Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найти примеры открытых писем в газетах, проанализировать их структуру.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ»

(13 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)

ТЕМА 1. ФАКТ И НОВОСТЬ КАК ОСНОВА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

 

Задание:

· Заготовить подборку новостных текстов (по 1 газете), проанализировать их структуру. Указать достоинства и недочеты.

· Прочитать и прокомментировать статью А. Архангельского «Два мифа о журналистике» // http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2008_04_18.html

· Подготовиться к практической работе (создание заметки)

 

Вопросы для обсуждения:

· Факт, истина и правда.

· Специфика новости: жанрообразующие факторы.

· Критерии качества новостей.

· Авторская позиция в новостях. Способы ее выражения

 

Литература:

· Учебники и учебные пособия по жанрам журналистики

· Д. Рэндалл. Универсальный журналист

 

 

ТЕМА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ

Задание:

Подобрать 2-3 материала в жанре интервью, проанализировать их структуру.

 

Вопросы для обсуждения:

· Принципиальные положения А. Аграновского об искусстве беседы.

· Режиссура интервью (по М. Лукиной).

· Некоторые аспекты психологии интервью (по М. Кузнецову, И. Цыкунову).

 

Литература:

 

· Лукина, М. Технология интервью / М. Лукина: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. // http://www.textfighter.org/raznoe/Gurn/Lyk/jurnalista_lukina_m_tehnologiya_intervyu.php

·

· Ученова, В.В. Беседы о журналистике // http://lib.rus.ec/b/415894/read

· Аграновский, В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике // http://evartist.narod.ru/text2/20.htm

· Тертычный, А. У интервью есть свой маневр // http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200606821

· Мельник, Г.С. Общение в журналистике / Г.С. Мельник // www.telenir.net || http://www.telenir.net/nauchnaja_literatura_prochee/obshenie_v_zhurnalistike_sekrety_masterstva/index.php

 

ТЕМА 3. НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Задания:

· Прочитать и прокомментировать статьи Е. Клещенко и А. Аграновского (см.: Литература)

· На основе источников №№ 2-8 сделать подборку публикаций по теме занятия.

Вопросы для обсуждения:

· Научная журналистика в тематической структуре журналистики.

· Виды произведений о науке: научно-популярные, научно-справочные,

научно-публицистические, научно-художественные.

· Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной

популяризации.

· Технология работы в жанрах научной журналистики.

· Основные принципы научной популяризации: научная глубина,

· осмысление материала, доступность и занимательность изложения.

 

Литература:

· Аграновский, А. Открытие доктора Федорова

· Клещенко, Е. Научно-популярная статья: компромисс между точностью и ясностью

· Журнал «Наука из первых рук». www.sciencefirsthand.ru

· Журнал «National Geographic. Россия». <www.national-geographic.ru>

· «В мире науки». www.sciam.ru

· «Geo». www.geo.ru

· «Вокруг света». www.vokrugsveta.ru

· «Наука и жизнь». www.nkj.ru

· «Техника – молодежи». www.technicamolodezhi.ru

· «Химия и жизнь – XXI век» www.hij.ru

 

ТЕМА 4-5. ОПЫТ РЕПОРТЕРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Задания:

· Подготовить историко-культурную информацию (сообщение, презентация) о В. Гиляровском.

· Прочитать тексты репортажей названного автора (источник 7).

· Подготовить подборку современных текстов в жанре репортажа на материале отечественных и российских печатных изданий.

· Изучить рубрику «Репортажи» в журнале «Русский репортер» (источник 8).

 

Вопросы для обсуждения:

 

· Репортаж: суть, цели, роль авторского «я», этические требования.

· Творческий путь В.А. Гиляровского.

· Методика и принципы работы В.А. Гиляровского.

· Современный репортаж: мастера жанра.

· Специфика репортажа в российской и отечественной прессе: типологический анализ.

 

Литература:

1. Засорина, Т. Профессия – журналист. – Ростов-на-Дону: Феникс,1999.

2. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

3. Ким, М.Н. Репортаж: технология жанра. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

4. Овсепян, Р.Г. История отечественной журналистики. – М.: Моск. университет,1996.

