Аннотированный список литературных источников
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек: Руководство для ветеринарного врача / Пер. с нем. М. Стёпкин. — М.: АКВАРИУМ ЛТД, 1999. — 624 с: ил. Пособие, как явствует из названия, рассчитано на практикующих врачей. Содержит массу методических рекомендаций и разборов самых разнообразных патологий поведения. Следует учитывать, что часть из них не является в прямом смысле патологиями, а есть лишь те или иные проявления видоспецифического поведения, неудобные для владельца. Пользование данной книгой предполагает, что читатель является специалистом, свободно ориентирующимся в вопросах психологии, физиологии, этологии, для менее подготовленного читателя многие отсылки и базовые установки могут оказаться непонятными. Учитывая, что у нас коррекцией поведения собак занимаются прежде всего практики–дрессировщики, часть советов оказывается излишней. Каждая глава содержит список литературы, прежде всего немецких авторов. К сожалению, ряд теоретических предпосылок автор строит на довольно поверхностном анализе поведения волков. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк., 1991. Учебник, рассчитанный на студентов, но необязательно изучающих психологию, т. е. для его освоения достаточно знаний в объёме средней школы. Опираясь на идеи И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, автор изложил современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, приёме и переработке информации, процессах возбуждения и торможения, выработке условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Доступно и интересно написан раздел об основах поведения человека. Многие вопросы, затронутые в учебнике, в настоящее время остаются предметом острых дискуссий и не имеют общепринятого решения. В этих случаях автор приводит не только свою, но и другие ныне существующие точки зрения на данную проблему, впрочем, ясно показывая своё к ним отношение.
Книга может быть полезна как для начинающих, так и для желающих систематизировать свои знания о ВНД, полученные из других источников. Гриценко В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собаки. М.: ТОО «Фита», 1996. Автор книги ветеринар, инструктор по дрессировке, известный читателям по публикациям в газетах и выступлениям в передаче «Мой ласковый и нежный зверь». В книге с учётом биологических и зоопсихологических особенностей собаки описаны методы коррекции её поведения, если она уже приобрела дурные привычки, и способы недопущения возникновения этих привычек, если вы только что завели щенка. Указана существенная разница (многие собаководы не различают эти понятия) между отрицательным подкреплением и наказанием, действием, по мнению автора, бессмысленным, когда оно отставлено во времени от проступка собаки. Автор часто ссылается на ярчайшего представителя «постскиннеровского» течения в американской зоопсихологии К. Прайор (её книги «Не рычите на собаку» и «Несущие ветер» переведены на русский язык и достойны внимания сами по себе). В том случае, если ваша собака тянет поводок или убегает надолго из дома, если она труслива или, напротив, агрессивна, если она не даёт проходу лыжникам, велосипедистам и автомобилям, кусает членов семьи или ворует со стола — эта книга будет вам полезна. Дьюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир, 1981. Книга американского учёного представляет собой обзор многочисленных исследований поведения животных и сравнительной психологии. Автор представил различные, существующие в настоящее время точки зрения на проблемы, связанные с поведением животных в целом, со всевозможными его аспектами, врождённой и приобретённой составляющими поведения и сопроводил это осторожными комментариями, не пытаясь представить свою точку зрения как единственно верную, оставляя за читателем право размышлять самому.
Книга Д. Дьюсбери не отягощена излишне сложной терминологией и неоправданными экскурсами в физиологию животных. Большое внимание уделено генетике и эволюции поведения, адаптивной функции, коротко затронуты вопросы социобиологии и влияния на поведение животных доместикации. Особенно хочется отметить лёгкую, часто с юмором, форму изложения материала, стремление автора избегать описаний вивисекций животных во благо науки, а также хороший перевод. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд–во МГУ, 1977. В монографии Л.В. Крушинского обобщены давно известные специалистам факты, полученные из экспериментальных работ и полевых наблюдений за животными самого автора и других исследователей. Конечно, книга не даёт исчерпывающих ответов на все вопросы рассудочной деятельности и формирования разума животных, скорее она ставит проблемы на новый методический уровень, требующий объединения усилий физиологов, этологов и генетиков–эволюционистов. Огромная заслуга автора состоит в том, что он разработал простые методики количественного учёта способностей животных к решению элементарных задач, позволяющие сравнивать способности рассудочной деятельности у разных групп животных, а в ряде случаев и у разных особей. Опираясь на эволюционное учение, физиологию и генетику, автор исследует элементы рассудочной деятельности как предысторию человеческого разума. Материал рассмотрен на примере самых разных групп млекопитающих и птиц, таких, как крысы, псовые дикие и домашние, медведи, дельфины, врановые и др. Книга ждёт подготовленного, вдумчивого читателя. Крушинский Л.В. Эволюционно–генетические аспекты поведения. М.: Наука, 1991. Книга выдающегося советского биолога, необходимая всем собаководам–практикам, как специализирующимся на дрессировке собак, так и на разведении. Книга представляет собой сборник статей, вышедших в разные годы (с 1938 по 1981 г.), что следует принять во внимание, обнаружив несоответствие некоторых терминов и теорий, которые использует автор, существующим в настоящее время.
