Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности творчества детей в дошкольном, младшем школьном возрасте (Некрасова-Каратеева О.Л.)

Критерии оценки детских работ (Т.С. Комарова)

1) Содержание выполненного изображения (оригинальность, разнообразие, богатство/бедность содержания).

2) Передача формы (форма простая/сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).

3) Строение предмета (части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно, строение предмета передано неверно).

4) Передача пропорций в изображении.

5) Композиция (отсутствие единства, пропорциональность/непропорциональность, симметрия/несимметрия, ритмичное/неритмичное, миниатюрное/увеличенное, расположение во весь лист/ на полосе – фризовое, расположение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги).

6) Передача движения (статическое изображение, частичное изображение движения, неумелое выражение движения, сложное движение передано определенно, четко).

7) Цвет (передана реальная окраска предметов, преобладают яркие цвета, бледные, пастельные, теплые, холодные; многоцветность, преобладание одного/двух цветов).

8) Характер линий (сильный нажим, линии грубые, жесткие, линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая; мелкие штрихи/мазки, размашистые движения; регулирует или нет силу нажима, размах).

9) Художественные материалы.

10) Уровень самостоятельности.

11) Эмоционально-эстетическое отношение к процессу изображения (проявление интереса, его устойчивость; эмоциональное отношения к заданию, к процессу изображения, предпочтение в видах изобразительной деятельности, оценивание своих работ и работ других детей).

12) Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13) Творчество.

 

Система критериев оценки детских рисунков (К.М. Багдасарян)

Выражение отношения к действительности посредством:

· Композиции;

· Передачи формы и пропорций;

· Цвета;

· Технические навыки.

 

Принципы отношения к детским рисункам и их оценки:

· Оцениваться должна деятельность ребенка, его рисунок, а не он сам, не его личность, так как детское рисование имеет индивидуальную динамику развития, дающую неодинаковые результаты на разных уровнях;

· Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми;

· Необходимо точно определять цель, суть, задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу;

· В рисунке могут быть выделены и оцениваться: его общее настроение, сюжет, его смысловая и эмоциональная трактовка, композиционное решение(выбор размера рисунка, расположения изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур – режиссура, масштабное отношение, конфигурация форм, ритмическое и колористическое решение), свобода владения изобразительным языком;

· Поддерживаться, поощряться должны: самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работа по совершенствованию своего изобразительного языка;

· Необходимо определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и художественному развитию ребенка, а приводят к механическому воспроизведению чужих решений, служат распространению в детском рисовании безликих шаблонов и стереотипов.

· В самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая, при этом, прямую подсказку, не спугнуть, не парализовать творчество ребенка. В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и сформулированы новые задачи – тогда она будет интересна, полезна, желаема, принята с доверием.

 

 

Особенности творчества детей в дошкольном, младшем школьном возрасте (Некрасова-Каратеева О.Л.)

5-6 лет

Взрыв рисовальной активности, когда максимально открываются изобразительные возможности в графике и в цвете, а исследовательский интерес к выразительным особенностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения.

· Зрительное внимание, память, мышление, расширяющееся общение, пользование информативными источниками (книги, радио, фильмы, спектакли, рассказы взрослых), реальные события – материал для творчества.

· Тематика рисунков расширяется.

· Рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее.

· Появляется и растет интерес к искусству, к иллюстрациям в книгах и журналах, к рисункам других детей.

· Появляется оценочная категория «красиво». Именно в этот период необходимо начинать развивающее знакомство детей со «взрослым» искусством в репродукциях и с оригиналами в музеях, устраивать выставки для детей, когда их способность к сочувствию и сопереживанию делает эти события для них особым – художественным явлением.

· Опыт мышления и собственные знания позволяют им выделять жизненные явления, различать связь между ними, а интеллектуальная деятельность требует анализа причинно-следственной зависимости этих связей, чтобы иметь возможность ориентироваться в мире и творить в нем. Интеллектуальные упражнения вызывают положительные переживания, служат основанием для миропонимания, для формирования собственных представлений и для творческого моделирования картины мира, что незамедлительно воплощается в детских рисунках, которые поражают зрителей оригинальным ракурсом смотрения и видения мира.

· В рисунках происходит поиск формальных языковых средств.

· Осуществляется самая важная функция детского рисования – результирующая (освободительная). Любое постороннее вмешательство (подсказка в воплощении темы или в выборе изобразительных средств, несвоевременная оценка, прерывание работы над рисунком) нарушает, искажает, уменьшает эту разрешающую роль детского творчества. Участие взрослых должны быть тактичным, осторожным.

· Рисование для ребенка в этом возрасте – оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других.

 

6-7 лет («золотой век» детского рисования)

· В это время достигают зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве: практический жизненный опыт ребенка, опыт его самообладания и саморегуляции, опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки информации, знания, опыт изобразительной деятельности

· Детское творчество обнаруживает устойчивые характерные признаки: искренность, динамичность, повышенную эмоциональность, живописность, богатство фантазии, простоту и уверенность детской логики, символизм образности, смелость решений, оптимизм и т.д.

· Вольность в выборе тем, в их трактовке, в средствах выражения, свободность фантазии, оригинальность мысли, простота суждений, беспредельность возможностей, высокая продуктивность.

 

8-10 лет

Детское рисование активно реализуется в это время, совершенствуясь и усложняясь и расширяя свои тематические границы.

· Неожиданность сюжетов, оригинальность решения темы, выразительность художественных образов;

· Демонстрация формальных находок в композициях, в использовании различных материалов, в ритме изображения, в цвете;

· Обнаруживают своеобразие восприятия, уникальность образа самого автора, выраженного в его отношении к изображаемому.

 

 


* О.Л.Некрасова-Каратеева «Детское творчество в музее».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...