Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические усовершенствования и изобретения.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
УНИВЕРСИТЕТ

Яснитский Н.А.

 

 

Новая история

Курс лекций

Часть I

Страны Европы и Америки в XVII в.

 

Москва 2013

 

Яснитский Николай Анатольевич – к.и.н., доцент МГОУ

 

Рецензенты: Рязанов А.И., к.и.н., доцент МГОУ

Шелудченко Н.П., к.и.н., доцент МГОУ

Рекомендовано кафедрой новой, новейшей

истории и методологии МГОУ

 

 

Яснитский Н.А. Новая история: Курс лекций. – Часть I.- М.: МГОУ, 2013. – 112 с.

 

 

Курс лекций разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

 

Содержание

 

Введение 4

 

Тема 1.Англия в начале XYII века. Особенности развития 14

Тема 2. Революция и гражданская война в Англии 25

Тема 3. Английская республика 39

Тема 4. Франция в XYII веке 53

Тема 5. Испания в первой XYII веке 58

Тема № 6. Голландия в XYII веке 68

Тема 7. Протекторат. Реставрация монархии в Англии 76

Тема 8. Германские государства в XVII-XVIII вв 82

Тема 9. Австрия в XVII в. Борьба с Османской империей 88

Тема 10. Англия в конце XYII в. «Славная революция» 94

Тема 11. Франция во второй половине XVII в 100

Тема 12. Английские и французские колонии в Новом свете 106

 

Предлагаемый курс лекций посвящен истории стран Европы и Америки в Новое время. Изучение каждой из стран начинается с анализа экономических процессов, что позволяет выявить причины и закономерности внутриполитических и внешнеполитических событий. Особое внимание уделено выявлению общих и своеобразных черт в развитии стран Европы и Америки.

Курс лекций не охватывает историю всех стран в эпоху Нового времени, здесь изложены наиболее важные проблемы истории тех стран, что играли наиболее важную роль в этот период. Это обстоятельство для полного освоения курса предполагает и самостоятельную работу студентов с программой, учебниками, рекомендованной литературой и источниками для уточнения и углубления знаний.

Введение.

Понятие «Новая история» появилось в эпоху Возрождения, так как историки гуманисты делили всю историю на древнюю, среднюю и новую (современную им). Это понятие утвердилось в исторической науке и принято и в наши дни с добавлением истории «новейшего времени». Однако, единых общепринятых взглядов, как на сущность, так и на периодизацию «новой истории» (истории Нового времени) в современной исторической науке нет. Все зависит от подходов в понимании сущности исторического процесса.

В настоящее время наиболее распространены два подхода в понимании исторического процесса и, соответственно, к изучению истории: унитарно-стадиальный и плюрально-циклический.

Согласно первому подходу, исторический процесс - это единый (от лат. unitas – единство), целостный процесс развития всего человеческого общества, причем этот процесс разделяется на определенные «стадии развития».

Среди таких «стадиальных» теорий целостного развития, наиболее известной и признанной является марксистская теория общественно-экономических формаций. Согласно этой «формационной» теории исторический процесс состоит из таких «стадий» или формаций как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

В соответствии с этой теорией, сущностью «нового времени» является возникновение и развитие капиталистической формации. Поэтому и начало нового времени связывают как с развитием тех элементов, которые и определяют основу формации: производительные силы, изменения в производственных отношениях, так и с первыми буржуазными революциями, в ходе которых новые капиталистические отношения утвердились. Однако, хотя первые предприятия капиталистического характера появляются в Европе в итальянских городах в XIY – XY веках, а первая буржуазная революция произошла в Нидерландах в XYI веке, рубежом, отделяющим средние века от нового времени, в советской исторической литературе принято считать английскую буржуазную революцию середины XYII века.

Историки марксисты, сторонники формационной теории, объясняют это целым рядом обстоятельств.

1. английская революция, в отличие от Нидерландской, была революцией европейского масштаба (т.е. после нее в развитие по капиталистическому пути были вовлечены в большей или меньшей степени все страны Европы).

2. Идеологическая борьба времен английской революции оказала решающую роль на особенности формирования того идейно-культурного движения, которое было названо эпохой Просвещения.

3. События английской революции способствовали созданию благоприятных условий для возникновения соответствующих капитализму технической основы и основных классов, т.е. промышленному перевороту, который начался именно в Англии во второй половине XYIII века.

Верхним хронологическим рубежом нового времени и началом периода новейшего времени, согласно формационной теории, являются события Октябрьской революции в России, поскольку это был переход к социализму – первой фазе новой общественно-экономической формации – коммунистической.

В рамках нового времени, согласно этой теории, выделяют 2 периода. Первый – от английской революции XYII века до конца 60-х годов XIX века – период утверждения и победы буржуазных отношений в Европе и Северной Америке. Второй – от Парижской Коммуны до Октябрьской революции и создания советского государства – период возрастания противоречий буржуазного общества и его кризиса.

