Направления и способы формирования у учащихся миротворческого мировоззрения и поведения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей. Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают: § постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов; § плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»; § интерес и уважение личности к культурам народов всей планеты, понимание их сходств и различий; § чувство ответственности за происходящие в мире процессы, сформированность навыков системного подхода при их изучении; § самостоятельный выбор личностью меры и степени собственного участия в решении локальных и глобальных проблем, умение строить тактику и стратегию местного, общенационального и мирового характера;
§ критичность мышления, умение извлекать уроки из прошлого, рефлексивное осмысление опыта в контексте общечеловеческих ценностей. В философской, психолого-педагогической литературе и образовательной практике обосновываются и разрабатываются концепции обучения и воспитания, связанные с решения проблем глобалистики. Так, в педагогике активно развивается новое направление – педагогика мира, главной задачей которой является формирование у подрастающего поколения глобального мышления и способов миротворческого поведения. Главной целью педагогики мира является воспитание «глобальной» личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за собственную судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Объектом педагогики мира является культурно-историческая форма участия людей в жизнедеятельности социума с целью переориентации насилия в сотрудничество. В качестве предмета педагогики мира выделяют актуальное состояние и процесс развития идей культуры мира в современном сообществе; способы и технологии реализации концепции культуры мира на макро-, мезо-, микроуровнях. Основной категорией педагогики мира является понятие культуры мира. Под культурой мира понимается совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражениеследующие личностные характеристики: § уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; признание права каждого на свободу слова, мнений; § отказ от насилия; § приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма; § понимание личностью различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, терпимость к их убеждениям и верованиям.
Особое место уделяется в педагогике мира формированию кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием различий между людьми в культуре, верованиях; взаимопониманием между народами и между этническими, религиозными и иными группами. Педагогика мира направлена на формирование у школьников и студентов миротворческого мировоззрения и соответствующих форм поведения, способствующих переориентации конфликтов в сотрудничество; на развитие у них ответственности за судьбу страны и планеты в целом, рефлексивных умений, критичного и системного способов мышления. Ведущими педагогическими идеями при осуществлении воспитательной работы по формированию у учащихся глобального мышления являются: § идея общности, гармония индивида с Вселенной и человечеством, основанная на экологии природы и человека; установление отношений охранно-созидательного типа между человеком, природой и обществом; § идея необходимости ответственного поведения человека, основанного на общечеловеческих ценностях, в условиях бурного развития мировой системы; § идея изначального равенства людей, независимо от национальной принадлежности, социального статуса, пола, возраста, вероисповедания; § идея милосердия, терпимости и уважения к культурным традициям других народов. Использование идей педагогики мира в учебно-воспитательном процессе школы и вуза выступает фактором успешной адаптации учащихся в социуме, их социализации; способствует их самореализации, формированию у них умений продуктивно общаться, сотрудничать и разрешать конфликты ненасильственным путем. Направления и способы формирования у учащихся миротворческого мировоззрения и поведения Основными направлениями педагогической деятельности по формированию у учащихся миротворческого мировоззрения и поведения выступают: § развитие у школьников учебными и внеурочными средствами целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; § включение идей культуры мира в содержание учебных дисциплин как условие развития у учащихся глобального мышления;
§ воспитание и обучение школьников в духе ненасилия, способствующее установлению гуманистического типа отношений между людьми; § экологическое воспитание школьников, направленное на формирование у них охранно-созидательных отношений в системе «Природа, социум, человек»; § гражданское образование учащихся, способствующее развитию у них ответственности, гражданственности, патриотизма. В совместной деятельности детей и взрослых в работе по данным направлениям актуален принцип "Мыслить глобально – действовать локально", утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого. Рассмотрим более подробно некоторые направления воспитательной работы в средней школе по реализации педагогики мира. На пути формирования гражданина мира (в широком смысле) необходимо пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с природой, понимать закономерности ее развития. Современному школьнику необходимы знания о себе как о природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и свое место в нем. Центральными при обучении становятся такие категории, как Вселенная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др. В этой связи целесообразным является включение в учебный процесс спецкурсов, факультативов или кружков экологической и валеологической направленности, связанных с охраной окружающей среды, защиты собственного организма. В содержательном отношении решению этих задач в определенной степени может служить и курс обеспечения основ жизнедеятельности. При этом важным выступает формирование у учащихся реалистичности взглядов на состояние окружающей среды своего регаона в сравнении с другими областями и регаонами страны, мира в целом. Для этого продуктивным является привлечение школьников к исследованиям и оценке состояния родного края, города и его окрестностей; знакомство с экологически неблагоприятными зонами, с последствиями невежественного обращения человека с окружающей средой; организация выездных полевых экологических практикумов и других активных форм обучения, способствующих накоплению опыта экологической деятельности, освоения современных способов охраны и защиты среды и человека. Интересным и полезным выступает опыт участия школьников, педагогов, родителей в международных, региональных, городских экологическихпрограммах, например: межрегиональный проект "Озера Беларуси", в котором участвуют школьники Беларуси; организация белорусско-российских проектов, предполагающих организанию совместных выездных лагерей по обмену опытом экологической работы; совместная с родителями акция "Чистые воды Свислочи", направленная на изучение микрофлоры и состава загрязненной воды, сбор данных по другим рекам республики.
