоминает золотую статую Митры, а Нонн отмечает почитание Митры в Бактрии и Вавилоне.

В известном своими мистификациями сочинении Псевдо-Плутарха «О реках» приведен рассказ о том, как Митра, желая иметь сына, но ненавидя женщин, совокупился со скалой, которая породила сына Диорфа, а тот, когда вырос, был убит Аресом и превратился в гору, на которой выросло необычное дерево. Де Йонг приводит к сюжету ряд параллелей: хеттскую «Песнь об Улликумми», Армилле из еврейского фольклора, рассказ об Агдистис, эпос нартов и рассказ об Амирани, и считает, что упоминание может отражать существовавший мотив.

Митраизм

Митра.

 

В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н. э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ — митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. Сведения о мистериях дают представление об их общем характере, причём уже христианские апологеты отмечали их некоторое сходство с христианством, однако это сходство до сего дня остаётся предметом споров.

Как пишет Плутарх, распространение таинств Митры по Средиземноморью связано с активностью киликийских пиратов в 60-е годы до н. э., которые совершали их первоначально в ликийском городе Олимп.

Мирча Элиаде; рум. Mircea Eliade; румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии.

 

Митридат VI Евпатор; др.-греч. ΜΙΘΡΑΔΑΤΗΣ Στ' Εὐπάτωρ; лат. Mithridates; латинизированная форма, также имевший прозвища Дионис Великий; Дионис; др.-греч. Διόνυσος; царь Понта, правивший в 120—63 годы до н. э.

 

В мистериях и надписях Митра ассоциируется с орфическим божеством Фанетом. Мирча Элиаде считает, что легендарные детали биографии Митридата VI Евпатора (а отчасти также Кира Великого) отражают представления митраизма.

Иустин Философ; (Иустин Великий, Иустин Римский, Иустин Мученик, Юстин Мученик); др.-греч. Ιουστίνος ὁ Φιλόσοφος; раннехристианский мученик и апологет. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. Публий Папиний Стаций; лат. Publius Papinius Statius; латинский поэт, современник Домициана, автор эпических поэм «Фиваида» и (незавершённой) «Ахиллеида» и сборника «Сильвы».

 

Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой. Иустин указывает, что диавол сообщил жрецам Митры это название, ибо Христос родился в пещере. Согласно Стацию, Аполлона ахеменийцы называют Титаном, а в пещере Персея его зовут Митрою, гнущим рога.

 

Порфирий; др.греч.Πορφύριος; (настоящее имя Малх, или Мелех); Философ представитель неоплатонизма), теоретик музыки, астролог, математик. Критик христианства. Заратустра; (или Заратуштра); авест. Zaraθuštra; тадж. Зардушт; курд. Zerdeşt; перс. زرتشت‎ — Zartošt; (или Зороа́стр) греч. Ζωροάστρης в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма. Платон; (др.-греч. Πλάτων); древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

 

Порфирий, ссылаясь на некоего Евбула, отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты.

Софроний Евсевий Иероним; лат. Sophronius Eusebius Hieronymus; церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Некоторые средневековые источники, как, например, Мавро Орбини, приписывали ему создание глаголического алфавита. Мавро (Мауро) Орбини; итал. Mauro Orbini; хорв. Mavro Orbin; хорватский историк (Дубровницкая республика), родоначальник югославянской исторической науки, выразитель идеи единства славянского мира.

 

Христианский автор Иустин Философ называл предложение хлеба и чаши с водой вступающим в таинства Митры подражанием злых демонов христианству. Использование в них мёда отмечает Порфирий. Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима. При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь.

 

 

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; лат. Quintus Septimius Florens Tertullianus; один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшемся богословии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли. Клавдиан (неоплатоник); лат. Claudius Claudianus; александрийский неоплатоник IV века.

 

По Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звезд и планет в небе и прохождения душ через них, причем этим символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов). У Клавдиана Митра назван вращающим звезды, а Юлиан упоминает тайное халдейское учение о семилучном.

