Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуляционные устройства с полным разрядом накопителя.

 

Рассмотрим одну из наиболее характерных и простых схем модуляторов (рис. 3.1)

В качестве электронного ключа в модуляторах применяют водородный импульсный тиратрон, поскольку накопитель энергии разряжается полностью и напряжение анода на некоторое время становится равным нулю, что обеспечивает погасание тиратрона по окончании действия импульса. Тиратрон обладает малым падением напряжения анода в открытом состоянии: для импульсных водородных тиратронов типа ТГИ

еа min = 150÷200 В. Падение напряжения на тиратроне примерно в 10 раз меньше падения напряжения на вакуумной импульсной модуляторной лампе, следовательно, к. п. д. модулятора с тиратроном выше, а нагрев анода тиратрона меньше. Для удержания тиратрона в запертом состоянии достаточно нулевого напряжения сетки, что в схеме рис. 3 обеспечивается включением резистора Rc. Для отпирания тиратрона достаточно импульса напряжения с крутым фронтом и амплитудой 170—200 В.

Рис. 3.1

В модуляторе на схеме рис. 3.1 запускающий импульс на сетке тиратрона определяет начало действия импульса, который формируется при разряде линии ИЛ через анодную цепь тиратрона и первичную обмотку импульсного трансформатора (ИТ). Трансформатор является необходимым элементом, так как модулятор может работать при условии согласования волнового сопротивления линии с сопротивлением нагрузки Rг = Eаоимп/Iаоимп, большим Zc. Коэффициент трансформации п подбирают так, чтобы пересчитанное в первичную обмотку трансформатора сопротивление нагрузки R'г= Rг/n2 = Za. Следует иметь в виду, что коэффициент трансформации трудно сделать больше п = З÷4.

Заряд накопительной линии чаще всего производят от высоковольтного выпрямителя. Широкое распространение имеет резонансный способ заряда накопителя энергии. Напомним, что в конце процесса формирования импульса линия разряжается полностью и на ней (а также на аноде тиратрона) создается нулевое напряжение. Тиратрон гаснет. Процесс заряда в рассматриваемой схеме происходит по известным законам заряда конденсатора через индуктивную катушку от источника постоянного напряжения. Ток заряда iз проходит от выпрямителя напряжением Ев через зарядный дроссель Др к конденсаторам искусственной линии, которые можно считать включенными параллельно, так как индуктивность ячеек линии мала (L << Lдр ), и далее обратно к источнику, выпрямителю.


Добротность цепи заряда делается достаточно большой: Q>10. По окончании предыдущего импульса и погасания тиратрона напряжение на конденсаторах линии еил начинает нарастать по гармоническому закону

(рис. 3.2, а), соответственно меняется ток заряда i3 (рис. 3.2, б).. К моменту времени t1 напряжение на конденсаторах достигает величины, равной Ев, а рост тока iз прекращается. Поскольку ток в контуре, содержащем катушку, не может прекратиться сразу, заряд конденсаторов продолжается за счет энергии, запасенной в дросселе Др, и напряжение на конденсаторах в момент времени t2 достигает величины 2ЕВ. В этот момент ток i3 = 0. Наличие в цепи заряда диода Д1 не позволяет току iз изменить направление. Этот диод можно не ставить, но тогда для получения напряжения на конденсаторах, равного 2ЕВ, потребовалось бы открывать тиратрон строго в момент времени t2. Следовательно, в радиолокационной системе оказалось бы невозможным изменение частоты следования импульсов (пунктирные линии на рис. 3.2, а, б).

Наличие диода Д1 позволяет сделать интервал между импульсами (0—t3) несколько больше полупериода цепи заряда (0— t2), т. е. дает, возможность менять частоту следования импульсов, что расширяет тактические возможности РЛС (рис. 3.2, в—е).

Поскольку из-за наличия диода Д1 ток в цепи заряда не может изменить направление, в течение времени t2—t3 напряжение на линии не меняется. Если в момент времени t3 приходит запускающий импульс, то начинается разряд линии.


Частотный манипулятор.

 

 

При частотной манипуляции используется только два значения частоты. Единица, как правило, передается низкой, а нуль – высокой частотой.

Рис. 4.1

В данном случае V = B. Скорость передачи можно увеличить, если использовать несколько частот.

 

Частотное телеграфирование (ЧТ) позволяет кодировать токовые и бестоковые посылки, получаемые от телеграфного аппарата, РЧ колебаниями двух частот. В радиосвязи широко используется и двухканальное ЧТ (ДЧТ). В последнем случае число частот равно четырем: f1—соответствует паузе в обоих каналах, f2— нажатию в первом канале и паузе во втором, f3 — паузе в первом и нажатию во втором и f4 — нажатию в обоих каналах (рис. 4.2,а).

 

Колебания ДЧТ в современных возбудителях формируются с помощью манипулятора, упрощенная структурная схема которого доказана на рис. 4.2,б. Высокостабильные кварцевые АГ, генерирующие колебания двух частот (например, 128 и 4 кГц), нагружены на смеситель См, на выходе которого включаются четыре фильтра, выделяющие колебания частот f1,f2, f3 и f4 (значения частот указаны применительно к одному из типов возбудителей).

Выбор колебания соответствующей частоты осуществляется с помощью быстродействующего коммутатора Км, управляемого те­леграфными посылками 1-го и 2-го телеграфных (ТГ) каналов. В моменты переключений возникают разрывы в фазе колебаний, наличие которых может привести к расширению спектра сигнала ДЧТ. Поэтому после Км включается управляемый АГ (УАГ) с системой фазовой автоподстройки частоты (ФАП). Работая в ведомом режиме, такой УАГ обеспечивает на выходе колебания одной из четырех частот с плавным переходом между ними. После УАГ обычно используются различные преобразователи, позволяющие изменять разнос между частотами и сдвигать спектр сформированного колебания в область рабочих частот.


Литература.

 

1. Радиопередающие устройства: Учебник для вузов/ В. В. Шахгильдян, В. Б. Козырев, А. А. Луховкин и др.; Под ред. В. В. Шахгильдяна. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1990. — 432 с: ил.

2. Радиопередающие устройства: Учебник для техникумов / Шумилин М. С., Головин О. В., Севалънеп В. П., Шевцов Э. А. — М,: Высш. школа, 1981,— 293 с, ил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...