Иные подходы, которые можно отнести к «стадиальным» теориям, сводятся к тому, что определенными стадиями в развитии общества являются:

- изменения в религиозных представлениях, т.е. кризис католицизма и начало Реформации являются причиной появления эпохи Нового времени,

- политические изменения, порожденные изменением отношений между королевской властью и сословиями.

Сущность плюрально-циклического (от лат. pluralis– множественный) подхода заключается в том, что единого, целостного исторического процесса нет, что в истории существовали и существуют совершенно самостоятельные «образования» - «цивилизации», каждая из которых имеет свою собственную историю возникновения, развития и гибели. В результате, вся история человечества является бесконечным повторением множества сходных процессов внутри «цивилизаций» и исторический процесс представляет собой чередование одинаковых циклов, в связи с этим наиболее известные теории, основанные на таком подходе, именуют иногда и «цивилизационными».

Теорий, основанных на этом подходе достаточно много, авторами наиболее известных являются Г. Риккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бэгби, К. Квингли, П. Хантингтон, Л.Н. Гумилев. Общим для всех этих теорий является утверждение, что деление истории на античную (древнюю), средневековую и новую, относится исключительно к истории Западной Европы и неприменимо к истории остальных регионов. Согласно этим теориям, каждый из этих периодов представляет собой либо отдельную цивилизацию, либо это внутреннее деление присущее лишь одной европейской цивилизации.

Различие между упомянутыми цивилизационными теориями состоит, главным образом, в определении

- сущности цивилизации,

- причин возникновения цивилизации,

- главных признаков цивилизации.

Так, Г. Риккерт отождествлял цивилизацию и культуру, О.Шпенглер считал цивилизацию высшим периодом развития культуры и, одновременно, последним перед гибелью. Н.Я. Данилевский, также отождествляя культуру и цивилизацию, все же считал, что культура проявляется в 4-х видах деятельности цивилизации: религиозной, культурной, политической и социально-экономической. По его мнению, были цивилизации, развивавшиеся на основе одного вида деятельности, были и цивилизации, развивавшиеся по двум направлениям, и только славянская цивилизация - по всем четырем. А. Тойнби, рассматривая причины возникновения цивилизаций и их развития, главными факторами считает необходимость борьбы с неблагоприятными природными условиями и развитием религиозных представлений,

Оба рассмотренных подхода, как унитарно-стадиальный, так и плюрально-циклический, имеют как достоинства, так и недостатки. Главным достоинством самой распространенной из стадиальных теорий -формационной теории (другие «стадиальные» теории ввиду их меньшей распространенности мы здесь не рассматриваем) является возможность классифицировать типы обществ, т.е. определять то общее, что присуще всем обществам, обладающим данной социально-экономической структурой (системой производственных отношений). Поскольку производственные отношения материальны и существуют объективно, то и законы, по которым действует система производственных отношений (социально-экономическая структура) также объективны, т.е. не зависят от сознания и воли людей, живущих в данных системах производственных отношений. Формационная теория позволяет определить и выявить эти законы, как для каждой формации, так и для мирового исторического процесса в целом. Это, в свою очередь, позволяет определить, как зарождается та или иная формация и каким образом происходит смена формаций.

К недостаткам формационной теории, вероятно, следует отнести то, что отыскать в реальной истории формации в чистом виде не удавалось, поскольку не существует капиталистическое общество «вообще», а есть конкретное английское, французское, итальянское и т.д. Это обстоятельство вызвало сомнение в существовании формаций в реальности, и некоторые историки объявили формации лишь «умственными конструкциями». На самом деле формации существуют, но проявляются лишь в действии присущих данной формации законов развития. К недостаткам формационной теории, вероятно, следует отнести и то, что не все общества укладываются в рамки формационной теории, как например, общества некоторых стран древнего Востока. Кроме того, не все современные историки согласны со стремлением объяснять причины процессов в обществе классовой борьбой, ссылаясь при этом на то, что классы представляют собой часть социальной, а не политической структуры общества, что в реальных событиях действуют не классы, а именно политические структуры: этнические, конфессиональные движения, политические группировки и партии. Еще одним недостатком формационной теории считают стремление преувеличить значение революций как основного способа движения общества вперед и считают, что в действительности, основной и наиболее распространенной формой прогресса является эволюция.

Главным достоинством «цивилизационных» теорий считается «многофакторный подход», т.е. стремление рассматривать в качестве причин процессов и событий совокупность как разных проявлений свойственных жизни общества (от религиозных, культурных, политических и социальных), так и природно-климатических. К недостаткам, вероятно, следует отнести недостаточную теоретическую основу некоторых теорий, разные подходы к пониманию сущности самого понятия «цивилизации» и их особенностей и, в результате, отсутствие единой общепринятой классификации цивилизаций и их периодизации.

