Часть первая. Введение
Стефаненко Т. Этнопсихология
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ЗЕРКАЛЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ 11
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА I ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 12
1.1. Этнический парадокс современности 12
1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 13
1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности 15
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 18
2.1. Что такое этнос? 18
2.2. Культура как психологическое понятие. 20
2.3. Что такое этнопсихология? 22
Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ 27
ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 27
1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 27
1.2. Изучение психологии народов в Германии и России ' 28
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания 31
1.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 32
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 35
2.1. Конфигурации культур 35
2.2. Базовая и модальная личность 36
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии 38
ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 41
3.1. Первые эмпирические исследования в общей психологии 41
3.2. Немного о тестах интеллекта 42
3.3. Зрительные иллюзии 44
3.4. Цвет: кодирование и категоризация 46
ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 50
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм 50
4.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. 51
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 54
Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ 58
ГЛАВА I ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 58
1.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 58
1.2. Этнография детства 61
1.3. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования 64
1.4. Отрочество и «переход в мир взрослых» 69
ГЛАВА II ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 74
2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность? 74
2.2. Национальный характер или ментальность? 77
2.3. Проблема нормы и патологии 82
ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 86
3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии 86
3.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89
3.3. Экспрессивное поведение и культура 92
3.4. Межкулътпурные различия в каузальной атрибуции 96
ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 101
4.1. Регулятивная функция культуры 101
4.2. Индивидуализм и коллективизм 103
4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля 108
4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 111
Часть 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 115
Глава 1. Межэтнические отношения и когнитивные процессы 115
1.1. Отношения межгрупповые и межличностные 115
1.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 117
1.3. Социальная и этническая идентичность 119
1.4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности 120
Глава 2. Развитие и трансформация этнической идентичности 124
2.1. Этапы становления этнической идентичности 124
2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности 126
2.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 127
2.4. Проблема изменения этнической идентичности 128
2.5. Модель двух измерений этнической идентичности 131
Глава 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях 135
3.1. ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 135
3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства 137
3.3. Этнические стереотипы: проблема истинности 139
3.4. Этнические стереотипы и механизм стереотипизации 141
3.5. Социальная каузальная атрибуция 142
Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования 146
4.1. Определение и классификации этнических конфликтов 146
4.2. Этнические конфликты: как они возникают 148
4.3. Этнические конфликты: как они протекают 152
4.4 Урегулирование этнических конфликтов 155
Глава 5. Адаптация к новой культурной среде 159
5.1. Адаптация. Аккультурация. Приспособление 159
5.2. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 160
5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде 162
5.4. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 165
5.5. Подготовка к межкультурному вза имодействию 166
5.6. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности 168
Литература 171
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии и представ ляет собой дополненное и исправленное издание учебного пособия, выпущенного факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова крайне ограниченным тиражом в 1998 г. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представляя вниманию читателя этот учебник, я прежде всего хотела бы, чтобы студенты открыли для себя этнопсихологию как междисциплинарную область знания, изучающую психологические особенности человека в единстве общечеловеческого и культурно-специфичного, чтобы они осознали, что этнопсихологические знания помогают взаимопониманию людей из разных социальных и культурных систем, и следовательно, способствуют разрешению сверхзадачи, стоящей перед человечеством, – задачи его выживания.
Нет необходимости доказывать, что процесс общения в многонациональном государстве, тем более в государстве, где межэтнические конфликты стали, к сожалению, повседневной реальностью, должен строиться с учетом этнопсихологического фактора. Поэтому главной целью учебника является повышение компетентности студентов в области этнопсихологии и на этой основе их подготовка к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Однако я не стремилась к тому, чтобы изложить как можно больше концепций и теорий, тем более, что этнопсихологию нельзя считать дисциплиной с устоявшейся методологией, методами исследования и даже терминологией. Во-первых, мне хотелось, чтобы будущие психологи, осознали, что представители других культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться от соплеменников, чтобы поведение «чужаков» не воспринималось ими странным и диким, а ценности и нормы чужой культуры не вызывали у них шок. Во-вторых, чтобы именно это осознание позволило им не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов, сформировать толерантность к культурам самых разных этнических общностей. И в-третьих, чтобы знакомство с этнопсихологическими аспектами культуры чужих народов привело их к лучшему пониманию народа, по отношению к которому они осознают свою принадлежность. Можно только присоединиться к мнению Маргарет Мид, отметившей, что «...как путешественник, единожды вышедший из дома, мудрее человека, никогда не переступавшего собственного порога, так и знание об иной культуре должно обострить нашу способность исследовать с большей настойчивостью, оценивать с большей симпатией собственную» (Мид, 1988, с. 95).
При разработке концепции учебника были проанализированы зарубежные руководства по этнопсихологии, межкультурной коммуникации, психологической антропологии и использован многолетний опыт чтения курса лекций по этнопсихологии на факультете психологии и историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, а также в других вузах Москвы.
Интегративный подход к этнопсихологии как к междисциплинарной области знания, а не как к субдисциплине какой-либо одной науки (общей, возрастной или социальной психологии, этнологии или культурной антропологии) позволил, как мне кажется, сохранить целостность изложения материала. В то же время я отдаю себе отчет в том, что небольшой учебник не может охватить всей этнопсихологической проблематики. Его следует рассматривать не как полное изложение науки этнопсихологии, ее принципов и изучаемых ею фактических данных и закономерностей, а лишь в качестве элементарного введения в науку, первого путеводителя по ее не вполне еще разведанным областям.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: