Социальный процесс — предмет технологизации
Социальное пространство представляет собой огромное многообразие социальных процессов. Чтобы добиться его гармонизации, повышения результативности человеческой деятельности, необходимо научиться эффективно воздействовать на процессы — содействуя желательным и ограничивая и блокируя нежелательные. Социальный процесс — это изменение социального объекта под 'воздействием внутренних и внешних факторов, последовательная, (непрерывная смена его состояний". Такие изменения происходят на ['уровне как общества в целом, так и отдельных групп, коллективов, личностей. Соответственно в системе, в которой протекают социальные процессы, можно выделить следующие пограничные зоны***: • внутриличностные процессы, например самовоспитание; • процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (процесс общения и др.); • процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (адаптации или дезадаптации и т.п.); • процессы внутри группы, например процессы организации или дезорганизации; • процессы в отношениях между группами, например процессы национального самоопределения или интернационализации; • процессы, происходящие внутри отдельного общества (социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции и т.п.); • процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества, к примеру процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции. Нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые непосредственно соприкасаются с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю границу — глобальные социальные процессы. Как любая социальная система, социальная технология, будучи совокупностью определенных приемов, методов, воздействий, обладает своей собственной структурой, которая состоит из следующих элементов: определение цели, выбор решения, организация социального действия, анализ результатов.
Наряду с этим структура социальной технологии характеризуется также наличием: • заданного алгоритма — системы последовательных действий в процессе решения задачи, достижения конкретного результата; ' • стандарта деятельности — предписанных процедур, действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и требующих высокой культуры исполнения; • последовательности операций; • содержания и логики решения конкретной задачи — наличие научно обоснованного социального проекта, устойчивых структурных компонентов. Необходимо обратить также внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это не что иное, как, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения. Общая схема социальной технологии как целостного явления может быть представлена следующим образом:
Смысл социальной технологии задается проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение некоторого целевого состояния социальных объектов. Цель рассматривается как системообразующий элемент самой деятельности. Можно выделить несколько механизмов формирования целей, достижение которых обеспечивается социальной технологией. Так, цель может быть нормативно задана как должное состояние системы; она может быть желаемым результатом или идеалом, может рассматриваться как «сознательное намерение индивида изменить свое положение в проблемной (нестандартной) Я него жизненной ситуации». Для достижения одной и той же цели можно использовать различные технологии; с другой стороны, одна и та же технология может обеспечивать достижение различных целей. Основными характеристиками социальных технологий являются: • универсальность, предполагающая возможность применения социальной технологии на различных по численности и специфике объектах для решения частных однородных задач; • конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкретных проблем проверенными и обоснованными способами; • результативность, т.е. ориентация На конечный, проверяемый результат; • оперативность, т.е. возможность реализовать технологию в оптимальные сроки; • относительную простоту, т.е. социальная технология должна содержать промежуточные этапы, операции и быть доступной для специалиста определенной квалификации; • надежность, т.е. наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма; • гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся условиях; • экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономичной; • удобство в эксплуатации. В некоторой степени названные характеристики могут быть критериями эффективности разработанной технологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|