Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) Эмоциональное поведение





С 3 месяцев эмоциональные реакции младенца приобретает все более произвольный и разнообразный характер. Западные психологи описывают следующий набор эмоциональных реакций, наблюдаемый у младенцев после 3—4 месяцев: а) «удивление в ответ на неожиданность» — торможение двигательной активности и снижение сердечного ритма в ответ на неожиданное явление; б) тревожные реакции на состояния физиологического дискомфорта (боль, холод и голод) — усиление двигательной активности, сопровождающейся закрыванием глаз, учащением сердечного ритма и плачем; в) реакция расслабления в ответ на удовлетворение потребности — снижение мышечного тонуса и закрывание глаз; г) «комплекс оживления», возникающий при виде лица близкого человека (на небольшом расстоянии — 30—40 см) в сочетании с обращенной к нему речью, интонационно любовно окрашенной. Эта эмоциональная реакция наиболее хорошо известна педиатрам и детским невропатологам. Она проявляется в улыбке, радостных вокализациях, повышении двигательной активности. Около 8 месяцев возникает еше одна эмоциональная реакция: страх при встрече с незнакомым человеком (или явлением) — испуганное выражение лица, губы поджаты, глаза расширены, брови подняты. В этом же возрасте появляется эмоция «гнева, вызванного разочарованием», в виде сопротивления и плача, возникающая при прерывании какого-либо занятия малыша или исчезновении из поля зрения интересующего его объекта.

 

 

В) Познавательная активность

Познавательная или исследовательская активность, с одной стороны, это раннее проявление познавательной мотивации. С другой — она создает младенцу оптимальные условия для познания окружающего его мира и утоления сенсорного голода, то есть поддержания адекватного уровня сенсорной стимуляции. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что сенсорная стимуляция церебральных центров способствует созреванию нейронов и миелинизации проводящих путей.



В раннем возрасте познавательная активность проявляется в длительности непрерывной фиксации взора на заинтересовавшем ребенка объекте. Иначе говоря, устойчивость непроизвольного внимания в этот период — показатель познавательного потенциала младенца и прогностически значимый признак для интеллектуального развития в дошкольном и младшем школь­ном возрасте.

Другое проявление исследовательского поведения — предметно-манипуля-тивная игра, преобладающая из форм активности на первом году жизни. Младенец разглядывает, ощупывает предметы, тянет их в рот, кидает их. Примерно к 7—8 месяцам у него складываются элементарные формы представлений — так называемая «константность представления о предмете». Он продолжает помнить о существовании предмета некоторое время после исчезновения его из поля своего зрения. Отыскивает игрушку, спрятанную на его глазах. Мир, окружающий ребенка, становится более предсказуемым и структурированным. Константность представления о предметах является предпосылкой для образования смысловой связи между их наименованием, услышанным от взрослых, и соответствующими образами, то есть основой для формирования пассивного словаря.

 

Показатели психической зрелости на втором году жизни

А) Коммуникативное поведение

На втором году жизни общение ребенка приобретает более содержательный в деловом отношении характер: появляется ситуативно-деловая, в терминологии М. И. Лисиной, форма общения, которую, с нашей точки зрения, уместнее было бы назвать «личностно-деловой». Совместная деятельность с эмоционально близким взрослым становится более разнообразной, содержательной и индивидуализированной. Однако при этом сохраняется высокая значимость ситуативно-личностной (непосредственно эмоциональной) формы общения. Диалог со взрослым носит отчетливо реципрокный (взаимововлеченный, согласованный) характер. Процесс взаимодействия со значимым взрослым (творческая игра или совместное конструирование) ребенок сопровождает короткими коммуникативными эпизодами (или коммуникативными циклами, в терминологии западных авторов). Инициируя общение (вербальное или невербальное), он на короткое время открывает (взгляд в глаза, затем на игрушку, словесная реплика или вокализация) и закрывает эти циклы (возвращается к совместной или индивидуальной практической деятельности). По данным психологов, количество этих циклов на протяжении завершенного в смысловом отношении эпизода игры или совместной деятельности меняется с возрастом: 10—15 циклов к 12—16 месяцам, 20—30 циклов — к 2 годам. Обще­ние со сверстниками эмоционально окрашено положительно, но еще мало­продуктивно и весьма формально.

Б) Эмоциональное поведение

На втором году жизни у здорового ребенка преобладает эмоционально положительный фон настроения. Однако он весьма непостоянен и легко может смениться на противоположный, если для этого есть причины. При нормализации ситуации настроение также быстро нормализуется. Значительно расширяется репертуар эмоциональных реакций на события, происходящие в жизни ребенка.

В) Познавательная сфера

На втором году жизни познавательное развитие происходит преимущественно в сфере предметной деятельности. Ребенок осваивает элементарные стратегии продуктивной, целенаправленной деятельности, построенные на основе универсального алгоритма, описанного еще Дж. Миллером, Ю. Галантером и К. Прибрамом, а позднее, с нейропсихологических позиций, А. Р. Лурия. В структуре деятельности малыша появляется еще незрелая ориентировочная фаза действия и элементарные формы самоконтроля. Основная стратегия продуктивной деятельности — стратегия проб и ошибок. Развивается наглядно-действенное мышление, появляется ориентация на них в практической деятельности.

Г) Игровая деятельность

Игра как ведущий тип деятельности становится в этом возрасте весьма информативным показателем развития игрового поведения, фантазии, воображения, но и познавательных способностей тоже. С первых месяцев второго года жизни можно обнаружить развитие двух видов игровой деятельности: а) символическую игру и б) предметно-практическую игру. В современной западной психологии начало развития символической игры относят к возрасту 1 год 3 месяца— 1 год 4 месяца. Ее основные проявления — действия «понарошку» с предметом (бытовым или его игрушечным аналогом) или без него. Средством сим­волизации в этом случае становится характер действия, совершаемого ребенком, имитирующего функционально адекватное действие взрослых. Можно выделить 3 этапа в процессе развития этого вида игры: сначала, например, малыш пустой ложкой как бы ест сам, на следующем этапе кормит кого-то из взрослых, на третьем этапе — куклу или игрушечную зверушку. Последнее — это одновременно начало развития элементарных форм сюжетной игры (обыч­но во второй половине 3-го года жизни).

В предметно-практической игре ребенок овладевает функционально адекватными действиями с бытовыми или игровыми предметами. В процессе этого вида деятельности формируются бытовые или конструктивные навыки. В методической литературе по дошкольной педагогике этот вид игры называ­ется предметно-отобразительной игрой.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.