Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка качества обработки бриллиантов




Стоимость бриллиантов зависит от соблюдения оптималь­ных пропорций между основными линейными размерами бриллиан­та и от качества полировки его граней. Давно замечено, что при изменении пропорций можно получить больший блеск, но мень­шую игру света или, наоборот, большую игру света при меньшем блеске. Более того, камень с большими внутренними дефектами, но с соблюдением оптимальных пропорций, может выглядеть намного лучше бездефектного бриллианта, у которого эти пропор­ции сильно нарушены. Важную роль играет и соблюдение симмет­рии огранки. Иначе говоря, привлекательность бриллианта или его эстетическое восприятие во многом зависит от качества обработки исходного алмаза, т.е. от качества огранки.

Геммологи и коммерсанты выделяют четыре основные пропор­ции между линейными размерами бриллианта. В качестве базово­го размера круглого бриллианта принимается его диаметр по рун-дисту. Диаметр приравнивается к 100%. Тогда основными пропор­циями будут:

размер площадки в процентах, т.е. соотношение диаметра пло­щадки к диаметру бриллианта;

высота короны в процентах, т.е. соотношение высоты короны к диаметру бриллианта;

высота павильона в процентах, т.е. соотношение его высоты к диаметру бриллианта;

толщина рундиста в процентах, т.е. соотношение толщины рундиста к диаметру бриллианта.

Ранее при рассмотрении различных форм огранки было отме­чено, что существуют четыре типа круглой огранки, которые отно­сятся к классическим или идеальным, несмотря на то, что их про­порции и углы несколько отличаются (см. рис. 3.23). Отличия эти обусловлены тем, что вычисления оптимальных пропорций и уг­лов проводились для разных условий падения света. В этом неко­торым образом прослеживаются и традиции разных стран, связан­ные с восприятием бриллианта при падении света под разными углами. Если свет падает на бриллиант по нормали к площадке, т.е. под углом 0°, то сочетание блеска и игры света несколько луч­ше у бриллиантов огранки по Джонсону и Рёчу; если же свет пада­ет под углом 15° - 30° к нормали, то заметное преимущество имеет огранка Толковского. При угле падения, равном 45 °, заметное преимущество вновь имеет огранка Джонсона и Реча. Очевидно, что нельзя в пропорциях предусмотреть все возможные углы падения света. Поэтому каждый из четырех типов огранки имеет право на существование.

Интересно отметить, что еще раньше и независимо от всех тех, кто вычислял оптимальные пропорции бриллиантов, амстердам­ские и антверпенские огранщики опытным путем нашли эти про­порции для круглых бриллиантов, у которых сочетание блеска и игры света было лучше, чем у бриллиантов Толковского. Только после многочисленных измерений и оценок оптимальные значе­ния пропорции были как бы узаконены, а в 1938 г. этот тип огран­ки получил название «Отличная практическая огранка» [69]. По-

чти во всем диапазоне углов падения света эта огранка имеет пре­имущество перед другими типами огранки круглых бриллиантов. При незначительной корректировке пропорций и углов эта огран­ка получила название «Скандинавский стандарт» и взя­та за основу большинством стран как идеальная практическая огранка.

Пропорции и углы идеальной практической огранки круглых бриллиантов

На практике очень трудно огранить бриллиант так, чтобы все пропорции имели бы оптимальные значения. Нередко это обуслов­лено тем, что огранщику приходится «вырезать» пороки, лежащие на поверхности кристалла алмаза или вблизи нее, и при этом со­хранять максимально возможную массу бриллианта. Поэтому в настоящее время, как и в случае оценки цвета и дефектности, по рекомендации IDC (Высшего алмазного совета) приняты следую­щие классы пропорций при отклонении последних от оптималь­ных: «Средние до плохих», «Хорошие» и «Очень хорошие».

Для оперативного определения глубины низа круглого брилли­анта можно использовать эффект отражения рундиста или пло­щадки на грани низа. Здесь есть одна особенность, которую нужно всегда помнить: про просмотре бриллианта сверху необходимо со­средоточить внимание на калетте в площадке так, чтобы она была отчетливо видна как точка отсчета. При малой глубине павильона (примерно 35-38%) отражение рундиста четко просматривается че­рез площадку. Видимый эффект носит название «рыбий глаз». При глубине павильона, примерно равной 39-40%, отражение рундиста видно прямо внутри площадки в виде сплошного или слегка пре­рывистого крута. На рис. 3.45 показаны отражения площадки при различной глубине павильона.

Один и тот же по толщине рундист (например, 180 мкм) будет выглядеть как средний или нормальный у бриллианта среднего или крупного размера (диаметром 5-6 мм), но толстым или исключительно толстым у мелкого бриллианта (диаметром 2,3-2,5 мм). Тем не менее качественная оценка толщины рундиста широко используется при практической работе.

Толщина рундиста в определенной мере влияет как на. воспри­ятие бриллианта, так и на работу с бриллиантом при производстве ювелирных украшений. Например, при толстом и очень толстом рундистах цвет камня приобретает серый оттенок, что снижает группу цвета. При очень тонком рундисте появляется опасность его сколов при некоторых видах закрепки в ювелирных изделиях.

Измеряемые отклонения: отклонение от круглой формы; наклон площадки; смещение площадки; смещение калетты, шипа.

Верх (корона): асимметрия площадки; срезанные углы площадки; очень короткая грань у площадки; очень короткая грань у рундиста; неровные ребра парных клиньев; неровные клинья и грани; очень короткие парные клинья; грань «находит» на рундист; потеря грани.

Рундист: неравномерная толщина;частично очень тонкий; волнистый; легкая или заметная пористость; небольшая бахрома; значительная бахрома.

Низ (павильон): срезанный верхний угол грани; очень короткая грань; очень короткие клинья; клинья неравномерной длины; неравномерные грани и клинья; дополнительная грань.

Калетта (шип):

поврежденная; слишком большая, грубая; слишком большая, полированная; аномально большая (> 4%)

 

 

Иные дефекты: открытые следы удара, грубо обработанные участки, следы подгара и полировки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...