Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущий вид деятельности в раннем детстве




Тема: РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

План:

  1. Социальная ситуация развития
  2. Ведущий вид деятельности
  3. Развитие познавательной сферы ребёнка
  4. Формирование личностной сферы
  5. Кризис 3 лет

 

Социальная ситуация развития детей раннего возраста

Большим достижением в развитии ребёнка 2-ого года жизни является ходьба. Это делает ребёнка более самостоятельным и создаёт условия дальнейшего освоения пространства. К концу 2-ого года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают всё более сложные комплексы действий. Ребёнок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать преодолевать препятствия. Хорошо чувствует ритм движений.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет.

Например: наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Совместная деятельность становится предметной, потому что её мотив заключается в самом предмете и способе его употребления.

Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность. Ведущий вид общения – ситуативно-деловое.

Ведущий вид деятельности в раннем детстве

 

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, он использует внешние свойства и отношения предметов.

В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1) развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения.

Сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2) развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления действия.

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов.

1 этап.

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

2 этап. Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Наблюдаются два типа переноса.

1 - перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Здесь происходит обобщение функции., например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана.

2 - перенос действия по ситуации. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

3 этап. сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда.3 этапа овладения орудийным действием:

  1. Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей.
  2. Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично.
  3. Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

  1. Игра

Предпосылками для игры являются:

1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.

2. Действия начинают переноситься на другие предметы. Ребенок начинает использовать другие предметы через те же действия.

3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами.

4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами (у ребенка развивается символическая функция сознания).

5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.

6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.

Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.

  1. Изобразительная деятельность

1. Доизобразительная стадия:

Этапы:

1. Освоение функции карандаша как орудия труда (ребенок изображает каракули).

2. Ребенок начинает искать в изображенном какое-либо содержание.

2. Изобразительная стадия (2,5 – 3 года):

Появляются графические образы. Ребенок начинает рисовать что-то определенное. Это собственно начало рисования.

Предпосылки формирования игры – переименование предметов, отождествление своих действий с действиями другого, называет себя именем другого человека.

Предпосылки изобразительной деятельности – овладение карандашом как орудием; появление графических образов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...