Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило 6. Работа должна быть понятна каждому.

Как организовать отрядную работу

Вся работа вожатого по организации отрядной деятельности состоит из определенных этапов. Начиная с проекта смены и до итогового анализа смены, вожатые ведут педагогический дневник, где и должны описать и проанализировать цели и задачи, в соответствии с ними план на смену, свою работу с отрядом и по тематике смены в лагере и по проекту отрядной деятельности. Здесь важно соблюсти последовательность и преемственность этапов. Цели и задачи должны реализовываться в конкретных делах отряда, в работе творческих групп. Эта деятельность должна усложняться в логике развития лагерной смены. В то же время, необходимо соблюдать и четко выполнять как закон этапы и правила организаторской работы. Они были описаны в книге «Как вести за собой» и отработаны на практике А.Н. Лутошкиным, фрагмент из главы Как организовать работу (с.64) мы и предлагаем.

Организаторская работа имеет свою «дистанцию». Она может быть спринтерской, короткой, рассчитанной на решение небольших по объему и относительно простых задач. Она марафонская, когда ее выполнение растягивается на длительный срок, и сама она бывает сложной и по содержанию, и по условиям деятельности.

На дистанции между стартом и финишем расположены этапы. Их пять.

Старт — получение задания.

1-й этап — определение цели и усвоение задач.

2-й этап — обеспечение работы (условия, средства, исполнители).

3-й этап — планирование работы и распределение обязанностей.

4-й этап — оперативное руководство (согласование, учет, контроль).

5-й этап — анализ эффективности и подведение итогов работы.

Финиш отчет о выполнении задания.

На каждом из этапов организатором выполняются определенные действия. Организатору важно знать не только, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе. Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.

Правило1. Получив задание, разберитесь в нем.

Это значит, что необходимо: - хорошо представить себе, какова конечная цель задания, что должно быть на выходе, чего следует добиваться. Это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. Например, конечной целью школьного военно-спортивного праздника «Класс — спортивная команда» может быть выявление лучшего спортивного классного коллектива, сдача нормативов комплекса ГТО, привлечение всех старшеклассников к занятиям спортом;

- усвоить содержание организаторской задачи: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли привлечения помощников;

- выделить главное, увидеть вспомогательное. Бывает, что организатор сосредоточивает свои усилия на второстепенном и упускает важное, потому что в начале не смог разобраться в задании;

- определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участников общей работы;

- уточнить свое место, положение: кто подчиняется вам, кому подотчетны вы, каковы ваши права и обязанности;

- «проговорить» задание еще раз, убедиться, что оно верно вами понято. Не считайте зазорным, переспросить, если что-то оказалось непонятным или появилось сомнение, так ли вы поняли. Эффективность работы повышается если организаторское задание усвоено верно.

Правило 2. Не пренебрегайте опытом другихон ваш помощник.

Подготовиться к выполнению задания — значит ознакомиться с опытом выполнения подобных организаторских задач, собрать и проанализировать имеющиеся данные, отметить достоинства и недостатки проводимой раньше организаторской работы, обсудить возможные варианты выполнения дела с опытными людьми, специалистами.Имейте в виду, что опыт других не должен вас связывать в поиске новых решений. На основе изученного опыта и своих знаний составьте предварительный план работы.

Правило3. Учитывайте возможности членов коллектива.

Мысленно сопоставьте основные условия задачи с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей. Подберите помощников, младших организаторов. В результате могут быть созданы временные группы по выполнению конкретного задания: штабы, советы дела, комиссии. При подборе помощников, участников дела принимайте в расчет их возрастные и индивидуальные особенности. Учтите - плохим работник чаще всего бывает потому, что ему дали не его дело.

Правило 4. Определите, что вам может понадобиться в работе.

Если работа требует материальных средств, то необходимо решить: какие инструменты, материалы, снаряжение вам понадобятся, в каком количестве, где их можно достать, как получить и где хранить. Составьте список необходимых материалов и принадлежностей — вам за них, возможно, придется отчитываться.

Правило5. Составляя план дела, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий.

Прежде всего, учитывайте конкретную обстановку, возможности ваши и тех людей, которых организуете. При составлении плана предусмотрите вероятные затруднения, подумайте, как их устранить. Лучше, если вы будете иметь вариант-максимум (в расчете на то, что вам все удастся выполнить) и вариант-минимум (есть сомнения в возможностях людей, неопределенность в сроках, материальных средствах и т.д.). Причем вариант-минимум обязательно должен предусматривать решение основной цели организаторской работы.

При составлении плана дела можно придерживаться следующей схемы: что сделать, к какому сроку, кто сделает. План должен включать в себя две части: подготовку к делу и его проведение.

Правило 6. Работа должна быть понятна каждому.

