Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б. Материальные потребности




 

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, со­циальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выде­лял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением челове­ка в обществе, видом деятельности. Одна норма для шах­тера, другая - для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля и т. д. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной дея­тельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восста­новления здоровья, условия физического и интеллекту­ального развития. Все вместе взятые материальные по­требности и способы их удовлетворения определяют уро­вень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каж­дой страны, каждого региона и каждой семьи и выража­ются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.

Во всех случаях существует верхняя и нижняя планка удовлетворения материальных потребностей. Так, про­житочный минимум в России в 1996 г. равнялся примерно 600 тыс. рублей в месяц на одного человека. Эта цифра варьировалась в различных регионах России от 1 млн. рублей в месяц до 280 тыс. руб. в зависимости от клима­тических зон и экономических условий регионов, от уровня инфляции и др. В Москве прожиточный уровень в начале 1998 г. составлял 800 рублей на человека, в 1999 г - 1800 рублей, т. е. повысился более, чем в 2 раза за один год А как обстоит дело с прожиточным минимумом в об­ществе "массового потребления", в частности, в США?

Годовой доход в бедной американской семье на душу 33 тыс. долларов в год или 280 долларов в месяц. Но там по сравнению с Россией выше и расходы. Налоги в аме­риканской семье составляют примерно 10% дохода, плата за жилье 180-250 долларов в месяц - примерно 40% дохо­да, выплата кредитов 90 долларов в месяц - 20% дохода. Поездка на метро в один конец - 1 доллар 10 центов, в ав­тобусе - от 60 центов до 3 долларов, на питание - 30 дол­ларов на человека в месяц (такую сумму американец тра­тит на стрижку любимой собаки), хлеб 1 кг. - 1 доллар 95 центов, говядина 1 кг. - 9 долларов, молоко - 60 центов за 1 литр и т. д.

Следует отметить, что американский доллар значи­тельно дороже в России, чем в США. Так, при стоимости оного доллара в России 24 рубля нам бы пришлось пла­тить за 1 кг. говядины 9X24= 216 рублей, но мы все-таки платим меньше. Преодоление низшей планки уровня жиз­ни превращает человека в нищего, в изгоя общества, пре­одоление высшей планки превращает человека в жирного кота, лишенного способности социальной ориентации, для него накопление материальных ценностей - жилья, денег, мебели, одежды, недвижимого имущества - превра­щается в самоцель и смысл жизни. Наиболее мерзким про­явлением этой тенденции смысла жизни является алчность -когда во имя увеличения собственности человек готов со­вершить любое преступление.

Увеличение численности двух противоположных слоев общества - бедных и богатых - признак не­справедливости общественного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн. ожирев­ших от пресыщения материальными благами и 500 млн. человек голодающих. Ни один сознательный человек не должен оставаться равнодушным к этой несправедли­вости.

Но что такое богатство и какую роль оно должно иг­рать в определении смысла жизни?

Принято считать, что богатство всегда представляет вещную, легко отчуждаемую от человека форму, цель материального производства, овеществленный резуль­тат от деятельности. Но такое представление о бо­гатстве не исчерпывает его содержания и может ввести в заблуждение при определении его роли в образе жиз­ни. А эта роль в зависимости от того, понималось ли богатство как самоцель в жизни или как средство более возвышенной деятельности в различных общественно-экономических формациях изменялось, обретая новое звучание. Исследуя этот вопрос в "Экономических ру­кописях 1858-1859 г.", Маркс отмечал, что в древнем обществе богатство не является самоцелью, исследо­вался всегда вопрос, какая форма собственности обес­печивает государству наилучших граждан. Богатство как самоцель выступает лишь у немногих торговых на­родов (у евреев средневекового общества). Поэтому древнее воззрение, согласно которому человек всегда выступает как цель производства, кажется куда возвы­шеннее по сравнению с современным миром, где произ­водство выступает как цель человека, а богатство как цель производства.

И далее Маркс дает расширительную глубоко гумани­стическую трактовку богатства. "На самом же деле, если отбросить ограниченную буржуазную форму... чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной природы?

Чем иным является богатство, как не абсолютным вы­явлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего истори­ческого развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч.1, стр. 476).

Из сказанного выше можно делать вывод: вещественное богатство (продукты питания, жилища, одежда, день­ги, автомобиль, средства связи и информации и др.) тогда являются гуманистической ценностью, когда они рас­сматриваются как средство всестороннего гармоническо­го развития личности, но не как самоцель. По сравнению с вещественным богатством как самоцелью и смыслом жизни, всестороннее развитие личности имеет то пре­имущество, что оно неотчуждаемо и как таковое может быть использовано в различных изменяющихся обстоя­тельствах без ущерба престижу личности в обществе. На­оборот, неразвитость индивида, односторонняя профес­сиональная специализация может оказаться невостребо­ванной на поворотных этапах общественного развития.

Вместе с тем, накопительство богатства как самоцель заслуживает упрека лишь в том случае, когда оно проис­ходит на фоне прогрессирующего обнищания окружаю­щих людей или с использованием наемного труда. Тут уместна поговорка: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Такого человека можно пожалеть, но уважать - вряд ли.

 

В. Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потреб­ностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разу­меющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности иг­рают второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потреб­ностей играют определяющую роль. На заре возникнове­ния человека, для обуздания зоологического индивидуа­лизма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зве­ря, четко понимали различия между "своими" и "чу­жими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - цент­ральная сфера проявления сущностных сил человека, пер­вое необходимое условие реализации всех остальных по­требностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все прояв­ления социальных потребностей, мы будем классифици­ровать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.

