Оценка качества обработки бриллиантов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Стоимость бриллиантов зависит от соблюдения оптимальных пропорций между основными линейными размерами бриллианта и от качества полировки его граней. Давно замечено, что при изменении пропорций можно получить больший блеск, но меньшую игру света или, наоборот, большую игру света при меньшем блеске. Более того, камень с большими внутренними дефектами, но с соблюдением оптимальных пропорций, может выглядеть намного лучше бездефектного бриллианта, у которого эти пропорции сильно нарушены. Важную роль играет и соблюдение симметрии огранки. Иначе говоря, привлекательность бриллианта или его эстетическое восприятие во многом зависит от качества обработки исходного алмаза, т.е. от качества огранки. Геммологи и коммерсанты выделяют четыре основные пропорции между линейными размерами бриллианта. В качестве базового размера круглого бриллианта принимается его диаметр по рун-дисту. Диаметр приравнивается к 100%. Тогда основными пропорциями будут: размер площадки в процентах, т.е. соотношение диаметра площадки к диаметру бриллианта; высота короны в процентах, т.е. соотношение высоты короны к диаметру бриллианта; высота павильона в процентах, т.е. соотношение его высоты к диаметру бриллианта; толщина рундиста в процентах, т.е. соотношение толщины рундиста к диаметру бриллианта. Ранее при рассмотрении различных форм огранки было отмечено, что существуют четыре типа круглой огранки, которые относятся к классическим или идеальным, несмотря на то, что их пропорции и углы несколько отличаются (см. рис. 3.23). Отличия эти обусловлены тем, что вычисления оптимальных пропорций и углов проводились для разных условий падения света. В этом некоторым образом прослеживаются и традиции разных стран, связанные с восприятием бриллианта при падении света под разными углами. Если свет падает на бриллиант по нормали к площадке, т.е. под углом 0°, то сочетание блеска и игры света несколько лучше у бриллиантов огранки по Джонсону и Рёчу; если же свет падает под углом 15° - 30° к нормали, то заметное преимущество имеет огранка Толковского. При угле падения, равном 45 °, заметное преимущество вновь имеет огранка Джонсона и Реча. Очевидно, что нельзя в пропорциях предусмотреть все возможные углы падения света. Поэтому каждый из четырех типов огранки имеет право на существование.
Интересно отметить, что еще раньше и независимо от всех тех, кто вычислял оптимальные пропорции бриллиантов, амстердамские и антверпенские огранщики опытным путем нашли эти пропорции для круглых бриллиантов, у которых сочетание блеска и игры света было лучше, чем у бриллиантов Толковского. Только после многочисленных измерений и оценок оптимальные значения пропорции были как бы узаконены, а в 1938 г. этот тип огранки получил название «Отличная практическая огранка» [69]. По- чти во всем диапазоне углов падения света эта огранка имеет преимущество перед другими типами огранки круглых бриллиантов. При незначительной корректировке пропорций и углов эта огранка получила название «Скандинавский стандарт» и взята за основу большинством стран как идеальная практическая огранка. Пропорции и углы идеальной практической огранки круглых бриллиантов На практике очень трудно огранить бриллиант так, чтобы все пропорции имели бы оптимальные значения. Нередко это обусловлено тем, что огранщику приходится «вырезать» пороки, лежащие на поверхности кристалла алмаза или вблизи нее, и при этом сохранять максимально возможную массу бриллианта. Поэтому в настоящее время, как и в случае оценки цвета и дефектности, по рекомендации IDC (Высшего алмазного совета) приняты следующие классы пропорций при отклонении последних от оптимальных: «Средние до плохих», «Хорошие» и «Очень хорошие».
Для оперативного определения глубины низа круглого бриллианта можно использовать эффект отражения рундиста или площадки на грани низа. Здесь есть одна особенность, которую нужно всегда помнить: про просмотре бриллианта сверху необходимо сосредоточить внимание на калетте в площадке так, чтобы она была отчетливо видна как точка отсчета. При малой глубине павильона (примерно 35-38%) отражение рундиста четко просматривается через площадку. Видимый эффект носит название «рыбий глаз». При глубине павильона, примерно равной 39-40%, отражение рундиста видно прямо внутри площадки в виде сплошного или слегка прерывистого крута. На рис. 3.45 показаны отражения площадки при различной глубине павильона. Один и тот же по толщине рундист (например, 180 мкм) будет выглядеть как средний или нормальный у бриллианта среднего или крупного размера (диаметром 5-6 мм), но толстым или исключительно толстым у мелкого бриллианта (диаметром 2,3-2,5 мм). Тем не менее качественная оценка толщины рундиста широко используется при практической работе. Толщина рундиста в определенной мере влияет как на. восприятие бриллианта, так и на работу с бриллиантом при производстве ювелирных украшений. Например, при толстом и очень толстом рундистах цвет камня приобретает серый оттенок, что снижает группу цвета. При очень тонком рундисте появляется опасность его сколов при некоторых видах закрепки в ювелирных изделиях. Измеряемые отклонения: отклонение от круглой формы; наклон площадки; смещение площадки; смещение калетты, шипа. Верх (корона): асимметрия площадки; срезанные углы площадки; очень короткая грань у площадки; очень короткая грань у рундиста; неровные ребра парных клиньев; неровные клинья и грани; очень короткие парные клинья; грань «находит» на рундист; потеря грани. Рундист: неравномерная толщина;частично очень тонкий; волнистый; легкая или заметная пористость; небольшая бахрома; значительная бахрома. Низ (павильон): срезанный верхний угол грани; очень короткая грань; очень короткие клинья; клинья неравномерной длины; неравномерные грани и клинья; дополнительная грань. Калетта (шип): поврежденная; слишком большая, грубая; слишком большая, полированная; аномально большая (> 4%)
Иные дефекты: открытые следы удара, грубо обработанные участки, следы подгара и полировки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|