Один из главных объектов исследования в приведённых работах — собаки. Автор использует как свои наблюдения, так и результаты других учёных, отечественных и зарубежных. Несмотря на пугающее неискушённого любителя собак название, в книге каждый найдёт соответствующую своей подготовке информацию, и, что главное, не просто общие теоретические рассуждения, а информацию, которую можно немедленно применить на практике. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. Книга одного из самых известных учёных–этологов, предназначенная, по словам самого автора, читателю, пусть не подготовленному, но вдумчивому. Автор исследует агрессию как наследуемое побуждение к внутривидовой борьбе у животных и человека. В книге анализируется видосохраняющая функция агрессии, механизмы, сдерживающие агрессию, различные формы, которые принимает агрессия на примере самых разных групп позвоночных. Подробно и увлекательно описаны сложные отношения между особями, возникающие в семье крыс или стае гусей. Несмотря на то, что с современных позиций многие положения книги являются не бесспорными (в частности, об инстинкте в том смысле, в котором его придерживается автор), в целом книга содержит много интересных фактов и концепций, которые могут быть использованы в практической работе владельцами собак и дрессировщиками. Мак–Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988. Учебник, написанный английским автором и рассчитанный на студентов–биологов, интересующихся поведением животных. Книгу можно смело рекомендовать всем собаководам, имеющим законченное среднее образование. «Я попытался сделать всё возможное, — пишет в предисловии Мак–Фарленд, — чтобы книга стала наилучшим помощником в процессе обучения студентов. Все концепции рассматриваются на самом высоком уровне, однако при этом все понятия объяснены досконально, а все термины при первом употреблении выделены курсивом. Рассматривая ту или иную тему, я постарался по возможности не привлекать математический аппарат». Эта задача оказалась успешно выполненной. В книге связаны воедино вопросы эволюции, физиологии, экологии, разные аспекты поведения животных, такие, как научение, безусловные реакции, проявление рассудочной деятельности. Материал подан в доступной форме.
О чём лают собаки / Сб: Сост.е. В. Котенкова, А.В. Суров. М.: Патриот, 1991. Сборник рассчитан на самый широкий круг читателей. В нём рассмотрены вопросы происхождения домашней собаки, поведения и социальной организации, взаимоотношений человека и собаки, проблемы бездомных собак в городе. В книге содержатся краткие очерки, знакомящие с некоторыми породами — шнауцерами, ротвейлерами, догами и др. В главе «Как воспитать собаку» даётся системный подход к процессам обучения и дрессировки, позволяющий в корне перестроить мировоззрение дрессировщика, его отношение к дрессировочному процессу, и прежде всего к собаке как объекту дрессировки, хотя и нет подробного описания конкретных методик отработки той или иной команды. Несмотря на незначительные огрехи, в частности то, что утверждения некоторых авторов применимы исключительно к служебным собакам и свидетельствуют о незнакомстве с такой обширной и интересной группой, как охотничьи (например, непонятно почему лаек называют исключительно зверовыми, а гончие причислены к исчезающим породам, «охота с которыми уходит в небытие»), рекомендуем всем, а особенно начинающим собаководам, прочитать эту полезную книгу. Прайор К. Не рычите на собаку! о дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1945. Книга ярчайшей представительницы скиннеровской школы, известного практика дрессировки нужна каждому владельцу собаки, который желает не просто «вбить» в голову своего питомца десяток команд, а хочет научиться управлять его поведением. Основные правила дрессировки, которыми пользуется Прайор, прочно вошли в арсенал многих школ дрессировки, ставящих во главу угла положительное подкрепление. Сама книга написана живым, лёгким для восприятия языком. Следует подчеркнуть, что автор свою карьеру дрессировщика начинала с работы с дельфинами в океанариуме, и многое из того, чему она сама научилась тогда, послужило фундаментом для её дальнейшей деятельности. Интересно, что опыт общения с дельфинами (этому посвящена вторая книга сборника — «Несущие ветер») не убедил исследовательницу в наличии у животных интеллекта. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969. В книге в самой популярной форме изложены некоторые наблюдения автора за различными животными. Теоретических построений, избытка терминологии, математики нет. Несмотря на то, что Тинберген является представителем классической этологии, на его опыт и наблюдения часто ссылаются авторы, придерживающиеся других направлений науки о поведении животных.