Потребности для других - это потребности, выра­жающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее кон­центрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодо­левая вечный эгоистический принцип "для себя". Приме­ром потребности "для других" может служить герой рас­сказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда боль­ше удовольствия стараться для кого-то, нежели для са­мого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбож­но эксплуатировали, обманывали, обирали" (Ю. Нагибин. Переулки моего детства. М. Современник, 1971,стр. 125-127).

Потребность "для себя": потребность самоутверж­дения в обществе, потребность самореализации, потреб­ность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. По­требности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для дру­гих", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для дру­гих". Об этом единстве и взаимопроникновении противо­положностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противопо­ложных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потреб­ностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание да­же на самое значительное место "для себя" легче реализо­вать, если при этом по возможности не задевать притяза­ния других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в кото­рых содержится некоторая компенсация "для других" - тех, кто претендует на то же место, но может довольство­ваться и меньшим..." (Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990, стр. 128).

Потребности "вместе с другими". Группа потребно­стей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, по­требность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического ре­жима.

Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта по­требность носила всеобщий характер.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребно­стей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.

 

Г. Духовные потребности

 

Как мы отмечали выше, любая потребность характе­ризуется направленностью на какой-либо предмет, по­буждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, матери­альная потребность имеет своим предметом материаль­ные средства удовлетворения всех потребностей, соци­альная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность? Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. На­пример, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти дей­ствия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность. Хорошо писал об этом С. Булгаков. "Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом. Идеал в этом смысле - превращение человека в животное" (Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 1990. С. 282).

Для объяснения феномена духовности необходимо ис­пользовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь при­менительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседнев­ного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на но­вый виток свободы.

Духовность - трансценденция сознания за пределы по­вседневного бытия до высоты религиозного чувства, эсте­тического миропереживания, всеобъемлющего философ­ского постижения мира (Жить разумно, значит, по Канту, постоянно преодолевать себя, свое жизненное состояние. "Итак, чувствовать, что жи­вешь, наслаждаться жизнью - значит лишь постоянно чувство­вать потребность выйти из данного состояния (которое, следо­вательно, должно быть столь же часто возвращающимся стра­данием) (Кант. Соч. Т. 6, с. 475)).

Характеризуя религию, Маркс писал: "Религия есть с самого начала сознание трансцендентности, возникающее из действительной зависимости" (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75).

Следует заметить, что как религиозная, так и светская духовность возникают и функционируют на общей почве сознательного стремления к возвышенному как к такой высоте, на которой человек чувствовал бы себя в меньшей зависимости от повседневных нужд и страданий. Но гра­ницы и конечные цели подобного возвышения могут быть разными.

Таким образом, духовность - это стремление преодо­леть себя в своем сознании, достичь высоких целей, сле­довать личному и общественному идеалу, общечеловече­ским ценностям. Духовность проявляется также в стрем­лении к прекрасному, к созерцанию природы, к классиче­ским произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Существует такое понятие: "твердость духа". Так го­ворят о человеке, последовательно осуществляющем од­нажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует пе­ред трудностями, не впадет в панику перед сложными жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед де­нежными посулами взамен его чести и достоинства, не будет менять своих убеждений по конъюнктурным сооб­ражениям. Все свои поступки он будет совершать по кри­териям чести, справедливости, истины. Нет более благо­родной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твер­дости духа, ибо это наиболее верный путь к обретению смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и вре­менных неудач. Духовность - самое ценное богатство че­ловека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными уси­лиями. Только духовно богатый человек способен на ис­тинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, свя­зующую мужчину и женщину брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом - бездуховностью. Безду­ховность - это сознание, не выходящее за пределы утили­тарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительства, удовлетво­рения биологических потребностей и вещизма.

Такое сознание присуще людям без высоких жизнен­ных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное нако­пительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, лю­бителям сиюминутного счастья, "прожигателям жизни".

Бездуховность - одна из главных причин потери чело­веческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизма; проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек - это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия. Из приведенного анализа феномена духовности следу­ет, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индиви­дуальной жизни лишь при наличии развитых волевых ка­честв индивида, его способности направлять свою жиз­ненную энергию в определенном направлении, а безду­ховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесха­рактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности, при определенных об­стоятельствах они могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Свидетельством тому - многие собы­тия из нашей отечественной истории и, в частности, в Чечне.

Таким образом, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, чело­век обогащает свое сознание внутренней энергией, кото­рая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится ду­хом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь к себе подобными. Дух ломает физиологиче­ские перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству, к интегра­ции многообразия в единую целостность.

Формируясь за пределами индивидуального сознания, дух образует поле объективного взаимодействия индиви­дуальных сознаний - своеобразных центров воплощения духа. В этом смысле можно говорить о духе народа (Обширные исследования о "народном духе" содержатся в трудах немецких социальных психологов XIX - начала XX в. Вундта В., Лариуса Марица, Штейнталя Хеймана. См. Вундт В. Очерки психологии. М. 1913 г., Введение в психологию. М. 1912 и др.). Вот как определял дух народа Гегель: "Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем госу­дарственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело, это есть этот народ" (Гегель Г. Соч., т. VIII, стр. 71).

Сила духа возрастает по мере освобождения его от отягощения материей. При этом дух не только лишает­ся опоры в материальной субстанции, он выходит за пределы сознания, приобретает символический харак­тер, теряет пространственно-временные координаты бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художествен­ное творчество, религия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...