Основными формами экологического воспитания школьников во внеурочное время могут являться: дидактические игры ("Экология и мы", "Разумный глобализм", "Экологический совет" и др.), встречи со со специалистами (егерями, инспекторами рыбоохраны и др.), проведение турниров знатоков житейских премудростей (народные приметы, лекарственные растения и т.д.), экспедиции в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, конкурс неоконченного рассказа экологической тематики, пресс бой на темы: «Охрана природы в нашей республике и за рубежом», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», проведение разнообразных радиопередач, выставок, олимпиад, организация мониторинга школьниками воды, почвы воздуха, их включение в деятеьность по подкорму животных, попавших в беду, озеленение классов, шкоьных дворов. Воспитание учащихся в духе ненасилия предполагает формирование у нихпредставлений о равенстве людей как членов единого человеческого сообщества, освоение знаний об экономических, политических, социальных правах и свободах человека, овладение способами продуктивного общения, сотрудничества и диалога на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, представителей различных национальных групп, культур, стран. При этом актуальным является оказание школьникам помощи в понимании истинных причин разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия являются уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, живущего по законам Добра, Красоты, Правды, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку; знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и от ношений с другами людьми.
Формами воспитательной работы в данном направлении являются: § изучение документов и программ, разработанных в ООН, которыеопределяют морально-правовую основу педагогики ненасилия; § знакомство с работами выдающихся представителей философии мира и ненасилия, гуманистической психологии, с историей миротворческих идей, движений в мире и нашей стране; § выявление и анализ реальных проблем и ситуаций из жизни школьников и их семей и поиск их решений, с позиции бесконфликтности, компромисса, ненасилия; § участие школьников педагогов, родителей в миротворческой и благотворительной деятельности на уровне класса, семьи, школы, в рамках международных движений и акций; § организация с учащимися, родителями, учителями практикумов по конфликтологии, проблемам коммуникации, проведение различного рода игр, формирующих опыт бесконфликтного, ненасильственного пути решения противоречий; § создание в учебно-воспитательном учреждении психологически комфортной обстановки, эталонной в отношении системы взаимодействия детей и взрослых. В процессе осуществления воспитательной работы по развитию у школьников миротворческого мировоззрения и поведения важнейшим педагогическим требованием выступает целесообразное сочетание учебной и внеурочной деятельности, направленной на их воспитание в духе ненасилия и мира. Вот почему в содержание учебного материала должны быть включены задачи «глобального» характера, решение которых способствует формированию у учащихся основ глобального, плюралистического мышления. Приведем несколько примеров такого рода задач. В учебно-воспитательном процессе московской школы № 825 делается акцент на выработку у учащихся общечеловеческих ценностей посредством учебных задач, которые ставятся и выполняются на каждом уроке. Примером разработки таких задач могут служить следующие междисциплинарные задания: «За последние 100 лет в результате деятельности человека в атмосферу поступило 360 миллиардов тонн углекислого газа, что привело к увеличению его содержания в атмосфере на 13%. Подсчитайте, на сколько увеличится содержание углекислого газа в атмосфере к 2000 году? К чему это может привести? Какие меры надо принять, чтобы избежать тяжелых последствий?»; «Человек потребляет в основном речную воду, объем которой в руслах рек составляет всего лишь 12000 км3 и 1840 км3 стока, озер и водохранилищ. Количество сточных вод немногим более 450 км3 в год. Сточная вода, сбрасываемая в реки и водоемы, портит в 15 раз больший объем чистой естественной воды. Сколько воды будет загрязнено в год? Какой процент вод от общего объема будет загрязнен? К чему это может привести? Предложите меры для улучшения данного положения»; «Сколько квадратных миль необходимо для того, чтобы собрать в одном штате все население земного шара?»; «Какое помещение потребуется для того, чтобы