5. Ученова, В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия. – М., 1982.

6. Шостак, М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд-во Сабашниковых, 1999.

7. Гиляровский, В. Репортажи / В. Гиляровский // http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0080.shtml

8. Русский репортер // http://rusrep.ru/reports Рубрика «Репортажи»

 

 


ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ АРГУМЕНТАЦИИ В РЕЦЕНЗИИ

Задания:

1. Сделать подборку материалов рецензионного характера в газете и журнале.

2. Написать мини-рецензию (10-15 предложений) на книгу (фильм, теле-, радиопередачу - ВЫБРАТЬ!), которые вам НЕ понравились.

3. Прочитать: «Нежная душа» А. Минкина (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!) и «Вишневый сад» А.П. Чехова (тоже – ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Жанрообразующие факторы рецензии.

2. Виды рецензии.

3. Структура рецензии.

4. Локальность и перспектива жанра (на материале публикации А. Минкина «Нежная душа»)

Литература:

1. Тертычный, А. Жанры периодической печати.

2. Котельникова С. А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе. − 1998. № 1. − С. 18–26.

3. Сараскина, Л. Достоевский ponaroshku // ЛГ, 1 июля 2011 года // сайт ЛГ // http://lgz.ru/article/N22--6324---2011-06-01-/Dosto%D0%B5vskiy-ponaroshku16301/ (пример телевизионной рецензии).

4. Минкин, А. Нежная душа // МК. Режим доступа: http://www.mk.ru/old/article/2011/04/18/694915-nezhnaya-dusha.html

 


ТЕМА 7. ЖАНР ОБЗОРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

Задания:

1. Прочитать «Русская литература в 1840 году» В.Г. Белинского, определить жанровую принадлежность текста.

2. Подготовить к занятию анализ текстов политического, экономического, культурного обозрения.

МИНИ-ЗАЧЕТ!!!

Написать текст социально-экономического обозрения «Медийная повестка Беларуси»

Вопросы для обсуждения:

1. Жанр годового литературного обозрения у В.Г. Белинского. Основные черты жанра в понимании В.Г. Белинского.

2. Обзор СМИ: специфика жанра.

3. Работа обозревателя (на материале работы И. Руденко (Комсомольская правда»).

 

Литература:

1. Кройчик, Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

2. Тертычный, А. Жанры периодической печати.

 


ТЕМА 8. ПИСЬМО В ГАЗЕТЕ: СПЕЦИФИКА ЖАНРА

Проблемное поле семинария:

· Жанр письма в литературе и журналистике.

· Открытое письмо как остропублицистический жанр: история жанра

· Историко-культурный контекст открытого письма

· Проблематика открытых писем.

· Структура открытого письма как публицистического дискурса

· Особенности стилевого оформления открытого письма

Задания:

1. Прочитать:

· Открытое письмо В.Г. Белинского Гоголю;

· А. СОЛЖЕНИЦЫН. Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей

· М. Ростропович. Открытое письмо главным редакторам газет «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская культура»

· А.Д.САХАРОВ. ОПАСНОСТЬ ТЕРМОЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ: Открытое письмо доктору Сиднею Дреллу

· Открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах» («Правда», 2013; подписанная Г. Зюгановым);

· Открытое письмо академика РАН Ж.И. Алферова президенту РФ В.В. Путину

Знать историко-культурный контекст указанных публикаций.

Найти примеры открытых писем в газетах, проанализировать их структуру.

4. Подготовить сообщение «Жанр письма в литературе и журналистике».

5. Подготовить выступления на семинарий (темы сформулировать самостоятельно в соответствии с проблемным полем семинария).

Литература:

· Курьянович А.В. Эпистолярный дискурс как средство современной межличностной и социальной коммуникации // Сибир. филол. журн. – 2008. – № 4. – С. 215–224.

· Лукина М.М. Эпистолярный жанр публицистики: автореф. дис. … канд. филол. наук / Лукина М.М.; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики, Каф. теории и практики парт.-сов. печати. – М., 1988. – 22 с.

· Прохоров, Е.П. Эпистолярная публицистика: учеб.-метод. пособие / Е.П. Прохоров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. – 60 с.

· Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2002.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...