Уитни Л.Ф. Психология собаки: Основы дрессировки собак. Эта книга в своё время была признана в США лучшей практической книгой года по кинологии, хотя переводчик и не указывает, в каком точно году это произошло (судя по выходным данным, книга увидела свет в 1964 г.). Самое парадоксальное в том, что автор «Психологии собаки» по своим научным убеждениям является скорее классическим этологом, во всяком случае, он категорически отрицает возможность логического мышления у собак. Книга может быть весьма полезна для дрессировщиков, собственно вопросам дрессировки автор уделяет большое внимание. К сожалению, многие суждения проиллюстрированы примерами поведения сугубо американских пород гончих по еноту, в нашей стране неизвестных. Тем не менее количество собак, которых автор наблюдал в той или иной связи, не может не впечатлить (около 12 тысяч животных). Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд–во МГУ, 1976. Книга является учебником для университетов, в связи с чем материал подан в соответствующей суховатой (академической) манере. Представляет несомненный интерес для тех, кто желает приобрести глубокие и разносторонние знания. Множество терминов дано с обязательными определениями, проиллюстрировано примерами. Сам предмет зоопсихологии трактуется как «наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто– и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания». Очень много внимания уделено изучению поведения приматов, особенно при рассмотрении особенностей рассудочной деятельности. Фишель В. Думают ли животные? М.: Мир, 1973. Автор даёт совершенно однозначный ответ: нет, не думают! Он тщательно проводит грань между рассудочной деятельностью человека и животных: «Нет сомнений в том, что переработка сигналов человеком и животными не просто резко различается, но она и принципиально иная… у животных при такой переработке часто своеобразно переплетаются врождённое поведение с благоприобретённым». Способность к обучению по типу инсайт (т. е. собственно говоря, к элементарной рассудочной деятельности) автор приписывает исключительно человекообразным обезьянам, полагая, что «эта способность отличает обезьян от всех других млекопитающих». С этим согласиться трудно, впрочем, книга была написана в 1969 г. В то же время в книге приведены интересные и забавные факты из жизни животных и, что самое главное, чрезвычайно доступно и просто описаны различные классические методики изучения поведения животных в лабораторных условиях и в природе, тогда как в большинстве других книг авторы предполагают изначальное знакомство читателя с этими методиками. Поэтому для читателя, только начинающего интересоваться поведением, книга В. Фишеля будет безусловно представлять интерес. Фишер Д. О чём думает ваша собака / Пер. с англ. Л. Войтюк. — Спб.: Азбука, 1999. — 304 с. Книга по корректировке поведения, написанная зоопсихологом. Очень много внимания уделено особенностям оперантного обучения, мягким методам дрессировки. Автор, опираясь на свою богатую практику, на примерах объясняет, как исправлять различные случаи нежелательного поведения. Много внимания уделено описанию поведения волков, каковых автор считает прямыми предками собак, на основании этого анализа даются практические рекомендации, как хозяин должен вести себя по отношению к собственной собаке в той или иной ситуации. Многократно подчёркивается, что собака не должна вести себя, как вожак стаи — это позволяет решить массу проблем. Книга написана хорошим языком, с мягким юмором, с большим уважением к читателю. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. Весомая в переносном и прямом смысле монография авторитетного американского учёного, объединяющая в единую дисциплину этологию, физиологию, сравнительную психологию, эпигенетическую концепцию развития поведения и многие другие отрасли биологии. Автор не увлекается излишне смелыми обобщениями. Большой объём книги позволяет глубоко анализировать каждый конкретный факт на основе строгого научного подхода, лишены сентиментальности довольно подробные описания сложных и рискованных лабораторных экспериментов. Подвергнуты критике некоторые взгляды таких представителей классической этологии, как Лоренц, Торп и др. Неискушённому читателю было бы неразумно начинать знакомство с проблемами поведения животных, обратившись за первыми сведениями к труду Р. Хайнда. Сравнительно сложный уровень изложения подразумевает знакомство читателя с некоторыми употребляемыми автором терминами, основами физиологии животных, особенно строением нервной системы, впрочем, трудности, связанные с подготовкой к усвоению этого материала, не следует преувеличивать. Основательная книга Хайнда позволит систематизировать разрозненные сведения и по–новому взглянуть на кажущиеся простыми и знакомыми реакции, которые читатель мог наблюдать не только у животных. Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972. С автором русский читатель уже знаком по таким книгам, как «Жизнь и нравы насекомых» и «От пчелы до гориллы». В «Поведении животных» автор предпринял попытку разобраться во всём многообразии фактов, относящихся к зоопсихологии, систематически изложить результаты наблюдений и экспериментов, почти не касаясь теоретических построений. В книге не приводятся определения понятий, связанных с поведением, но на подробных примерах иллюстрируется их значение у самых разных групп животных. Читатель узнает много нового о закономерностях и феноменах поведения животных на примерах конкретных видов, к сожалению часто настолько далёких от псовых, что экстраполировать результаты этих наблюдений на домашнюю собаку невозможно. Книгу сопровождают интересные комментарии Л.В. Крушинского, который оспаривает некоторые положения автора, в частности, трактовку Р. Шовеном учения И.П. Павлова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|