Познакомьте всех членов группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения. Обсудите план, попросите высказать замечания, предложения, советы, ответьте на вопросы. Внесите, если понадобится, изменения в план.

Примите коллективное решение (в зависимости от задачи).

Коллективное обсуждение предложений участников дела и всего плана помогает избежать ошибок, лучше увидеть наиболее эффективные пути выполнения заданий, дает возможность каждому почувствовать свою причастность к общей работе.

Правило 7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы,

Это принцип работы организатора: коллективное обсуждение и решение не снимают персональной ответственности с исполнителя за порученное дело. Распределите членов группы по видам работы, по участкам. Если какую-нибудь часть работы выполняют два человека и более, назначьте старшего. На сложные участки направьте более опытных. Постарайтесь заинтересовать всех участников, у человека лучше получается то, что ему интереснее и приятнее делать.

Проведите инструктаж: давая поручение, четко формулируйте задачи, условия. Проверьте, понял ли вас человек. Лучше, если он повторит задание. Каждый должен отчетливо знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.

Давая поручение, - объясните, в чем смысл, что именно необходимо сделать и как легче справиться с заданием;- ответьте на все вопросы; если есть возможность, покажите, как начать работу;- объясните все относительно сроков и порядка информации о ходе дела;- убедитесь, что поручение понято (косвенно попросите повторить указание:«С чего ты собираешься начать?»);- в разговоре проявите больше доверия к исполнителю, к его способностям.

Преимущества организаторской задачи в том, что она четко предъявляет требования, побуждает к деятельности, создает чувство ответственности. Степень подробности формулировки зависит от опыта участников.

Правило 8. Объединяя людей, сплачивайте коллектив.

Внимательно осмотритесь вокруг себя, все ли приступили к работе. Наладьте контакты между всеми участниками работы. Вызывайте на соревнование, поддерживайте товарищескую взаимопомощь.

Информируйте всех о ходе общей работы и успехах каждого в ней. Присмотритесь, кому тяжело, у кого не получается, кому надо помочь, кого срочно перевести на другой участок.

Элементарная культура организаторской работы требует, четко планировать не только организуемое ими дело, но и свой собственный день: что надо сделать, с кем поговорить, где надо и во сколько быть.

Правило 9. Координируйте свою работу.

Необходимо постоянно согласовывать, координировать свои действия с другими организаторами, с вышестоящими органами. Постоянная координация усилий ребят-организаторов с педагогическим коллективом является непременным условием успешного проведения дела.

Правило10. Доверяй, но проверяй.

Когда работа строится на доверии, она идет лучше. Но контроль и учет должны быть на каждом этапе организаторской работы.

Следите за ходом выполнения задания на каждом участке, каждым исполнителем. Ведите строгий учет времени, как соблюдаются сроки исполнения. Не взваливайте все на себя, активнее привлекайте к контролю младших организаторов и самих участников. Оперативно анализируйте эффективность выполнения задачи, определяйте сильные и слабые стороны работы. Получение объективной информации о ходе дела помогает вовремя определить отстающие участки, выяснить отношение к работе участников, скоординировать деятельность. Если есть необходимость, проведите перегруппировку сил, обратив особое внимание на отстающие участки. Помните, в отсутствии контроля — опасность срыва дела. Применяйте различные формы морального воздействия (одобрение, порицание) только на основе анализа и в зависимости от отношения к работе.

Правило 11. Будьте внимательны при завершении работы.

К этому времени участники дела могут устать, может появиться торопливость, стремление завершить его кое-как. Не ослабляйте напряжения в работе, учтите все возникающие затруднения и постарайтесь сообща ликвидировать их. К концу работы у ребят часто появляется желание перенести что-то «на завтра», доделать «потом», а кто-то закончил свою часть работы и ждет окончания ее другими. Это может расхолаживающе действовать на остальных, лучше, если закончившие дело раньше помогут остальным. Это будет отличным примером настоящего товарищества. Требуйте отчета о выполнении задания от всех, кому давались поручения. Убедитесь, что дело выполнено полностью.

Правило 12. Итоговый анализзалог успешной работы в дальнейшем.

Проведите учет работы на всех участках, каждым членом группы. Обсудите итоги со всеми, кто принимал участие в работе, отметьте лучших, укажите на недостатки. Установите, полностью ли достигнута цель, и какими средствами она достигалась, и будьте объективны. Анализ проделанной работы может проводиться в различной форме в зависимости от конкретного дела.

Заметим, что даже очень хорошее усвоение перечисленных правил еще не гарантирует вожаку-организатору успеха в его усилиях вести за собой. Нужно, работая в соответствии с правилами, быть всегда справедливым ко всем участникам дела на всех этапах работы.

А.Н. Лутошкин «Как вести за собой», глава Как организовать работу (с.64).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...