Функции и составляющие технологий социального управления
Теория социального управления обнаруживает определенные закономерности, которые определяют важные составляющие компоненты самого процесса управления, их можно разделить на две группы. Первая группа — это закономерности функционирования и развития субъекта управления, вторая — существенные связи между субъектом и объектом управления. К проблемам первой группы принадлежат взаимовлияние личных интересов субъектов управления; интересы разных управленческих групп; социальная ответственность субъектов управления. К проблемам второй группы принадлежат соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления; целостность влияния субъекта на объект; уровни развития объекта и субъекта управления; ответственность носителей и представителей интересов объекта управления и т. п. Структура объекта управления, его социальная природа определяют построение субъекта управления и структуру управленческих отношений, которые возникают при этом. Субъектами управленческих отношений становятся все соучастники управления независимо от их места в структуре социальной управляющей системы. Основными видами управленческих отношений являются отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, руководства и подчиненности, ответственности, конкурентности, соревнования и т.п. Отдельные виды управленческих отношений органически связаны между собой и только в совокупности обеспечивают функционирование и развитие социального управления. Управленческие Отношения — это особый тип отношений, которые нельзя свести к базисным или надстроечным или технико-экономическим отношениям. В них содержатся элементы и того, и второго, и третьего. Быть занятым в сфере управления еще не значит управлять, потому что есть сугубо управленческая деятельность, есть выполнение и есть деятельность специалистов, технического и вспомогательного управленческого персонала. В этом контексте управление может рассматриваться как компонент любой деятельности, сугубо управленческая деятельность, деятельность в сфере управления. Все три аспекта рассмотрения управления взаимосвязаны.
Рассмотрим как иллюстрацию некоторые компоненты управления. В предметной деятельности человека всегда имеется прогнозирование как функция социального управления, как ее важная часть. Прогнозирование будущих событий может рассматриваться как компонент любой деятельности, как отдельная самостоятельная деятельность прогнозирования и, наконец, как деятельность в сфере прогнозирования. Аналогично и контроль как функцию управления можно рассматривать как элемент любого действия, как особенную деятельность и как деятельность в контролирующих органах. Поэтому из закономерностей социального управления выплывает ряд принципов деятельности субъекта управления, то есть требований (правил) к нему относительно организации своих действий. Принципы социального управления определяют формирование нужных качеств управленческих работников, характерные черты их стиля деятельности, способы оптимальной подготовки руководящих и других кадров, рациональную организацию управленческого труда. С реализацией принципов образуются информационные связи в системе социального управления, раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм, методов осуществления управленческого влияния. Социальное управление имеет ряд важных функций. Под функцией управления понимают особенный вид управленческой деятельности, продукт специализации труда в сфере управления, элемент системы управления, который имеет относительно самостоятельное значение.
В первую очередь выделяют социально-целевую, социально-организационную и социально-контрольную функции. Поскольку социальное управление касается определения целей общественного развития, обоснования и практического обеспечения способов их достижения путем организации и координации деятельности людей, ее согласования с помощью соответствующих нормативно контрольных действий. Управление обеспечивает в обществе экономические, политические, идеологические и социальные связи между людьми. Поэтому по конкретному содержанию выделяют социально-экономическую, социально-политическую и собственно социальную функции. Они охватывают всю совокупность социальных отношений. Суть функций управления заключается в том, чтобы цели, пути и средства их реализации не противоречили друг другу, чтобы обеспечить эффективное устранение социальной напряженности, гармонизировать интересы разных социальных групп и слоев населения. Свое практическое воплощение функции социального управления приобретают в предоставлении определенной направленности процессу развития общества, отдельных его сфер. Профессиональное разделение труда предопределяет также выделение самостоятельных функций управления, то есть функций его аппарата, которые, конечно, объединяются понятиям «управленческий труд». В этой отрасли труда не менее динамически, чем в других сферах происходит процесс дифференциации, специализации, выделения новых форм и видов управленческой деятельности людей. При этом управленческий труд связан с реализацией определенной функции управления (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль); деятельностью по подготовке решений или оценки их последствий; деятельностью по принятию управленческих решений. В управленческом решении осуществляются функции, цели, принципы управления. Оно выступает средством управленческого влияния, организованного взаимодействия субъекта и объекта управления, которое обеспечивается с помощью соответствующих методов управления. Можно выделить социологические методы выработки решений (имитационные модели, «мозговая атака», дискуссия, деловая игра и др.), методы организации выполнения решений (административные, экономические, социально-психологические, или собственно мотивация). Все они применяются в конкретной ситуации. Принятие и осуществление решений включает выбор цели, способов ее достижения, само решение и его выполнение. Решение всегда имеет часовую характеристику, которая состоит из скорости принятия решения, времени от принятия решения к его выполнению, а также времени от начала изучения ситуации к выработке окончательного варианта решения. От качества управленческих решений зависит, в конце концов, возможность системы управления мобилизировать свои ресурсы и возможности.