Луций Домиций Аврелиан; (лат. Lucius Domitius Aurelianus); (более известный в римской историографии как Аврелиа́н); римский император в 270—275 годах.
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан; (лат. Gaius Aurelius Valerius Diocletianus; (имя при рождении Диокл (лат. Dioclus)); Римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305.Приход к власти Диоклетиана завершил так называемый кризис третьего века в Риме. Он установил твёрдое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), после чего объявил себя полновластным правителем. С его правления начинается период в римской истории, называемый доминат.

 

С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.

Гай Галерий Валерий Максимиан; (лат. Gaius Galerius Valerius Maximianus); (более известный как Галерий); Римский император в 293—311 годах.

 

Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года. В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан.

Луций Элий Аврелий Коммод лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus; Римский император.Назван в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. В 177 году провозглашён августом и соправителем. После смерти Марка Аврелия получил власть по наследству и стал единоличным императором.

 

Согласно историографам Августов, император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается.

Констанций II (Флавий Юлий Констанций; лат. Flavius Julius Constantius; Римский император в 337—361 годах, десять раз был консулом.

 

Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 году Георгий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство возможно совершавшихся там человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками.

Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно:

либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках.

Также есть изображения испытаний при инициации. Обнажённый мист сидит с повязкой на глазах, а перед ним жрец с мечом. В сюжетах так называемого «митраитского объятия» Митра в виде льва покрывает быка (или другое парнокопытное животное), схватив его передними лапами; на фреске в капуанском митреуме на месте быка изображён обнаженный юноша, которого мистагог валит на землю, обняв сзади, в чём некоторые авторы видят гомоэротическое содержание такого ритуала, включающее ритуальную кастрацию неофита и излитие в него семени.

Происхождение римского митраизма

Сцена тауроктонии (Митра убивает быка). Римский рельеф III века.
Франц Кюмон; англ.Franz Kumon; Бельгийского историк религии, являющийся крупнейшим специалистом в области истории религий античности и древних восточных цивилизаций.

 

В 1899 году Франц Кюмон в своей работе обосновал вывод, что митраизм произошёл от иранского культа Митры — бога договора и согласия, а имя Митрас — это греческий и латинский вариант имени древнего иранского божества Митры. Долгое время выводы Кюмона не подвергались сомнению, несмотря на то, что основная сцена, изображенная на стенах римских митреумов, где Митрас убивает быка, не имеет непосредственной основы в древнеиранской мифологии.

Оскар Стиг Викандер; швед. Oscar Stig Wikander; Шведский индоиранист, историк религий, исследователь мифологии, лингвист.

 

В 1971 году в Манчестерском университете состоялся первый международный конгресс, на котором собрались исследователи митраизма. На этом конгрессе многие ученые поставили под сомнение иранское происхождение античного митраизма. Р. Гордон и Джон Хиннелс высказали предположение, что античный митраизм — это новый культ, не связанный с иранским, а имя Митры было позаимствовано им для придания авторитета и духа древности (первоначально гипотеза о неиранском происхождении культа была развита С. Викандером в работе 1950 года).

Владимир Николаевич Топоров; англ.Vladimir Toporov; Российский филолог, учёный, академик. Создатель (совместно с Вяч. Вс. Ивановым) «теории основного мифа».

 

Как указывает М. Дрезден, иранские элементы в мистериях слишком значительны, чтобы отрицать их происхождение, однако сцены убийства Митрой быка на рельефах нельзя полностью свести к описанию убийства первобыка Ахриманом из пехлевийских сочинений. Согласно М. Элиаде, убийство быка скорее следует сопоставить с совершаемым Саошьянтом эсхатологическим жертвоприношением быка Хатайоша, с использованием жира которого и белого хома будет изготовлен напиток бессмертия, который дадут всем людям. В. Н. Топоров сравнивает этот мотив с участием индийского бога Митры в убийстве Сомы.

Епифаний Кипрский; (Епифаний Саламский); греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου; Один из ранних Отцов Церкви, который прославился неистовыми обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

 

По одной из версий, Митра был рождён из камня в пещере. Епифаний Кипрский же говорит о рождении от богини-девы Коры бога Эона, которое отмечалось в Александрии 6 января (а Эон мог отождествляться с Фанетом и тем самым с Митрой).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...