разместить в нем все ядерное оружие?». Для того чтобы решить эти задачи, ученик должен уметь не только производить математические вычисления, но и работать со справочной литературой, вычислительной техникой, географической картой. Определенная вариативность условий этих задач предполагает и множество ответов. Каждый ученик имеет возможность собственным путем получить ответ, который будет включать в себя синтез его знаний умений из разных учебных предметов. Фантастичность идеи (размеры нашей планеты; количество населения или произведенного в мире ядерного оружия) создает в школьников эмоциональный образ, поражает воображение, заставляя их думать о политическом, экономическом или техническом аспектах этой идеи. Включение школьников в решение задач «глобального» характера способствует формированию операционного логического мышления, развитию способности устного счета, а также таких умений активного мышления, как поиск альтернативных решений или проверка достоверности фактов, приобретение актуальной, полезной информации. Эффективным является использование задач «глобального характера» и на уроках информатики, когда учащиеся могут самостоятельно осуществить не только анализсложившейсяситуации (например, социально-экономической, экологической и демографической и др.), но и спрогнозировать возможные последствия ее развития. Данные задачи особенно удобно применять при изучении школьниками возможностей табличных процессоров. Общая формулировка задач может быть следующей: «Проанализируйте социально-экономическую, экологическую и демографическую ситуацию в Республике Беларусь, используя данные из статистических ежегодников, сведения из глобальной сети Internet, другую справочную литературу, и спрогнозируйте возможные негативные последствия ее развития. Предложите возможные пути разрешения этих проблем. Конкретными темами проектов могут быть следующие: 1) Права человека и правонарушения в Республике Беларусь; 2) Демографическая ситуация в Республике Беларусь; 3) Проблемы экологической безопасности в Республике Беларусь. В качестве темы проектов может быть выбрана любая другая актуальная тема. В результате решения школьниками задач «глобального» характера у них формируются научно-исследовательские умения анализировать ситуацию, определять проблемы и задачи исследования; выдвигать гипотезы; разрабатывать проект деятельности и реализовывать его; корректировать деятельность на основе анализа ее результатов. Кроме этого, в процессе решения таких задач у школьников развивается критичное, системное, мышление, рефлексивные умения, умения продуктивно общаться и работать в группе, охранно-созидательное отношение к природе и социуму. Все эти качества составляет основу формирования у учащихся глобального мышления. Важнейшими социально-педагогическими условиями успешной реализации направлений учебно-воспитательной работы в средней школе по формированию у учащихся миротворческого мышления и поведения выступают: § обеспечение демократического и гуманистического характера процесса обучения и воспитания в школе; § связь содержания учебных предметов с практикой; разработка на основе межпредметных связей программ по таким учебным предметам, как «Человек, природа, бщество», «Мировая художественная культура», «География», «История», направленных на формирование у учащихся современной картины мира; § разработка и внедрение личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания; реализация принципа равных возможностей для развития каждого школьника, предоставив ему широкий образовательный выбор; § преобразование учебно-воспитательного процесса школы в открытую образовательную систему, в которой активно взаимодействуют школа, семья, социум; при этом проблемы воспитания и обучения рассматриваются с точки зрения не только индивидуальных, психических, физиологических закономерностей становления личности, но и с позиции законов развития социума в целом; § включение в содержание учебных предметов социально-гуманитарного цикла положений и идей концепции культуры мира, что будет способствовать более успешному овладению школьниками общечеловеческих ценностей, развитию у них кросс-культурной грамотности; § обеспечение изучения школьниками прав человека; организация просветительской работы с родителями по изучению прав ребенка при взаимодействии с администрацией района, города, различными общественными организациями и клубами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|