В последнее время в исторической литературе предпринимаются попытки совместить оба рассмотренных подхода. Эти попытки вызывают разные оценки, от категорического отрицания, до осторожного одобрения. И все же, учитывая, что большинство современных учебников истории Нового времени построены именно на такой основе, мы также будем стараться совместить оба подхода.

Периодизация Нового времени, согласно такому подходу, следующая:

1 период - от зарождения новой европейской цивилизации (XVI-XVII вв.) до ее распространения и преобладания в Европе и Северной Америке (60-е годы XIX века),

2 период – от преобладания новой цивилизации В Европе и Северной Америке, до начала ее мирового кризиса (до окончания Первой мировой войны).

К причинам появления цивилизации Нового времени обычно относят:

1. Последствия технических усовершенствований и изобретений.

2. Экономические последствия открытия Нового Света (революция цен, специализация стран, резкое ускорение развития товарно-денежного хозяйства).

3. Социальные изменения как последствия экономических процессов.

Технические усовершенствования и изобретения.

Техника (совокупность исторически развивающихся орудий и навыков производства) - то, благодаря чему человек

1. облегчает труд и

2. получает возможность производить больше изделий за то же самое время.

Технические усовершенствования происходили постепенно всегда, но в средние века в условиях ремесленного производства в городских объединениях ремесленников (цеха) усовершенствования и изобретения не приветствовались, т.к. это приводило к дополнительному доходу без дополнительного труда, что нарушало «равенство» ремесленников и расценивалось как мошенничество. Кроме того, усовершенствования зачастую ухудшали качество изделий, по сравнению с ручным трудом (дурная слава) и применявшие усовершенствования ремесленники могли снижать цену изделий, что было невыгодно всем ремесленникам данного города. В результате, в средние века технические усовершенствования появлялись там, где не существовало цеховых объединений ввиду самого характера труда, удаленности от города и необходимых природных условий (вода ручьев или рек): в горнодобывающих отраслях и сопутствующих ей металлургии и металлообработке.

Горнорудные технические усовершенствования – это различные приспособления для откачивания воды - преодоления главной беды при горных разработках в условиях шахт или для поднятия добытой руды, т.к. глубины шахт достигали 200-300 м (максимум 800 м). Примеры изобретений на основе силы «падающей» воды и «верхнебойного» колеса с лопастями (в античности и средневековье использовались «нижнебойные» колеса, т.е. колеса с опускаемыми в воду лопастями, которые вращались силой течения):

- помпа – водяное колесо, с помощью которого наматывали веревки на барабан и понимали руду или воду в кожаных мешках с больших глубин,

- с 2-3 м поднимали с помощью конной тяги,

- дробление руды производили с помощью механических молотов двигавшихся опять таки водяными колесами.

- прессы, прокатные станы, волочильные и сверлильные механизмы (для получения проволоки, оружия и т.д.),

- доменная печь, печь увеличенных размеров, где применялся уголь вместо дров (давало большую температуру), загрузка угля с помощью опять таки силы падающей воды и колеса, промывка (обогащение руды).

Последствия технических усовершенствований и изобретений:

- Резкое увеличение доходности горнодобывающих отраслей,

- Распространение данных технических новинок и в других отраслях, но где нет цеховых ограничений, особенно в сукноделии.

- Увеличение доходности связанных с сукноделием занятием – разведение овец ради получения исходного сырья – шерсти.

- Первые попытки «сгона» крестьян с земли и разведение на этой земле овец.

- Дополнительная выгода – массы «безземельных» крестьян готовы прясть шерсть дома на заказ за небольшую плату.

В итоге – появление мануфактуры «рассеянного типа».

Процесс объединения европейских территорий и образования национальных государств, требовал больших денежных расходов, все большее количество денег требовалось и для развивавшейся и увеличивавшейся в объемах торговли.

Способы накопления необходимого количества золота или серебра:

- увеличение налогов с третьего сословия (крестьянского населения и горожан), что происходило, но постепенно, ввиду определенных, традиционных размеров феодальных сборов,

- грабительские войны, для ведения которых необходимо было иметь уже какие-то средства,

- меркантилизм, первоначально запрет вывоза из страны золота и серебра, позже порядок, при котором иностранные купцы, получив деньги за свои товары, должны были истратить их, купив «местные» изделия.

- Прямая конфискация имущества каких либо «богатых» объединений (еврейских общин, морисков, ломбардцев, ордена тамплиеров и т.д.).

Третье сословие на увеличение налогового бремени «отвечало» либо сопротивлением (восстаниями), либо искало способы соответственно увеличить свои доходы.

Занятий, которые давали бы больший, чем ранее доход было несколько:

- Посредническая торговля (торговля редкостями),

- скотоводство ради получения шерсти,

- горнорудное дело,

- транспортные перевозки,

- торговля «природными» товарами (лес, соль, меха и т.д.).

Ввиду природных особенностей и разного месторасположения стран условия были неодинаковы, что толкало страны, расположенные вдали от торговых путей, но все же на берегах морей и океанов к поиску территорий месторождений золота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...