Прочитайте текст и выполните задания 20-25
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 (1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов… (5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? (7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. (15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
20. Какое из высказываний может служить аргументом к мысли, выраженной в предложениях 7 – 10? 1) Когда бьют по одному честному лицу – все честные лица должны испытывать боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства. (Л.Н. Андреев) 2) Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям. (В.Г. Короленко) 3) Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. (Л.Н. Толстой) 4) Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих. (И.А. Бунин)
21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7 – 14? 1) описание 2) рассуждение и описание 3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание
22. Укажите предложение, в котором используются синонимы. 1) 1 2) 10 3) 11 4) 19
23. Среди предложений 5 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24. «Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как А __________ (предложение 13), Б __________ («слово, дано было слово» в предложении 23), В __________ (предложения 21 – 22), и такого синтаксического средства, как Г __________ (например, предложение 6)».
Список терминов: 1) развёрнутая метафора 2) цитирование 3) ирония 4) лексический повтор 5) эпитеты 6) литота 7) жаргонизм 8) сравнительный оборот 9) риторический вопрос
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 5 Прочитайте текст и выполните задания 1-3 (1)Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. (2)Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (3)(……) вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. 2) В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит. 3) Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха. 4) Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово. Именно Вместе с этим Особенно Эта Также
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗКА.Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Связка, -и, ж. 1.Несколько однородных предметов, связанных вместе. Связка ключей. 2. Плотное тканевое волокнистое образование, соединяющие отдельные части скелета, отдельные органы. Мышечные связки. 3. Группа движущихся друг за другом людей, соединившихся верёвкой для страховки. Идти в одной связке с кем –н.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово. аэропОрты воссоздАла жалюзИ ободралА откУпорит
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами и входят в состав многих красок. Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧНОЙ своей приятельнице. Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ? ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно ШЕСТЬСТАМИ учебниками ты ЛАЗАЙ спелых АБРИКОСОВ ЖЁСТЧЕ дерева пара ЧУЛОК
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. парад..ксальный в..стибюль ав..нгард возг..рание безотл..гательный
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. пр..следовать, пр..винтить бе..крайний, ни..падающий под..тожить, дез..нформация сверх..нтересный, раз..скать о..гадать, по..твердить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Имень..це Вдумч..вый толщ..на одол..вать подраг..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. независ..мый помож..шь верт..шь провод..шь встрет..шь
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово. (Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа. Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются. Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова.
(Не) решённый до сих пор вопрос снова включён в повестку дня. Мост (не)построен.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Надо много читать, ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, ПРИ(ЧЁМ) выбор книги для чтения – большое искусство. ЧТО(БЫ) быть до конца честным, скажу: меня ТАК(ЖЕ) мало радует твой выигрыш, как огорчил бы проигрыш. ЧТО(БЫ) мне ни говорили, я всё равно осмотрел сарай, а ТАК(ЖЕ) чердак и подвал старого бабушкиного дома. Ты всегда исчезаешь ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появляешься, и ПО(ЭТОМУ) я дорожу каждой минутой свидания с тобой. Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии. 2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках. 3) На улице весь декабрь то снег то дождь… 4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре. 5) Солнце пригревало совсем по-летнему () и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|