По критерию использования возможностей можно дать оценку и качества управления. Существует несколько возможностей — технических, экономических, организационных, социальных и т.п. Оценка и эффективное использование возможностей, усилия, направленные на их рост и развитие, в значительной мере определяют производительность любой сферы человеческой деятельности. В управлении особенное место принадлежит выявлению взаимных влияний при реализации всех видов возможностей, а также анализу обстоятельств, которые предопределяют их взаимное проникновение. Так говорят о социально-экономических, организационно-технических, социотехнических и других видах возможностей. Становится очевидным, что наиболее эффективные пути роста, в частности социальных возможностей промышленного предприятия, в других сферах, а именно экономической и организационно-технической. Каждое общество (производство, организация) на определенное время имеет некоторые предельные уровни возможностей, которые определяют верхний предел того, что это общество (производство, организация) может сделать при имеющемся уровне развития, но не делает этого по определенным причинам. Частично это причины технологического, инженерно-технического или организационного характера, частично — это последствия дефектов системы управления. Устранение их связано в первую очередь с улучшением качества управления, ростом возможностей общества и его различных сфер.
Таким образом, от качества и полноты использования возможностей зависит эффективность достижения управленческих целей. С другой стороны, достижение всего разнообразия существующих целей является процессом роста разных видов возможностей. Поэтому когда мы хотим оценить выполнение определенной функции, следует сравнить фактические действия c теми, которые должны быть. Если рассматривать, например, функцию принятия решений как неотъемлемую обязанность руководителя, появляется возможность оценивать выполнение этой функции по продуктивности, то есть по эффективности самих решений. Такой подход дает возможность в каждом конкретном случае определить четкие критерии деятельности лиц и подразделений, наличие которых дает возможность оценивать качество выполнения функций лицами и подразделениями исходя из предоставленных им полномочий. Управление как процесс имеет циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый отдельно, начинается с постановки целей, заданий и завершается выполнением этих заданий, достижением определенного результата. Таким образом, происходит управленческий цикл, который составляет каркас социально-управленческой технологии. Потом на основании информации о результатах (достижение или недостижение цели) ставятся новые задания, выдвигается новая цель. Один цикл замыкается, начинается новый. Другими словами, любая социально-управленческая технология строится на основании управленческого цикла и представляет собой своеобразное единство формализированных и неформализированных действий. Основным здесь является то, как найти самые эффективные пути трансформации научного знания в социально-управленческие технологии и в программы практических действий людей, социальных группировок. Отметим, что составляющими управления являются системы информационная, проектно-программная, прогностическаяя, планировочная, системно-организационная, система прорабатывания управленческих решений, система коррекции и следующего воссоздания управленческого цикла. Этот алгоритм приспособлен к любому виду или типу управления. Для того, чтобы управлять (руководить), нужно иметь информацию о назначении, функциях, состоянии возможностей системы. Имея такую информацию, руководящая система проектирует, прогнозирует, программирует, четко планирует ее функционирование на конкретный промежуток времени с учетом реальных условий и возможностей. Чтобы система функционировала в заданной программе, ее звеньям должна постоянно подаваться команда (управленческие сигналы: решение, приказы, распоряжения). Чтобы во время выполнения команд предотвратить различные отклонения, нужен постоянный контроль над выполнением. В управленческом значении контроль — это профессиональная услуга, которую руководитель должен предоставлять своим подчиненным. Это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Такой контроль является формой управленческой ответственности, средством предотвращения потерь. Контроль и анализ функционирования системы дают возможность оперативно корректировать ее деятельность, накапливать информацию для нового проектирования, программирования, прогнозирования и т.п.
Эффективность функционирования общественных систем в значительной мере определяется наличием надежного социального прогноза, то есть определение возможных состояний объекта управления в будущем на основе тенденций его развития в прошлом и теперь. Такой прогноз характеризует наиболее вероятное состояние социального объекта в случае сохранения существующих тенденций. Он может быть оперативным, коротко- и долгосрочным. В социальном прогнозировании используются преимущественно три метода: экспертиза, экстраполяция, моделирование. Следует отметить комплексное значение надежных, достоверных социальных прогнозов. Эти прогнозы являются основой принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни. Для понимания сущности, возможностей и перспектив управления как сферы человеческой деятельности крайне важным (рядом с рассмотрением его общественных функций) является исследование его «внутренних» закономерностей, которые порождаются деятельностью человека как субъекта управления. Исполнитель, который выступает в роли объекта управления, остается субъектом осуществляемой им деятельности. Так же, как другие социальные институты, управление имеет свои «сводки» законов, норм, правил, профессиональных «тайн», традиций, суеверий и т.п. Так же, как и в других социальных институтах, в управлении возникают немало конфликтов между реальным и нормативным поведением. Реальная деятельность людей всегда в той или другой степени приближается к нормативному формализированному типу, но никогда с ним не совпадает. Поэтому любая реальная деятельность, в том числе и управленческая, должна рассматриваться как органическое единство формализированных и неформализированных компонентов. Социологический анализ дает возможность обнаружить глубинные механизмы управленческих процессов и процессов самоуправления как общественных явлений, обнаружить и обосновать эффективность демократических принципов отношений между органами власти, управления и народом, обеспечить использование социальных резервов, социального потенциала, социальных технологий, инновационных средств организации и управления. Владение концептуальным и методическим аппаратом социологической теории управления становится сегодня необходимым инструментом эффективной профессиональной деятельности специалиста – управленцев, руководителей предприятия, организаторов производства, а также менеджеров разных иерархических уровней новых хозяйственных, предпринимательских и коммерческих структур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|