Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации
Перед странами, решившими осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. В конце 1980-х годов перед Россией (СССР) встали четыре масштабных исторические проблемы, которые и предопределили развитие страны на протяжении 1990-х голов: . выход за рамки индустриального общества сопровождается тяжелыми структурным и макроэкономическим кризисами; . в российском обществе протекали процессы собственно посткоммунистической трансформации. Это был уникальный эксперимент перехода от тотально огосударствленной экономики к рыночной; . Россия столкнулась с масштабным макроэкономическим кризисом, ставшим результатом популистской экономической политики (начиная со второй половины 1980-х годов), что привело к развалу бюджетной и денежной системы, к исключительно высоким темпам инфляции, к падению производства; . к началу переходного периода разрушенными оказались практически все институты государственной власти, и их восстановление было, по сути, центральной политической задачей первого десятилетия реформ; Точкой отсчета рыночных реформ в России принято считать 1991 г., когда российское правительство после подавления августовского путча 1991 г. и распада СССР приступило к радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют еще периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации. [8, c.33]
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции реализации этого перехода: Градуализм - предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-sistema.html> рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/oplata-truda.html>, цен <http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/cena.html>, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/menedzhment.html>. Шоковая терапия - построена в основном на свободном подходе к регулированию экономической системы <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-sistema.html>. Либерализм исходит из того, что рынок <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynochnaya-ekonomika.html> - самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства - поддержание устойчивости финансовой системы <http://www.grandars.ru/student/finansy/finansovaya-sistema.html>, и сдерживание темпов инфляции <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciya.html>, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Шоковая терапия предполагает использование в качестве основного инструмента антиинфляционной политики - либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу "шоковой терапии" обусловлен объективными факторами. Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан экономистом М. Фридманом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма функционирования экономики. Рынок способен к саморегуляции, поэтому преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этого, монетаристы делают большой упор на либерализацию экономики полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Этим путем пошла Россия. [13, c.12]
Элементами "шоковой терапии" в экономике являются: либерализация цен и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли, в т. ч. обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика, быстрая приватизация. Однако эффективной "шоковая терапия" может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии "градуализма". Общие элементы стратегии перехода к экономике рыночного типа: · Либерализация экономики <http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/liberalizaciya-ekonomiki.html>. · Макроэкономическая финансовая стабилизация. · Институциональная трансформация. "Шоковая терапия" в чистом виде начинается с либерализации цен. Это приводит к банкротству предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах сохраниться не могут. Обанкротившиеся государственные предприятия "идут" на аукцион. Однако в таком виде данную схему в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Институциональная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний и т.п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация. [8, c.21] Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуются в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму.
Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения. Система социальной поддержки должна позволить населению пережить переходный период, приспособиться к рыночным отношениям. Среди элементов этой системы - индексация доходов, пособия по безработице, новая организация трудоустройства и переподготовки, целевые дотации уязвимым слоям населения. Исторически последовательность этапов экономической трансформации в России была следующей: -93 гг. - развал административной системы, становление основ рыночной экономики, т.е. создание политических и институциональных предпосылок; г. - либерализация экономики; -1994 г. - приватизация; -95 гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики; -97 гг. - достижение финансовой стабилизации, структурная перестройка экономики, реструктуризация предприятий, остановка падения производства; -99 гг. - финансовый кризис и его последствия; -2005 гг. - выход на траекторию восстановительного роста. По характеру динамики макроэкономических показателей и процессов переходный период в России можно разделить на два крупных этапа: докризисный (1991-1998 гг. - отрицательная динамика основных макроэкономических показателей) и посткризисный (1999-2005 гг. - изменение в тенденции макропоказателей). Советская экономика была самой огосударствленной и потому самой монополизированной. Становление рынка - это развитие конкуренции, которое осуществляется через демонополизацию путем разгосударствления (коммерциализации деятельности госпредприятий) и приватизации госсобственности. [16] Этапы приватизации: 1. Доваучерная (до 1991 г.) - в форме выпуска арендного имущества.
2. До 1 июля 1994 года - ваучерная приватизация. 3. Денежная. 4. Залоговые аукционы (1997 г.) - государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакеты акций приватизированных предприятий для получения кредита. [10, c.12] 5. Конкурсные торги (в наст. время) Цели приватизации: 1. исходная - создание слоя частных собственников (через ваучеризацию в РФ); 2. аккумулирование средств в госбюджет - основной мотив в странах с рыночной экономикой, т.е. фискальная цель; . обеспечение экономической и имущественной самостоятельности; . повышение эффективности экономики. Были определены способы приватизации: 1. Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации. 2. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т. ч. с ограничением состава участников). 3. Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемых предприятий по конкурсу и на аукционе. 4. Выкуп имущества, сданного в аренду. 5. Продажа долей, принадлежащих государству. Наиболее распространенный способ приватизации в РФ - акционирование, т.к. в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство. [10,c.7] Преимущества акционерной формы приватизации: · возможность эффективного применения капиталов в отраслях с низкой рентабельностью; · гибкость использования аккумулированных средств; · универсальная применимость в любой сфере деловой активности; · возможность комбинирования и диверсификация, создание перекрестного владения акциями; · демократизация управления хозяйственной деятельностью. Можно выделить два негативных результата приватизации: первичную раздачу значительной части общественного богатства "своим"; предоставление им же возможности приобретения новой собственности за бесценок. [6, c.7] Номенклатурная приватизация наложила специфический отпечаток на всю систему распределения результатов хозяйственной деятельности в отраслях, занятых добычей и первичной переработкой полезных ископаемых. Органы государственной власти в процессе приватизации предприятий добывающей промышленности юридически оформляли процедуру денационализации (через куплю-продажу, ваучерныe и залоговые аукционы и т.п.) объектов производственного назначения (как правило, по остаточной стоимости в ценах 1991 г.). Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.
Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население несли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег. Либерализация внешнеэкономической деятельности усугубила ситуацию тем, что неконкурентоспособные российские товары начали замещаться более дешевыми импортными аналогами. Все это привело к еще большему сокращению ВВП. Продолжающееся в течении 8 лет падение производства и ВВП обуславливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|